ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-2192/16 от 28.06.2016 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2016 года

     г. Архангельск

Дело № А05-2192/2016

Резолютивная часть решения объявлена июня 2016 года  

Решение в полном объёме изготовлено июня 2016 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Болотова Б.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нехаевой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Северодвинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "ГОРВИК" (ОГРН <***>; место нахождения: 164520, <...>)

к ответчику - Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>; место нахождения: 191028, <...>),

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №2» (ОГРН <***>, место нахождения: 150040, <...>),

о признании недействительным предписания от 03.11.2015 №56-8692-3545/ПР,

при участии  в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1 (директор, приказ от 01.04.2008), ФИО2 (доверенность от 05.05.2016);

ответчика: ФИО3 (доверенность от 29.12.2015), ФИО4 (доверенность от 29.12.2015);

третьего лица: не явился (извещен),

установил:

Северодвинское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "ГОРВИК" (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области заявлением о признании недействительным предписания Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ответчик, управление) от 03.11.2015 №56-8692-3545/ПР об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Определением суда от 10.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №2» (далее – третье лицо, ОАО «ТГК №2»).

В обоснование предъявленных требований предприятие указало, что с предписанием в оспариваемой части оно не согласно, поскольку не имеет в эксплуатации зданий и сооружений тепловых энергоустановок, промывка тепловой сети  проводится одновременно по всей системе теплоснабжения г. Северодвинска по программам и срокам, определенным ОАО «ТГК №2», программа пуска тепловых сетей на предприятии утверждена и применяется, испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя осуществляется по программе и в сроки, определенные ОАО «ТГК №2», и в 2015 году не предусматривались, предприятием по утвержденному плану выполнено одношурфовое обследование трубопровода  с оформлением соответствующего акта, в организации имеются масштабные планы тепловых сетей, оперативные и эксплуатационные (расчетные) схемы, магистральные сети находятся в оперативном управлении ОАО «ТГК №2», пункты 2, 3, 5-13 предписания №56-6639-2685/А от 30.10.2014 исполнению не подлежат, так как эксплуатируемые тепловые сети не относятся   к категории опасных производственных объектов.

В судебном заседании представители заявителя на предъявленных требованиях настаивали по мотивам, изложенным в заявлении, дополнительно указав, что управление не вправе было проводить проверку, так как в силу статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон №190-ФЗ) такие проверки проводятся органами местного самоуправления, на предприятии отсутствует проектная документация на тепловую сеть (трубопроводы горячей воды), поскольку данные сети переданы в хозяйственное ведение  без проектной документации, ранее являлись бесхозяйными.

В судебном заседании представители управления с предъявленными требованиями не согласились по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, указав, что управление вправе проводить спорную проверку, предписание является законным и обоснованным, не оспаривая при этом, что предписание в части невыполнения обязанности по составлению профилей теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линий статического давления выдано ошибочно, пункты 2-11 части предписания, касающегося фактов невыполнения пунктов 3, 5-13 ранее выданного предписания №56-6639-2685/А от 30.10.2014 относятся только в опасным производственным объектам, пункт 2 ранее выданного предписания №56-6639-2685/А от 30.10.2014 не обязывает предприятие восстанавливать проектную документацию на тепловую сеть (трубопроводы горячей воды).

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направило, мнение изложило в отзыве на заявление.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 29.09.2015 №56-8692/Рк, в связи с приказом руководителя Ростехнадзора от 23.06.2015 №237 о контроле хода подготовки и оценки готовности объектов электроэнергетики и теплоснабжения в осенне-зимний период 2015-2016 годов, выданного во исполнение протокола заседания Правительства Российской Федерации от 21.05.2015 №19 и поручения Заместителя Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 №ДК-П9-3853, управление 03.11.2015 провело проверку с целью оценки хода подготовки предприятия к отопительному периоду 2015-2016 годов.

