АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
июля 2020 года | г. Архангельск | Дело № А05-1866/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена июля 2020 года
Полный текст решения изготовлен июля 2020 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Острых А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: 163069, <...>)
к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>; адрес: 165350, Архангельская область, д.Выставка Котласского района)
о взыскании 2 612 647 руб. 80 коп.,
при участии в судебном заседании представителя истца ФИО2 (доверенность от 25.11.2019 № 38), Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (паспорт),
установил:
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – ответчик, Глава КФХ) о взыскании 2 657 228 руб. 59 коп. в возврат средств субсидии, предоставленной на основании соглашения от 29.04.2016 № 01-30/229.
Представитель истца в судебном заседании заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 2 612 647 руб. 80 коп.
Суд на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принял уменьшение размера исковых требований.
Ответчик с иском не согласился, поддержал доводы отзыва на заявление.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее:
Как усматривается из материалов дела, по итогам конкурса, проведенного в соответствии с Положением о порядке предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп, и на основании распоряжения Министерства от 29.04.2016 № 174-р истец и ответчик заключили соглашение № 01-30/229 о предоставлении и использовании гранта на развитие семейных животноводческих ферм от 29.04.2016 (далее – Соглашение).
Согласно пунктам 1.1 - 1.4 Соглашения Министерство предоставляет ответчику денежные средства в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 6 885 900,00 руб. путем перечисления на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, а ответчик, в свою очередь, принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию семейной животноводческой фермы в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными Положением и Соглашением.
Проект по развитию семейной животноводческой фермы Глава КФХ реализует в сроки, установленные Положением и планом расходов гранта (приложение № 1 к Соглашению), являющимся неотъемлемой частью этого Соглашения, грант используется исключительно в соответствии с планом расходов гранта.
Грант предоставляется из областного бюджета на безвозмездной основе на условиях долевого финансирования в соответствии с планом расходов грана и подлежит возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Положением и этим Соглашением.
В соответствии с подпунктами 2.3.1 - 2.3.12 пункта 2.2 соглашения Глава КФХ принял на себя обязательства: реализовать проект по развитию семейной животноводческой фермы и использовать грант в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленными Соглашением и планом расходов гранта; выполнить условия Положения и Соглашения; в течение срока действия Соглашения постоянно проживать в муниципальном образовании Архангельской области по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, которое является единственным местом его трудоустройства; использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления денежных средств на его расчетный счет; в случае привлечения заемных средств, представить заверенную банком копию кредитного договора (договоров) в срок предоставления отчета об использовании средств гранта, полученных КФХ на развитие семейной животноводческой фермы; оплачивать за счет собственных и заемных не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов; создать не позднее 24 месяцев со дня поступления средств на его расчетный счет 3 постоянных рабочих места, что должно подтверждаться в целевом отчете по расходованию средств гранта и ежеквартальном отчете по истечении указанного срока; быть зарегистрированным в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществлять свою деятельность в течение не менее 5 лет со дня заключения Соглашения; зарегистрировать на себя право собственности на имущество, приобретаемое за счет средств гранта в соответствии с планом расходов; использовать все приобретения за счет средств гранта исключительно в деятельности своего КФХ, на развитие и деятельность фермы и только с целью получения дохода от деятельности семейной животноводческой фермы; не осуществлять в течение 10 лет со дня поступления гранта на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, продажу, дарение, передачу в аренду, пользование другим лицам, обмен либо взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, имущества, приобретаемого с использованием средств гранта; создавать собственную или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовую базу или заключать договор на приобретение кормов.
