ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-2766/2022 от 28.09.2022 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 сентября 2022 года

г. Архангельск

Дело № А05-2766/2022

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2022 года

Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2022 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Печурой М.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению администрации городского поселения "Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области (ОГРН 1052907034762; адрес: 165150, г.Вельск, Архангельская область, ул.Советская, дом 33)

к Управлению по финансам и исполнению бюджета администрации Вельского муниципального района Архангельской области (ОГРН 1022901219769; адрес: 165150, г.Вельск, Архангельская область, ул.Советская, дом 52),

к контрольно-счетной палате Архангельской области (ОГРН 1112901009968; адрес: 163069, г.Архангельск, пл. В.И.Ленина, дом 1)

к контрольно-счетной палате Вельского муниципального района Архангельской области (ОГРН 1132907000016; адрес: 165150, г.Вельск, Архангельская область, ул.Гагарина, д.37, оф.6; 165150, г.Вельск, Архангельская область, ул.Советская, д.52)

о признании недействительными актов,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Кудрявцева Сергея Владимировича (ОГРНИП 304290731800153, адрес: 165150, Архангельская область, г. Вельск), председателя территориального общественного самоуправления "Кировец" Коткиной Надежды Борисовны,

при участии в судебном заседании представителя от контрольно-счетной палаты Архангельской области – Пышкиной К.А. по доверенности от 05.04.2022, от иных лиц - не явились,

установил:

администрация городского поселения "Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, в котором просит:

- признать недействительным уведомление о применении бюджетной меры принуждения от 14.09.2021 № 01-02/876, вынесенное КСП Архангельской области в части взыскания нецелевого использования бюджетных средств в сумме 22 620 руб. 61 коп.,

- признать недействительным уведомление о применении бюджетной меры принуждения от 30.09.2021 № 01-01-71, вынесенное КСП Вельского муниципального района в части нецелевого использования бюджетных средств в сумме 33 713 руб. 61 коп.,

- признать недействительным приказ № 233 от 20.12.2021 о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств в размере 22 620 руб. 61 коп., вынесенный Управлением по финансам и исполнению бюджета администрации Вельского муниципального района Архангельской области.

Требование изложено с учетом уточнения от 30.08.2022.

Ответчики с требованием заявителя не согласились по основаниям, изложенным в отзывах на заявление и дополнениях к отзыву.

ИП Кудрявцев С.В. представил письменное мнение на заявление.

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.

Контрольно-счетной палатой Архангельской области на основании распоряжения от 25.05.2021 № 23-р и решения о совместном проведении данного контрольного мероприятия с контрольно-счетной палатой Вельского муниципального района от 25.05.2021 в рамках проверки законности, результативности (экономности и эффективности) использования средств бюджета, выделенных муниципальному образованию на реализацию мероприятий по развитию территориальных общественных самоуправлений (далее - ТОС) проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования отдельных видов межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету МО «Вельский муниципальный район». По результатам контрольного мероприятия установлены бюджетные нарушения, ответственность за совершение, которых установлена статьей 306.4 БК РФ.

В ходе проверки КСП АО установлено, что администрацией МО "Вельское" в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 1.1, 2.2 соглашения от 06.05.2019 допущено нецелевое использование средств областного бюджета в общей сумме 23907 руб., выразившееся в направлении средств бюджета на цели, не соответствующие целям, определенным указанным соглашением, т.е. совершено бюджетное нарушение, предусмотренное статьей 306.4 БК РФ.

По итогам контрольного мероприятия во исполнение положений статей 306.2, 306.4 БК РФ в адрес Управления по финансам и исполнению бюджета администра­ции Вельского муниципального района направлено оспариваемое уведомление КСП АО от 14.09.2021 № 01-02/876, в котором предлагается применить бюджетные меры принуждения, в том числе в отношении МО "Вельское" в сумме 23 907 руб.

В ходе проверки КСП Вельского муниципального района выявлено, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 1.1., 2.2 Соглашения о финансировании проектов территориального общественного самоуправления на территории Вельского района от 06.05.2019, заключенного между администрацией МО «Вельский муниципальный район» и администрацией МО «Вельское», для ТОС «Кировец» администрацией МО «Вельское» на реализацию проекта «Беговая дорожка» ТОС «Кировец» (МО «Вельское») осуществлены расходы за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Вельского муниципального района, выделенных на оплату работ машин и механизмов при устройстве покрытия беговой дорожки согласно смете проекта, представленной к отчету реализации проекта «Беговая дорожка» (70000 руб.), не подтвержденные оправдательными документами на сумму 35000 руб., то есть осуществлено нецелевое расходование бюджетных средств, что повлекло за собой причинение ущерба бюджету Вельского муниципального района.

Контрольно-счётной палатой Вельского муниципального района направлено в адрес Управления по финансам и исполнению бюджета администрации Вельского муниципального района уведомление о применении бюджетной меры принуждения от 30.09.2021 №01-01-71, в том числе в отношении городского поселения «Вельское».

