АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
14 июня 2021 года
г. Архангельск
Дело № А05-1821/2021
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2021 года
Решение в полном объёме изготовлено 14 июня 2021 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Сметанина К.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сусловой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (ОГРН <***>; адрес: 127055, Москва, ул. Сущёвская, дом 19, строение 7)
к акционерному обществу "Бункерная компания" (ОГРН <***>; адрес: 196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе, дом 25, корпус 1, литер А, офис 515),
с привлечением третьего лица - федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства" в лице Архангельского филиала (163000, <...>)
о взыскании 504 868 руб. 20 коп.,
при участии в заседании представителей:
от истца: ФИО1 (доверенность от 28.12.2020),
от ответчика: ФИО2 (доверенность от 03.02.2021),
от третьего лица: ФИО3 (доверенность от 10.10.2020),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Бункерная компания" (далее – ответчик) о взыскании 504 868 руб. 20 коп., в том числе 480 820 руб. 01 коп. долга по оплате портовых сборов за период с 05.02.2019 по 31.12.2019, 24 048 руб. 19 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по состоянию на 16.02.2021, и с 17.02.2021 по день фактической оплаты долга.
Ответчик с иском не согласился.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное автономное учреждение "Российский морской регистр судоходства" в лице Архангельского филиала.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал позицию ответчика.
Исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, суд приходит к следующему.
В обоснование заявленного требования утверждается, что в период с февраля по декабрь 2019 года истец оказывал судну «Индига», судовладельцем которого является ответчик, услуги по использованию объектов инфраструктуры морского порта и обеспечению безопасности мореплавания в морском порту Архангельск и на подходах к нему. Услуги оказывались без оформления письменного договора, по заявкам судовладельца, факт исполнения обязательств подтвержден лоцманскими квитанциями и подписанными сторонами актами. Для оплаты оказанных услуг истец выставил счета на общую сумму 6 604 062 руб. 06 коп. Стоимость услуг определена исходя из размера ставок портовых сборов, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы России от 06.06.2016 № 711/16 и приказами ФГУП «Росморпорт» от 02.07.2018 № 307 и от17.12.2019 № 507 (в отношении лоцманского сбора). При этом расчет портовых сборов производился истцом на основании мерительного свидетельства танкера «Индига», выданного Российским морским Регистром судоходства 18.10.2003, в котором содержались сведения об уменьшении валовой вместимости танкера на 9471 регистровых тонн. Когда выяснилось, что 05.02.19 Российским морским Регистром судоходства оформлено новое мерительное свидетельство танкера «Индига» без указания уменьшения размера валовой вместимости, истец пересчитал стоимость оказанных услуг за период с 05.02.2019 по 31.12.2019 и предъявил ответчику счет от 09.01.2020 №12 на доплату портовых сборов в сумме 480 820 руб. 01 коп.
Поскольку ответчик счет от 09.01.2020 №12 не оплатил и отклонил претензию от 04.02.2020 с требованием погашения долга, истец обратился в суд с настоящим иском. Полагая, что ответчик неправомерно пользовался чужими денежными средствами, истец на основании статьи 413 Кодекса торгового мореплавания РФ заявил о взыскании 24 048 руб. 19 коп. процентов, начисленных за период с 01.01.2020 по 16.02.2021, а также процентов за период с 17.02.2021 по день фактической оплаты долга.
Ответчик изложенные выше обстоятельства не оспаривал. Возражая на иск, ответчик сослался на то, что мерительное свидетельство танкера «Индига» от 05.02.2019 не отменяло сведений об уменьшении валовой вместимости судна, поскольку конструктивные особенности судна не изменялись; форма мерительного свидетельства от 05.02.2019 не предусматривала приложение «Пространства, включенные во вместимость», в связи с чем отсутствовало примечание относительно уменьшения валовой вместимости; 05.02.2020 Российским морским Регистром судоходства выдано мерительное свидетельство танкера «Индига», содержащее необходимые сведения об уменьшении валовой вместимости судна.
Аналогичные пояснения дал суду представитель третьего лица.
Размер доначисленных портовых сборов и произведенный истцом расчет процентов ответчиком не оспаривался.
В рассматриваемой ситуации отношения сторон по договору регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Как установлено пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пункт 1 статьи 781 ГК РФ обязывает заказчика оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 261-ФЗ) в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания морском порт и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.
В силу статьи 19 Закона № 261-ФЗ оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы). Портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
В морском порту могут устанавливаться портовые сборы: корабельный; канальный; ледокольный; лоцманский; маячный; навигационный; причальный; экологический.
В спорном периоде расчет портовых сборов в отношении танкера «Индига» производился истцом в соответствии с предоставленным ему международным мерительным свидетельством № 03.01484.150, выданным Российским морским регистром судоходства 18.10.2003. Согласно данному документу валовая вместимость судна (GT) составляет 11 290., чистая вместимость - 4937. В приложении к мерительному свидетельству от 18.10.2003 «Пространства, включенные во вместимость» указаны сведения о расположении и объемах грузовых танков, а также отмечено, что «сегрегированные балластные цистерны соответствуют положению 18 Приложения 1 Международной конвенции по предотвращению с загрязнения с судов 1973 г. в соответствии с измененным Протоколом 1978 г. к нему и общим тоннажем таких танков, которые используются исключительно для перевозки сегрегированного балласта – 1819.; уменьшенная валовая вместимость, которая должна использоваться для расчета платы за тоннаж – 9471».
