ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-1901/16 от 17.04.2017 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

18 апреля 2017 года

г. Архангельск

Дело № А05-1901/2016

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2017 года

Решение в полном объёме изготовлено 18 апреля 2017 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Болотова Б.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нехаевой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: 163000, г.Архангельск)

к ответчику – государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>),

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>),

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО2 (доверенность от 24.12.2015);

ответчика: ФИО3 (доверенность от 31.12.2014);

третьего лица: ФИО4 (доверенность от 28.12.2016),

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (далее – ответчик, фонд) от 24.11.2015 №03900140077479 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12.05.2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016, в удовлетворении предъявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.03.2017 по данному делу решение суда первой инстанции и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.

При новом рассмотрении представитель заявителя на предъявленных требованиях настаивал, указав, что расчет страховых взносов должен производится с разницы между доходами и расходами, величина доходов составила 43 710 943 руб. 05 коп., величина расходов 43 239 449 руб. 73 коп.

При новом рассмотрении представитель фонда сообщил, что налоговым органом в их адрес не были направлены сведения о величине расходов, представитель инспекции подтвердил данные, указанные заявителем, сообщив, что каких-либо доначислений налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) по результатам проверок предпринимателю не производилось, корректировка расходов не осуществлялась.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Заявитель зарегистрирован в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>, в 2014 году применял общую систему налогообложения, является плательщиком страховых взносов.

С сопроводительным письмом от 05.11.2015 №17-13/8/3493дсп@ о предоставлении уточненных сведений о доходах от деятельности плательщиком страховых взносов за 2014 год Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу направило уточненные сведения о деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период 2014 года, согласно которым сумма дохода предпринимателя за 2014 год составила 43 710 943 руб. 05 коп.

На основании указанных данных фонд рассчитал сумму страховых взносов, подлежащую уплате предпринимателем за 2014 год (138 627 руб. 84 коп.), и, с учетом частичной уплаты страховых взносов в сумме 19 185 руб. 48 коп., направил в адрес заявителя требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №03900140077479 от 24.11.2015, в котором предложил в срок до 15.12.2015 уплатить 119 442 руб. 36 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии, 7784 руб. 66 коп. пеней.

Несогласившись с указанным требованием, предприниматель обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.

Оценив доводы и доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своей позиции, суд считает заявление предпринимателя подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в спорный период регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон №212-ФЗ, в соответствующей редакции)

Согласно части 1 статьи 3 Закона №212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В силу положений части 1 статьи 16 Закона №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона №212-ФЗ.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Закона №212-ФЗ).

Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован в статье 14 Закона №212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона (в том числе индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 данной статьи.

В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз.

Пунктом 1 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Вместе с тем указанные взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ и статьи 227 НК РФ, на основании которых решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам были рассмотрены Конституционным Судом Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 30.11.2016 №27-П признал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в приведенном Постановлении, в противном случае не исключена ситуация, когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет избыточное финансовое обременение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности.

Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5554 рублей в месяц.

Пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона №212-ФЗ установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 26%.

Налоговый орган направил в адрес фонда сведения о доходах от деятельности предпринимателя за 2014 год, указав размер дохода последнего в сумме 43 710 943 руб. 05 коп.

Согласно декларации по НДФЛ за 2014 год величина фактически произведенных предпринимателем и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, составила 43 239 449 руб. 73 коп.

Доказательств, опровергающих указанные выше размеры доходов предпринимателя и фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, материалы дела не содержат.

Таким образом, размер страхового взноса за 2014 год, исчисленный по правилам части 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ составляет: ((5554 руб. х 26%) х 12) + ((43 710 943 руб. 05 коп. – 43 239 449 руб. 73 коп. - 300 000 руб.) х 1%)) = 19 043 руб. 41 коп., в том числе 1714 руб. 93 коп. страховые взносы с дохода, превышающего 300 000 руб.

Заявитель 15.12.2014 перечислил сумму страховых взносов в размере 17 328 руб. 48 коп., 23.03.2015 – 1857 руб.

Таким образом, предприниматель в полном объеме и в установленный срок исполнил обязанность по уплате страховых взносов.

Частью 1 статьи 22 Закона №212-ФЗ определено, что требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Поскольку у заявителя отсутствовала неуплаченная сумма страховых взносов и пеней, оснований для вынесения и направления в его адрес требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №03900140077479 от 24.11.2015 у фонда не имелось.

С учетом изложенного, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №03900140077479 от 24.11.2015, принятое фондом в отношении предпринимателя, подлежит признанию недействительным.

При обращении в суд первой инстанции предприниматель уплатил государственную пошлину в сумме 300 руб., в суд апелляционной инстанции – 150 руб.

Подлинную квитанцию об уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы судом кассационной инстанции предприниматель суду не представил, просил оставить расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 300 руб. на заявителе.

С учетом указанных обстоятельств, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с фонда в пользу предпринимателя подлежит взысканию 450 руб. расходов по государственной пошлине.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №03900140077479 от 24.11.2015, принятое государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1.

Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 450 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Б.В. Болотов