ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-1862/14 от 14.05.2014 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

мая 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-1862/2014   

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Волкова И.Н. 

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению открытого акционерного общества "Нарьян-Марский морской торговый порт" (ОГРН <***>; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)

к ответчику – обществу с ограниченной ответственностью "Транс-НАО" шиппинг компани" (ОГРН <***>; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>; 163000, <...>, секция 1)

о взыскании 205 229 руб. 64 коп.,

установил:

открытое акционерное общество "Нарьян-Марский морской торговый порт" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Транс-НАО" шиппинг компани" (далее – ответчик) о взыскании 205 229 руб. 64 коп. штрафа за осуществление швартовки/отшвартовки без буксира в октябре 2013 года по договору № НММТП-13-25 от 10.06.2013.

Решение судом выносится в порядке, установленном статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В представленном отзыве ответчик иск не признает. Позиция ответчика сводится к следующему: заявка на швартовку ответчиком не подавалась; в порту имелись только рабочие катера, которые не смогли бы обеспечить надлежащую швартовку т/х «Иван Бобров».    

Исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.

10.06.2013г. между истцом (Портом) и ответчиком (судовладельцем) был заключен договор № НММТП-13-25, предметом которого является регулирование взаимоотношений сторон при нахождении судов судовладельца в порту.

В соответствии с п. 3.1.6. судовладелец обязался производить подход судна к причалу  при помощи буксира, не допускать повреждение причала. Швартовка без буксира запрещена. В случае нарушения судовладелец выплачивает порту штраф в размере 6,22 руб. за куб. м (без учета НДС).

В соответствии с п. 3.2.2. истец обязался предоставлять буксир для выполнения вспомогательных операций при швартовке судна согласно поданной заявки.

Как следует из материалов дела 03.10.2013г. и 21.10.2013г. в порту истца  осуществлялась швартовка,  а 05.10.2013г. и 21.10.2013г. отшвартовка судна «Иван Бобров», принадлежащего ответчику. При этом швартовка/отшвартовка судна осуществлялась ответчиком самостоятельно, т.е. без использования буксиров, что представителями сторон не оспаривается.

В связи со швартовкой/отшвартовкой судна без буксира истцом в адрес ответчика были выставлены счета-фактуры № 290 от 31.12.2013г. и № 291 от 31.12.2013г. на общую сумму 205 229 руб. 64 коп., где сумма штрафа за швартовку без буксира составила 102 614 руб. 82 коп., а сумма штрафа за отшвартовку  составила 102 614 руб. 82 коп.                               

Неоплата ответчиком указанных счетов послужила основанием для предъявления в суд настоящего иска.       

Иск подлежит судом частичному удовлетворению в связи со следующим.

Поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт швартовки судна ответчика без буксира, требование истца о взыскании штрафа является правомерным. Правильность расчета штрафа  ответчик не оспаривал. На основании изложенного с ответчика в пользу истца взыскивается 102 614 руб. 82 коп. штрафа за швартовку без буксира.

Доводы ответчика судом во внимание не принимаются в связи со следующим.

В соответствии со ст. 431 Гражданского Кодекса РФ «Толкование договора» при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

В соответствии с пунктом 3.1.6 швартовка без буксира запрещена. При этом главная цель включения данной нормы в договор заключается в обеспечении безопасности как самого судна, так и территории порта (причала). При этом из буквального толкования указанного пункта не следует, что швартовка должна осуществляться именно  буксирами истца. Ответчик не лишен возможности использовать иные буксиры,  исходя из чего ссылка ответчика на отсутствие мощных буксиров у истца не имеет правового значения, и к тому же ничем не подтверждена.

Также не имеют правового значения доводы ответчика о технических особенностях судна «Иван Бобров», отсутствия заявки на швартовку,  законодательном разрешении на швартовку судна без буксира, поскольку указанное не опровергает установленный судом факт нарушения ответчиком согласованного условия договора.

Вместе с тем исходя из буквального толкования спорного пункта суд приходит к выводу, что ответственность в виде штрафа предусмотрена в нем исключительно за швартовку без буксира, тогда как истцом предъявлено также требование об уплате штрафа за отшвартовку без буксира. Штраф за отшвартовку без буксира (действию, противоположному швартовке) в пункте 3.1.6, который регламентирует подход судна к причалу,  не предусмотрен.

Указанный вывод является основанием для уменьшения суммы предъявленного штрафа до 102 614 руб. 82 коп.               

            В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально сумме удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Транс-НАО" шиппинг компани" (ОГРН <***>) в пользу открытого акционерного общества "Нарьян-Марский морской торговый порт" (ОГРН <***>) 102 614 руб. 82 коп. штрафа.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Транс-НАО" шиппинг компани" (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 3 552 руб. 30 коп.  государственной пошлины.

Взыскать с открытого акционерного общества "Нарьян-Марский морской торговый порт" (ОГРН <***>)  в доход федерального бюджета 3 552 руб. 30 коп.  государственной пошлины.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

И.Н. Волков