В соответствии с подпунктами 2.3.12 - 2.3.18 пункта 2.2 Соглашения Глава КФХ принял на себя обязательства: в случае, предусмотренном пунктом 2.2.1 Соглашения, обеспечить беспрепятственный доступ представителей министерства и органов государственного финансового контроля Архангельской области к имуществу, приобретенному за счет средств гранта и используемому в сельскохозяйственном производстве, давать объяснения, отчеты и документы, касающиеся приобретения, пользования и распоряжения имуществом, включенным в план расходов, исполнять предписания, вынесенные по результатам проверок; согласен на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта и выполнения запрета приобретения за счет средств гранта иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления гранта иных операций, согласен не препятствовать Министерству и органам государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта; перечисленные средства гранта расходовать исключительно по направлениям расходования средств, указанных в плане расходов гранта, и только путем безналичного перечисления средств на расчетные счета контрагентов; для подтверждения целевого использования средств гранта в течение 20 рабочих дней со дня использования средств гранта по каждому наименованию в соответствии с планом расходов представлять в Министерство фотоотчет и сброшюрованный отчет с приложением копий документов, заверенных получателем гранта в установленном федеральным законом порядке, по перечню, установленному Министерством; в течение 5 лет с момента получения гранта ежеквартально в рамках календарного года представлять в Министерство отчет о деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в целях создания и развития КФХ не позднее 10 числа месяца (не позднее 10 апреля, 10 июля, 10 октября, 10 января), следующего за отчетным кварталом в соответствии с установленными Министерством формам; в случае наступления событий, указанных в подпункте 2.2.2 Соглашения, в течение 10 рабочих дней возвратить в полном объеме полученные средства гранта путем перечисления денежных средств на расчетные счета, указанные в уведомлении Министерства.
Согласно пункту 4.1 соглашения в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения предусмотренных соглашением обязательств стороны несут ответственность соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашением.
В соответствии с приведенным в приложении 1 к соглашению Планом расходов крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в муниципальном образовании «Котласский муниципальный район» гранта на развитие семейной животноводческой фермы по направлению: разведение КРС молочного и мясного направления (далее – План), в редакции дополнительного соглашения № 2 от 09.02.2018, целями использования гранта являлись:
1)реконструкция семейной животноводческой фермы (8 позиций), в том числе:
1.1.покупка пиломатериалов на общую сумму 3 418 500,00руб., из них средства гранта – 2 051 100,00 руб., собственные средства – 1 367 400,00 руб.,
1.2.покупка окон (22 шт) на общую сумму 236 500,00 руб., из них средства гранта – 141 900,00 руб., собственные средства – 94 600,00 руб.,
1.3.покупка листов оцинкованных (350 шт) на общую сумму 630 000,00 руб., из них средства гранта – 378 000,00 руб., собственные средства – 252 000,00 руб.,
1.4.покупка поликарбоната 6 мм, 12 м на общую сумму 120 000,00 руб., из них средства гранта – 72 000,00 руб., собственные средства – 48 000,00 руб.,
1.5.покупка конька оцинкованного 150х150х2м на общую сумму 50 000,00 руб., из них средства гранта – 30 000,00 руб., собственные средства – 20 000,00 руб.,
1.6.покупка утеплителя для крыши (пенопласт) (300 шт) на общую сумму 75 000,00 руб., из них средства гранта – 45 000,00 руб., собственные средства – 30 000,00 руб.,
1.7.покупка межвенцового утеплителя на общую сумму 70 000,00 руб., из них средства гранта – 42 000,00 руб., собственные средства – 28 000,00 руб.,
1.8.покупка крепежных изделий (гвозди, саморезы, скобы) на общую сумму 380 000,00 руб., из них средства гранта – 228 000,00 руб., собственные средства – 152 000,00 руб.
2) комплектация фермы и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж (5 позиций), в том числе:
2.1. доильные аппараты стоимостью 175 000,00 руб., из них: средства гранта – 105 000,00 руб., собственные средства – 70 000,00 руб.,
2.2. охладитель молока стоимостью 250 000,00 руб., из них: средства гранта – 150 000,00 руб., собственные средства – 100 000,00 руб.,
2.3. ванна длительной пастеризации стоимостью 125 000,00 руб., из них: средства гранта – 75 000,00 руб., собственные средства – 50 000,00 руб.,
2.4. покупка системы навозоудаления стоимостью 575 000,00 руб., из них: средства гранта – 345 000,00 руб., собственные средства – 230 000,00 руб.,
2.5. покупка системы водоснабжения стоимостью 645 000,00 руб., из них: средства гранта – 387 000,00 руб., собственные средства – 258 000,00 руб.,
3. покупка сельскохозяйственных животных 145 голов (3 позиции), в том числе:
3.1. покупка нетелей в количестве 50 голов общей стоимостью 3 380 500,00 руб., из них: средства гранта – 2 028 300,00 руб., собственные средства – 1 352 200,00 руб.,
3.2. покупка бычков в количестве 70 голов общей стоимостью 945 000,00 руб., из них: средства гранта – 567 000,00 руб., собственные средства – 378 000,00 руб.,
3.3. покупка телочек в количестве 25 голов общей стоимостью 401 000,00 руб., из них: средства гранта – 240 000,00 руб., собственные средства – 160 400,00 руб.
