АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
27 июня 2014 года
г. Архангельск
Дело № А05-2768/2014
Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 июня 2014 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чертовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Архангельское лесничество (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
к ответчику – Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
третьи лица:
- государственное автономное учреждение Архангельской области «Единый лесопожарный центр» (место нахождения: 163060, <...>);
- министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 164004, <...>);
- глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (место жительства: 163520, Архангельская обл., Приморский р-он, д.Андрианово);
- открытое акционерное общество «Архангельское племпредприятие» (место нахождения: 163515, Архангельская обл., Приморский р-он, д. Глинник);
- глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (место жительства: 163524 Архангельская обл., Приморский р-он, д.Конецдворье);
- общество с ограниченной ответственностью «Вознесенье» (место нахождения: 163520, Архангельская обл., Приморский р-он, <...>);
- общество с ограниченной ответственностью «Агро-Альянс» (место нахождения: 163059, Архангельская обл., Приморский р-он, <...> Октября, д.2);
- глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (место жительства: 163505, Архангельская обл., Приморский р-он, д. Бутырская);
- сельскохозяйственный производственный кооператив рыболовецкий колхоз «Красное знамя» (место нахождения: 163540, Архангельская обл., Приморский р-он, д.Патракеевка)
о признании недействительным решения от 16.12.2013 (рег. № 05-03/7475) по делу № 08-13,
при участии в заседании представителей: не явились (извещены),
установил:
территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Архангельское лесничество (далее – заявитель, Лесничество) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным решения от 16.12.2013 (рег. № 05-03/7475), принятого по делу № 08-13.
Определениями суда от 14.03.2014, 12.05.2014 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное автономное учреждение Архангельской области «Единый лесопожарный центр» (далее – ГАУ АО «Единый лесопожарный центр»), министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – Министерство), глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, открытое акционерное общество «Архангельское племпредприятие» (далее – ОАО «Архангельское племпердприятие»), глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, общество с ограниченной ответственностью «Вознесенье» (далее – ООО «Вознесенье»), общество с ограниченной ответственностью «Агро-Альянс» (далее – ООО «Агро-Альянс»), глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3, сельскохозяйственный производственный кооператив рыболовецкий колхоз «Красное знамя» (далее – СПК РК «Красное знамя»).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В связи с изложенным дело в соответствии с положениями частей 3 и 5 статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
26.03.2013 в Управление поступила жалоба ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» на действия Лесничества при организации аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для реализации мероприятий, включенных в долгосрочную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2013-2016 годы» - для обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонта по извещению № 190313/0979275/02. Податель жалобы ссылался на нарушение организатором торгов требований пункта 3 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), а также требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) при установлении при проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений потребителя древесины и требований, что победитель аукциона в течение 10 дней согласовывает с потребителем цену и график поставки древесины, предоставляет копию заключенного договора в лесничество до заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 2 решения от 05.04.2013 по делу № 16т-13, принятого Комиссией Управления по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, материалы дела были переданы в отдел контроля органов власти Управления для решения вопроса о возбуждении в отношении Лесничества дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
15.04.2013 в отношении Лесничества Управлением возбуждено дело № 08-13 по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ при организации и проведении аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для реализации мероприятий, включенных в долгосрочную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2013-2016 годы» - для обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонта.
В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган проанализировал аукционы №№ 090113/0979275/03, 190313/0979275/02 и установил, что организатором торгов было указано требование к победителю торгов о согласовании с потребителем цены и графика поставки древесины и предоставлении копии заключенного договора в лесничество до заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
По мнению антимонопольного органа, указанное свидетельствует о том, что организатор торгов предоставил одному из участников торгов – потребителю древесины возможность влиять на заключение договора купли-продажи лесных насаждений между организатором торгов и победителем аукциона, т.е. потребитель древесины, являющийся также участником аукциона, фактически наделяется полномочиями заказчика, что может привести к устранению конкуренции и противоречит требованиям части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ. При этом, участник аукциона, определенный в извещении о проведении торгов в качестве потребителя древесины, ставится в преимущественное положение по сравнению с иными потенциальными участниками, поскольку может формировать предложение о цене предмета аукциона, основываясь на том, что древесина в любом случае будет передана ему, что противоречит части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ. Определение в извещении о проведении аукциона потребителя древесины и требований к победителю аукциона о согласовании с потребителем цены и графика поставки древесины и предоставлении копии заключенного договора в Лесничество до заключения договора купли-продажи лесных насаждений, как полагает Управление, делает для иных хозяйствующих субъектов, в том числе сельскохозяйственных товаропроизводителей, нецелесообразным участие в аукционе на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонта, а проведение аукциона на подобных условиях направлено на уход от конкурентных процедур при распоряжении лесными насаждениями.
