ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-2181/16 от 20.04.2016 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

апреля 2016 года

г. Архангельск

Дело № А05-2181/2016   

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю., 

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900019700; место нахождения: Россия, 163000, г. Архангельск, пр-кт Троицкий, дом 45, а/я 280)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Кабельные сети" (ОГРН 1022901465949; место нахождения:Россия, 164268, рп. СЕВЕРООНЕЖСК, АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ ПЛЕСЕЦКИЙ РАЙОН, мкр. 2-Й, д. 9, оф.3) к административной ответственности,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением от 26.02.2016 № 3С-974-05/29 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Кабельные сети" (далее – ответчик, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Данное дело подведомственно арбитражному суду в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, согласно которой судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Ввиду наличия в заявлении предусмотренных частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) признаков, при наличии которых дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства и отсутствии ограничений, установленных частью 4 статьи 227 АПК РФ, заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, о чем стороны извещены судом определением от 02.03.2016.

Стороны о принятии заявления к производству извещены надлежащим образом.

От заявителя в канцелярию суда 22.03.2016 поступили письменные пояснения от 18.03.2016 № 1451-05/29 с приложением доказательств направления пояснений ответчику (списка № 2 внутренних почтовых отправлений от 18.03.2016), а также копии почтового уведомления о направлении копии протокола.

От ответчика 18.03.2016 в канцелярию суда при сопроводительном письме исх. № 32 от 14.03.2016 поступил отзыв. В отзыве ответчик просил освободить его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, а также указал на отсутствие события административного правонарушения. 08.04.2016 ответчик представил через систему «Мой Арбитр» дополнительные письменные пояснения по делу исх. № 53 от 08.04.2016.

15.04.2016 заявитель представил пояснения на дополнительный отзыв от 14.04.2016 № 2063-05/29 с приложением доказательств направления пояснений ответчику (копия списка № 1 внутренних почтовых отправлений от 14.04.2016).

Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Ответчик зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901465949.

На основании приказа лицензирующего органа Обществу выдана лицензия № 85326 от 28.04.2011 на оказание услуг связи для целей кабельного вещания на территории, указанной в приложении к лицензии (поселок Савинский Плесецкого района Архангельской области); лицензия предоставлена на срок до 28.04.2016.

На основании приказа лицензирующего органа от 25.03.2013 № 318 Обществу выдана лицензия № 108457 от 09.04.2013 на оказание услуг связи для целей кабельного вещания на территории, указанной в приложении к лицензии (поселок Североонежск Плесецкого района Архангельской области); лицензия предоставлена на срок до 09.04.2018.

В Управление 15.02.2016 из Федерального агентства связи (Россвязь) поступила информация (письмо от 10.02.2016 № РШ-П33-3308) о не представлении оператором связи ООО «Кабельные сети» сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежах) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2015 года в нарушение пункта 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 № 41, пункта 11 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией на оказание услуг связи для целей кабельного вещания № 853266 от 28.04.2014 и пункта 11 лицензионных условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией на оказание услуг связи для целей кабельного вещания № 108457 от 09.04.2013.

Уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении от 16.02.2016 № 723-03/29 заявитель известил ответчика о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Данное уведомление направлено Обществу 17.02.2016 и получено адресатом 24.02.2016, что подтверждается выпиской из почтового реестра и распечаткой с сайта «Почта России» - отчет об отслеживании отправления.

В ответ на уведомление от 16.02.2016 № 723-03/29 Общество направило в Управление письмо исх. № 16 от 18.02.2016, в котором указало, что декларация по УСН, отражающая доходы, подается до 31.03.2016, а сведения об отчислениях возможно подать только основываясь на данных бухгалтерского учета; в январе более половины месяца приходятся на выходные и праздники, в связи с чем расчет представлен с задержкой на 5 рабочих дней. Ответчик сослался на отсутствие вины Общества в виду отсутствия вредных последствий от его действий; на совершение нарушения впервые. Обществом заявлено ходатайство об освобождении от административной ответственности в виду малозначительности совершенного административного правонарушения и о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества.

26.02.2016 начальником отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Сотниковым В.А. в отсутствие представителя Общества в отношении ответчика составлен протокол № АП-29/3/97 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Копия протокола направлена ответчику при сопроводительном письме от 26.02.2016 № 962-03/29 и получена 01.03.2016 представителем Общества по доверенности, что подтверждается копией почтового уведомления, представленной заявителем в материалы дела при письменных пояснениях от 18.03.2016 № 1451-05/29.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен, просил освободить Общество от административной ответственности в виду малозначительности выявленного нарушения с учетом того, что ранее к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ Общество не привлекалось, нарушением не причинен какой-либо ущерб, сами отчисления оплачиваются своевременно и в полном объеме, что ответчиком не оспаривается; нарушение не привело и не могло привести к ущербу регулятора потребителей услуг оператора связи или кого-либо еще; требование отчета в такие сроки является нелогичным. Кроме того, ответчик  сослался на отсутствие события административного правонарушения в виду необходимости исчисления тридцатидневного срока для предоставления сведений  в рабочих днях, а также на том  основании, что кабельная сеть является выделенной сетью связи и не относится к сетям связи общего пользования. 

Изучив доводы заявления, отзыва, исследовав представленные в их обоснование доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 утвержден перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, в том числе услуги связи для целей кабельного вещания. Этим же постановлением Правительства Российской Федерации утверждены перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, в том числе перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания. Соблюдение лицензионных условий (требований) лицензиатом является обязательным.

Пунктом 10 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания к лицензионным условиям отнесено представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Согласно пункту 11 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией (приложение к лицензии № 85326) и пункту 11 лицензионных требований (приложение к лицензии № 108457) лицензиат обязан предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания установлен приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 № 41 «Об утверждении порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания».