В силу пункта 3.1 Соглашение вступает в силу с даты его заключения и действует в течение 5 лет до полного исполнения сторонами принятых по нему обязательств либо до его расторжения.
Предусмотренный указанным соглашением грант в размере 6 885 900,00 руб. перечислен Главе КФХ платежными поручениями от 06.05.2016 №№ 224715, 230561.
Министерством в соответствии с Планом осуществления министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области финансового контроля в 2018 году, утвержденным распоряжением Министерства от 12.12.2017 № 386-р, на основании распоряжения от 26.06.2018 № 188-р проведена плановая выездная проверка КФХ ФИО1 на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления, получения, расходования и использования средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы.
О времени и месте проведения проверки Глава КФХ была уведомлена заблаговременно.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения порядка использования гранта: грант на момент проверки в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленные Соглашением и Планом, не использован в полном объеме; перечисленные средства гранта расходовались путем наличного перечисления денежных средств контрагентам, документы для подтверждения использования средств гранта в полном объеме в соответствии с планом расходов гранта в Министерство не представлены.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 18.07.2018 № 47.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для направления в адрес главы КФХ требования от 08.07.2019 № 205-01/3305 о возврате 2 657 228,59 руб. средств гранта течение 30 рабочих дней со дня его предъявления.
Поскольку требование не было исполнено, истец обратился арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такие средства предоставляются в форме субсидий.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым этого пункта (пункт 7 статьи 78 БК РФ).
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013-2020 годы, а такжеПоложение о порядке предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
Пунктом 35 Положения предусмотрено, что при выявлении факта нецелевого использования бюджетных средств получатель гранта обязан в течение 30 рабочих дней со дня направления соответствующего требования министерством возвратить бюджетные средства, которые использовались не по целевому назначению.
В случае невозврата бюджетных средств получателем взыскание средств гранта производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 36 Положения).
В соответствии с пунктами 30 и 38 Положения получатель гранта обязан использовать средства гранта по целевому назначению в течение 24 месяцев со дня перечисления средств гранта министерством на расчетный счет получателя гранта.
Перечисленные средства грантов получатели грантов могут расходовать исключительно по направлениям расходования средств, указанных в плане, и только путем безналичного перечисления средств на расчетные счета контрагентам.
С учетом пункта 2.3.4 Соглашения, пункта 30 Положения средства гранта подлежали использованию Главой КФХ в соответствии с Планом в срок до 07.05.2018.
Согласно пункту 1 Плана одной из целей целями использования гранта являлась реконструкция семейной животноводческой фермы. Реализация указанного пункта предполагала под собой следующее:
1.1 покупку пиломатериалов на общую сумму 3 418 500,00руб., из них средства гранта – 2 051 100,00 руб., собственные средства – 1 367 400,00 руб.,
1.2покупку окон (22 шт) на общую сумму 236 500,00 руб., из них средства гранта – 141 900,00 руб., собственные средства – 94 600,00 руб.,
1.3покупку листов оцинкованных (350 шт) на общую сумму 630 000,00 руб., из них средства гранта – 378 000,00 руб., собственные средства – 252 000,00 руб.,
1.4покупка поликарбоната 6 мм, 12 м на общую сумму 120 000,00 руб., из них средства гранта – 72 000,00 руб., собственные средства – 48 000,00 руб.,
1.5покупку конька оцинкованного 150х150х2м на общую сумму 50 000,00 руб., из них средства гранта – 30 000,00 руб., собственные средства – 20 000,00 руб.,
1.6покупку утеплителя для крыши (пенопласт) (300 шт) на общую сумму 75 000,00 руб., из них средства гранта – 45 000,00 руб., собственные средства – 30 000,00 руб.,
1.7покупка межвенцового утеплителя на общую сумму 70 000,00 руб., из них средства гранта – 42 000,00 руб., собственные средства – 28 000,00 руб.,
1.8покупку крепежных изделий (гвозди, саморезы, скобы) на общую сумму 380 000,00 руб., из них средства гранта – 228 000,00 руб., собственные средства – 152 000,00 руб.
Ответчиком в материалы дела в подтверждение приобретения пиломатериалов представлены договоры купли-продажи пиломатериалов от 04.12.2017, 02.04.2018 с предпринимателем ФИО3, в рамках которого Глава КФХ приобретал доску обрезную, доску необрезную.
