ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-1900/13 от 06.05.2013 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

08 мая 2013 года

г. Архангельск

Дело № А05-1900/2013

Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2013 года

Решение в полном объёме изготовлено 08 мая 2013 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шадриной Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Михайловой В.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АрхангельскНефтеГазМонтаж" (ОГРН 1112901007295; место нахождения: 163057, г.Архангельск, ул.Дачная, дом 66)

к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Архангельской области (ОГРН 1022900550243; место нахождения: 163002, г.Архангельск, ул.Карпогорская, дом 10),

третье лицо:  общество с ограниченной ответственностью «ЭлитСтрой» (ОГРН 1027801529887; место нахождения: 194044, г. Санкт-Петербург, Крапивный пер., дом 5),

о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

заявителя: Смольников А.А., по доверенности от 31.01.2013;

ответчика: Варгасов В.В., по доверенности от 01.04.203, Яшков О.А., по доверенности от 15.06.2012;

третьего лица: не явился,

установил:   общество с ограниченной ответственностью "АрхангельскНефтеГазМонтаж" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Архангельской области (далее – ответчик, Управление ГИБДД), выразившихся в отказе в регистрации автомобиля КАМАЗ 43118-24, принадлежащего заявителю, и обязании ответчика произвести регистрацию автомобиля КАМАЗ 43118-24, принадлежащего заявителю.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представители ответчика заявленные требования не признали по доводам, изложенным в отзыве по делу.

Третье лицо о слушании дела извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в электронном виде представило письменное мнение от 18.03.2013, в котором поддержало позицию заявителя.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

28 ноября 2011 года ООО «ЭлитСтрой» (Лизингодатель) заключило договор внутреннего лизинга № ЛД-78-0175/11 на автомобильную технику с ООО «Ремонтно-строительная компания «Санел» (Лизингополучатель) (л.д. 21-31).

01 ноября 2012 года ООО «РСК «Санел» (Лизингополучатель 1) заключило соглашение о переводе долга к договору внутреннего лизинга № ЛД-78-0175/11 от 28.11.11 с ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж» (Лизингополучатель 2). Данное соглашение подписано также Лизингодателем (л.д. 32-34).

В пункте 1.1 данного соглашения указано, что Лизингополучатель 1 передает в полном объеме права требования к Лизингодателю и переводит обязанности перед Лизингодателем, а Лизингополучатель 2 принимает права и обязанности перед Лизингодателем, возникшие из договора внутреннего лизинга № ЛД-78-0175/11 от 28.11.11 и соглашения к нему.

По мнению заявителя, 01 ноября 2012 года произошло правопреемство по договору внутреннего лизинга № ЛД-78-0175/11 от 28.11.11, и новым Лизингополучателем с этой даты стало ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж».

Общество обратилось с заявлением о регистрации транспортного средства КАМАЗ 43118-24 в Управление ГИБДД. Однако, 16 января 2013 года заявителем был получен отказ в совершении регистрационных действий относительно транспортного средства КАМАЗ 43118-24 (л.д. 18) со ссылкой на то, что вышеуказанное соглашение не является основанием для временной регистрации транспортного средства, и мотивированный ответ от 31.01.2013 №8/1269 (л.д. 19-20).

Считая незаконным отказ ответчика в совершении регистрационных действий относительно транспортного средства КАМАЗ 43118-24 на лизингополучателя ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж», общество обратилось с заявлением в суд.

В заявлении общество ссылается на следующие обстоятельства:

- пунктами 48, 48.2 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» предусмотрены правила регистрации лизинговых транспортных средств; согласно п. 48 данного Приказа основанием для регистрации служит лишь письменное соглашение лизингодателя и лизингополучателя;

- фактически, лизингодатель просил зарегистрировать технику на заявителя; для этих целей лизинговая компания направляла своего полномочного представителя вместе с представителем заявителя в органы ГИБДД; лизинговая компания подтвердила, что имеется соглашение на регистрацию транспортного средства на заявителя;

- ответчик считает основанием для регистрации лишь договор лизинга как единый документ; между тем, гражданским законодательством возможно вносить дополнения и изменения в первоначальный документ, а также изменять сторону договора; сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ); свобода договора гарантируется ст. 421 ГК РФ; изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ);

-договор лизинга и составленные соглашения к нему являются единой сделкой и не могут трактоваться как отдельные ее части; в противном случае это ведет к противоречию такой позиции гражданскому законодательству и законам РФ вообще; вышеуказанный Приказ МВД РФ не может противоречить законам РФ и ущемлять права субъектов отношений;

- в данной ситуации заявитель, являясь законным владельцем транспорта (лизингополучателем), не может реализовать свои права владения и зарегистрировать технику в органах ГИБДД; в связи с невозможностью эксплуатирования автомашины заявитель терпит значительные убытки.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что требование заявителя является необоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом положений названной статьи, а также статьи 201 упомянутого Кодекса основанием для признания ненормативного акта недействительным является одновременно несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав заявителя.