В связи с изложенными обстоятельствами, ответчик вынес решение от 16.12.2013 рег. номер 05-03/7475 по делу № 08-13, которым признал Лесничество нарушившими часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, что выразилось в установлении потребителя древесины и требований, что победитель аукциона в течение 10 дней согласовывает с потребителем цену и график поставки древесины, предоставляет копию заключенного договора в Лесничество до заключения договора купли-продажи лесных насаждений, при проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для реализации мероприятий, включенных в долгосрочную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области» - для обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонт (аукционы №№ 090113/0979275/03, 190313/0979275/02).
Поскольку вопрос в отношении заключения договора по результатам аукциона по извещению № 090113/0979275/03 был разрешен решением Арбитражного суда Архангельской области, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.10.2013, а аукцион по извещению № 190313/0979275/02 признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявителей на аукционе, комиссия Управления решила предписание не выдавать.
Не согласившись с решением Управления от 16.12.2013 по делу № 08-13, Лесничество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование своей позиции заявитель указывает следующее: 1. В действующем лесном и гражданском законодательстве запрет потребителю древесины быть участником аукциона отсутствует. Требование к победителю о согласовании с потребителем цены и графика поставки древесины с предоставлением копии заключенного договора в лесничество полностью соответствует действующему федеральному и областному законодательству об исключительном характере заготовки древесины для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. При этом, данное требование относится только к победителю, а не к участникам аукциона. Определение победителя аукциона означает окончание процедуры торгов. Договор заключается между победителем и организатором аукциона, и спор в отношении порядка и условий заключения данного договора носит исключительно гражданско-правовой характер. 2. Часть 8.2 статьи 29 ЛК РФ является нормой федерального закона, разрешающей в качестве исключения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, органу государственной власти субъекта Российской Федерации совершать действия, которые, по мнению комиссии Управления, приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В действующем лесном законодательстве отсутствует норма, определяющая порядок проведения аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений по исключительным случаям, соответственно, проведение аукционов и заключение договоров по их результатам основывается на нормах Лесного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. Осуществление заготовки древесины по исключительным случаям носит целевой характер – для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Непосредственными исполнителями государственных и муниципальных заказов (участниками аукционов) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, победитель определяется по результатам открытого аукциона. Правовым основанием проведения самих аукционов является статья 18 Закона Архангельской области от 27.06.2007 № 368-19-03 «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений» (далее – Областной закон). В целях обеспечения целевого характера древесины, а именно в целях исполнения требований статьи 18 Областного закона, могут применяться нормы гражданского законодательства при условии их непротиворечия лесному законодательству. 3. Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.12.2013 по делу № 1-АПГ1З-12, установление исключительных случаев, в которых допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, является полномочием субъектов Российской Федерации, а субъекты Российской Федерации вправе осуществлять контроль за целевым использованием древесины, заготовленной в таких исключительных случаях, и устанавливать порядок его осуществления.
Управление с требованиями Лесничества не согласилось, указав в отзыве на заявление, что в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства были установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении заявителем требований части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 52 Закона № 135-ФЗ решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Изучив материалы дела, доводы заявителя, возражения ответчика, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования о признании недействительным решения Управления от 16.12.2013 по делу № 08-13.