В ходе вышеназванной проверки управление установило и в акте проверки от 03.11.2015 №56-8692-8926/А отразило, что заявителем нарушаются требования энергетической безопасности, а именно:

- не предоставлены результаты проведения весенних и осенних осмотров сооружений трубопроводов после таяния снега или до­ждей осенне-весеннего периода;

- не      представлены      акты      промывки трубопроводов          тепловых          сетей, проводимой        при        подготовке        к отопительному периоду 2015-2016 годов, для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей;

- не представлена программа (утвержденная техническим  руководителем  организации и  согласованная  с  источником теплоты) заполнения      трубопроводов      тепловых сетей, их промывки, дезинфекции и других операций   по   пуску   водяных   тепловых сетей, а также любых испытаний тепловых сетей   или   их   отдельных   элементов   и конструкций;

- не проведено обследование специализированной организацией строительных конструкций трубопроводов тепловых сетей;

- не предоставлены акты проведения испы­таний тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную тем­пературу теплоносителя в установленные
сроки;

- при подготовке к отопительному периоду 2015-2016 годов для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей не проводятся шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб (с составлением актов по результатам осмотра);

- в организации не составлены: план тепловой сети (масштабный); оперативная и эксплуатационная (расчетная) схемы; профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления.

Кроме того, управление установило факт невыполнения предприятием предписаний органов государственного контроля (надзора), а именно пунктов 2, 3, 5-13 предписания №56-6639-2685/А от 30.10.2014, поскольку:

- не представлена проектная документация на тепловую сеть (трубопроводы горячей воды);

- участки трубопроводов тепловой сети по адресам: ул. Мира - ул. Краснофлотская, 2, 4, 6, ул. С. Космонавтов, 2, квартал 025, с условным проходом более 100 мм с расчетными параметрами: давление 16,0 кгс/см2, температура: 150/70 не зарегистрированы (не поставлены на учет) в Северо-Западном управлении Ростехнадзора;

- опасный производственный объект - участок трубопроводов тепловой сети не зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов;

- не назначен ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов горячей воды и его заместитель;

- не осуществляется производственный контроль на опасном производственном объекте - участках трубопроводов тепловой сети (горячей воды);

- отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- не проведено техническое освидетельствование трубопроводов горячей воды специализированной организацией;

- персонал, обслуживающий трубопровод горячей воды, не обучен, не имеет удостоверения на право обслуживание трубопроводов;

- не пройдена аттестация в области оборудования, работающего под давлением (Б8), руководителя и специалистов организации;

- не проведено техническое диагностирование трубопроводов горячей воды специализированной организацией;

-  отсутствует  лицензия  на  эксплуатацию взрывопожароопасных        и    химически опасных производственных объектов 1, 2, 3 классов опасности.

Выявленные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес предприятия предписания №56-8692-3545/ПР об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 03.11.2015.

Несогласившись с вышеназванным предписанием, предприятие обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.

Оценив доводы и доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд считает заявление предприятия подлежащим частичному удовлетворению ввиду следующего.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон №294-ФЗ) предусмотрено, что под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями  требований, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401 (далее – Положение №401)  Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).

Пунктом 5.3.8 Положения №401 определено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.

Предприятие является теплосетевой организацией, в хозяйственном ведении которого находятся участки трубопроводов тепловых сетей общей протяженностью 1477,15 м., следовательно обязано соблюдать Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 №115 (далее – Правила №115), в том числе в той ее части, которая касается осуществления хода подготовки к предстоящему отопительному сезону.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В данном случае Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 11.06.2015 Ростехнадзору выдано поручение об обеспечении контроля за ходом подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к предстоящему отопительному сезону №ДК-П9-3853.

Указанное поручение явилось основанием для издания руководителем Ростехнадзора приказа от 23.06.2015 №237 о контроле хода подготовки и оценке готовности объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2015-2016 годов, которым руководителям территориальных органов  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору приказано организовать проведение внеплановых проверок хода подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2015-2016 годов; обеспечить участие представителей территориальных органов Ростехнадзора в комиссиях по проверке готовности субъектов электроэнергетики  и оценке готовности муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций к работе в осенне-зимний период 2015-2016 годов.

Следовательно, у управления имелись основания для проведения проверки, указанная проверка проведена в пределах компетенции Ростехнадзора, как органа, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).

Как справедливо отметили представители ответчика, предметом данной проверки является не проверка готовности теплосетевой организации к предстоящему отопительному сезону, по результатам которой составляется акт готовности к отопительному периоду, а выполнение обязательных требований, в том числе Правил №115.