29 сентября 2021 года Управлением по финансам и исполнению бюджета администрации Вельского муниципального района в адрес главы городского поселения «Вельское» было направлено письмо с предложением добровольно устранить нарушение бюджетного законодательства, перечислив финансовые средства в размере 23907,00 руб. в доход бюджета Вельского муниципального района. Письмом от 15.10.2021 №3469 администрация городского поселения указала на отсутствие оснований для возврата средств размере 23907 руб.

На основании Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений органов финансового контроля, утвержденного постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» от 12 июля 2021 года № 667, 26 октября 2021 года Управлением по финансам и исполнению бюджета администрации Вельского муниципального района было проведено заседание комиссии по рассмотрению вопросов о применении бюджетных мер принуждения в Вельском муниципальном районе. Комиссией принято решение применить бюджетную меру принуждения в виде бесспорного взыскания финансовых средств, представленных бюджету городского поселения «Вельское» в размере 23907 руб. в срок до 20 декабря 2021 года. В адрес администрации городского поселения «Вельское» направлено предупреждение о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания бюджетных средств.

По состоянию на 20.12.2021 предупреждение не исполнено, в связи с чем, решением Комиссии, заседание которой состоялось 20.12.2021, было принято решение о подготовке Приказа о применении бюджетной меры принуждения.

На основании решения комиссии 20.12.2021 вынесен приказ №233 о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств на сумму 23 907 руб. Данный приказ направлен в Управление Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, а также для сведения в администрацию городского поселения «Вельское».

Заявитель, не согласившись с уведомлениями о применении бюджетных мер принуждения и приказом о применении бюджетной меры принуждения в оспариваемой части, обратился в суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения заявленного требования). В обоснование своей позиции заявитель указывает, что общая сумма, выплаченная ИП Кудрявцеву С.В. составила 190000 руб., стоимость отдельно товаров, работ муниципальным контрактом, техническим заданием, аукционной документацией предусмотрена не была, смета проекта не являлась обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, смета проекта была составлена ориентировочно для определения стоимости проекта. По мнению заявителя, количество единиц в техническом задании, акте № 156 от 30.09.2019, товарной накладной № 156 от 30.09.2019 соответствует смете проекта. Кроме того, как указывает администрация, приказ Управления по финансам и исполнению бюджета администрации Вельского муниципального района № 233 о применении бюджетной меры принуждения вынесен 20.12.2021, т.е. за рамками 30-дневного срока.

Заслушав представителей КСП АО, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Из пункта 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) следует, что бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета

Пунктом 1 статьи 306.2 БК РФ предусмотрено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий сведения о выявленных бюджетных нарушениях, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, и об объемах средств, использованных с указанными нарушениями, по каждому бюджетному нарушению (без учета объемов средств, использованных с этими бюджетными нарушениями и возмещенных в доход соответствующего бюджета до направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения).

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Предоставление субсидии из областного бюджета бюджету муниципаль­ного образования «Вельский муниципальный район» на поддержку территориаль­ного общественного самоуправления (далее - ТОС) в 2019 году осуществлялось на основании областного закона от 17.12.2018 № 35-4-03 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» в соответствии с Правилами, устанавливающими общие требования к формированию, предоставлению и рас­пределению субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области и Порядком определения и установ­ления предельного уровня софинансирования из областного бюджета (в процен­тах) объема расходного обязательства муниципального района и городского округа Архангельской области, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.2017 № 637-пп, Порядком предоставления и рас­ходования субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской об­ласти на поддержку ТОС в рамках подпрограммы № 2 «Развитие ТОС в Архан­гельской области» государственной программы Архангельской области «Разви­тие местного самоуправления в Архангельской области и государственная под­держка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014-2021 годы)», утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 08.10.2013 № 464-пп (далее - Порядок № 464-пп).

В соответствии с приложением № 5 «Методика распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку ТОС» к государственной программе Архангельской области «Развитие местного самоуправления в Архан­гельской области и государственная поддержка социально ориентированных не­коммерческих организаций (2014-2021 годы)» (далее - ГП АО № 464-пп) субсидии бюджетам муниципальных районов Архангельской области на поддержку ТОС в рамках реализации пункта 1.1 подпрограммы № 2 ГП АО № 464-пп (далее - Суб­сидия) предоставляются бюджетам муниципальных районов Архангельской обла­сти для софинансирования расходов муниципальных районов Архангельской об­ласти на реализацию социально значимых проектов, разработанных ТОС, осу­ществляющими свою деятельность в сельских и городских населенных пунктах соответствующего муниципального района Архангельской области. Право на по­лучение субсидий имеют муниципальные районы Архангельской области, в бюд­жетах которых на соответствующий финансовый год предусмотрены расходы на поддержку ТОС.

