ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-1732/2021 от 12.05.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

мая 2021 года

     г. Архангельск

Дело № А05-1732/2021

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Потоловой О.А.,

рассмотрел в судебном заседании 12 мая 2021 года дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строитель" (ОГРН <***>; адрес:164524, г.Северодвинск, Архангельская область, пр. Бутомы, дом 16, кв. 69)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; адрес:164520, г.Северодвинск, Архангельская область, ул.Торцева, дом 4)

о признании незаконным и отмене постановления,

при участии в судебном заседании:  не явились,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Строитель" (далее – заявитель, общество) обратилось в Северодвинский городской суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, инспекция) № 2.12-07/29322032200014800003 о назначении административного наказания от 01.12.2020, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 55 004 руб.

Определением Северодвинского городского суда Архангельской области заявление общества с ограниченной ответственностью "Строитель" направлено на рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.

Ответчик с требованием не согласен, представил отзыв на заявление и копии материалов административного дела.

Поводом к оспариванию постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении заявителя послужили следующие обстоятельства.

Из материалов дела видно, что в отношении общества налоговым органом проведена проверка по соблюдению валютного законодательства за период с 01.01.2019 по 31.10.2020, о чем составлен акт проверки  от 16.11.2020.

ООО «Строитель» заключило с  иностранным гражданином ФИО1 (гражданином Азербайджана) трудовой договор № 16 от 01.01.2015. Приказом о приеме работника на работу № СТР00000034 от 01.01.2015 ФИО4 принят на работу в качестве плотника в ООО «Строитель».

ООО «Строитель» произвело выплату заработной платы ФИО1 из кассы наличными денежными средствами в сумме за 2019 год - 73 339 руб. Выплата по вышеуказанному трудовому договору иностранному гражданину ФИО1 произведена согласно платежным ведомостям.

24.11.2020 старшим государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок инспекции ФИО2  был составлен протокол в отношении   общества по факту совершения правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций в виде  выплаты заработной платы из кассы наличными денежными средствами иностранных гражданам.

По мнению инспекции, ООО «Строитель» не соблюдены требования части 2 статьи  14 Федерального закона №173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно: расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

01 декабря 2020 года заместителем начальника инспекции советником государственной гражданской службы РФ 2 класса ФИО3 рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и в отношении ООО «Строитель» вынесено постановление № 2.12-07/29322032200014800003 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 55004 руб.

Не согласившись с указанным постановлением,  общество обратилось  в суд с настоящим заявлением.   Заявитель указал, что у ФИО4 имелся вид на жительство в Российской Федерации.

Суд пришел к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, что влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федеральным законом №173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, - перечень этих случаев является исчерпывающим.

В силу части 2 статьи 1 Закона № 173-ФЗ используемые в нем институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ под валютной операцией понимается, в частности, отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ для целей применения настоящего Закона определены следующие толкования «резидент» применительно к физическому лицу: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации (пп. «а»); постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (пп. «б»).

Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, признаются нерезидентами (пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ ).

Как установлено инспекцией, общество, являющееся резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица – нерезидента ФИО1 валюты Российской Федерации,  то есть совершило валютную операцию, не через банковские счета в уполномоченных банках.

Вместе с тем, согласно ответу УМВД Росси по Архангельской области от 23.04.2021 № 5/4/3514 на определение суда от 13.04.2021 об истребовании доказательств гражданин ФИО5 Асад оглы, ранее на основании решения УМВД России по Архангельской области от 08.02.2017 № 154/2016 документирован видом на жительство в Российской Федерации серии 82 № 0089491 сроком действия до 08.02.2022. В отношении ФИО4 УМВД Росси по Архангельской области 03.10.2019 вынесено решение о приеме в гражданство Российской Федерации.

Таким образом, ФИО4 являлся резидентом в соответствии с подпунктом  «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, поскольку в спорный период являлся постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, в связи с чем у общества отсутствовала обязанность производить расчеты только через банковские счета в уполномоченных банках.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

С учетом изложенного, поскольку в действиях общества отсутствуют признаки события правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, требование заявителя подлежит удовлетворению, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 207-211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление № 2.12-07/29322032200014800003 о назначении административного наказания от 01.12.2020, принятое в г.Северодвинске Архангельской области  Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении общества с ограниченной ответственностью "Строитель", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: Россия 163045, 164524, г.Северодвинск, Архангельская область, пр. Бутомы, дом 16, кв. 69.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

И.С. Юринская