В соответствии с частью 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Часть 8 статьи 29 ЛК РФ устанавливает, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Вместе с тем часть 8.2 статьи 29 ЛК РФ допускает осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 77 ЛК РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 Кодекса.
Купля-продажа участков лесных насаждений осуществляется без внесения арендной платы, необходимости разработки проекта освоения лесов, подачи лесной декларации.
Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений регламентирован главой 8 ЛК РФ.
Согласно статье 18 Областного закона (в редакции, действовавшей в спорный период) к исключительным случаям, осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд относятся:
1) удовлетворение собственных потребностей государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных предприятий в древесине для отопления, возведения строений и их ремонта;
2) реализация мероприятий, включенных в долгосрочные целевые или ведомственные целевые программы Архангельской области;
3) осуществление заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения при одновременном соблюдении следующих условий:
- заготовка древесины осуществляется для переработки древесины на территории Архангельской области;
- у юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего (планирующего осуществлять) переработку заготовленной в соответствии с настоящим пунктом древесины, отсутствует задолженность перед работниками.
Постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 -2016 годы (далее – Программа).
Пунктом 4.4.2 раздела «Стимулирование инвестиционной активности агропромышленного комплекса области» Программы (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено обеспечение потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонта. Участники мероприятий подпрограммы по обеспечению потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонта определяются по результатам аукционов в соответствии с лесным законодательством. Общая потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине ежегодно формируется органами местного самоуправления на основании расчетов, представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями и составленных в соответствии с проектно-сметной документацией и нормативными документами для определенного вида потребности (строительство (реконструкция), ремонт, отопление). Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области согласуют заявленные потребности с министерством сельского хозяйства и направляют в территориальные органы министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса – лесничества (лесопарк) для формирования объемов лесных насаждений, выставляемых на аукцион. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса организует проведение аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным законодательством. Указанные аукционы проводятся для обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонта.
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса осуществляет контроль за оборотом древесины на территории Архангельской области, выделенной для обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, на основании ежегодно представляемого министерством сельского хозяйства перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, участвующих в рамках настоящего мероприятия подпрограммы.
Сельскохозяйственные товаропроизводители несут ответственность за нецелевое
использование древесины.
В соответствии со статьей 79 ЛК РФ организатором аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений является продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.
Согласно пункту 1 статьи 82 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 83 ЛК РФ закреплено, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 31.05.2011 № 183-пп, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере лесных отношений, в сфере лесопромышленного комплекса, в сфере охраны и использования объектов животного мира, за исключением водных биологических ресурсов, и среды их обитания (кроме ведения Красной книги субъекта Российской Федерации), в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Министерство осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Архангельской области, в том числе заключение договоров аренды таких лесных участков.
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы, к которым в соответствии с пунктом 1 Типового положения о территориальном органе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного указом Губернатора Архангельской области от 06.09.2012 № 138-у (далее – Положение № 138-у), относятся лесничество, лесопарк.
На основании пункта 6 Положения № 138-у лесничество, лесопарк осуществляют на подведомственной территории следующие полномочия в пределах компетенции министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области: заключение договоров купли-продажи лесных насаждений на землях лесного фонда, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Согласно пунктам 44, 45 Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению права на заготовку древесины, а также елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников на основании договоров купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в Архангельской области и Ненецком автономном округе, утвержденного указом Губернатора Архангельской области 26.03.2012 № 39-у, основанием для начала выполнения административной процедуры является подписание руководителем лесничества (лесопарка) распоряжения об организации аукциона. Сотрудник лесничества (лесопарка), ответственный за работу с документами, подготавливает извещение об аукционе, документацию об аукционе. Руководитель лесничества (лесопарка) (далее – организатор, аукциона) обеспечивает размещение извещения о проведении аукциона и документации об аукционе на официальном сайте.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 79 ЛК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.2011 № 650 с 01.01.2012 извещения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений подлежали размещению на официальном сайте торгов torgi.gov.ru.