В соответствии с представленными в дело платежными поручениями от 28.12.2017 № 5, от 09.01.2018 № 1, от 16.02.2018 № 7, от 21.02.2018 № 14, от 26.03.2018 № 24 Главой КФХ по договору от 04.12.2017 перечислено продавцу за пиломатериалы 1 632 000 руб.
В подтверждение оплаты по договору от 02.04.2018 предприниматель представил в материалы дела платежные поручения от 02.04.2018 № 26, от 06.04.2018 № 27, от 20.04.2018 № 29, от 28.04.2018 № 37, от 04.05.2018 № 38 на общую сумму 999 1000 руб.
Кроме того, Главой КФХ у ООО «Русский лес» были приобретены пиломатериалы на сумму 1 995 000 руб. (товарная накладная от 23.08.2016 № 171 с отметкой продавца о поведении оплаты без применения кассового аппарата).
Таким образом, расходование средств на приобретение пиломатериалов произведено на общую сумму 4 626 100 руб., что превышает объем средств запланированных на реализацию подпункта 1 пункта 1 Плана.
В части покупки окон ответчиком представлены договор купли-продажи от 02.07.2017 с предпринимателем ФИО4, накладная от 17.11.2017 № 38 предпринимателя ФИО5, договор от 12.07.2018 № В070529/2 с предпринимателем ФИО6, платежные поручения от 03.07.2017 № 7, от 17.11.2017 № 27, от 12.07.2018 № 52 на общую сумму 141 944 руб.
Также ответчиком представлены договор № 15 на поставку изделий из ПВХ от 06.02.2017 с предпринимателем ФИО7, кассовый чек на сумму 244 200 руб.
Таким образом, расходы ответчиком на покупку окон составили в общей сумме 386 144 руб.
По приобретению листов оцинкованных в количестве 350 штук Глава КФХ представил счета-фактуры от 28.06.2017 № 1297, от 08.09.2017 № 1296, от 29.09.2017 № 180, от 09.07.2018 № УТ3938, платежные поручения от 04.08.2017 № 10, от 11.09.2017 № 13, от 14.09.2017 № 14, от 29.09.2017 № 20, от 09.07.2018 № 50, от 13.07.2018 № 52 на общую сумму 382 300 руб.
Ответчиком в подтверждение расходования собственных средств представлены товарные чеки от 15.06.2016 № 906, от 14.07.2016 № 1176, от 08.08.2015 б/н, 01.10.2016 № 2106, от 31.10.2016 № 29618 на общую сумму 670 289,92 руб.
Таким образом, расходы ответчика на приобретение листов оцинкованных составили в общей сумме 1 052 619,92 руб.
В подтверждение несения расходов по приобретению поликарбоната Главой КФХ представлены в материалы дела счет-фактура от 08.09.2017 № 1297, платежные поручения от 22.09.2017 № 17, от 25.09.2017 № 18 на общую сумму 72 000 руб. также ответчиком в материалы дела представлены товарные чеки от 04.07.2016, 04.09.2016 на сумму 144 600 руб.
Таким образом, расходы Главы КФХ по подпункту 1.4 пункта 1 Плана составили 216 600 руб.
В части приобретения конька оцинкованного ответчиком в материалы дела представлены накладная от 15.09.2017 № 45 и платежное поручение от 19.10.2017 № 22 на сумму 30 000 руб. Также Глава КФХ в подтверждение несения расходов по указанному подпункту пункта 1 Плана представил товарный чек от 15.07.2016 на сумму 50 000 руб.
Таким образом, расходы ответчика по приобретению конька оцинкованного составили в общей сложности 80 000 руб.
В подтверждение покупки утеплителя для крыши (пенопласта) ответчик представил товарную накладную от 25.09.2017 № 29 с ООО «Теплый дом» и платежное поручение от 25.09.2019 № 19 на сумму 45 000 руб. Также Главой КФХ в материалы дела представлены в подтверждение расходов по приобретению утеплителя для крыши товарные чеки от 18.07.2016 № 32308, от 15.07.2016 б/н, от 27.08.2016 № ОМ 00012278, от 27.08.2016 № ОМ 00012279, от 241.22016 № 64928 на общую сумму 101 730 руб. Общая сумма расходов ответчика по приобретению утеплителя составила 146 730 руб.