Между администрацией Губернатора Архангельской области и Правитель­ства Архангельской области и администрацией МО «Вельский муниципальный район» заключено Соглашение от 21.05.2019 № 02-23/78 о предоставлении субси­дии из областного бюджета бюджету МО «Вельский муниципальный район» на поддержку ТОС в рамках ГП АО № 464-пп (далее - Соглашение № 02-23/78).

Соглашением № 02-23/78 установлено финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, вза­имодействие и ответственность сторон, определены показатели результативности использования субсидии, а также существенные условия конкурса проектов ТОС.

Получатель средств в рамках Соглашения №02-23/78 - управление по фи­нансам и исполнению бюджета администрации МО «Вельский муниципальный район» (п. 6.1.2. Соглашения), которому были доведены: средства субсидии в сумме 2 096 400,0 руб. (уведомление от 26.12.2018 о бюджетных ассигнованиях из областного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов); сред­ства межбюджетных трансфертов в сумме 698 800,0 руб. (средства районного бюджета).

Приложением № 7 к Соглашению №02-23/78 определены существенные условия проведения конкурса проектов ТОС, в том числе пунктом 4 данного при­ложения определено, что сумма средств областного бюджета на реализацию од­ного проекта ТОС не может превышать 200,0 тыс. рублей.

Пунктом 5.3 Соглашения № 02-23/78 предусмотрено применение бюджет­ных мер принуждения, предусмотренных бюджетным законодательством Россий­ской Федерации, а также иных мер, предусмотренных ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нецелевого использования Субсидии.

Муниципальная программа МО «Вельский муниципальный район» «Разви­тие территориального общественного самоуправления Вельского района» на 2019-2021 годы» утверждена постановлением главы МО «Вельский муниципаль­ный район» от 03.09.2018 №764 (далее - МП № 764).

Положение о конкурсе проектов развития ТОС «Общественная инициа­тива» на территории МО «Вельский муниципальный район» (в редакции поста­новления № 393 от 11.03.2014) утверждено постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» от 11.03.2012 № 384 (далее - Положение № 384).

Согласно пунктам 8, 9 Положения № 384 участие в конкурсе предусматри­вает финансирование представляемых на конкурс проектов за счет средств област­ного бюджета, бюджета МО «Вельский муниципальный район», бюджетов посе­лений и внебюджетных источников.

Запрашиваемая из областного бюджета сумма не должна превышать 50 процентов от общей стоимости проекта, представленного на конкурс.

Согласно абз. 4 п. 25 раздела V «Проведение конкурса» Положения № 384 одним из критериев определения победителей в конкурсе проектов ТОС является наличие и размер средств и ресурсов, привлеченных из внебюджетных средств.

В соответствии с п. 32 Положения № 384 в ходе реализации проекта испол­нитель не вправе произвольно изменять виды работ и смету расходов проекта без согласования с рабочей группой.

Пунктом 35 Положения № 384 предусмотрена ответственность получателя средств за нецелевое использование средств в соответствии с действующим зако­нодательством Российской Федерации. В случае нецелевого использования средств получатель средств обязан вернуть в бюджет администрации МО «Вель­ский муниципальный район» выделенные ему денежные средства.

Для участия в конкурсе была направлена заявка на реализацию проекта "Беговая дорожка" ТОС "Кировец" (МО "Вельское"), общей стоимостью проекта-375 100,00 руб., в том числе: за счет средств областного бюджета - 200 000,0 руб., районного бюджета- 65100,0 руб., привлеченных средств - 110 000,0 руб.

К заявлению приложен проект «Беговая дорожка» по приоритетному направлению «Развитие физической культуры и спорта». Согласно разделу I «Об­щая информация» проекта территория реализации проекта - игровая площадка и хоккейный корт в молодежном поселке г. Вельска (ул. 65 лет Победы). Цель про­екта - благоустройство территории вокруг хоккейного корта, устройство беговой дорожки в молодежном поселке г. Вельска. Ожидаемые результаты: благоустрой­ство территории вокруг хоккейного корта; создание условий для занятий бегом и ходьбой; использование корта в летний период времени. Дата окончания реализа­ции проекта-31.10.2019

Заявление об участии в конкурсе, а также приложенные к нему проект «Бе­говая дорожка», смета проекта на сумму 375 100,0 руб. составляют конкурсную заявку.

Постановлением администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» от 29.04.2019 № 413 «Об итогах конкурса проектов разви­тия ТОС «Общественная инициатива» в 2019 году» проект «Беговая дорожка» ТОС «Кировец» МО «Вельское» признан победителем по приоритетному направ­лению «Развитие физической культуры и спорта» с финансированием за счет бюд­жетных средств в сумме 190 000,00 руб., из которых: 120 000,00 руб. - средства областного бюджета, 70 000,00 руб. - средства бюджета МО «Вельский муници­пальный район».