Приказом Министерства от 29.02.2012 № 51 руководители территориальных органов министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – лесничеств, лесопарка были назначены ответственными за подготовку к размещению на официальном сайте торгов информации о торгах на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений. Главный специалист-эксперт отдела использования лесов управления лесного хозяйства Министерства назначен ответственным за размещение на официальном сайте торгов информации о торгах на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.
В адрес руководителей лесничеств письмом от 12.03.2012 № 204-04-30/1084 Министерство направило руководство по размещению информации на официальном сайте, образцы извещений о проведении аукциона, в том числе извещение о проведении аукциона для реализации мероприятий, включенных в долгосрочную целевую программу Архангельской области «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2009-2012 годы» в целях обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонта. В данном извещении таблица «ведомость лесных насаждений, выставляемых на аукцион» предусматривает указание сведений о потребителе древесины в графе «Лесничество, участковое лесничество, участок, потребитель древесины», также извещение содержит раздел «Обязательные условия: Победитель аукциона в течении десяти дней согласовывает с потребителем цену и график поставки древесины».
Как следует из материалов дела, 11.01.2013 на официальном сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 090113/0979275/03 о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для реализации мероприятий, включенных в долгосрочную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области» - для обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонта.
Аукцион проводился в отношении 13 лотов. Срок приема заявок был установлен с 14.01.2013 года по 21.01.2013.
На участие в аукционе были поданы заявки: по лотам № 1-13 от ГАУ АО «Единый лесопожарный центр», по лотам №№ 1, 2, 3 от КФК ФИО1; по лотам №№ 4, 5 от ОАО «Архангельское племпредприятие»; по лотам №№ 6, 7, 8, 13 от КФХ ФИО2; по лоту № 9 от ООО «Вознесенье»; по лоту № 10 от ООО «Агроальянс»; по лотам №№ 11, 12 от КФХ ФИО3.
В соответствии с протоколом от 22.01.2013 приема заявок на участие в открытом аукционе по извещению № 090113/0979275/03, все лица, подавшие заявки на участие в аукционе, были допущены к участию в торгах. Аукцион состоялся 29.01.2013.
Согласно протоколу от 29.01.2013 № 1 о результатах открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений № 090113/0979275/03 победителем аукциона по лотам №№ 1-13 было признано ГАУ АО «Единый лесопожарный центр».
В качестве условия заключения договора купли-продажи лесных насаждений было указано на необходимость представления в течение 10 дней договора поставки древесины с потребителями (по лотам №№ 1, 2, 3 с КФХ ФИО1, по лотам №№ 4, 5 с ОАО «Архангельское племпредприятие», по лотам №№ 6, 7, 8, 13 с КФХ ФИО2, по лоту № 9 с ООО «Вознесенье», по лоту № 10 с ООО «Агроальянс», по лотам №№ 11, 12 с КФХ ФИО3.), согласовав с ними условия цену и график поставки древесины, а также на необходимость представления документов, подтверждающих оплату купленных аукционных единиц.
ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» направило в адрес потребителей древесины, указанных в извещении о проведении аукциона и протоколе аукциона, предложения о заключении договоров поставки. В ответ КФК ФИО1, ООО «Вознесенье», КФК ФИО3., ОАО «Архангельское племпредприятие» выразили несогласие с предложенной ценой поставки.
Поскольку истцом не было выполнено условие о предоставлении в десятидневный срок договоров поставки древесины с потребителями (по лотам № 1-13), согласовав с ними условия, цену и график поставки древесины, а также документов, подтверждающих оплату купленных аукционных единиц, Лесничество 25.02.2013 приняло протокол № 1 об отказе от заключения договора по извещению № 090113/0979275/03.
Полагая, что имеются основания для понуждения Лесничества к заключению договора, ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» обратился в арбитражный суд с иском об обязании Лесничества заключить договор купли-продажи лесных насаждений в редакции, соответствующей условиям торгов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.07.2013 по делу № А05-5466/2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013, суд удовлетворил требования ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» и возложил на Лесничество обязанность заключить с ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» договор купли-продажи лесных насаждений на условиях о предмете договора - лесных насаждениях, в том числе их местоположении и объеме подлежащей заготовке древесины, о цене договора,. установленным в протоколе от 29.01.2013 № 1 о результатах открытого аукциона по извещению № 090113/0979275/03.