Пунктом 1 этого Порядка установлено, что лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования (далее - оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее - Сведения) по форме, приведенной в приложении № 1.

В случае, если в течение отчетного квартала оператор связи не приступил к оказанию услуг связи до даты начала оказания услуг, указанной в лицензии, и/или не получал доход от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, Сведения представляются с нулевыми значениями показателей.

Как определено статьей 60 Закона о связи, обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования являются источниками формирования резерва универсального обслуживания (пункт 1).

Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 60 названного Закона ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1, 2 процента.

Пунктом 4 статьи 60 Закона о связи установлено, что размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 названной статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с названной статьей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 60 Закона о связи операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

С учетом изложенных положений нормативно-правовых актов обязанность по представлению сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2015 года Общество должно было исполнить в срок не позднее 01.02.2016 (30 и 31 января – выходные дни).

Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2015 года в установленный срок в Федеральное агентство связи не представлены.

Довод ответчика о необходимости исчисления тридцатидневного срока с момента окончания отчетного квартала в рабочих днях отклоняется судом, поскольку ответчик не  указал достаточных оснований  для подобного толкования Порядка (поскольку не указано иное, срок следует исчислять в календарных днях). 

Довод ответчика об отсутствии обязанности представлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, поскольку кабельная сеть является выделенной сетью связи и не относится к сетям связи общего пользования, судом оценен и отклоняется по следующим основаниям. 

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Закона о связи федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации. Материально-техническую основу федеральной связи составляют единая сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 12 указанного Закона единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий: сети связи общего пользования, выделенные сети связи, технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования, сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Закона о связи сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации и включает в себя сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации и не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации, а также сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи. Сеть связи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, в том числе сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Согласно пункту 2 "Правил присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и (или) радиовещания", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2006 № 760, сеть связи телерадиовещания является частью сети связи общего пользования, определяемой по технологии реализации оказания услуг связи, и включает в себя, в том числе, сети кабельного телерадиовещания.

Таким образом, сеть кабельного вещания является частью сети связи общего пользования, определяемой по технологии реализации оказания услуг связи, а именно, распространения сигналов программ телевещания (радиовещания) по кабельной сети до пользовательского оборудования.

В соответствии с лицензиями Общества лицензиат должен обеспечить предоставление абоненту доступа к сети связи лицензиата; бесплатного осуществления трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации (пункт 4). Лицензиат обязан при оказании услуг связи соблюдать правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденные Правительством Российской Федерации, при присоединении кабельной сети связи лицензиата к сети связи общего пользования, присоединении к кабельной сети связи лицензиата других сетей связи (пункт 6). Лицензиат обязан осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствам массовой информации, в неизменном виде за свой счет (пункт 10).

Общество, приняв решение о получении лицензий, приняло на себя обязанности по исполнению лицензионных требований. Обязанность по предоставлению сведений о базе расчета отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания установлена пунктом 11 лицензионных условий.

Более того, сама форма Расчета базы обязательных отчислений (неналоговых платежей)  в резерв универсального обслуживания, утвержденная Приложением № 1 к Порядку № 41, предусматривает , что базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, в том числе  от услуг связи для целей кабельного вещания.

Следовательно, у Общества как владельца лицензии на  оказание услуг связи для целей кабельного вещания имеется обязанность производить обязательные отчисления   в резерв универсального обслуживания,  уплату которых само Общество подтверждает в своих письменных пояснениях, а потому имеется обязанность представлять в уполномоченный орган соответствующий расчет.

Доказательств наличия у Общества выделенных сетей связи материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованным довод Управления о том, что предпринимательская деятельность осуществлялась ответчиком с нарушением условий, предусмотренных лицензиями на услуги связи для кабельного вещания № 85326 от 28.04.2011 и № 108457 от 09.04.2013. Следовательно, в рассматриваемом случае имело место событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Суд находит документально подтвержденным факт совершения этого правонарушения Обществом.

Данное правонарушение совершено ответчиком виновно, поскольку у него имелась возможность для соблюдения лицензионных требований, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Общество не привело обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности своевременного исполнения возложенной на него обязанности.

Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые могут послужить основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, не позволяющих полно и объективно рассмотреть настоящее дело, судом не установлено.

Срок для привлечения лица к административной ответственности, установленный пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на дату вынесения судом решения не истек.

Суд не усматривает оснований для освобождения ответчика от административной ответственности, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ.

В силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В рассматриваемом случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается. Оценив имеющиеся доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, суд считает, что правонарушение, совершенное ответчиком, не может быть квалифицировано как малозначительное.

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Обстоятельства, на которые ответчик ссылается в отзыве (ранее к административной ответственности не привлекался, отсутствие ущерба от нарушения) не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности, так как не свидетельствуют о малозначительности выявленного нарушения. В то же время, данные обстоятельства в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ признаются судом смягчающими ответственность Общества.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих ответственность ответчика, судом не установлено, о наличии таких обстоятельств сторонами суду не заявлено.

Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения. При этом согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

На основании изложенного, с учетом характера совершенного административного правонарушения, наличия смягчающих ответственность обстоятельств, того обстоятельства, что ответчик не представил доказательств, опровергающих факт нарушения им срока представления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, суд полагает, что Общество подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 202-206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Кабельные сети», зарегистрированное 23.10.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901465949, ИНН 2920007931; находящееся по адресу: 164268, рп. СЕВЕРООНЕЖСК, АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ ПЛЕСЕЦКИЙ РАЙОН, мкр. 2-й, д. 9, оф.3, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Н.Ю. Панфилова