Приобретение межвенцового утеплителя подтверждается представленными ответчиком в материалы дела накладной от 15.09.2017 № 1297 и платежным поручением от 17.11.2017 № 26 на сумму 42 000 руб. Кроме того, ответчиком в подтверждение наличного расчета по приобретению межвенцового утеплителя представил в материалы дела товарный чек от 15.07.2016 б/н на сумму 47 200 руб. Общая сумма расходов предпринимателя по подпункту 1 пункта 1 Плана составила 89 200 руб.
В подтверждение несения расходов на покупку крепежных изделий предприниматель представил в материалы дела счета-фактуры от 28.06.2017 № 678, от 21.05.2018 № 706, от 31.05.2018 № 705, от 01.06.2018 № 43, платежные поручения от 15.06.2017 № 5, от 22.05.2018 № 40, от 01.06.2018 № 43, от 09.07.2018 № 51 на общую сумму 214 635 руб. Главой КФХ в подтверждение наличного расчета в связи с приобретением крепежных изделий представлены товарные чеки от 24.07.2016, 26.07.2016, от 03.08.2016 , от 03.08.2016 № 19414, от 07.08.2016 № 26177, от 09.08.2016 № 20105, от 10.08.2016 № 20168, от 02.10.2016 № АРС00023390, от 31.10.2016 № 57582, от 24.12.2016 № 64936, от 24.12.2016 № 34334, от 10.01.2018, от 07.02.2018 на общую сумму 283 937,64 руб.
Общая сумма расходов ответчика в связи с приобретением материалов в соответствии с пунктом 1 Плана составила 7 095 966,56 руб., из них:
- 3 559 009 руб. расходы, понесенные безналичным путем, в том числе 3 191 087 расходы в пределах срока предусмотренного в Соглашении и Положении срока расходования средств гранта;
- 3 536 957,56 руб. наличные расходы.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств в опровержение расходования Главой КФХ собственных средств на реализацию пункта 1 Плана в размере 3 536 957,56 руб..
Суд считает необоснованной позицию истца относительно исключения из расходов сумм, которые были понесены ответчиком после истечения 24 месяцев после перечисления средств гранта. Поскольку такие расходы понесены во исполнение обязательств возникших до истечения указанного срока, они подлежат учету как обоснованные.
Суд также не может согласиться с позицией министерства относительно выделения 60 % от суммы, подтвержденной безналичным расчетом.
В соответствии с пунктом 2.3.15 Соглашения и пунктом 30 Положения условие о перечислении средств на расчетные счета контрагентам путем безналичного расчета установлено только в отношении перечисленных средств грантов. Аналогичных ограничений в части расчетов с контрагентами собственными средствами Главы КФХ ни Соглашение, ни Положение не предусматривают.
Таким образом, ответчиком подтверждено расходование средств гранта на цели реконструкции семейной животноводческой фермы (покупка пиломатериалов, окон, листов оцинкованных, поликарбоната, конька оцинкованного, утеплителя для крыши (пенопласт), межвенцового утеплителя, крепежных изделий) в размере, предусмотренном пунктом 1 Плана.
Оснований для взыскания с ответчика 1 950 000 руб. средств гранта по пункту 1 Плана не имеется.
В соответствии с пунктом 2 Плана предусмотрено расходование средств гранта и средств ответчика на комплектацию фермы и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж. Реализация указанного пункта Плана предусматривала расходы на приобретение:
2.1. доильных аппаратов стоимостью 175 000,00 руб., из них: средства гранта – 105 000,00 руб., собственные средства – 70 000,00 руб.,
2.2. охладителя молока стоимостью 250 000,00 руб., из них: средства гранта – 150 000,00 руб., собственные средства – 100 000,00 руб.,
2.3. ванны длительной пастеризации стоимостью 125 000,00 руб., из них: средства гранта – 75 000,00 руб., собственные средства – 50 000,00 руб.,
2.4. системы навозоудаления стоимостью 575 000,00 руб., из них: средства гранта – 345 000,00 руб., собственные средства – 230 000,00 руб.,
2.5. системы водоснабжения стоимостью 645 000,00 руб., из них: средства гранта – 387 000,00 руб., собственные средства – 258 000,00 руб.
В подтверждение несения расходов по приобретению доильных аппаратов ответчик представил в материалы дела договор купли-продажи имущества от 21.01.2018 с предпринимателем ФИО8, платежное поручение от 01.03.2018 № 17 на 110 000 руб., расписку продавца (предпринимателя ФИО9) о получении в качестве предоплаты 65 000 руб.
