ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-2493/12 от 25.06.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

25 июня 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-2493/2012

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Полуяновой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Керниченко Т.Л.

рассмотрев в судебном заседании 14, 20 июня 2012 года дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: 164840, Архангельская область, г.Онега)

к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)

к территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежское лесничество (ОГРН <***>; место нахождения: 164840, <...>)

о признании незаконными действий (бездействия)

В заседании суда приняли участие:

от заявителя – ФИО1

от ответчиков – ФИО2 (доверенности от 07.02.2012 № 204-044-17, от 12.04.2012 № 17), ФИО3 (доверенность от 21.12.2011 № 204-04/3378)

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – ответчик, Министерство), территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежское лесничество (далее – ответчик, Онежское лесничество) о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица – руководителя Онежского лесничества ФИО4, выразившихся в том, что на заявки индивидуального предпринимателя ФИО1 от 23.04.2010 и 05.05.2010 не был дан ответ (требования изложены с учетом уточнения их заявителем в порядке статьи 49 АПК РФ 26.03.2012).

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении с учетом уточнения.

Представители ответчиков заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве по делу и дополнения к нему, заявили о пропуске заявителем срока, установленного статьей 198 АПК РФ, для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.

Заявитель пояснил, что в течение 2010 года неоднократно обращался в Онежскую межрайонную прокуратуру и Агентство лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области с заявлениями о нарушении лесного законодательства, в ноябре 2011 года обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) руководителя Онежского лесничества и взыскании упущенной выгоды путем взыскания из бюджета Архангельской области, которое было возвращено определением от 17 ноября 2011 года по делу № А05-11987/2011, полагает, что пропуск срока не является препятствием для оценки судом законности действий государственного органа.

Суд считает возможным восстановить пропущенный срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействий), поскольку данный срок не является пресекательным.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что предприниматель ФИО1 обратился в адрес Онежского лесничества с заявкой № 58 от 23.04.2010 (вх. № 143 от 23.04.2010) об отведении для продажи с Аукциона для преодоления негативных последствий в сфере занятости населения Делянки в кв. 48 Онежского сельского участкового лесничества (бывшие леса колхоза имени В.И. Ленина), выд. 5, 14, общей площадью 70 га. Также предприниматель ФИО1 обратился в адрес Онежского лесничества с заявкой № 70 от 05.05.2010 (вх. № 177 от 05.05.2010) с просьбой выставить на Аукцион Делянку № 1 в кв. 48 выд. 8, 14 Онежского сельского участкового лесничества (леса колхоза имени В.И. Ленина) площадью 4,4 га. В своем заявлении и в судебном заседании предприниматель ФИО1 указал, что 06 мая 2010 года получил устный ответ из лесничества, что данный участок выставляться на аукцион не будет.

Не получив письменный ответ на указанные заявки, предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия (бездействия) должностного лица – руководителя Онежского лесничества ФИО4, выразившиеся в том, что в нарушение ст.12, п.1 ст.16 Федерального Закона 59-ФЗ от 02.05.2006 на заявки ИП ФИО1 от 23.04.2010 и 05.05.2010 не был дан ответ. Заявитель полагает, что незаконные действия (бездействия) повлекли нарушение его прав и законных интересов, в том числе права на получение информации. При этом в качестве ответчиков заявитель указал Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и Территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежское лесничество. На предложение суда уточнить ответчика по данному делу заявитель полагает необходимым оставить в качестве ответчиков и Министерство, и Онежское лесничество.

Ответчики с заявленным требованием не согласились, ссылаясь на то, что распоряжением департамента лесного комплекса Архангельской области от 09 февраля 2010 года «О лесном фонде местного потребления» по Онежскому лесничеству запрашиваемый заявителем 48 квартал Онежского сельского участкового лесничества (участок колхоза им. Ленина) был отнесен в перечень кварталов, входящих в зону местного потребления, которая подразумевает использование древесины для собственных потребностей граждан в древесине или для удовлетворения собственных потребностей муниципальных учреждений и предприятий в древесине, другие случаи использования древесины исключаются. В письме № 109 от 06.05.2010 Онежское лесничество информировало предпринимателя ФИО1 о том, что данный квартал зарезервирован для нужд муниципальных образований (обеспечения потребностей местного населения, бюджетных организаций). При этом ответчики указали, что Онежское лесничество не имело возможности отправить предпринимателю ФИО1 отказ о проведении аукциона, поскольку в заявках предпринимателя отсутствовал адрес, по которому необходимо уведомлять предпринимателя о принятых решениях.

Согласно статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 59-ФЗ гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Ссылаясь на нарушение Онежским лесничеством положений статей 12, 16 Закона № 59-ФЗ, заявитель не учёл, что порядок рассмотрения поданных им заявлений от 23.04.2010 и от 05.05.2010 регулировался Правилами подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 № 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности», и действовавшими в спорный период.