Данная проверка направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами обязательных требований.

На наличие каких-либо иных грубых нарушений, определенных частью 2 статьи 20 Закона №294-ФЗ, предприятие не сослалось, а суд не установил.

Таким образом, результаты проверки, проведенной управлением, могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.

Пунктом 1 оспариваемого предписания (здесь и далее нумерация касается выявленных нарушений требований энергетической безопасности) управление обязало предприятие в срок до 30.12.2015 устранить нарушение, выразившееся в том, что последним в ходе проверки не были представлены результаты проведения весенних и осенних осмотров сооружений трубопроводов после таянья снега или дождей осенне-весеннего периода.

Пунктами 3.3.4, 3.3.6, 3.3.8 Правил №115 установлено, что обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок проводятся 2 раза в год (весной и осенью) смотровой комиссией, состав и сроки проведения обследования назначаются руководителем организации.

 Весенний осмотр производится в целях оценки технического состояния зданий и сооружений после таяния снега или дождей осенне-весеннего периода.

При весеннем осмотре уточняются объемы работы по текущему ремонту зданий и сооружений, выполняемому в летний период, и выявляются объемы работ по капитальному ремонту для включения их в план следующего года и в перспективный план ремонтных работ (на 3 - 5 лет).

По результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра составляется акт, который утверждается руководителем предприятия с изданием распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение.

Оспаривая предписание в указанной части, заявитель сослался, что тепловые сети не относятся к зданиям и сооружениям тепловых энергоустановок.

В Правилах №115 использованы следующие термины и определения:

- тепловая сеть - совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии;

- тепловая энергоустановка - энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.

Следовательно, поскольку тепловая энергоустановка предназначена в том числе для передачи тепловой энергии и теплоносителя, что соответствует основному предназначению тепловой сети, определение тепловой энергоустановки, используемое в Правилах №115, включает в себя понятие тепловая сеть.

Указанное следует и из расшифровки, содержащейся в пункте 1.1 Правил №115, согласно которой данные Правила устанавливают требования по технической эксплуатации таких тепловых энергоустановок, как паровые и водяные тепловые сети всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений.

Следовательно, если тепловые сети включают в свой состав здания или сооружения, теплосетевая организация обязана соблюдать пункты 3.3.4, 3.3.6, 3.3.8 Правил №115 и комиссионно 2 раза в год (весной и осенью) проводить осмотры сооружений трубопроводов после таянья снега или дождей осенне-весеннего периода.

Материалами дела, в том числе паспортами тепловых сетей, подтверждается и заявителем не оспаривается, что в состав тепловых сетей включаются тепловые камеры и опоры.

Под камерой тепловой сети понимается сооружение на тепловой сети для размещения и обслуживания оборудования, приборов и арматуры (пункт 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя Российской Федерации от 13.12.2000 №285).

Согласно пункту 1.3. СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003,  утвержденных Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 №280 в состав тепловых сетей включены здания и сооружения тепловых сетей: насосные, центральные тепловые пункты, павильоны, камеры, дренажные устройства и т.п.

Таким образом, поскольку тепловые сети в своем составе имеют сооружения, предприятие обязано было соблюдать пункты 3.3.4, 3.3.6, 3.3.8 Правил №115 и комиссионно 2 раза в год (весной и осенью) проводить осмотры сооружений трубопроводов после таянья снега или дождей осенне-весеннего периода.

Материалами дела, в том числе актом проверки №56-8692-8926/А от 03.11.2015 подтверждается и заявителем не оспаривается, что вышеназванную обязанность предприятие не исполняло.

С учетом изложенного, управление правомерно включило пункт 1 в состав оспариваемого предписания.

Оснований для удовлетворения предъявленного требования в казанной части у суда не имеется.

Пунктом 2 оспариваемого предписания управление обязало предприятие в срок до 30.12.2015 устранить нарушение, выразившееся в непредставлении актов промывки трубопроводов тепловых сетей, проводимой при подготовке к отопительному периоду 2015-2016 годов, для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей.

Согласно пункту 11.1 Правил №115 при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основным из которых является промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления.