Расходы по приобретению доильных аппаратов составили 180 000 руб.
В подтверждение несения расходов по приобретению охладителя молока ответчик представил в материалы дела договоры купли-продажи от 20.11.2017, от 30.01.2018 с ФИО10 на сумму 270 000 руб., платежные поручения от 01.03.2018, от 22.05.2018 № 41, от 13.07.2018 № 52, от 20.03.2020 № 3 на сумму 140 000 руб., расписку ФИО10 о получении денежных средств по договору 190 000 руб.
Как пояснил ответчик, в связи с получением от министерства требования о возврате средств субсидии она обратилась в начале 2020 года к ФИО10 с просьбой возвратить ей 60 000 руб. для их последующего перечисления в безналичном порядке. Платежным поручением от 20.03.2020 № 3 денежные средства в сумме 60 000 руб. были перечислены ФИО10
Таким образом, сумма расходов Главы КФХ по приобретению охладителя молока составила 270 000 руб. (140 000 руб. + 190 000 руб. – 60 000 руб.).
В подтверждение приобретения ванны длительной пастеризации ответчик представил в материалы дела договор с ООО «Стандартмолоко» от 27.09.2019 № 89, платежные поручения от 27.09.2019 №№ 1 и 2 на общую сумму 145 000 руб.
В обоснование несения расходов в связи с приобретением системы навозоудаления ответчик представил в материалы дела договор от 04.12.2017 с ФИО11, платежные поручения от 28.12.2017 № 29, от 15.06.2018 № 44, от № 965 на общую сумму 575 000 руб.
В подтверждение приобретения системы водоснабжения Глава КФХ представил накладную от 10.01.2018 № 39 (предприниматель ФИО5), платежные поручения от 15.01.2018 № 2, от 26.01.2018 № 4, от 16.02.2018 № 8, от 01.03.2018 б/н, от 24.04.2018 № 34, от 08.05.2018 № 39, от 28.05.2018 № 42 на общую сумму 387 000 руб.
Кроме того, ответчиком представлены в подтверждение несения расходов на приобретение системы водоснабжения платежное поручение от 13.07.2018 № 49, товарные чеки от 09.03.2018 № УП2847, от 16.03.2018 № УП3153, от 30.03.2018 б/н на общую сумму 234 319 руб.
Расходы ответчика по подпункту 2.5 пункта 2 Плана составили 621 319 руб.
Общая сумма расходов ответчика в связи с комплектацией фермы в соответствии с пунктом 2 Плана составила 1 786 319 руб., из них:
- 1 107 000 руб. расходы, понесенные безналичным путем, в том числе 1 012 000 руб. израсходованы в пределах срока предусмотренного в Соглашении и Положении (за минусом 95 000 руб. расходов на приобретение ванны длительной пастеризации, понесенных за рамками срока);
- 679 319 руб. наличные расходы, в том числе 629 319 руб. – расходы в пределах срока предусмотренного в Соглашении и Положении (за минусом 50 000 руб. расходов на приобретение ванны длительной пастеризации, понесенных за рамками срока).
Истцом в материалы дела не представлено доказательств в опровержение расходования Главой КФХ на реализацию пункта 2 Плана собственных средств в размере 679 319 руб.
Суд полагает, что ответчиком с учетом согласованного сторонами срока расходования средств гранта подтверждено выполнение условий пункта 2 Плана в размере 1 012 000 руб. (1 107 000 руб. – 95 000 руб.).
Суд считает необоснованной позицию истца относительно исключения из расходов сумм, которые были понесены ответчиком после истечения 24 месяцев с даты перечисления средств гранта. Поскольку такие расходы фактически понесены во исполнение обязательств возникших до истечения указанного срока, суд полагает возможным учесть такие расходы.
Суд также не может согласиться с позицией министерства относительно выделения доли (60 %) от суммы безналичных расходов.
В соответствии с пунктом 2.3.15 Соглашения и пунктом 30 Положения условие о перечислении средств на расчетные счета контрагентам путем безналичного расчета установлено только в отношении средств грантов. Аналогичных ограничений в части расчетов с контрагентами собственными средствами Главы КФХ ни Соглашение, ни Положение не предусматривают. Как указано ранее, истец по существу не оспорил наличные расходы ответчика по пункту 2 Плана в сумме 679 319 руб.