Суд признал незаконным отказ Лесничества в заключении с ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» договора купли-продажи лесных насаждений в связи с непредставлением последним в адрес организатора аукциона договоров поставки древесины с указанными в извещении потребителями с согласованными условиями, ценой и графиком поставки древесины.
21.03.2013 на официальном сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 190313/0979275/02 о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для реализации мероприятий, включенных в долгосрочную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2013-2016 годы» - для обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонта.
Аукцион проводился в отношении 14 лотов, 13 из которых были тождественны лотам, выставленным на аукцион по извещению № 090113/0979275/03.
Согласно извещению о проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений от 21.03.2013 № 190313/0979275/02, были установлены потребители древесины: по лотам №№ 1, 2, 3 – КФК ФИО1, по лотам №№ 4, 5 – ОАО «Архангельское племпредприятие», по лотам №№ 6, 7, 8, 13 – КФХ ФИО2, по лоту № 9 – ООО «Вознесенье», по лоту № 10 – ООО «Агроальянс», по лотам №№ 11, 12 – КФХ ФИО3., по лоту № 14 – СПК РК «Красное знамя». В качестве обязательного условия указано, что победитель аукциона в течение 10 дней согласовывает с потребителем цену и график поставки древесины, предоставляет копию заключенного договора в лесничество до заключения договора купли-прсшжи лесных насаждений.
На участие в аукционе было подано по одной заявке по каждому лоту от лиц, указанных в качестве потребителей древесины. По лотам № 1, № 2, № 3 от КФК ФИО1, по лотам № 4, № 5 от ОАО «Архангельское племпредприятие», по лотам № 6, № 7, № 8, № 13 от КФХ ФИО2, по лоту № 9 от ООО «Вознесенье», по лоту № 10 от ООО «Агроальянс», по лотам № 11, № 12 от КФХ ФИО3., по лоту № 14 от СПК ПК «Красное знамя».
В соответствии с протоколом от 26.03.2013 приема заявок на участие в открытом аукционе по извещению № 190313/0979275/02 все лица, подавшие заявки на участие в аукционе, были допущены к участию в торгах.
Согласно протоколу от 19.04.2013 № 2 о результатах открытого аукциона по извещению № 190313/0979275/02 аукцион был признан несостоявшимся по причине отсутствия заявителей на аукционе.
В силу статей 1 и 3 Закона № 135-ФЗ целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения – отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (пункт 3); дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров (пункт 4).
В силу части 1 статьи 50 ЛК РФ запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (часть 2 статьи 50 ЛК РФ).
Приведенные запреты адресованы органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Как усматривается из пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (в редакции от 14.10.2010) при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2), участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок (пункт 4).
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В пункте 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ указаны признаки ограничения конкуренции, к которым относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
По смыслу приведенных нормативных положений защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.
С позиции Закона № 135-ФЗ все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Проведение аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений предопределяет возможность осуществления деятельности по заготовке древесины и, соответственно, влияет на конкуренцию на рынке лесозаготовки и лесопереработки, а также на конкуренцию при проведении торгов.
Как следует из материалов дела, организатор торгов установил требование к победителю торгов о согласовании с потребителем цены и графика поставки древесины и предоставлении копии заключенного договора в Лесничество до заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Тем самым организатор торгов предоставил одному из участников торгов, а именно потребителю древесины, возможность влиять на заключение договора купли-продажи лесных насаждений между организатором торгов и победителем аукциона, т.е. потребитель древесины, являющийся также участником аукциона, фактически наделяется полномочиями заказчика. Вместе с тем, запрет на участие заказчика в торгах прямо предусмотрен пунктом 4 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.
В связи с изложенным суд признает необоснованным довод заявителя о том, что в действующем лесном и гражданском законодательстве отсутствует запрет потребителю древесины быть участником аукциона.