Оспаривая предписание в указанной части, заявитель указал, что эксплуатируемые им тепловые сети представляют собой разводящие и квартальные тепловые сети, которые присоединены к магистральным тепловым сетям ОАО «ТГК №2» и составляют с ним единую тепловую сеть города. Гидравлические испытания и промывка тепловой сети производятся единовременно по всей системе теплоснабжения г.Северодвинска по программам и в сроки, определенные третьим лицом, участие в которых оформлено договором (соглашением №432/01-15 по проведению совместных гидравлических испытаний наружных тепловых сетей от 14.05.2015). Выполнение промывки зафиксировано в актах о проведении испытаний трубопроводов на прочность и герметичность от 28.08.2015, №2292/432/02-15 от 31.08.2015, №2292/432/01-15 от 31.05.2015.

Вместе с тем, предметом соглашения от 14.05.2015 №432/01-15, заключенного заявителем с ОАО «ТГК №2», является оказание технологической помощи в проведении гидравлических испытаний принадлежащих предприятию наружных тепловых сетей в период проведения гидравлических испытаний по окончании отопительного сезона 2014-2015 годов и перед началом отопительного сезона 2015-2016 годов.

Из содержания пунктов 6.2.11, абзаца 3 пункта 11.1 Правил №115 следует, что гидравлические испытания, проводимые с целью проверки прочности и плотности, являются самостоятельным мероприятием, проводимым при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей.

Вопреки утверждению заявителя, ни из вышеназванного соглашения, ни из актов №2292/432/02-15 от 31.08.2015, №2292/432/01-15 от 31.05.2015 не следует, что ОАО «ТГК №2» при проведении гидравлических испытаний осуществляло промывку трубопроводов тепловых сетей.

В отзыве на заявление ОАО «ТГК №2» также не подтвердило, что в рамках выполнения соглашения от 14.05.2015 №432/01-15 оно осуществляло промывку трубопроводов тепловых сетей, принадлежащих предприятию, указав, что осуществляет промывку  в случаях, предусмотренных пунктом 6.2.17 Правил №115.

Пунктом 6.2.17 Правил №115 предусмотрено, что трубопроводы тепловых сетей до пуска их в эксплуатацию после монтажа, капитального или текущего ремонта с заменой участков трубопроводов подвергаются очистке.

Таким образом, обязанности, определенные в пунктах 6.2.17 и 11.1 Правил №115, являются самостоятельными и не взаимоисключающими (в первом случае промывка проводится после монтажа, капитального или текущего ремонта и вне зависимости от мероприятий по подготовке к отопительному периоду; во втором случае промывка производится при подготовке к отопительному периоду и вне зависимости от монтажа, капитального или текущего ремонта).

В акте о проведении испытаний трубопроводов на прочность и герметичность от 28.08.2015 также отсутствуют какие-либо указания на выполнение обязанности, предусмотренной абзацем 5 пункта 11.1 Правил №115.

Каких-либо иных доказательств осуществления мероприятий по промывке трубопроводов тепловых сетей, проводимых при подготовке к отопительному периоду 2015-2016 годов для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей заявитель ни управлению, ни суду не представил.

С учетом изложенного, управление правомерно включило пункт 2 в состав оспариваемого предписания.

Оснований для удовлетворения предъявленного требования в казанной части у суда не имеется.

Пунктом 3 оспариваемого предписания управление обязало предприятие в срок до 30.12.2015 устранить нарушение, выразившееся в непредставлении программы (утвержденной техническим руководителем организации и согласованной с источником теплоты) заполнения трубопроводов тепловых сетей, их промывки, дезинфекции и других операций по пуску водяных тепловых сетей, а также любых испытаний тепловых сетей или их отдельных элементов и конструкций.

Оспаривая предписание в указанной части, заявитель указал, что на предприятии 25.09.2014 утверждена и применяется программа пуска тепловых сетей, обслуживаемых предприятием, которая предоставлялась управлению.

