АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
24 мая 2022 года
г. Архангельск
Дело № А05-1711/2022
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2022 года
Полный текст решения изготовлен 24 мая 2022 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Крылова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яремчук М.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Основа" (ОГРН <***>; адрес: Россия 152934, г. Рыбинск, Ярославская область, ул. Румянцевская, д.53, пом.1, ком.7)
к ответчику - администрации муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН <***>; адрес: Россия 164501, г.Северодвинск, Архангельская область, ул.Плюснина, дом 7)
об обязании заключить дополнительное соглашение к муниципальному контракту
при участии в судебном заседании представителей сторон
от истца: ФИО1, по доверенности от 16.05.2022г., уд. адвоката от 01.12.2014г. № 593;
от ответчика: ФИО2, по доверенности от 22.12.2020г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Основа" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Северодвинск" (далее – ответчик) об обязании ответчика заключить дополнительное соглашение к муниципальному контракту № 131-20-УГиЗО от 03.07.2020 об увеличении цены контракта на 7 434 885 руб. 28 коп.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. По утверждению ответчика, заключение соглашения об изменении условий контракта является правом, а не обязанностью Заказчика, в связи с чем заявленное требование не подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Между Администрацией муниципального образования «Северодвинск» (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Основа» (Подрядчик) по результатам аукциона в электронной форме заключен муниципальный контракт № 131-20-УГиЗО от 03 июля 2020 года.
Согласно пункту 1.1. Контракта Подрядчик обязуется в соответствии с условиями настоящего контракта выполнить собственными или привлечёнными силами и средствами полный комплекс работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства «Многоквартирный дом в квартале 009 г. Северодвинска Архангельской области» и передать объект Заказчику в сроки, установленные контрактом.
Состав, виды, объёмы выполняемых работ, требования к их результатам установлены заданием на проектирование (Приложение № 1 к Контракту) и техническим заданием (Приложение № 2 к Контракту).
В соответствии с пунктом 2.3.2 Контракта Подрядчик обязан выполнить строительство объекта и ввод в эксплуатацию в срок до 14.09.2021 г.
Акт приемки законченного строительством объекта подписан сторонами 30.12.2021
Вместе с тем, согласно акту приемки законченного строительством объекта от 30.12.2021 подрядчиком не выполнены работы по озеленению, устройству верхнего покрытия подъездных дорог к зданию, тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, отделка элементов фасадов здания. Установлен срок выполнения до 01.06.2022
По утверждению истца, в период с даты заключения контакта существенно увеличилась стоимость строительных работ и материалов, что является основанием для увеличения цены контракта.
Письмом № 01-03-11/3682 от 17 декабря 2021 г. Заказчик уведомил Подрядчика о том, что в соответствии с Постановлениям Правительства РФ № 1315 от 09.08.2021 г., в соответствии с Приказом Минстроя РФ № 500/пр от 21.07.2021 г. прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования на строительство объекта «Многоквартирный дом в квартале 009 г. Северодвинска Архангельской области». Для подготовки изменения существенных условий контракта Подрядчику предложено представить повторное положительное заключение государственной экспертизы.
На основании Постановления Правительства РФ № 1315 от 09.08.2021 г., в соответствии с Приказом Минстроя РФ № 500/пр от 21.07.2021 г. Подрядчиком выполнен перерасчет смет с учетом текущих индексов по состоянию на 4 квартал 2021 г., а также получено Положительное заключение повторной государственной экспертизы
Согласно Положительному заключению повторной государственной экспертизы № 29-1-1-2-084079-2021 от 28.12.2021 г., выполненному ГАУ АО "Управление государственной экспертизы", проектная документация в части достоверности определения сметной стоимости в целях определения размера изменения (увеличения) цены контракта согласно постановлению Правительства РФ № 1315 от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и Приказа Минстроя РФ № 500/пр от 21.07.2021 г. "О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 841/пр" соответствуют установленным правилам.
Подрядчиком в адрес Заказчика направлено предложение о заключении дополнительного соглашения к муниципальному контракту № 131-20-УГиЗО от 03 июля 2020 года на основании Постановления Правительства РФ № 1315 от 09.08.2021 г. и в соответствии с Приказом Минстроя РФ № 500/пр от 21.07.2021 г. – Письмо № 2 от 11.01.2022 г. об увеличении цены контракта на 7 434 885 руб. 28 коп. ,что составляет 6,52 % стоимости контракта.