В соответствии с п. 30 Положения № 384 между администрацией МО «Вельский муниципальный район» и администрацией МО «Вельское» заключено соглашение о финансировании проектов ТОС на территории Вельского района от 06.05.2019, которым предусмотрено финансирование проекта «Беговая дорожка» за счет средств субсидии из областного бюджета - 120 000,00 руб., межбюджет­ных трансфертов из районного бюджета - 70 000,00 руб. (согласно пункту 3 По­рядка предоставления и расходования средств на поддержку территориального общественного самоуправления на территории МО «Вельский муниципальный район», утвержденного постановлением главы Вельского муниципального рай­она от 28.04.2012 № 732).

Дополнительные соглашения к указанному соглашению о перераспределе­нии объемов финансирования по источникам не заключались.

Обязательным условием участия в конкурсе является соответствие заявки обязательным требованиям по финансированию проектов, определенных пунктом 8 Положения № 384, согласно которому участие в конкурсе предусматривает фи­нансирование представляемых на конкурс проектов за счет средств областного бюджета, бюджета МО «Вельский муниципальный район», бюджетов поселений и внебюджетных источников. В соответствии с пунктом 2.2.1 Соглашения от 06.05.2019 Поселение обязуется предоставить в муниципальный район описатель­ный отчет каждого председателя ТОС о реализации проекта и финансовый отчет об использовании средств по всем источникам финансирования с приложением копий оправдательных документов.

На основании изложенного, довод заявителя о том, что смета носит ориентировочный характер, и ее несоблюдение не является нецелевым использованием, судом отклоняется.

Субсидия из областного бюджета направлена администрации МО «Вель­ское» на основании заявки на кассовый расход от 27.06.2019 № 864, КБК 78620229999130000150, платежным поручением от 27.06.2019 № 523350 на сумму 400 000,0 руб. (в том числе на проект «Беговая дорожка» - 120 000,00 руб.).

Межбюджетный трансферт из бюджета Вельского района направлен ад­министрации МО «Вельское» платежным поручением от 27.06.2019 № 523357 на сумму 200 000,0 руб., КБК 78620240014130000150 (в том числе на проект «Беговая дорожка» - 70 000,00 руб.).

В ходе проверки ответчикам была представлена смета проекта по сумме и источникам финансирования (без даты), подписанная председателем ТОС «Кировец» Коткиной Н.Б., которая содержит информацию о расходах только за счет средств областного и районного бюджетов. Данная смета представлена с отчетом о реализации проекта "Беговая дорожка" и заверена администрацией Вельского муниципального района

Как установлено КСП АО, при составлении Сметы к отчету информация о соб­ственных средствах ТОС и привлеченных средствах была исключена, а Смета к отчету составлена на сумму 190 000,00 руб. только по двум источникам, что является нарушением условий о конкурсе.

В соответствии с представленной сметой за счет средств областного бюджета предусмотрено произвести закупку бордюрного камня БР 100.20.8 вибропресс 400 штук на сумму 40 000,00 руб., закупку цемента для укладки бордюрного камня 74 меш. на сумму 20 000,00 руб., работы по укладке бордюрного камня 600 шт. на сумму 60 000 руб.

Согласно приложенному к отчету акту от 30.09.2019 №156, администрацией городского поселения «Вельское» приняты в том числе предъявленные ИП Кудрявцев СВ. работы по установке на объекте 600 штук бордюрного камня (стоимость работ 45 400,00 руб.), работы фронталь­ного погрузчика при устройстве беговой дорожки (стоимость работ - 35 000,0 руб.).

Согласно товарной накладной № 156 от 30.09.2019 ИП Кудрявцевым С.В. предъявлено к оплате 400 шт. бордюрного камня БР100.20.8 вибропресс по цене 200 руб. на сумму 80000 руб., цемент в количестве 37010 кг по цене 8 руб. на сумму 29600 руб. (3700/50=74 мешка по цене 400 руб.=29600 руб.).

Согласно счету на оплату от 30.09.2019 № 117 ИП Кудрявцевым С.В. выставлено к оплате 190 000 руб., в том числе за выполненные работы, указанные в акте от 30.09.2019 № 156, за бордюрный камень в количестве 400 штук на сумму 80 000,0 руб. и цемент в объеме 3 700 кг на сумму 29 600,0 руб., указанные в то­варной накладной от 30.09.2019 № 156.

Оплата поставленных материалов, выполненных работ по счету ИП Кудряв­цева СВ. от 30.09.2019 № 117 произведена администрацией МО «Вельское» пла­тежными поручениями: от 08.10.2019 № 731012 на сумму 70 000,0 руб. за счет средств районного бюджета; от 08.10.2019 № 731013 на сумму 120 000,0 руб. за счет средств областного бюджета.

Отчет о реализации проекта «Беговая дорожка» утвержден главой МО «Вельское» Д.В. Ежовым

Проверкой было установлено, что объемы и стоимости материалов и работ, предъявленных в счете от 30.09.2019 № 117 (идентичных товарной накладной от 30.09.2019 № 156), не соответствуют объемам и стоимости материалов и работ, указанных в смете проекта, представленной с отчетом об исполнении проекта.

При сравнении цен и объемов работ и материалов, представленных в смете проекта, приложенной к отчету о реализации проекта «Беговая дорожка», и счете от 30.09.2019 № 117, выставленном ИП Кудрявцевым СВ. за выполненные работы и поставленные материалы, КСП АО установлено, что стоимость бордюрного камня БР 100.20.8, предъявленная в счете подряд­чика (200,0 руб. за 1 шт.) в 2 раза превышает стоимость данного материала, ука­занного в смете проекта (100,0 руб. за 1 шт.), стоимость работ по укладке 600 штук бордюрного камня по счету (45 400,0 руб.) в 1,3 раза меньше предусмотренной сметой проекта (60 000,0 руб.); стоимость 1 мешка цемента для укладки бордюрного камня по счету (400,0 руб.) в 1,5 раза превышает стоимость данного материала по смете проекта (270,0 руб.).

Таким образом, счет, выставленный подрядчиком за выполненные работы, по всем позициям отличается от сметы проекта, входящей в состав отчета по про­екту.

Пунктом 32 Раздела VII «Контроль и отчетность» Положения № 384 преду­смотрено, что изменения сметы проекта возможны только при согласовании их с рабочей группой конкурсной комиссии. В составе отчета Поселения документы, подтверждающие согласование изменений сметы проекта с рабочей группой кон­курсной комиссии, отсутствуют.

Таким образом, расходование бюджетных средств должно было осуществ­ляться в соответствии со сметой к проекту. Единственной сметой к проекту, соот­ветствующей выделенным объемам средств в разрезе бюджетов, являлась смета проекта, представленная к отчету.

Доказательств корректировки указанной сметы к проекту "Беговая дорожка" не представлено.

Кроме того, контракт с ИП Кудрявцевым СВ. заключен на сумму 190 000,0 руб., источником финансирования данного контракта являются только бюджетные средства, выделенные из областного и районного бюджетов. Вместе с тем, при определении победителей в конкурсе проектов ТОС в соответ­ствии с абз. 4 п. 25 раздела V «Проведение конкурса» Положения № 384 одним из критериев определения победителей в конкурсе проектов ТОС является наличие и размер средств и ресурсов, привлеченных из внебюджетных средств. В конкурс­ной заявке объем таких средств был указан в сумме 110 000,0 руб. (29,3% от общей суммы по проекту), которые согласно смете проекта планировалось направить на закупку бордюрного камня БР 100.20.8 в количестве 200 штук по цене 200,0 руб. за штуку на общую сумму 40 000,0 руб. и приобретение ПГС (ФАМ) в объеме 20 «камазов» на общую сумму 70 000,0 руб.

После подведения итогов конкурса проектов ТОС, в котором проект «Бего­вая дорожка» ТОС «Кировец» был признан победителем, в смете проекта финан­сирование работ за счет средств ТОС собственных и привлеченных не отражено.

Документы, подтверждающие приобретение материалов (бордюрного камня БР 100.20.8 вибропресс в количестве 200 штук и ПГС (ФАМ)) за счет соб­ственных и привлеченных средств ТОС «Кировец», что, в том числе, преду­смотрено пунктом 2.2.1 Соглашения от 06.05.2019, к отчету по проекту, а также в ходе судебного разбирательства посе­лением не представлены.

В рамках контрольного мероприятия 10.06.2021 был проведен натурный осмотр объекта «Беговая дорожка», устройство которой выполнено в 2019 году в рамках проекта ТОС «Кировец». Администрация городского поселения «Вель­ское», которой в 2019 году был утвержден отчет ТОС «Кировец» об исполнении проекта «Беговая дорожка», о проведении натурного осмотра уведомлена пись­мом КСП Вельского муниципального района от 07.06.2021 № 01-09-40, представителя для участия в натурном осмотре не направила.

Осмотр объекта проведен представителями контрольно-счетной палаты Ар­хангельской области и Контрольно-счетной палаты Вельского муниципального района. В ходе осмотра произведен поштучный подсчет бордюрных камней, оце­нено и зафиксировано фотосъемкой состояние объекта. По результатам составлен акт натурного осмотра от 10.06.2021, установлено, что количество установленного бортового (бордюрного) камня - 477 штук вместо заявленного в смете проекта количества 600 штук.

Как установлено КСП АО, в связи с фактической укладкой 477 штук бордюрных камней вместо 600 штук, по которым произведена оплата на сумму 45 400,00 руб., разница между стоимостью оплаченных работ по укладке 600 штук и фактически уложенных 477 штук составляет 9 307,00 руб.

Кроме того, в ходе осмотра установлено, что беговая дорожка отсыпана фрезерованным асфальтобетонным материа­лом (далее - ФАМ), по всей длине беговой дорожки покрытие имеет рыхлую структуру, неровности, при ходьбе образуется черная пыль. Большая часть до­рожки (ориентировочно 1А часть) заросла высокой травой, на дорожке имеется му­сор.

Как следует из пояснений КСП АО, зафиксированное состояние беговой дорожки не соответствует заявленным целям проекта - создание условий для занятий бегом и ходьбой.

В связи с несогласием заявителя с результатами подсчета бортового камня, вы­полненного 10.06.2021 в ходе натурного осмотра, 25.05.2022 осуществлен повтор­ный осмотр уложенного на объекте в рамках реализации проекта «Беговая до­рожка» камня, в ходе которого помимо инспектора КСП Архангельской области принимали участие председатель контрольно-счетной палаты Вельского района, и.о. главы администрации городского поселения «Вельское», депутат совета депу­татов городского поселения «Вельское», представитель подрядной организации (ИП Кудрявцев Сергей Владимирович).

По результатам осмотра установлено следующее:

- согласно пояснениям представителей поселения и подрядчика бортовой ка­мень по периметру баскетбольной площадки, примыкающей к беговой дорожке проекта «Беговая дорожка», в 2019 году не укладывался. Между тем, его количе­ство - 32 шт. зачтено в 477 шт. камня, подсчитанного в июне 2021 года. Следова­тельно, уложено в рамках проекта «Беговая дорожка» 445 (477-32) шт. бортовых камней;

- кроме бортового камня, установленного на входе, выходе и вдоль беговой дорожки, установлено наличие бортового камня вдоль дренажной канавы, кото­рый находится на уровне земли и почти скрыт землей и травой, часть таких камней установлена за модульными конструкциями (помещения для переодевания), часть не визуализируется (камень расположен полукругом относительно одной из частей беговой дорожки). При повторном осмотре установлены 138 шт. бортовых камней, уложенных вдоль дренажной канавы.

Как следует из пояснений КСП АО, в июне 2021 года бортовой камень вдоль дре­нажной канавы не подсчитан в связи с тем, что он был полностью скрыт высокой травой и не просматривался, исполнительная съемка (план, отображающий фактическое расположение бортовых камней на территории) в составе представлен­ных к проверке документов отсутствовала.

Между тем, в связи с тем, что 138 бортовых камней не относятся к беговой дорожке, на устройство которой администрацией МО «Вельское» и ТОС «Кировец» подана заявка на участие в конкурсе от 12.04.2019, КСП АО обоснованно установлено, что их установка не соответствует цели реализации проекта «Беговая дорожка».

Более того, суд принимает пояснения контрольно-счетной палаты, согласно которым сама по себе установка бортовых камней вдоль дре­нажной канавы, без дальнейших действий по устройству зон (тротуаров, клумб, га­зона и пр.) не является целесообразной, поскольку наличие бортовых камней в указанном месте ничем не обусловлено (бортовые камни служат для разграничения зон, поддержания их формы, предотвращают разруше­ние и размывание полотна дорожек, тротуаров и пр.). Укладка бортовых камней вровень с земляным полотном противоречит сводам правил в соответствующей сфере. Так, согласно п. 6.29 СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустрой­ство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75 превышение верх­ней кромки бордюра над поверхностью грунта должно быть не менее чем на 5 - 7 см.

Согласно п. 2.2.2 соглашения от 06.05.2019, заключенного между админи­страциями Вельского района и городского поселения «Вельское» с целью финан­сирования проектов ТОС на территории Вельского района, поселение обязуется обеспечить целевое и эффективное использование средств, выделяемых в рамках указанного соглашения. В соответствии с п. 1.1, 2.1.1 соглашения поселению предоставляются средства областного бюджета в размере 120 000 руб. на реализа­цию проекта «Беговая дорожка» ТОС «Кировец».

Таким образом, поскольку установка 138 камней вдоль дренажной канавы цели проекта по устройству беговой дорожки не соответствует, их наличие не опровергает вы­вод о нецелевом использовании средств по установке 123 шт. камней из заплани­рованных 600 шт.

При таких обстоятельствах, выводы, сделанные по результатам осмотра в июне 2021 года, не противоречат результатам повторного подсчета бортовых камней.

По результатам проверки КСП АО приняты соответствующими смете к отчету, а также не превышающими значения, в ней установленные, рас­ходы, произведенные за счет средств областного бюджета по смете проекта, входящей в состав отчета по проекту, на общую сумму 96 093,00 руб., в том числе расходы:

1) на приобретение 400 штук бордюрного камня на сумму 40 000,0 руб. (400 шт. х 100,0 руб.) (предусмотрено сметой не выше 40 000 руб.);

2) на приобретение цемента (74 мешка) на сумму 20 000,0 руб. (предусмот­рено сметой не выше 20 000 руб.);

3) на оплату фактически выполненных работ по укладке 477 бордюрных камней на сумму 36 093,00 руб. (477 шт. х (45 400,00 руб. : 600 шт.)).

Следовательно, КСП АО обоснованно пришла к выводу о нецелевом использовании средств областного бюджета администрацией городского поселения «Вельское» при реализа­ции проекта «Беговая дорожка» в сумме 23 907,00 руб., в том числе: 9 307,00 руб. - стоимость работ по укладке отсутствующих 123 штук бордюрных камней (45 400,0 руб.: 600 шт. х 123 шт.), 14 600,00 руб. - не подтвержденные оправдательными документами расходы (разница между заяв­ленной в смете проекта к отчету и фактической стоимостью работ, предъяв­ленной в акте от 30.09.2019 №156) по укладке бордюрных камней (60 000,0 руб. - 45 400,0 руб.), чем нарушены п. 1.1, 2.2.2 Соглашения от 06.05.2019, п. 4.3.2 Соглашения от 21.05.2019 № 02-23/78, п. 12 Порядка № 464-пп, п. 3 ст. 139 БК РФ, что свидетельствует о невыполнении обязанности, предусмотрен­ной пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ.

Ссылка администрации МО «Вельское» о том, что смета проекта «Беговая дорожка» ТОС «Кировец» не послужила обоснованием начальной (максималь­ной) цены муниципального контракта, заключенного с ИП Кудрявцевым СВ. по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аук­ционе от 09.07.2019, не может повлиять на факт нарушения в связи с тем, что закупка товаров, работ должна была осуществляться исходя из утвержденных бюджетных ассигнований на реализацию проекта, то есть она должна была соот­ветствовать условиям, на которых предоставлялись бюджетные средства. Со­гласно Положению о конкурсе № 384 смета проекта могла быть откорректиро­вана через согласование конкурсной комиссии. Несмотря на отсутствие данных о согласовании контрольно-счетной палатой Архангельской области принята в качестве подтверждения осуществленных расходов смета, представленная в со­ставе отчета. Между тем сведения контракта № 87/87/19 с ИП Кудрявцевым СВ. и информация о его исполнении не соответствуют указанной смете, что свиде­тельствует о невыполнении условий предоставления бюджетных средств на реа­лизацию проекта, согласно которым они должны быть использованы на основа­нии сметы (п. 32 Положения о конкурсе № 384).

Факт нецелевого расходования бюджетных средств в сумме 23 907,00 руб. установлен КСП АО в рамках проведенной проверки, заявителем в установленном порядке не опровергнут.

Основания для признания уведомления о применении бюджетной меры принуждения от 14.09.2021 №01-02/876, вынесенного контрольно-счетной палатой Архангельской области, в оспариваемой заявителем части, у суда отсутствуют.

Статьей 306.2 БК РФ установлено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1).

В силу пункта 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

Согласно пункту 6 статьи 306.2 БК РФ решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, подлежит принятию в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) уведомления о применении бюджетных мер принуждения или уведомления о применении бюджетных мер принуждения, содержащего уточненные сведения, и исполнению в срок до одного года со дня принятия указанного решения.

Указанное решение фактически обладает силой исполнительного документа, в связи с чем, сроки, установленные ч. 6 ст. 306.2 БК РФ не могут быть изменены или продлены независимо от каких-либо обстоятельств их нарушения, поскольку по своей природе являются пресекательными, устанавливающими предельный срок применения мер принуждения в бюджетной сфере.

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений органов финансового контроля утвержден постановлением администрации Вельского муниципального района Архангельской области от 12.07.2021 № 667 (далее - Порядок № 667).

Согласно пункту 1.2 Порядка № 667 рассмотрение поступившего в Управление по финансам уведомления и подготовка проекта приказа о применении бюджетной меры принуждения либо мотивированного заключения об отсутствии оснований для применения бюджетной меры принуждения осуществляется в течение 30 дней со дня поступления в Управление по финансам уведомления о применении бюджетных мер принуждения от органов финансового контроля.

Решение о применении бюджетных мер принуждения принимается в форме приказа управления по финансам (пункт 1.4 Порядка № 667).

Как определено пунктом 2.3 Порядка № 667, при поступлении в управление по финансам уведомления от органа финансового контроля о применении бюджетной меры принуждения в муниципальное образование поселения, в отношении которого применяются меры бюджетного принуждения, направляется письмо, в котором указывается основания для применения бюджетной меры принуждения и предлагается рассмотреть вопрос об устранении нарушения бюджетного законодательства и перечислении в бюджет Вельского муниципального района сумм, выставленных в уведомлении до рассмотрении вопроса на комиссии.

Согласно пункту 2.4 Порядка № 667 Управление по финансам созывает заседание комиссии, на котором принимается решение о применении бюджетной меры принуждения или об отсутствии оснований для применения бюджетной меры принуждения.

В соответствии с пунктом 2.5 Порядка № 667 в зависимости от решения, принятого на заседании комиссии, Управление по финансам в течение одного рабочего дня со дня принятия решения комиссией осуществляет подготовку приказа о бесспорном взыскании бюджетных средств (по форме согласно Приложению 1 к настоящему Порядку); приказа о приостановлении (сокращении) межбюджетных трансфертов в соответствии с приложением №3 к настоящему Порядку, либо мотивированного заключения об отказе в применении бюджетной меры принуждения, направляемого в орган финансового контроля, составивший уведомление .

Основанием для отказа в применении бюджетной меры принуждения является отсутствие в действиях уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования вменяемого состава бюджетного нарушения, указанного в уведомлении или устранение нарушения на момент рассмотрения вопроса комиссией.

В случае принятия комиссией решения о применении бюджетной меры принуждения в адрес участников бюджетного процесса, Приказа о бесспорном взыскании бюджетных средств Управлением по финансам направляется предупреждение с копией приказа (пункт 3.2 Порядка № 667).

В случае неустранения участником бюджетного процесса допущенного бюджетного нарушения в течении трёх рабочих дней с момента получения предупреждения, бюджетные средства подлежат бесспорному взысканию в доход бюджета Вельского муниципального района.

Согласно пункту 3.4 Порядка № 667 в течение одного рабочего дня со дня истечения срока, указанного в п.3.3 Управление по финансам направляет в Управление Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу извещение о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из бюджета Вельского муниципального района по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Как следует из материалов дела, уведомление контрольно-счетной палаты Архангельской области от 14.09.2021 №01-02/876 о применении бюджетной меры принуждения поступило в Управление по финансам и исполнению бюджета администрации Вельского муниципального района 20.09.2021, в связи с чем решение о применении меры бюджетного принуждения должно быть принято не позднее 20.10.2021.

Вместе с тем приказ от 20.12.2021 № 233, которым в отношении администрации применены меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств на сумму 23 907,00 руб., вынесен за пределом установленного срока, в связи с чем является незаконным.

Таким образом, требование заявителя о признании недействительным приказа от 20.12.2021 № 23 о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств в оспариваемом размере 22620 руб. 61 коп. подлежит удовлетворению.

Как установлено КСП Вельского муниципального района, в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 1.1, 2.2 Соглашения о финансировании проектов территориального общественного самоуправления на территории Вельского района от 06.05.2019, заключенного между администрацией МО «Вельский муниципальный район» и администрацией МО «Вельское», для ТОС «Кировец» администрацией МО «Вельское» на реализацию проекта «Беговая дорожка» ТОС «Кировец» (МО «Вельское») осуществлены расходы за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Вельского муниципального района, выделенных на оплату работ машин и механизмов при устройстве покрытия беговой дорожки согласно смете проекта, представленной к отчету реализации проекта «Беговая дорожка» (70 000,0 руб.), не подтвержденные оправдательными документами на сумму 35 000,0 руб., то есть осуществлено нецелевое расходование бюджетных средств, что повлекло за собой причинение ущерба бюджету Вельского муниципального района.

Как указано выше, согласно смете проекта работа машин и механизмов была запланирована 35 час. по 2 000 рублей на сумму 70 000 рублей. Между тем, 35 час. работы техники были выполнены по цене 1 000 рублей на сумму 35 000 рублей.

Факт нецелевого расходования средств из бюджета Вельского муниципального района в оспариваемой сумме установлен КСП Вельского муниципального района в рамках проведенной проверки, заявителем в установленном порядке не опровергнут.

Основания для признания уведомления о применении бюджетной меры принуждения от 30.09.2021 №01-01-71, вынесенного контрольно-счетной палатой Вельского муниципального района, в части нецелевого использования бюджетных средств в сумме 33 713 руб. 61 коп. у суда отсутствуют.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны по делу освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным, проверенный на соответствие нормам действующего законодательства ненормативный правовой акт – приказ Управления по финансам и исполнению бюджета администрации Вельского муниципального района Архангельской области № 233 от 20.12.2021 о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств в размере 22 620 руб. 61 коп.

Обязать Управление по финансам и исполнению бюджета администрации Вельского муниципального района Архангельской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Отказать администрации городского поселения "Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области в удовлетворении требований о признании недействительными, проверенные на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации уведомление Контрольно-счетной палаты Архангельской области о применении бюджетной меры принуждения от 14.09.2021 № 01-02/876 в части взыскания нецелевого использования бюджетных средств в сумме 22 620 руб. 61 коп. и уведомление Контрольно-счетной палаты Вельского муниципального района о применении бюджетной меры принуждения от 30.09.2021 в части нецелевого использования бюджетных средств в сумме 33 713 руб. 61 коп.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

И.С. Юринская