Согласно пункту 9 Правил юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - заявитель), заинтересованные в заключении договора по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, обращаются в органы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, с заявлением о заключении договора по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, в котором указываются следующие сведения: а) полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение, реквизиты банковского счета - для юридического лица; фамилия, имя, отчество заявителя, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем; б) наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений; в) цели использования, требуемый объем древесины и ее качественные показатели (деловая или дровяная древесина).

Согласно пункту 10 Правил по результатам рассмотрения заявления, указанного в пункте 9 настоящих Правил, органами, указанными в пункте 3 настоящих Правил, выносится решение о начале процедуры подготовки к проведению аукциона, о чем заявитель информируется в течение 15 календарных дней с даты получения его заявления, либо заявление возвращается заявителю на следующих основаниях: а) отсутствие в указанных заявителем лесничествах (лесопарках) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями; б) наличие установленных в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации ограничений использования лесов; в) несоответствие заявленного использования лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).

С учетом указанных положений Правил, соответствующие органы обязаны были в течение 15 календарных дней с даты получения заявления предпринимателя ФИО1 проинформировать заявителя о принятом решении о начале процедуры подготовки к проведению аукциона, либо возвратить заявление заявителю по основаниям, предусмотренным Правилами.

Из материалов дела следует, что распоряжением департамента лесного комплекса Архангельской области от 16.01.2009 № 13 утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений» (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 1.3. Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 № 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и законом Архангельской области от 27.06.2007 № 368-19-ОЗ «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений».

В силу пункта 1.2. Административного регламента государственная услуга по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений предоставляется департаментом лесного комплекса Архангельской области (далее – департамент) через его территориальные органы – лесничества (далее – территориальные органы департамента).

В соответствии с пунктом 3.1.1 Административного регламента заявитель, заинтересованный в заключении договора по результатам аукциона, обращается в соответствующий территориальный орган департамента с заявлением о намерении приобрести объем лесных насаждений, в котором указываются следующие сведения: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение, реквизиты банковского счета - для юридического лица; фамилия, имя, отчество заявителя, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем; наименование лесничества, в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений; цели использования, требуемый объем древесины и ее качественные показатели (деловая или дровяная древесина).

По результатам рассмотрения заявления территориальным органом департамента принимается решение о начале процедуры подготовки к проведению аукциона, о чем заявитель информируется в течение 15 календарных дней с даты получения его заявления, либо заявление возвращается заявителю на следующих основаниях: отсутствие в указанных заявителем лесничествах лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями; наличие установленных в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации ограничений использования лесов; несоответствие заявленного использования лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (пункт 3.1.2. Административного регламента).

Согласно пункту 2.1.1. Административного регламента Онежское лесничество является территориальным органом департамента.

Таким образом, Онежское лесничество обязано было проинформировать предпринимателя ФИО1 о принятом решении либо возвратить его заявление в срок не позднее 11.05.2010 (с учетом выходных и праздничных дней - 8, 9, 10 мая) – по заявке от 23.04.2010, и не позднее 20.05.2010 – по заявке от 05.05.2010.

Заявитель утверждает, что письменных ответов по его заявкам он не получал, заявки ему не возвращались. В своем заявлении и в судебном заседании предприниматель ФИО1 указал, что 06 мая 2010 года получил устный ответ из лесничества о том, что данный участок выставляться на аукцион не будет.

Из протокола заседания комиссии по служебной проверке в отношении руководителя территориального органа агентства лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области - Онежского лесничества ФИО4 от 14 июля 2010 года следует, что:

- на заявку от 23 апреля 2010 года в адрес Онежского лесничества с просьбой выставить для продажи с аукциона для преодоления негативных последствий в сфере занятости населения делянки в квартале 48 Онежского сельского участкового лесничества (бывшие леса колхоза им. Ленина) со стороны Онежского лесхоза дан ответ (письмо от 06.05.2010 № 109) с отказом в проведении аукциона в виду того факта, что запрашиваемые кварталы зарезервированы для нужд муниципальных образований;

- на заявку от 05 мая 2010 года в адрес Онежского лесничества с просьбой выставить на аукцион делянку № 1 в квартале 48 выд. 8, 14 Онежского сельского участкового лесничества (леса колхоза им. В.И. Ленина) площадь 4,4 га ответ со стороны Онежского лесничества не представлен, но в предыдущем ответе лесничества (письмо от 06.05.2010 № 109) по вопросу организации аукциона для преодоления негативных последствий в сфере занятости населения делянки в квартале 48 Онежского сельского участкового лесничества (бывшие леса колхоза им. Ленина) со стороны Онежского лесхоза уже был дан Заявителю аргументированный отказ.

Представители ответчиков в судебном заседании также пояснили, что письмом № 109 от 06.05.2010 на заявку № 58 от 23.04.2010 был дан ответ, согласно которому Онежское лесничество сообщило предпринимателю ФИО1, что данный квартал зарезервирован для нужд муниципальных образований (обеспечения потребностей местного населения, бюджетных организаций).