Однако, Заказчик от заключения дополнительного соглашения отказался, направив в адрес Подрядчика письмо № 01-03-17/224 от 28.01.2022 г. В обоснование отказа указал, что Подрядчиком нарушен срок исполнения обязательств по контракту, а также о том, что заключение соглашения об изменении условий контракта является правом, а не обязанностью Заказчика.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с соответствующим исковым заявлением.
Исследовав представленные по делу доказательства, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором (часть 1 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
В силу части 1 статьи 451 ГК РФ основанием для изменения договора является существенное изменение обстоятельств.
При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
По смыслу части 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор, может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Таким образом, для применения данного нормативного положения существенное изменение обстоятельств, позволяющее корректировать условия договора, предполагает собой наличие объективных причин, не зависящих от воли участников соответствующих правоотношений.
Лицо, требующее изменения действующего договора, должно доказать наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, а также совокупность перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 451 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
По смыслу положений статей 766 ГК РФ стоимость подлежащей выполнению работы является существенным условием договора подряда.
Судом установлено, что Подрядчик выразил волю на необходимость увеличении цены контракта на 7 434 885 руб. 28 коп. Вместе с тем на предложение Подрядчика увеличении цены контракта на 7 434 885 руб. 28 коп. Заказчик ответил отказом.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
К спорным отношениям применимы специальные нормы правового регулирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьями 34, 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в данном Законе.
Однако, в настоящем споре соглашения сторонами достичь не удалось, дополнительное соглашение об увеличении цены не подписано, заказчик не согласился с предлагаемыми подрядчиком условиями.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 9 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
Изменение существенных условий контракта, в том числе изменение (увеличение) цены контракта предусмотрено пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения федеральных нужд (далее - контракт):
а) допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:
изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;
предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические
объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 4514 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;
изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
контракт заключен до 1 января 2022 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены. ( в редакции, действовавшей на дату обращения с заявлением о заключении дополнительного соглашения)
При рассмотрении спора суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что подрядчик предпринимал меры к надлежащему исполнению обязательств по контракту, согласно акту приемки законченного строительством объекта от 30.12.2021 Подрядчиком выполнены все работы, за исключением благоустройства. При этом нарушение срока исполнения обязательств по контракту не является значительным. Из переписки сторон следует, что первоначально Подрядчик обратился к Заказчику с предложением об увеличении цены контракта с письмом от 09.06.2021.
Если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа, такие обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть при заключении договоров, могут являться основанием для изменения и расторжения договоров на основании статьи 451 ГК РФ, если при предвидении данных обстоятельств договор не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Судом признается установленным, что внесение изменений в цену контракта, вызвано изменением объективных обстоятельств в виде существенного увеличение стоимости строительных работ и материалов , которые не могли предвидеть обе стороны.
Сохранение существующих условий договора нарушает соотношение имущественных интересов сторон, создает риск не завершения работ по контракту в полном объеме, соответственно, возникновение неблагоприятных последствий для сторон контракта.
Учитывая недопустимость формального подхода Заказчика при исполнении сторонами муниципального контракта, суд в целях достижения определенности в отношениях сторон, соблюдения баланса их интересов и стабильности гражданского оборота, руководствуясь принципами защиты прав и интересов участников гражданского оборота , при наличии всех условий , предусмотренных п.2 Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» признает недопустимым немотивированный отказ Заказчика от заключения дополнительного соглашения
Поскольку значительное увеличение стоимости строительных работ и материалов , является обстоятельством, препятствующим истцу своевременно исполнить обязательства по контракту, а так же учитывая наличие доказательств того, что заказчик сохранил интерес в получении результата работ, суд полагает подлежащим удовлетворению требование истца об увеличении цены контракта на 7 434 885 руб. 28 коп. с целью достижения ожидаемого сторонами результата.
В соответствии с частью 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает в том числе срок их совершения.
Суд считает, семидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу необходимым и достаточным для исполнения судебного акта.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального образования "Северодвинск" в семидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу, заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Основа" дополнительное соглашение к муниципальному контракту № 131-20-УГиЗО от 03.07.2020 об увеличении цены контракта на 7 434 885 руб. 28 коп.
Взыскать с администрации муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Основа" (ОГРН <***>) 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
В.А. Крылов