Пунктом 6.2.20 Правил №115 определено, что заполнение трубопроводов тепловых сетей, их промывка, дезинфекция, включение циркуляции, продувка, прогрев паропроводов и другие операции по пуску водяных и паровых тепловых сетей, а также любые испытания тепловых сетей или их отдельных элементов и конструкций выполняются по программе, утвержденной техническим руководителем организации и согласованной с источником теплоты, а при необходимости с природоохранными органами.

Программа пуска и испытаний тепловых сетей, обслуживаемых СМУП ЖКХ «ГОРВИК» действительно утверждена 25.09.2014, однако, ни на момент проверки, ни на момент рассмотрения дела в суде не согласована с источником теплоты.

Как следует из пояснений ОАО «ТГК №2» спорная программа в адрес общества не предоставлялась.

Таким образом, поскольку спорная программа не согласована предприятием с источником теплоты, управление правомерно включило пункт 3 в состав оспариваемого предписания.

Оснований для удовлетворения предъявленного требования в казанной части у суда не имеется.

Пунктом 4 оспариваемого предписания управление обязало предприятие в срок до 01.02.2016 устранить нарушение, выразившееся в непроведении обследования специализированной организацией строительных конструкций трубопроводов тепловых сетей.

 Оспаривая предписание в указанной части, заявитель указал, что тепловые сети к зданиям и сооружениям тепловых энергоустановок не относятся.

Пунктом 3.3.9 Правил №115 определено, что строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией.

Как указывалось ранее, материалами дела, в том числе паспортами тепловых сетей, подтверждается и заявителем не оспаривается, что в состав тепловых сетей предприятия включаются тепловые камеры и опоры, то есть тепловые сети предприятия в своем составе имеют сооружения, следовательно, строительные конструкции последних  должны подвергаться один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что строительные конструкции сооружений тепловых сетей не подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией.

С учетом изложенного, управление правомерно включило пункт 4 в состав оспариваемого предписания.

Оснований для удовлетворения предъявленного требования в казанной части у суда не имеется.

Пунктом 5 оспариваемого предписания управление обязало предприятие в срок до 30.12.2015 устранить нарушение, выразившееся в непредставлении актов проведения испытаний тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру в установленные сроки.

Оспаривая предписание в указанной части, предприятие указало, что с учетом особенностей организации тепловых сетей г.Северодвинска испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя осуществляется по программа и в сроки, определенные ОАО «ТГК №2». Указанные испытания проводятся совместно не реже, чем в сроки, указанные в пункте 6.2.32 Правил №115, программа проведения испытаний в 2015 году в рамках подготовки к отопительному периоду 2015-2016 годов не предусматривает, с учетом целей проверки акты испытаний тепловых сетей, проведенных ранее 2015 года, представлению не подлежат.

Абзацем 6 пункта 11.1 Правил №115 предусмотрено, что при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основным из которых является испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными данными Правилами.

Согласно пункту 6.2.32 Правил №115 помимо испытаний на прочность и плотность в организациях, эксплуатирующих тепловые сети, проводятся их испытания на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь 1 раз в 5 лет.

Все испытания тепловых сетей выполняются раздельно и в соответствии с действующими методическими указаниями.

Поскольку испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя включаются в качестве основного в комплекс мероприятий при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей управление с целью проверки соблюдения периодичности проведения данного мероприятия вправе было запросить доказательства, подтверждающие, что предприятие, как организация, эксплуатирующая тепловые сети, соблюдает положения пунктов 6.2.32 и 11.1 Правил №115 вне зависимости от того, включено ли в программу 2015 года данное мероприятие или нет.

Пунктом 15 раздела 11 распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 29.09.2015 №56-8692/Рк управление запросило у заявителя акты испытаний тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя.

Доказательств того, что указанные акты во исполнение вышеназванного распоряжения были представлены проверяющему лицу, материалы дела не содержат.

Не представлено такого акта и суду ни заявителем, ни третьим лицом, сообщившим, что соответствующие испытания проводились в 2014 году.

В ходе рассмотрения дела управление не оспаривало возможность поручения проведения соответствующих испытаний ОАО «ТГК №2», указав при этом, что соответствующие документы, подтверждающие выполнение обязательных требований, вне зависимости от того были ли они выполнены организацией, эксплуатирующей тепловые сети, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, должны иметься у предприятия и по требованию должностного лица управления ему представляться.

