АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
12 мая 2011 года
г. Архангельск
Дело № А05-2123/2011
Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2011 года
Решение в полном объёме изготовлено 12 мая 2011 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.
рассмотрев 10.05.2011 в открытом судебном заседании дело №А05-2123/2011
по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №96 «Сосенка» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 35864 руб. 05 коп.
В заседании суда приняли участие представители:
заявителя – ФИО1,
ответчика – ФИО2
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.
Суд установил следующее:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №96 «Сосенка» (далее – общество, ответчик) о взыскании 35864 руб. 05 коп. штрафа на основании Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за нарушение срока представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) за 3 месяца 2010 года.
Основанием, как следует из заявления, явилось неисполнение требования №03900240015126 по состоянию на 08.09.2010 «об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов».
Представитель заявителя заявленные требования поддержала.
Ответчик с заявлением не согласен, мотивируя несвоевременное представление расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам за 3 месяца 2010 года халатностью главного бухгалтера, который на настоящее время уволен.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №96 «Сосенка» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чём в единый государственный реестр внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
В соответствии с положениями статей 27,29, 214 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело отнесено к подведомственности арбитражного суда.
Из материалов дела следует, что в результате проведения камеральной проверки полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, своевременности представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) за 3 месяца 2010 года, Управлением установлено неполнота и несвоевременность уплаты страховых взносов, а также нарушение срока представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2010 года со стороны ответчика. При сроке представления - 30 апреля 2010 года, расчёт представлен - 05.05.2010.
Выявленные нарушения пенсионного законодательства зафиксированы Управлением в акте камеральной проверки №03900230000168 от 21.05.2010, в котором ответчику предложено представить свои возражения в пятнадцатидневный срок со дня получения акта. Акт вместе с извещением №10-16/47 от 21.05.2010 о времени и месте рассмотрения материалов проверки направлен ответчику 26.05.2010 согласно списку отправки заказной корреспонденции.
По факту выявленного нарушения Управлением 24.06.2010 вынесено решение №039 002 РК 0000079 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании» в соответствии с пп. 1 п.9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в виде финансовой санкции в размере 35 864 руб. 05 коп. Копия решения направлена ответчику 28.06.2010 согласно реестру отправки заказной корреспонденции. На основании решения Управлением выставлено требование №03900240015126 от 08.09.2010 «об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов», направленное ответчику.
Поскольку указанное требование ответчиком добровольно не исполнено, Управление обратилось в суд с заявлением о принудительном взыскании штрафа.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учётом правил, установленных статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит заявление Управления подлежащим удовлетворению в части.
Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом по общим правилам искового производства с учётом особенностей главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении данной категории дел суд устанавливает наличие основания для взыскания сумм, полномочия органа, обратившегося за взысканием сумм, проверяет правильность расчёта и размер взыскиваемой суммы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение, осуществляющее выплаты физическим лицам, в силу статьи 6 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ (далее - Закон № 167-ФЗ) и статьи 1 Закона № 27-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Как следует из материалов дела, ответчик состоит на учёте в пенсионном фонде в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию (регистрационный номер 039-002-022921).
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 28 Закона №121-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов (при этом указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).
Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Согласно статье 9 указанного Закона №212-ФЗ дата окончания представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2010 года приходится на 30 апреля 2010 года.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного исследования, ответчик расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2010 года, представил позднее установленного законодательством срока, при сроке представления 30 апреля 2010 года расчёт был представлен Учреждением 05.05.2010. Продолжительность правонарушения составила 5 календарных дней.
Вина ответчика в совершении правонарушения подтверждается материалами дела: копией акта проверки, решением о привлечении к ответственности. Факт совершения правонарушения самим Учреждением признаётся.
Обстоятельств, исключающих ответственность, судом не установлено.
Исследовав материалы дела, суд находит привлечение ответчика к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ правомерным.
Как следует из представленной в материалы дела копии расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2010 года, сумма финансовой санкции 35 864 руб. 05 коп. рассчитана в размере 5 % от суммы подлежащих уплате взносов 717281 руб. 00 коп., причитающихся за 1 квартал 2010 года платежей.
Ответчик в ходе судебного исследования представлял пояснения, согласно которым факт несвоевременного представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2010 года был вызван халатными действиями со стороны бухгалтера и главного бухгалтера Учреждения, которые ввели в заблуждение заведующего учреждением относительно своевременности представления расчёта по начисленным и уплаченным взносам за 1 квартал 2010 года. На момент рассмотрения дела виновным лица уволены.
При анализе размере назначенного Управлением штрафа суд пришёл к выводу о его чрезмерности по отношению к характеру совершённого ответчиком правонарушения, отсутствию наступивших негативных последствий для социально-экономических отношений, отсутствию потерь бюджета в результате действий Учреждения. С учётом самостоятельного представления Учреждением расчёта 05.05.2010, незначительности пропуска срока представления расчёта за 1 квартал 2010 года, наличия независящих от воли Учреждения обстоятельств, принятия Учреждением необходимых мер по соблюдению законодательства и своевременному представлению расчёта в орган Пенсионного фонда, добросовестного исполнения Учреждением обязанности по уплате страховых взносов, суд считает справедливым назначить Учреждению штраф в размере 1000 рублей. Назначение большего размера штрафа приведёт к подавлению экономической самостоятельности хозяйствующего субъекта, утрате стимулирования последнего к исполнению возложенных на него законодательством, в том числе и пенсионным, обязанностей.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации судом или налоговым органом, рассматривающим дело, должны быть установлены и учтены обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность нарушителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, а также правовой позицией, изложенной в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, необходимо руководствоваться закреплённым Конституцией Российской Федерации принципом, согласно которому размер применяемой ответственности должен отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Суд, учитывая несоразмерность штрафа тяжести допущенного нарушения, считает возможным учесть данные обстоятельства, как смягчающие ответственность и в соответствии со статьями 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить размер штрафа, подлежащего взысканию, до 1000 рублей, поскольку взыскание штрафа в полном объёме превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ на ответчика относятся расходы по уплате государственной пошлины. Суд снижает размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины до 100 руб. с учётом имущественного положения ответчика, который является образовательным учреждением, финансируемым из бюджета.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №96 "Сосенка", зарегистрированного в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>; находящегося по адресу: 163000, г.Архангельск, ул.23 Гвардейской дивизии, дом 12, в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 1000 руб. штрафа.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске отказать.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №96 "Сосенка", зарегистрированного в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>; находящегося по адресу: 163000, г.Архангельск, ул.23 Гвардейской дивизии, дом 12, в доход федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Е.И. Бекарова