Письмо подготовлено в срок, установленный пунктом 10 Правил. Копия данного письма представлена в материалы дела. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства направления (вручения) предпринимателю ФИО1 указанного письма.

В отзыве по делу и в судебном заседании ответчики пояснили, что Онежское лесничество не имело возможности отправить предпринимателю ФИО1 отказ о проведении аукциона, поскольку в заявках предпринимателя отсутствовал адрес, по которому необходимо было уведомлять его о принятых решениях.

Судом установлено, что заявки № 58 от 23.04.2010, № 70 от 05.05.2010, направленные предпринимателем ФИО1 в адрес руководителя Онежского лесничества ФИО4, не соответствуют требованиям пункта 9 «а» Правил, поскольку в них отсутствуют следующие обязательные сведения: имя, отчество заявителя, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем.

Доводы заявителя о том, что Онежскому лесничеству известен его адрес, суд находит несостоятельными ввиду следующего.

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на переписку сторон, где указан его адрес: на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2009 по делу № А05-9167/2009; на заявку ФИО1 от 18.09.2009 в администрацию Онежского муниципального района; на сопроводительное письмо Агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области от 26.03.2010 № 307-09-14/1093; на Акт проверки от 31.05.2010.

Из анализа указанных документов следует, что в решении Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2009 по делу № А05-9167/2009, в заявке ФИО1 от 18.09.2009 в администрацию Онежского муниципального района, в сопроводительном письме Агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области от 26.03.2010 № 307-09-14/1093 указан адрес предпринимателя ФИО1 – <...>. При этом, в заявлении по настоящему делу заявитель указал адрес предпринимателя ФИО1 согласно его паспортным данным – <...> (ксерокопия паспорта представлена в материалы дела).

Кроме того, заявление ФИО1 от 18.09.2009 подано не в адрес Онежского лесничества, а Главе муниципального образования «Онежский муниципальный район»; сопроводительное письмо от 26.03.2010 № 307-09-14/1093 исходит не от Онежского лесничества, а от Агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области, то есть от иного юридического лица.

Акт проверки, проведенной Онежским лесничеством в отношении предпринимателя ФИО1, составлен 31 мая 2010 года, то есть после истечения 15-ти дневного срока, установленного пунктом 10 Правил, для ответа на заявки от 23.04.2010 и от 05.05.2010.

Дав анализ и оценку представленным доказательствам, суд пришел к выводу, что они не могут быть признаны допустимыми доказательствами в силу статьи 68 АПК РФ.

Также суд полагает, что у Онежского лесничества отсутствовала обязанность по розыску адреса заявителя в иных документах, чем предусмотрено законом.

Предприниматель ФИО1 в нарушение требований законодательства не указал в заявках № 58 от 23.04.2010 и № 70 от 05.05.2010 имя, отчество заявителя, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем.

Данные действия (бездействия) предпринимателя свидетельствуют о его пренебрежительном отношении к оформлению документов, что, в свою очередь, послужило препятствием для направления письменных ответов на его заявки, в том числе, для направления ответа, изложенного в письме № 109 от 06.05.2010.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что у Онежского лесничества отсутствовала возможность исполнить в установленный срок обязанность по информированию предпринимателя ФИО1 о решениях, принятых по результатам рассмотрения заявлений, либо по возврату заявлений заявителю, и, как следствие, отсутствует вина Онежского лесничества либо его руководителя в неисполнении требований пункта 10 Правил.

Кроме того, в соответствии с Законом № 59-ФЗ, на нарушение которого ссылается заявитель, также установлено, что гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения (часть 1 статьи 7). В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (часть 1 статьи 11).

При таких обстоятельствах, суд не усматривает в действиях (бездействиях) Онежского лесничества и его руководителя нарушения требований статьи 12 Закона № 59-ФЗ.

Сам факт не получения письменных ответов на заявки № 58 от 23.04.2010 и № 70 от 05.05.2010, по мнению суда, не нарушает прав и законных интересов предпринимателя по получению информации, поскольку, как пояснил предприниматель, 06 мая 2010 года, то есть сразу после направления заявок, он получил устный ответ, что указанные в заявках делянки выставляться на аукцион не будут.

В отношении Министерства предпринимателем ФИО1 конкретные требования не заявлены. Спорные заявки № 58 от 23.04.2010 и № 70 от 05.05.2010 в адрес Министерства не направлялись, были направлены предпринимателем ФИО1 в адрес Онежского лесничества, то есть иному юридическому лицу. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и заявителем не оспариваются.

Таким образом, у Министерства отсутствовали основания и обязанность по направлению предпринимателю ответов на указанные заявки.

С учетом изложенного, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконными действий (бездействия) министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежское лесничество, выразившихся в том, что на заявки индивидуального предпринимателя ФИО1 от 23.04.2010 и 05.05.2010 не был дан ответ.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.М. Полуянова