С указанной позицией управления суд согласен, поскольку вне зависимости от особенностей тепловых сетей г. Северодвинска в силу положений пунктов 6.2.32 и 11.1 Правил №115 именно на организацию, эксплуатирующую тепловые сети, возложена обязанность при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей выполнить один раз в пять лет испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя и при необходимости представить доказательства выполнения этого требования уполномоченному лицу.

Каких-либо доказательств, выполнения этой обязанности заявитель ни управлению, ни суду не представил.

При этом суд учитывает, что предприятие не лишено возможности потребовать от ОАО «ТГК №2» соответствующие акты и представить их управлению, если в 2014 году данные испытания в части сетей заявителя в действительности проводились совместно с указанным третьим лицом.

С учетом изложенного, управление правомерно включило пункт 5 в состав оспариваемого предписания.

Оснований для удовлетворения предъявленного требования в казанной части у суда не имеется.

Пунктом 6 оспариваемого предписания управление обязало предприятие в срок до 01.09.2016 устранить нарушение, выразившееся в том, что при подготовке к отопительному периоду 2015-2016 годов для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей не проводятся шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб (с составлением актов по результатам осмотра).

Оспаривая предписание в указанной части, предприятие указало, что в его эксплуатации находится 1477,15 м тепловых сетей, при подготовке к отопительному периоду 2015-2016 годов согласно утвержденному плану было выполнено одношурфовое обследование трубопровода в квартале 045 у дома 25А по улице Профсоюзной с оформлением соответствующего акта.

Абзацем 4 пункта 11.1 Правил №115  установлено, что при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основным из которых является шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб.

Согласно пункту 6.2.34 Правил №115 для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций следует периодически производить шурфовки на тепловой сети.

Плановые шурфовки проводятся по ежегодно составляемому плану, утвержденному ответственным лицом за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и (или) тепловых сетей (техническим руководителем) организации.

Количество ежегодно проводимых шурфовок устанавливается в зависимости от протяженности сети, способов прокладок и теплоизоляционных конструкций, количества ранее выявленных коррозионных повреждений труб, результатов испытаний на наличие потенциала блуждающих токов.

На 1 км трассы предусматривается не менее одного шурфа.

На новых участках сети шурфовки начинаются с третьего года эксплуатации.

Предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежит 1477,15 м тепловых сетей, то есть более 1 км.

Следовательно, минимальное количество шурфовок должно составлять 2.

Материалами дела, в том числе графиком проведения наружных осмотров и текущего ремонта тепловых сетей, находящихся в хозяйственном ведении СМУП ЖКХ «ГОРВИК» в 2015 году,  актом №1 на осмотр тепломагистрили в шурфе от 10.08.2015 подтверждается   и заявителем не оспаривается, что при подготовке к отопительному периоду 2015-2016 годов согласно утвержденному плану было выполнено одношурфовое обследование трубопровода в квартале 045 у дома 25А по улице Профсоюзной с оформлением соответствующего акта.

Таким образом, количество произведенных предприятием шурфовок не соответствует минимально допустимому.

С учетом изложенного, управление правомерно включило пункт 6 в состав оспариваемого предписания.

Оснований для удовлетворения предъявленного требования в казанной части у суда не имеется.

Пунктом 7 оспариваемого предписания управление обязало предприятие в срок до 30.12.2015  устранить нарушение, выразившееся в том, что в организации не составлены:

- план тепловой сети (масштабный);

- оперативная и эксплуатационная (расчетная) схемы;

-профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления.

В обоснование своей позиции предприятие указало, что масштабные планы тепловых сетей содержатся в паспортах тепловых сетей, и кадастровых паспортах тепловых сетей; оперативная и эксплуатационная (расчетная) схемы тепловых сетей содержаться в технической документации, прилагаемой к актам разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей. Кроме того, на предприятии имеется в свободном доступе общий штабной план всех сетей города с выделением сетей предприятия; магистральных тепловых сетей в хозяйственное ведение заявителя не передавалось.

Согласно пункту 6.2.5 Правил №115 в организации составляются и постоянно хранятся:

- план тепловой сети (масштабный);

- оперативная и эксплуатационная (расчетная) схемы;

- профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления.