Таким образом, ответчиком подтверждено расходование средств гранта на цели комплектования фермы (приобретение доильных аппаратов, охладителя молока, систем навозоудаления и водоснабжения) в размере 1 012 000 руб.
Пунктом 2 Плана на реализацию пересиленных в указанном пункте мероприятий запланировано средств гранта в размере 1 062 000 руб. Таким образом, ответчик не подтвердил выполнение условий Соглашения и Положения в части пункта 2 Плана на сумму 50 000 руб. (1 062 000 руб. - 1 012 000 руб.).
Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Оснований для взыскания с ответчика средств гранта по пункту 2 Плана в размере, превышающем 50 000 руб. не имеется.
В соответствии с пунктом 3 Плана предусмотрены расходы на приобретение сельскохозяйственных животных в количестве 145 голов, в том числе:
- нетелей в количестве 50 голов общей стоимостью 3 380 500,00 руб., из них: средства гранта – 2 028 300,00 руб., собственные средства – 1 352 200,00 руб.,
- бычков в количестве 70 голов общей стоимостью 945 000,00 руб., из них: средства гранта – 567 000,00 руб., собственные средства – 378 000,00 руб.,
- телочек в количестве 25 голов общей стоимостью 401 000,00 руб., из них: средства гранта – 240 000,00 руб., собственные средства – 160 400,00 руб.
В подтверждение расходов в связи с приобретением нетелей Глава КФХ представила в материалы дела договор купли-продажи КРС от 15.11.2017 с предпринимателем ФИО12, платежное поручение от 16.11.2017 № 25 на сумму 295 000 руб., договор купли-продажи КРС от 14.11.2017 с предпринимателем ФИО13, платежное поручение от 15.11.2017 № 24 на сумму 292 000 руб., договоры купли-продажи КРС от 12.03.2019, от 15.04.2018 с ФИО14, платежное поручение от 16.04.2018 № 28 на сумму 225 000 руб., платежное поручение от 24.04.2018 № 35 на сумму 190 000 руб., договор купли-продажи КРС от 01.06.2017 с ФИО15, платежное поручение от 26.06.2017 № 6 на сумму 235 000 руб., договор купли-продажи КРС от 08.10.2017 с ФИО16, платежное поручение от 09.10.2017 № 21 на сумму 143 000 руб.
Расходы по приобретению нетелей в соответствии с указанными документами составили 2 100 000 руб.
Кроме того, в подтверждение несения расходов в размере 1 996 340 руб. на приобретение нетелей ответчик представил в материалы дела договоры купли-продажи КРС с предпринимателем ФИО14 от 28.07.2016, 10.07.2016, 15.04.2018, акты приема-сдачи от 28.07.2016, 10.07.2016, 15.04.2018, расписку продавца в получении денежных средств от 15.04.2018.
В подтверждение покупки бычков ответчиком представлены договоры купли-продажи КРС от 12.03.2018 (с предпринимателем ФИО14), от 18.02.2018 (с предпринимателем ФИО17), от 26.04.2018 (с ФГУП «Котласское»), от 25.01.2018 (с ФИО18), от 10.11.2017 (с ФИО10), от 13.05.2016 (с ФГУП «Холмогорское»), платежные поручения от 20.03.2018 № 23, от 19.02.2018 № 10, от 26.04.2018 № 36, от 01.03.2018 № 16, от 10.07.2017 № 9, от 13.05.2016 № 2 на общую сумму 587 800 руб.
Также в подтверждение несения расходов наличными средствами в сумме 369 030 руб. предприниматель представила в материалы дела договоры купли-продажи КРС от 10.07.2016 (с предпринимателем ФИО14), акт приема-сдачи от 10.07.2016, товарный чек от 14.10.2016 (с ФГУП «Котласское»), счет-фактура от 14.03.2017 № 322 (ФГУП «Котласское»), кассовый чек от 14.03.2017, договор купли-продажи КРС от 21.07.2016 с ФИО19, акт приема-сдачи от 21.07.2016, договор купли-продажи КРС от 04.08.2016 (с ФИО20), акт приема-сдачи от 04.08.2016, заявку от 13.05.2016, кассовый чек от 18.05.2016.
