АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
12 мая 2016 года
г. Архангельск
Дело № А05-1901/2016
Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2016 года
Решение в полном объёме изготовлено 12 мая 2016 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Болотова Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нехаевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: 163000, г.Архангельск)
к ответчику – государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>),
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>),
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО2 (доверенность от 24.12.2015);
ответчика: ФИО3 (доверенность от 31.12.2014);
третьего лица: ФИО4 (доверенность от 31.12.2015),
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (далее – ответчик, фонд) от 24.11.2015 №03900140077479 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В обоснование предъявленных требований предприниматель указал, что с оспариваемым ненормативным правовым актом он не согласен, поскольку применяет две системы налогообложения: упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и уплачивает единый налог на вмененный доход. Заявитель оказывает услуги по организации перевозки грузов, суть которых выражается в том, что для одного контрагента заявитель организовывает перевозку грузов, которую фактически осуществляет другой контрагент (либо непосредственно перевозчик, либо иная транспортно-экспедиционная компания). По мнению заявителя, расчет страховых взносов должен производится с разницы между доходами и расходами, а не с того вознаграждения, которое поступило на его расчетный счет.
В судебном заседании представитель заявителя на предъявленных требованиях настаивал по мотивам, изложенным в заявлении, уточнив, что предприниматель не оказывает транспортно-экспедиционные услуги, а осуществляет розничную и оптовую торговлю продуктами питания, применяет общую систему налогообложения.
В судебном заседании представитель фонда с предъявленными требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве, указав, что на основании части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон №212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Положения этой статьи не предусматривают учет расходов предпринимателя.
В судебном заседании представитель инспекции пояснил, что предприниматель находится на общей системе налогообложения, за 2014 год его доход составил 43 710 943 руб. 05 коп.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Заявитель зарегистрирован в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>, в 2014 году применял общую систему налогообложения, является плательщиком страховых взносов.
С сопроводительным письмом от 05.11.2015 №17-13/8/3493дсп@ о предоставлении уточненных сведений о доходах от деятельности плательщиком страховых взносов за 2014 год Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу направило уточненные сведения о деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период 2014 года, согласно которым сумма дохода предпринимателя за 2014 год составила 43 710 943 руб. 05 коп.
Аналогичная сумма дохода отражена заявителем в налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год.
На основании указанных данных фонд рассчитал сумму страховых взносов, подлежащую уплате предпринимателем за 2014 год (138 627 руб. 84 коп.), и, с учетом частичной уплаты страховых взносов в сумме 19 185 руб. 48 коп., направил в адрес заявителя требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №03900140077479 от 24.11.2015, в котором предложил в срок до 15.12.2015 уплатить 119 442 руб. 36 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии, 7784 руб. 66 коп. пеней.
Несогласившись с указанным требованием, предприниматель обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.
Оценив доводы и доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своей позиции, суд считает заявление предпринимателя не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Законом №212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 3 Закона №212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В силу положений части 1 статьи 16 Закона №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона №212-ФЗ.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Закона №212-ФЗ).
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован в статье 14 Закона №212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона (в том числе индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 данной статьи.
В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз.
Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5554 рублей в месяц.
Пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона №212-ФЗ установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 26%.
Частью 9 статьи 14 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Налоговый орган направил в адрес фонда сведения о доходах от деятельности предпринимателя за 2014 год, указав размер дохода последнего в сумме 43 710 943 руб. 05 коп.
Указанный размер дохода подтверждается сведениями, содержащимися в налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год, и представителем заявителя в судебном заседании не оспаривался.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (часть 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ).
Таким образом, размер страхового взноса за 2014 год, исчисленный по правилам части 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ составляет: ((5554 руб. х 26%) х 12) + ((43 710 943 руб. 05 коп. - 300 000 руб.) х 1%)) = 451 437 руб. 91 коп., в том числе 434 109 руб. 43 коп. страховые взносы с дохода, превышающего 300 000 руб.
Максимально возможная сумма страховых взносов, уплачиваемая самозанятыми плательщиками, определенная в соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз, составляет: (5554 руб. х 8) х 26%) х 12 = 138 627 руб. 84 коп.
Следовательно, фонд, установив недоимку в размере 119 442 руб. 36 коп. (138 627 руб. 84 коп. – 19 185 руб. 48 коп.), правомерно в соответствии со статьей 25 Закона №212-ФЗ начислил пени за период с 02.04.2015 по 24.11.2015 и направил в адрес предпринимателя оспариваемое требование.
Арифметическая верность расчетов суммы недоимки и пеней судом проверена, каких-либо ошибок при выставлении оспариваемого требования фондом не допущено, на наличие таковых предприниматель не сослался.
Доводы заявителя о том, что при исчислении страховых взносов сумма дохода подлежит уменьшению на величину расходов, суд считает необоснованными ввиду следующего.
Пунктом 1 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ установлено, что в целях применения положений части 1.1 этой статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, - в соответствии со статьей 227 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Положения статьи 227 НК РФ не устанавливают определение дохода налогоплательщика в зависимости от произведенных им расходов.
Действительно, пунктом 3 статьи 210 НК РФ предусмотрено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ.
Согласно статье 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Между тем, указанные положения определяют порядок исчисления налоговой базы с учетом права на применение профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ и не касаются порядка определения базы для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями Закона №212-ФЗ не предусмотрено право плательщиков страховых взносов в целях их исчисления уменьшать доходы, определенные в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 14 этого закона, на какие-либо вычеты, в том числе в виде фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения предъявленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1 в удовлетворении заявления о признании недействительным требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №03900140077479 от 24.11.2015.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Б.В. Болотов