ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-2082/13 от 20.06.2013 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2013 года

г. Архангельск

Дело № А05-2082/2013    

Резолютивная часть решения объявлена июня 2013 года .

Решение в полном объёме изготовлено июня 2013 года .

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л. В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пермиловским М. С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "АКРиС" (ОГРН 1022900532621; место нахождения: 163045, г.Архангельск, наб.Северной Двины, дом 140) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566; место нахождения: 163000, г.Архангельск, ул.Садовая, дом 5, корп.1) об оспаривании действий, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (123022, г.Москва, Звенигородское шоссе, д.18/20, корп.1), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (163000,                                   г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 206), при участии в заседании представителей:

от заявителя – директор Сосновский Д. Н., Зайнуллин В. Г. (доверенность от 21.03.2013),

от ответчика –  не явился, извещен,

от третьих лиц – не явились, извещены,

установил:

закрытое акционерное общество "АКРиС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ответчик, управление, Росреестр), связанных с регистрацией изменений вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в размере 102 034 772, 65 рублей по состоянию на 01 февраля 2013 года.

Кроме этого, заявитель просит обязать управление произвести государственную кадастровую оценку земельного участка по виду разрешенного использования, отнесенному к пункту 1.2.9. «Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель» (земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности) и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка 102 034 772,65 руб.

Представитель общества в судебном заседании свои требования поддержал.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. 

Ответчик и третьи лица о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем заседание проводится в отсутствие представителей сторон.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 20.06.2013 по 21.06.2013.

Судом  установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Общество имеет на праве собственности земельный участок площадью 17967 кв. м, расположенный по адресу: г. Архангельск, округ Ломоносовский, ул. Стрелковая, д. 15. Данному земельному участку присвоен кадастровый номер 29:22:050402:2.

В кадастровом паспорте данного  земельного участка определено его разрешённое использование - для эксплуатации зданий и сооружений управления механизации. Кадастровая стоимость земельного участка согласно данным кадастрового паспорта по состоянию на 05.08.2008 определена в размере – 15 763 706,79 руб., участок согласно паспорту является государственной собственностью. Названный земельный участок предоставлен заявителю в собственность распоряжением департамента по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области от 18 августа 2008 года № 705-р для эксплуатации двухэтажного здания ремонтных мастерских и двухэтажного здания ремонтно-механических мастерских, принадлежащих заявителю на праве собственности.

Общество обратилось в  Росреестр с заявлением от 05.02.2013, содержащим просьбу о проверке правильности расчета кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.

В ответ на это обращение ответчик направил заявителю письмо от 12.02.2013                    №12-11/2738, в котором сообщил о том, что  кадастровая стоимость земельного участка, имеющего кадастровый номер 29:22:050402:2, по состоянию на  05.06.2012составляет  102 034 772,67 руб. При этом в письме ответчика указано, что такая кадастровая стоимостьутверждена постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 №595-пп «"Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" и определена на основании государственного  контракта от 15.08.2012 №85Д/2012, заключенного между Росреестром (заказчик) и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (исполнитель). В письме также сообщалось о том, что исполнителем подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Архангельской области; при выполнении работ по государственной кадастровой оценки земель оценщик выполнил группировку земельных участков по видам разрешенного использования в соответствии с Методическими указаниями по государственной  кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Росси от15.02.2007 №39.

Кроме этого, в данном  письме было указано, что определение кадастровой стоимости  земельных участков 5-й группы видов разрешенного использования осуществлялось исполнителем путем построения статистических моделей, выражающих зависимость стоимости  земельных участков от ценообразующих факторов – расстояния от объекта до центра населенного пункта, расстояния от населенного пункта до центра субъекта, численность  населения в населенном пункте.

В письме также сообщалось о том, что в случае несогласия с результатами определения кадастровой стоимости общество вправе оспорить эти результаты в комиссии по рассмотрению  споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Не согласившись с действиями ответчика,  связанными с регистрацией изменений вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в размере                102 034 772, 65 руб. по состоянию на 01 февраля 2013 года, общество обратилось в суд. При этом заявитель в обоснование своих требований ссылался на то, что указанные изменения кадастровой стоимости противоречат правоустанавливающим и техническим документам, не соответствуют фактическому виду разрешенного использования, являются незаконными и нарушают права заявителя в экономической и предпринимательской деятельности. Спорный земельный участок имеет производственное назначение, предоставлен для эксплуатации зданий; основания для его отнесения к тем, которые предназначены для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, отсутствуют. Кроме этого, ранее ответчик в аналогичном порядке также необоснованно изменял группу разрешенного использования земельного участка, признавал это технической ошибкой, исправлял её и восстанавливал прежние данные кадастровой стоимости земельного участка. Помимо этого, заявитель ссылался на преюдициальное значение для данного дела решения Арбитражного суда Архангельской области по делу                    № А05-7769/2010 от 13.09.2010.

Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что управление не осуществляло действия по изменению разрешенного использования спорного земельного участка и не определяло его кадастровую стоимость. Изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка связано с проведением в 2012г. на территории Архангельской области работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. При этом управление в силу закона реализует полномочия только в части формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, а также полномочия  по созданию комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и фонда данных государственной кадастровой оценки.  До 01.01.2013 Росреестр был наделен полномочиями по принятию решений о проведении о проведении государственной кадастровой оценки и полномочиями заказчика оценочных работ за исключением полномочий по утверждению и опубликованию результатов определения кадастровой стоимости.

Кроме этого, ответчик указывал, что в августе 2012г. им был заключен государственный контракт на организацию и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценке земель с третьим лицом - ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», который подготовил отчет об определении  кадастровой стоимости спорного земельного участка, получивший положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков. Отнесение земельных участков к определенным номерам видов разрешенного использования осуществлялось третьим лицом. Кадастровая  стоимость спорного земельного участка в размере 102 034 772, 65 руб. также получена в ходе работ, выполненных третьим лицом как исполнителем по государственному контракту.

Помимо этого, Росреестр отмечал, что он не наделен полномочиями по определению кадастровой  стоимости земельных участков и исключению сведений из государственного кадастра недвижимости. Полномочиями  органа кадастрового учета наделено  третье лицо -  ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», поэтому заявленные обществом требования не могут быть удовлетворены.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно статье 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ  "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценке) государственная кадастровая оценка – это совокупность последовательных действий, каждое из которых реализуется уполномоченными органами и организациями.

Статьей  24.12 Закона об оценке определен порядок принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки. В частности, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

В соответствии с Законом об оценке Росреестр реализует свои полномочия лишь в части формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. Так, согласно статье 24.13. Закона об оценке перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя, в том числе, требования к содержанию такого запроса.

При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета.

Статьей 24.15 Закона об оценке предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.21 Закона об оценке.

Таким образом, из приведенных ном вытекает, что Росреестр  не определяет кадастровую стоимость земельных участков.

Как следует из материалов дела, между Росреестром (заказчик) и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (исполнитель) заключен государственный  контракт от 15.08.2012 №85Д/2012 на выполнение работ по теме: «Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной  кадастровой оценки земель». В результате выполнения этих работ  исполнителем подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Архангельской области. По сведениям, содержащимся в отчете, удельный показатель  кадастровой стоимости спорного земельного участка составил 5679,01 руб./кв.м, кадастровая стоимость - 102 034 772, 67 руб. Следовательно, указанная кадастровая стоимость получена в ходе работ по государственной кадастровой оценки земель, выполненных оценщиком (исполнителем по договору), а не ответчиком.

Суд  отмечает, что ответчик в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с положения Закона об оценке не осуществляет функций, связанных с регистрацией  изменений вида разрешенного использования земельного участка.

Кроме этого, Росреестр не наделен  полномочиями кадастрового органа, поскольку такие функции на основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ  "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон №221-ФЗ), а также приказа Росррестра от 11.03.2010 № П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" с 01 декабря 2010 года возложены на третье лицо -  ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Следовательно, предъявления к ответчику требования о признании незаконными его действий, связанных с регистрацией изменений вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в размере 102 034 772, 65 руб. по состоянию на 01 февраля 2013 года, является неправомерным. На основании этого является необоснованной ссылка общества и на преюдициальное значение для данного дела решения Арбитражного суда Архангельской области по делу  № А05-7769/2010 от 13.09.2010.

Помимо этого, суд отмечает следующее.

Как следует из материалов дела, общество обратилось к ответчику с обращением от 05.02.2013, содержащим просьбу проверить правильность расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка. После получения ответа от Росреестра общество обратилось в суд.

Цель, которую преследовало общество при обращении в арбитражный суд, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с 102 034 772 рублей 67 копеек до 15 763 706 рублей 79 копеек за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению общества, сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета.

Суд  отмечает, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.

В связи с этим такой спор не подлежит разрешению судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а должен быть рассмотрен с использованием ненадлежащей процедуры арбитражного судопроизводства.

Аналогичная позиция отражена и в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11 по делу N А46-13112/2010.

На основании изложенного заявленные требования общества о признании незаконными действий Росреестра, связанных с регистрацией изменений вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в размере 102 034 772, 65 руб. по состоянию на 01 февраля 2013 года, подлежат отклонению.

В связи с этим, а также принимая во внимание положения  статьи 3 Закона №221-ФЗ, у суда отсутствуют и предусмотренные пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ основания указывать в решении на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, т.е. обязывать ответчика произвести государственную кадастровую оценку земельного участка по виду использования, отнесенному к пункту 1.2.9. «Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель» (земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности) и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка 102 034 772,65 руб.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

отказать закрытому акционерному обществу "АКРиС" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, связанных с регистрацией изменений вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в размере 102 034 772, 65 рублей по состоянию на 01 февраля 2013 года.

Оспариваемые действия проверены на соответствие нормам Федерального закона  "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина