АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
июля 2016 года | г. Архангельск | Дело № А05-2476/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена июля 2016 года .
Решение в полном объёме изготовлено июля 2016 года .
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л. В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Земской М. В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устьянском районе Архангельско й области (ОГРН <***>; место нахождения: 165210, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью "Дмитриевский леспромхоз" (ОГРН <***>; место нахождения: 165262, <...>) о взыскании 263 523 руб. 09 коп., при участие представителей сторон:
от заявителя - ФИО1 (доверенность от 25.02.2016),
от ответчика - ФИО2 (доверенность от 18.04.2016),
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устьянском районе Архангельской области (далее – заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Дмитриевский леспромхоз" (далее – ответчик, общество) финансовой санкции в размере 263 523 руб. 09 коп. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Ответчик заявленные требования не признал.
Суд установил следующие фактические обстоятельства.
На основании решения от 12.10.2015 в отношении общества проведена выездная плановая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период с 21.05.2012 по 31.12.2014.
В ходе проведенной проверки заявитель пришел к выводу о том, что предприятие допустило нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в нарушении статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон №27-ФЗ), поскольку представило недостоверные индивидуальные сведения в части начисления сумм взносов на обязательное пенсионное страхование за 2012-2014 годы в отношении водителей автомобилей, занятых вывозкой леса (39 физических лиц за 2012 год, 46 физических лиц за 2013 год и 30 физических лиц за 2014 год). Недостоверность этих сведений заключалась в неправильном определении страхового стажа указанных лиц, поскольку водители автомобилей на вывозке леса могут реализовать свое право на досрочное назначение пенсии при условии документального подтверждения постоянной занятости (не менее 80 % рабочего времени) в течение полного рабочего дня непосредственно в процессе лесозаготовок, т.е. на вывозке леса по лесовозным дорогам с верхних складов до нижних складов. Фонд счёл, что водители автомобилей общества такое требование на вывозке леса по лесовозным дорогам не выполняли. Поэтому общество представило недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части страхового стажа водителей.
Выявленные нарушения заявитель отразил в акте выездной проверки от 01.12.2015 №039V10150000151. Общество представило возражения на акт проверки, указав в них, что водители автомобилей занятые на вывозке леса, имеют право на досрочное назначение пенсии, т.к. заняты в части единого технологического процесса заготовки древесины. Данные возражения общества не были приняты фондом.
По результатам проверки заявитель принял решение № 5 от 31.12.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее – решение № 5). Названным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за представление неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах в Пенсионный фонд Российской Федерации, в виде штрафа в размере 263 523 руб. 09 коп.
На основании этого решения заявитель направил в адрес ответчика требование от 03.02.2016 № 5 об уплате финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В указанном требовании заявитель предложил ответчику в срок до 15.02.2016 уплатить финансовую санкцию.
Поскольку общество это требование в установленный срок не исполнило, фонда обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предприятия финансовой санкции в размере 263 523 руб. 09 коп.
Ответчик, не соглашаясь с требованиями фонда, указывал, что все условия на досрочное назначение пенсии соблюдены; работа водителя на вывозке леса входит в единый технологический процесс заготовки древесины; фонд не доказал, что постоянная занятость водителей на вывозке леса составляет менее 80 % рабочего времени в течение полного рабочего дня непосредственно в процессе лесозаготовок, не указал в решении документы, подтверждающие данное обстоятельство.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим мотивам.
Страхователи на основании пункта 1 статьи 11 Закона №27-ФЗ представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Статьей 17 Закона №27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователя за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах. К такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, который составляет более месяца и за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из решения № 5, общество представило недостоверные индивидуальные сведения в части начисления сумм взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 2012 по 2014 годы в отношении водителей автомобилей, занятых вывозкой леса.
Согласно статье 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с подпуктом «д» пункта 1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273 (далее – Список № 273).
Согласно Списку № 273 он распространяется на водителей автомобилей на вывозке леса. При этом в Примечании к Списку № 273 говорится, что указанный перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
В решении № 5, в заявлении, дополнении к нему, а также в ходе судебного разбирательства фонд со ссылкой на упомянутые нормы права, а также на положения "ГОСТ 17461-84. Межгосударственный стандарт. Технология лесозаготовительной промышленности. Термины и определения", указывал, что водители автомобилей на вывозке леса могут реализовать свое право на досрочное назначение пенсии при условии документального подтверждения постоянной занятости (не менее 80 % рабочего времени) в течение полного рабочего дня непосредственно в процессе лесозаготовок, т.е. на вывозке леса по лесовозным дорогам с верхних складов до нижних складов.
Однако данные выводы фонда, положенные в основу акта и решения № 5, при том что они заслуживают внимания, являются голословными и бездоказательными, поскольку заявитель не доказал, что занятость водителей автомобилей ответчика на вывозке леса по лесовозным дорогам с верхних складов до нижних складов составляет менее 80% рабочего времени. Для доказательства этого фонд должен был в ходе проверки исследовать маршрутные карты, путевые листы водителей общества, наряды на выполнение работ и другие необходимые документы, а суду направить эти документы в качестве доказательства представления обществом недостоверных сведений.
Как следует из акта выездной проверки и решения № 5, такие доказательства фонд в ходе выездной плановой проверки не запрашивал и не исследовал.
Согласно части 21 статьи 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ) при проведении выездной проверки плательщик страховых взносов обязан обеспечить возможность должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов.
Частью 22 статьи 35 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что при проведении выездной проверки у плательщика страховых взносов могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 37 Закона № 212-ФЗ.
Фонд, не воспользовавшись предоставленным ему правом на получение необходимых документов, в частности, маршрутных карт, путевых листов водителей общества, нарядов на выполнение работ и других, лишил себя права доказывать факт совершения обществом правонарушения.
В акте и решении № 5 имеется ссылка лишь на один документ общества, именуемый как документ о расстоянии вывозки лесопродукции общества. Вместе с тем данный документ содержит только наименование квартала, лесничества, делянки, пункта назначения, расстояния в км, в т.ч. по усам и технологической дороге. Из этого документа невозможно сделать вывод о том, что постоянная занятость водителей автомобилей ответчика в течение полного рабочего дня непосредственно в процессе лесозаготовок, т.е. на вывозке леса по лесовозным дорогам с верхних складов до нижних складов, составляет менее 80 % рабочего времени.
В части 9 статьи 39 Закона № 212-ФЗ указано, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
В акте проверки и в решении фонда № 5 не изложены обстоятельства совершенного обществом правонарушения, отсутствуют ссылки на документы, на основании которых заявитель установил недостоверность сведений о застрахованных лицах, и ссылки на то, какие конкретно действия (бездействия) страхователя привели к занижению базы для начисления страховых взносов, отсутствуют выводы о вине.
Согласно статье 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательствами по делу являются сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом судом оценивается относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Более того, согласно части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В данном случае фонд не представил суду доказательств того, что водители автомобилей на вывозке леса, работающие в обществе, в целях реализации своего права на досрочное назначение пенсии были заняты в течение полного рабочего дня непосредственно в процессе лесозаготовок, т.е. на вывозке леса по лесовозным дорогам с верхних складов до нижних складов, менее 80 % рабочего времени.
Поэтому основания для взыскания с ответчика финансовой санкции за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, у суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
отказать государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устьянском районе Архангельско й области в удовлетворении требований о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Дмитриевский леспромхоз" финансовой санкции в размере 263 523 рубля 09 копеек за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Л.В. Звездина |