Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Архангельск Дело № АО5-1748/2009
26 марта 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 марта 2009 года.
Арбитражный суд Архангельской области
в составе: судьи Хромцова В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Александровой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения «Отдел внутренних дел по муниципальному образованию «Город Коряжма»
к Котласскому территориальному отделу Управления Роснедвижимости по Архангельской области (г.Котлас, Котласский, Красноборский районы)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 05.02.2009г. по делу № 02-12/01
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 11.02.2009г.).
от ответчика – ФИО2 (доверенность от 11.01.2009г.).
Установил:
Государственное учреждение «Отдел внутренних дел по муниципальному образованию «Город Коряжма» (далее – Отдел) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 05.02.2009г. по делу № 02-12/01, вынесенного заместителем главного государственного инспектора г.Котласа, Котласского, Красноборского районов по использованию и охране земель Котласского территориального отдела Управления Роснедвижимости по Архангельской области (далее – Управление), в соответствии с которым Отдел привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд считает, что заявление Отдела удовлетворению не подлежит с учетом следующих обстоятельств, установленных в судебном заседании.
Как следует из материалов дела, 26.12.2008г. Прокуратурой г.Коряжмы проведена проверка Отдела по вопросам соблюдения земельного законодательства в части использования земельных участков, расположенных по адресу: Архангельская область, Котласский район, МО «Черемушское», автодорога «Котлас-Коряжма-Ильинско-Подомское», км 38+050 (слева).
В ходе проверки установлено, что земельные участки по названному адресу площадью 1710 кв.м (кадастровый номер 29:07:141401:84), площадью 410 кв.м (кадастровый номер 29:07: 141401:85), площадью 240 кв.м (кадастровый номер 29:07:141401:86), площадью 250 кв.м (кадастровый номер 29:07:141401:86) используются Отделом путем размещения на них стационарного поста дорожно-патрульной службы (далее – ДПС) со специализированной стоянкой без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
По данному факту Прокуратурой г.Коряжмы на основании постановления от 29.12.2008г. возбуждено производство по делу об административном правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ в отношении Отдела и материалы проверки направлены в Управление для рассмотрения по существу.
На основании представленных материалов заместитель главного государственного инспектора г.Котласа, Котласского, Красноборского районов по использованию и охране земель Котласского территориального отдела Управления Роснедвижимости по Архангельской области вынес Постановление от 05.02.2009г. по делу № 02-12/01 о назначении административного наказания в соответствии с которым привлек Отдел к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с упомянутым постановлением, Отдел обратился с заявлением в арбитражный суд о признании его незаконным и отмене.
При этом в обоснование своих доводов Отдел указывает, что вина во вменяемом ему правонарушении Управлением не доказана. Отдел ссылается на то, что строительство стационарного поста ДПС осуществляется в рамках социально-экономической целевой программы Архангельской области по усилению борьбы с преступностью на 2006-2007 годы, утвержденной Областным законом от 09.11.2005г. № 97-6-ОЗ, финансирование мероприятий этой программы осуществляется за счет средств областного бюджета, стационарный пост ДПС строится областным государственным учреждением «Дирекция областного заказчика-застройщика» и состоит на его балансе как объект незавершенного строительства и Отделу не передан.
Таким образом, Отдел считает вывод Управления о том, что Отделом на указанных земельных участках размещен пост ДПС не соответствующим действительности.
Доводы Отдела отклоняются судом как несостоятельные по следующим основаниям.
Согласно статье 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов предполагает совершение противоправных действий по занятию земельного участка, которые находятся в неразрывной связи с использованием земельного участка без правоустанавливающих документов.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как следует из пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. В силу статьи названного Кодекса, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, в том числе, право на постоянное (бессрочное) пользование земельными участками и право аренды земельных участков, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса (к коим относится Отдел), - в постоянное (бессрочное) пользование.
Из материалов дела следует, что согласно акту от 25.05.2006г. о выборе земельного участка для проектирования, согласования технических условий на присоединение к инженерным сетям и коммуникациям намеченного к строительству поста ДПС ГИБДД со специализированной стоянкой в Котласском районе Архангельской области, комиссией по выбору земельных участков при Администрации МО «Котласский район» с участием, в том числе, начальника Коряжемского ГОВД УВД Архангельской области в качестве заказчика-застройщика, выбран земельный участок общей площадью 0,5га (пашня), расположенный на землях ФГУП «Коряжемское» в точке примыкания автодороги общего пользования «Котлас-Коряжма-Ильинско-Подомское» с левой стороны к автодороге «Песчанка-Черемуха».