На план тепловой сети наносятся соседние подземные коммуникации (газопровод, канализация, кабели), рельсовые пути электрифицированного транспорта и тяговые подстанции в зоне не менее 15 м от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети или бесканального трубопровода по обе стороны трассы. На плане тепловой сети систематически отмечаются места и результаты плановых шурфовок, места аварийных повреждений, затоплений трассы и переложенные участки.

План, схемы, профили теплотрасс и перечень газоопасных камер и каналов ежегодно корректируются в соответствии с фактическим состоянием тепловых сетей.

Все изменения вносятся за подписью ответственного лица с указанием его должности и даты внесения изменения.

Информация об изменениях в схемах, чертежах, перечнях и соответствующие этому изменения в инструкциях доводятся до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих документов.

В силу пункта 6.2.6 Правил №115 на планах, схемах и пьезометрических графиках обозначаются эксплуатационные номера всех тепломагистралей, камер (узлов ответвлений), насосных станций, узлов автоматического регулирования, неподвижных опор, компенсаторов и других сооружений тепловой сети.

На эксплуатационных (расчетных) схемах подлежат нумерации все присоединенные к сети системы потребителя, а на оперативных схемах, кроме того, секционирующая и запорная арматура.

Арматура, установленная на подающем трубопроводе (паропроводе), обозначается нечетным номером, а соответствующая ей арматура на обратном трубопроводе (конденсатопроводе) - следующим за ним четным номером.

В соответствии с пунктом 6.2.7 Правил №115 на оперативной схеме тепловой сети отмечаются все газоопасные камеры и проходные каналы.

Газоопасные камеры должны иметь специальные знаки, окраску люков и содержаться под надежным запором.

Надзор за газоопасными камерами осуществляется в соответствии с правилами безопасности в газовом хозяйстве.

Вопреки вышеназванным положениям в паспортах тепловых сетей и кадастровых паспортах тепловых сетей отсутствуют соседние подземные коммуникации (газопровод, канализация, кабели), рельсовые пути электрифицированного транспорта и тяговые подстанции в зоне не менее 15 м от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети или бесканального трубопровода по обе стороны трассы, не отмечены места и результаты плановых шурфовок, места аварийных повреждений, затоплений трассы и переложенные участки.

Какие бы то ни было приложения к актам разграничения балансовой принадлежности  тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон в материалах дела не имеется, управлению таковые не представлялись.

Отсутствует на общем плане всех сетей города и информация, определенная  в пунктах 6.2.5, 6.2.6, 6.2.7 Правил №115.

Таким образом, поскольку в ходе проведения проверки управлению не были представлены план тепловой сети (масштабный); оперативная и эксплуатационная (расчетная) схемы, последнее правомерно включило пункт 7 в состав оспариваемого предписания в части обязывающей предприятие в срок до 30.12.2015 составить план тепловой сети (масштабный); оперативную и эксплуатационную (расчетную) схемы.

Оснований для удовлетворения предъявленного требования в казанной части у суда не имеется.

Вместе с тем, поскольку в хозяйственном ведение предприятия не передавались и им фактически не эксплуатируются магистральные тепловые сети, что подтверждается инструкцией по взаимодействию диспетчерских служб Северодвинских городских тепловых сетей ГУ ОАО «ТГК -2» по Архангельской области и муниципальных предприятий Северодвинска при проведении ремонтных работ и устранении аварийных ситуаций в системе теплоснабжения, регламентом по взаимодействию технических служб Северодвинских тепловых сетей ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области и СМУП ЖКХ «ГОРВИК», паспортами тепловых сетей и не оспаривается управлением, последнее без законных к тому оснований обязало предприятие в срок до 30.12.2015 составить профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления.

В судебном заседании представители ответчика подтвердили, что указанное нарушение включено в оспариваемое предписание ошибочно.

В указанной части заявление предприятия подлежит удовлетворению.

Подлежит удовлетворению и заявление предприятия о признании недействительным предписания в части пунктов 1-11 раздела, касающегося выявленных фактов неисполнения пунктов 2, 3, 5-13 предписания №56-6639-2685/А от 30.10.2014.