Ответчик в подтверждение несения расходов на приобретение телочек представил договор купли-продажи ГКРС от 07.07.2017 с ФИО21, платежное поручение от 07.07.017 № 8 на сумму 200 000 руб., договор купли-продажи КРС от 14.01.2018 с ФИО9, платежные поручения от 15.01.2018 № 3, от 26.01.2018 № 5, от 05.02.2018 № 6, от 16.02.2018 № 6 на общую сумму 255 000 руб., счет-фактуру от 18.05.2018 (СПК «Слобода»), платежные поручения от 37.06.2018 № 49, от 10.08.2018 № 54 на общую сумму 135 000 руб., договор от 27.03.2018, товарную накладную от 28.03.2018 № 228 (СПК «Слобода»), платежное поручение от 02.04.2018 № 25 на сумму 61 200 руб., счет-фактуру от 21.07.2017 № 000366 (СПК «Слобода»), платежные поручения от 14.08.2017 № 11, 14.09.2017 № 15 на общую сумму 110 000 руб., договор от 19.05.2017, счет-фактуру от 30.05.2017 № 000255 (СПК «Слобода»), платежные поручения от 24.05.2017 № 2, от 06.06.2017 № 3 на общую сумму 113 960 руб.
Также в подтверждение наличных расходов ответчик представил в материалы дела кассовые чеки от 16.05.2016 №№ 1793, 1794 на общую сумму 152 970 руб.
Общая сумма расходов по приобретению сельскохозяйственных животных (телочки, нетели, бычки) составила 5 991 300 руб., в том числе:
- 3 472 960 расходы, понесенные безналичным путем, в том числе 3 337 960 руб. израсходованы в пределах срока предусмотренного в Соглашении и Положении (за минусом израсходованных за рамками срока 135 000 руб. на приобретение КРС (телочки) по договору с СПК «Слобода» (счет-фактура от 18.05.2018 № 379, платежные поручения от 27.06.2018 № 49, от 10.08.2018 № 54));
- 1 996 340 руб. наличные расходы.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств в опровержение расходования Главой КФХ на реализацию пункта 3 Плана собственных средств в размере 1 996 340 руб.
Суд полагает, что ответчиком подтверждено выполнение условий пункта 3 Плана в размере 3 337 960 руб. с учетом согласованного сторонами срока расходования средств гранта.
Суд считает необоснованной позицию истца относительно выделения доли (60 %) от суммы безналичных расходов.
В соответствии с пунктом 2.3.15 Соглашения и пунктом 30 Положения условие о перечислении средств на расчетные счета контрагентам путем безналичного расчета установлено только в отношении средств грантов. Аналогичных ограничений в части расчетов с контрагентами собственными средствами Главы КФХ ни Соглашение, ни Положение не предусматривают. Как указано ранее, истец по существу не оспорил наличные расходы ответчика по пункту 3 Плана в сумме 1 996 340 руб.
Пунктом 3 Плана предусмотрено расходование средств гранта в размере 2 835 900 руб. Ответчик фактически понес расходы на реализацию пункта 3 Плана в большем размере.
Таким образом, ответчиком подтверждено выполнение пункта 3 Плана.
С учетом изложенного, суд полагает, что ответчиком доказано целевое (эффективное) использование полученных в виде гранта денежных средств в размере 6 835 900 руб. (2 988 000 руб. + 1 012 000 руб. + 2 835 900 руб.).
Главой КФХ созданы рабочие места.
В ходе проведенной проверки министерство установило и отразило в акте от 18.07.2018 № 47 следующее:
- реконструкция фермы произведена КФХ с использованием строительных материалов, приобретенных за счет средств гранта и собственных средств КФХ,
- приобретенное оборудование для комплектации фермы находится в КФХ и используется в производстве,
- приобретенные сельскохозяйственные животные находятся в КФХ и используются для производства сельскохозяйственной продукции.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
То обстоятельство, что по ряду позиций Главой КФХ не было соблюдено условие о количестве приобретаемого товара, не говорит о нецелевом расходовании средств грана. Материалы, оборудование и КРС приобретено и фактически используются в деятельности КФХ.
Поскольку субсидии, в том числе, в виде грантов, предоставляются получателям на безвозмездной основе, факт целевого использования средств в размере 6 835 900 руб. подтвержден материалами дела, иск министерства подлежит удовлетворению в размере 50 000 руб. (6 885 900 руб. – 6 835 900 руб.).
В остальной части требования министерства удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>) в пользу министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН <***>) 50 000 руб. средств субсидии.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>) в доход федерального бюджета 690 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Л.В. Шишова |