Порядок регистрации транспортных средств определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

В силу пункта 2 этого нормативного акта регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Приказом Министерства внутренних дел РФ от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

Указанными Правилами предусмотрено, что регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

Согласно п. 22 Правил юридические и физические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, регистрируют транспортные средства, являющиеся предметом лизинга, в порядке, предусмотренном пунктом 48 настоящих Правил.

Пунктом 48 Правил предусмотрено, что транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом и переданные им на основании договора лизинга или договора сублизинга физическому или юридическому лицу во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем.

В соответствии с п. 48.2 Правил транспортные средства, переданные лизингодателем лизингополучателю во временное владение и (или) пользование на основании договора лизинга или сублизинга, предусматривающего регистрацию транспортных средств за лизингополучателем, и на которые отсутствуют запреты и ограничения на производство регистрационных действий, указанные в пунктах 45 и 51 настоящих Правил, временно регистрируются в регистрационном подразделении за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя или его филиала (представительства) на основании договора лизинга или сублизинга и паспорта транспортного средства или его копии (ксерокопии), если транспортное средство зарегистрировано за лизингодателем.

Временная регистрация транспортных средств за лизингополучателем производится с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств и регистрационных знаков на срок, указанный в договоре лизинга или сублизинга либо в документах, выдаваемых таможенными органами при временном ввозе транспортных средств на территорию Российской Федерации.

Свидетельства о регистрации транспортных средств и регистрационные знаки, выданные регистрационными подразделениями по месту регистрации транспортных средств за лизингодателем, а также копии (ксерокопии) договоров лизинга или сублизинга и паспортов транспортных средств, выданных на зарегистрированные или не зарегистрированные за лизингодателем транспортные средства, сдаются в регистрационное подразделение по месту временной регистрации транспортных средств за лизингополучателем.

В соответствии с п. 48.4 Правил транспортные средства, зарегистрированные за лизингодателем или временно зарегистрированные за лизингополучателем на основании договора лизинга, предусматривающего переход права собственности на транспортные средства к лизингополучателю снимаются с соответствующих регистрационных учетов и регистрируются за лизингополучателем на основании письменного подтверждения лизингодателя о переходе права собственности на транспортные средства, договора лизинга, а также паспорта транспортного средства.

По окончании срока действия лизинга, не предусматривающего перехода права собственности на транспортные средства к лизингополучателю, транспортные средства снимаются с соответствующих учетов и могут быть зарегистрированы за лизингополучателями только на основании соответствующих документов, удостоверяющих право собственности лизингополучателя на такие транспортные средства, а также паспортов транспортных средств.

Из материалов дела усматривается, что 01 ноября 2012 года ООО «РСК «Санел» (Лизингополучатель 1) заключило соглашение о переводе долга к договору внутреннего лизинга № ЛД-78-0175/11 от 28.11.11 с ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж» (Лизингополучатель 2). Данное соглашение подписано также Лизингодателем.

В соответствии с пунктами 48, 48.2 вышеуказанных Правил транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом и переданные им на основании договора лизинга или сублизинга физическому или юридическому лицу во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем.

При этом пункт 51 Правил предусматривает положение о том, что не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Следовательно, данные Правила регламентируют деятельность Управления ГИБДД в сфере регистрации транспортных средств и определяют в данном случае порядок действий должностных лиц.

Суд согласен с доводами ответчика о том, что статьи Гражданского Кодекса РФ, на которые ссылается общество в заявлении, не имеют отношения к компетенции Управления ГИБДД по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении на дорогах общего пользования.

Суд считает, что представленное заявителем соглашение о переводе долга к договору внутреннего лизинга не является основанием для временной регистрации транспортного средства за ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж», так как не подразумевает расторжения договора внутреннего лизинга, заключенного лизингодателем с ООО «РСК Санел», и не является договором сублизинга.

Следовательно, у Управления ГИБДД не было оснований произвести в соответствии с п. 48.5 Правил снятие с регистрационного учета автомобиля КамАЗ-43118-24 и его последующую регистрацию за ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж».

Суд считает, что действия Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Архангельской области, выразившиеся в отказе заявителю 16.01.2013 зарегистрировать автомобиль КАМАЗ 43118-24, соответствуют требованиям Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним и Административного регламента МВД РФ исполнения государственных функций по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001.

Учитывая вышеизложенное, у суда нет оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Архангельской области, выразившихся в отказе обществу с ограниченной ответственностью "АрхангельскНефтеГазМонтаж" 16.01.2013 зарегистрировать автомобиль КАМАЗ 43118-24 и обязании Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Архангельской области произвести регистрацию данного автомобиля за ООО "АрхангельскНефтеГазМонтаж" (ОГРН 1112901007295).

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.Н. Шадрина