Таким образом, танкер «Индига» оснащен изолированными балластными танками.
Международное мерительное свидетельство выдается каждому судну, валовая и чистая вместимости которого были определены в соответствии с Международной конвенцией по обмеру судов 1969 года (Лондон, 23.06.1969, далее – Конвенция).
В соответствии со статьями 2 и 6 Конвенции "валовая вместимость" означает величину наибольшего размера судна, "чистая вместимость" означает величину полезного объема судна. Определение валовой и чистой вместимости судов осуществляется Правительством государства, под флагом которого плавает судно.
Согласно Приложению 2 Конвенции международное мерительное свидетельство не предусматривает указание единиц измерения, а в соответствующих графах мерительного (классификационного) свидетельства на стр. 1 и стр. 2 проставляются исключительно численные значения без указания единиц измерения.
Понятия "танк", "изолированный балласт" даны в Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (далее - конвенция МАРПОЛ). "Танк" означает закрытое помещение, образованное постоянными элементами конструкции судна и предназначенное для перевозки жидких грузов наливом. "Изолированный балласт" означает водяной балласт, принятый в танк, который полностью отделен от нефтяной грузовой и нефтяной топливной систем и предназначен только для перевозки балласта либо балласта или грузов, не являющихся нефтью или вредными жидкими веществами.
Пунктом 2 Правил 13 "Нефтяные танкеры с изолированным балластом" конвенции МАРПОЛ установлено, вместимость танков изолированного балласта определяется таким образом, чтобы судно могло безопасно совершать балластные переходы, не прибегая к использованию нефтяных танков под водный балласт.
Оплата оказанных истцом услуг в спорный период осуществлялась в соответствии со ставками портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденными приказом ФАС России от 06.06.2016 № 711/16 "Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП "Росморпорт" в морских портах Российской Федерации".
Приказом ФАС России от 10.03.2016 № 223/16 утверждены Правила применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации (далее – Правила № 223/16), согласно которым ставки портовых сборов применяются для расчетов за услуги, оказываемые субъектами естественных монополий по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, обеспечению безопасности мореплавания в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.
Портовые сборы уплачивают российские и иностранные судовладельцы или уполномоченные ими лица за заход судна в порт, выход судна из порта, а также проход судном акватории порта транзитом.
Согласно пункту 1.1 Правил № 223/16 ставки портовых сборов (сборов с судов) применяются для расчетов за услуги по использованию инфраструктуры, обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морских портах (перегрузочных комплексах) Российской Федерации и на подходах к ним.
Пунктом 1.7 Правил № 223/16 предусмотрено, что:
- ставки портовых сборов устанавливаются за единицу валовой вместимости судна, указанной в мерительном свидетельстве судна (абзац 1);
- расчет портовых сборов для танкеров с изолированными балластными танками производится без учета валовой вместимости изолированных балластных танков, указанной в мерительном свидетельстве (абзац 2);
- при отсутствии сведений в мерительном свидетельстве о валовой вместимости изолированных балластных танков и, соответственно, об уменьшенной валовой вместимости танкера расчет портовых сборов производится с коэффициентом 0,9 (абзац 3).
Мерительное свидетельство № 19.10004.190, выданное Российским морским регистром судоходства 05.02.2019, не содержит сведений об уменьшенной валовой вместимости танкера «Индига».
Из пояснений представителей ответчика и третьего лица следует, что мерительное свидетельство от 05.02.2019 № 19.10004.190 было выдано при завершении промежуточного освидетельствования судна в связи с отсутствием международных рейсов. Поскольку новая форма мерительного свидетельства (1.2.12) не предусматривала внесение дополнительной информации, запись об уменьшении валовой вместимости не вносилась.
К материалам дела приобщена копия мерительного свидетельства № 20.10002.190, выданного истцу Российским морским регистром судоходства 05.02.2020, содержащего те же сведения о валовой и чистой вместимости танкера «Индига», а также об уменьшенной валовой вместимости, что и международное мерительное свидетельство от 18.10.2003 № 03.01484.150. Как пояснил представитель третьего лица, данное мерительное свидетельство выдано в отношении судна, на которое не распространяются положения Конвенции, но которое отвечает этим требованиям, с внесением ранее указанной информации в мерительном свидетельстве от 18.10.2003 № 03.01484.150 об уменьшении валовой вместимости, которая должна использоваться для расчета платы за тоннаж (9471).
Факт отсутствия конструктивных изменений относительно количества и объема изолированных балластных танков танкера «Индига» в период с февраля 2019 г. по февраль 2020 г. истцом не оспаривается и подтверждается представленным третьим лицом свидетельством о предотвращении загрязнения с судов.
Таким образом, ответчик как в период до 05.02.2019, так и после 05.02.2020 обязан был уплачивать портовые сборы без учета в расчете валовой вместимости изолированных балластных танков. В спорный период показатели валовой вместимости изолированных балластных танков судна «Индига» не менялись, поэтому у истца отсутствовали основания для начисления портовых сборов ввиду "отсутствия сведений в мерительном свидетельстве о валовой вместимости изолированных балластных танков" в том смысле, который придают этому понятию положения пункта 1.7 Правил № 223/16.
При таких обстоятельствах заявленный иск о взыскании долга и процентов не подлежит удовлетворению.
По результатам рассмотрения дела и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относится на истца.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья К.А. Сметанин