Пунктом 2 предписания №56-6639-2685/А от 30.10.2014 заявителю было указано на необходимость в срок до 30.03.2015 представить проектную документацию на тепловую сеть.

Вместе с тем, как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, имеющиеся на предприятии тепловые сети переданы ему на праве хозяйственного ведения без проектной документации, ранее данные сети являлись бесхозяйными.

Особенностью предписаний является то, что этот вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого оно выносится, определенных действий.

Соответственно, вынесение предписания порождает обязанность лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.

С учетом того, что обязанность лица, которому адресовано предписание, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, приведенные в предписании формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, четкими, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования с тем, чтобы лицо, которому адресовано предписание, могло четко установить: какие нормы права были им нарушены; в каких его конкретных действиях выражаются данные нарушения; что ему следует сделать для их устранения.

Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Следовательно, предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости, отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.

Поскольку в рассматриваемом случае у предприятия отсутствует проектная документация на тепловую сеть, исполнение пункта 2 предписания №56-6639-2685/А от 30.10.2014 не представляется возможным.

При этом суд учитывает, что согласно пояснениям представителя управления, рассматриваемый пункт предписания не накладывал на предприятие обязанности по восстановлению отсутствующей проектной документацией.

Соответственно и сроки его исполнения не были определены из расчета времени, необходимого для реального восстановления отсутствующей проектной документации.

Кроме того, суд принимает во внимание, что фактически данный пункт предписания №56-6639-2685/А от 30.10.2014, а также пункты 3, 5-13 этого предписания были обусловлены в том числе положениями Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 11.06.2003 №90.

В силу пункта 1.1.1. вышеназванных Правил, они устанавливали требования к проектированию, конструкции, материалам, изготовлению, монтажу, ремонту и эксплуатации трубопроводов, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением  более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) или горячую воду с температурой свыше 115 град. С.

Аналогичным образом согласно пункту 2 ныне действующих Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 №116, данные Правила направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа):

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C);

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.

Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 03.02.2016 по делу №А05-2552/2015 установлено, что  давление и температура воды, транспортируемой по трубопроводам, принадлежащем заявителю, не соответствует параметрам опасности (давление воды более 0,07 МПа при температуре более 115 градусов Цельсия).

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

При этом, суд отмечает, что пункт 15 предписания №56-6639-2685/А от 30.10.2014 предприятием выполнен, пункт 6 вышеназванного предписания касался заявителя только как лица, эксплуатирующего опасный производственный объект, к которому его относило управление.

Следовательно, поскольку неисполненные пункты 2, 3, 5-11 предписания №56-6639-2685/А от 30.10.2014 возлагают обязанности только на лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а заявитель к таковым не относится, предписание управления от 03.11.2015 №56-8692-3545/ПР об устранении выявленных нарушений обязательных требований в части, обязывающей в срок до 01.02.2016 выполнить пункты 2, 3, 5-11 предписания №56-6639-2685/А от 30.10.2014, подлежит признанию недействительным.

С учетом изложенного, заявление предприятия подлежит частичному удовлетворению, предписание №56-8692-3545/ПР  от 03.11.2015 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, принятое управлением, в отношении предприятия   в части, обязывающей в срок до 30.12.2015 составить профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления,  а также в части, обязывающей в срок до 01.02.2016 выполнить пункты 2, 3, 5-13 предписания №56-6639-2685/А от 30.10.2014, подлежит признанию недействительным

В удовлетворении остальной части предъявленных требований суд отказывает.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с управления в пользу предприятия подлежит взысканию 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным предписание №56-8692-3545/ПР  от 03.11.2015 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, принятое Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в отношении Северодвинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "ГОРВИК"   в части, обязывающей в срок до 30.12.2015 составить профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления,  а также в части, обязывающей в срок до 01.02.2016 выполнить пункты 2, 3, 5-13 предписания №56-6639-2685/А от 30.10.2014.

В удовлетворении остальной части предъявленных требований отказать.

Обязать Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  Северодвинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "ГОРВИК".

Взыскать с Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу Северодвинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "ГОРВИК" 3000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Б.В. Болотов