Постановлением главы МО «Котласский муниципальный район» № 45 от 22.01.2007г. предварительно согласовано место размещения поста ДПС ГИБДД со специализированной стоянкой на земельном участке общей площадью 0,5га (пашня), расположенном по адресу: Архангельская область, Котласский район, МО «Черемушское», автодорога «Котлас-Коряжма-Ильинско-Подомское», км 38+050 (слева) для выполнения проектно-изыскательских работ. Категория – земли сельскохозяйственного назначения.
Постановлением главы МО «Котласский муниципальный район» № 354 от 04.05.2008г. утвержден проект границ земельных участков, расположенных по названному адресу: площадью 1 710 кв.м, площадью 410 кв.м, площадью 240 кв.м и площадью 250 кв.м.
Распоряжением Главы Администрации Архангельской области от 17.11.2008г. № 1086р названные земельные участки переведены в Котласском районе из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи … и земель иного специального назначения для строительства поста ДПС ГИБДД со специализированной стоянкой.
В порядке подготовки к рассмотрению административного дела, Управлением 16.01.2009г. и 20.01.2009г. сделаны запросы в Администрацию МО «Котласский муниципальный район» и Котласский территориальный отдел Управления Роснедвижимости по Архангельской области. Из полученных на данные запросы ответов установлено, что указанные земельные участки состоят на государственном кадастровом учете, а разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию поста ДПС ГИБДД не выдавалось.
Матреиалами дела подтверждено, что рассматриваемые земельные участки предоставлены Отделу по его ходатайству от 23.01.2009г. в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления Главы муниципального образования «Котласский муниципальный район» № 60 от 23.01.2009г.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт отсутствия у Отдела на момент проверки правоустанавливающих документов на землю и его действия, выразившиеся в использовании стационарного поста ДПС на спорных земельных участках без указанных документов подпадают под диспозицию статьи 7.1 КоАП РФ.
Частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что до оформления правоустанавливающих документов Отдел не имел права занимать и использовать земельные участки, не принадлежащий ему на каком-либо праве. У Отдела имелась возможность избежать самовольного использования спорного земельного участка, однако им не были своевременно приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона, в связи с чем Отдел привлечен к административной ответственности законно и обоснованно.
Судом отклоняются как несостоятельные доводы Отдела о том, что проверкой не подтвержден факт использования им названных земельных участков.
При этом суд исходит из того, что данное утверждение опровергается материалами дела.
Во-первых, факт эксплуатации Отделом стационарного поста ДПС на спорном земельном участке подтверждается представленными в материалы дела ксерокопиями фотографий, на которых видно нахождение здесь служебных машин ДПС.
Отдел не представил суду доказательств о наличии иных причинах нахождения этих автомашин на стационарном посту ДПС, помимо служебных целей.
Во-вторых, в материалах дела имеется ксерокопия приказа № 21 от 21.01.2009г., изданного начальником УВД по Архангельской области, из которого совершенно очевидно усматривается эксплуатация названного стационарного поста ДПС как до предоставления Отделу спорных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, так и до оформления правоустанавливающих документов.
В частности, пунктом 1 этого документа, датированного 21.01.2009г., приказано прекратить функционирование стационарного поста ДПС «Дозор», расположенного в Котласском районе на 38 км автодороги «Котлас-Коряжма-И.Подомское» до приведения его в соответствие с требованиями приказа МВД РФ от 04.09.2003г. № 705дсп. В пункте 2 приказа содержится указание о внесении изменений в приложение № 5 «Перечень стационарных постов милиции, действующих на территории Архангельской области», утвержденное приказом УВД по Архангельской области от 15.02.2008г. № 85дсп «Об организации охраны общественного порядка и общественной безопасности в городах и других населенных пунктах Архангельской области в 2008 году», исключив фразу «стационарный пост ДПС «Дозор», расположенный в Котласском районе на 38 км автодороги «Котлас-Коряжма-И.Подомское». Вместе с этим, в пункте 4.1 приказа предписано, высвободившийся от несения службы на стационарном посту ДПС «Дозор», расположенном в Котласском районе на 38 км автодороги «Котлас-Коряжма-И.Подомское» личный состав использовать для работы в системе единой дислокации по обеспечению безопасности дорожного движения на территории г.Коряжма.
Все вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о фактическом функционировании стационарного поста ДПС на спорных земельных участках в момент проверки.
Нарушений процедуры привлечения Отдела к административной ответственности, которые могли бы явиться основанием для признания незаконным постановления о назначении административного наказания, судом не установлено.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Отказать государственному учреждению «Отдел внутренних дел по муниципальному образованию «Город Коряжма», зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901141812, расположенному по адресу: <...>, в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 05.02.2009г. по делу № 02-12/01, вынесенного заместителем главного государственного инспектора г.Котласа, Котласского, Красноборского районов по использованию и охране земель.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья: В.Н.Хромцов