Как следует из материалов дела, лица, указанные в извещении о проведении торгов в качестве потребителей древесины, являются также участниками торгов.
Указание в протоколе от 29.01.2013 № 1 о результатах открытого аукциона
№ 090113/0979275/03 по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных
насаждений в качестве условия заключения договора купли-продажи лесных насаждений на
необходимость представления в течение 10 дней договора поставки древесины с потребителями, согласовав с ними условия, цену и график поставки древесины, тогда как
данное условие не предусмотрено ни нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения торгов, ни аукционной документацией, свидетельствует об ограничении права хозяйствующего субъекта на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров и о даче указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров, что нарушает запреты, установленные пунктами 3 и 4 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.
При этом, участник аукциона, определенный в извещении о проведении торгов в качестве потребителя древесины, ставится в преимущественное положение по сравнению с иными потенциальными участниками, поскольку может формировать предложение о цене предмета аукциона, руководствуясь тем, что древесина в любом случае будет передана ему, что противоречит части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.
Рассматриваемые условия, отраженные в аукционной документации, могли быть восприняты потенциальными участниками торгов именно как ограничение на продажу товара, указание о заключении в приоритетном порядке договоров и предоставление преимущества лицу, указанному в качестве потребителя древесины, что предопределяет принятие решения о целесообразности участия в аукционе.
Таким образом, установив требование к победителю торгов о согласовании с потребителем цены и графика поставки древесины и предоставлении копии заключенного договора в лесничество до заключения договора купли-продажи лесных насаждений, организатор торгов предоставил одному из участников торгов (потребителю древесины) возможность влиять на заключение договора купли-продажи лесных насаждений между организатором торгов и победителем аукциона, т.е. потребитель древесины (являющийся также участником аукциона) фактически наделяется полномочиями заказчика, что может привести к устранению конкуренции и противоречит требованиям части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.
Заявителем не указана конкретная норма федерального закона, которая позволяет устанавливать при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, проводимого в соответствии с лесным законодательством, потребителя древесины и включить положения, обуславливающие возможность заключения по результатам аукциона договора купли-продажи лесных насаждений обязанностью победителя аукциона в течение 10 дней согласовывать с потребителем цену и график поставки древесины и предоставить копию заключенного договора в Лесничество.
Норма части 8.2 статьи 29 ЛК РФ не допускает возможности отказа от конкурентных процедур при заключении договора купли-продажи лесных насаждений, предусмотренных частью 1 статьи 77 ЛК РФ, или возможности установления иного порядка организации и проведения аукционов по исключительным случаям, помимо порядка, регламентированного главой 8 ЛК РФ, в том числе установление дополнительных условий.
В связи с чем, довод заявителя о том, что часть 8.2 статьи 29 ЛК РФ является нормой федерального закона, разрешающей в качестве исключения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, органу государственной власти субъекта Российской Федерации совершать вменяемые действия, является необоснованным.
При этом, запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие) в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, предусмотрен статьей 50 ЛК РФ.
Ссылка Лесничества на определение Верховного суда Российской Федерации от 18.12.2013 по делу № 1-АПГ13-12 судом не принимается, поскольку наличие у субъекта Российской Федерации полномочий по осуществлению контроля за целевым использованием древесины, заготовленной на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, не исключает необходимости соблюдения требований антимонопольного законодательства при их реализации.
Суд признает обоснованным довод ответчика о том, что проведение аукциона на подобных условиях фактически направлено на уход от конкурентных процедур при распоряжении лесными насаждениями.
С учетом изложенного, вывод Управления о нарушении заявителем требований части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ является правомерным.
В соответствии со статьей 22 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган выполняет, в том числе следующие основные функции: обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статьей 23 Закона № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган осуществляет полномочия, в том числе по возбуждению и рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
В силу с части 2 статьи 41 указанного закона по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение.
С учетом приведенных норм, оспариваемое решение вынесено Управлением в пределах предоставленных полномочий.
Судом не установлено несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя. Заявитель в силу положений пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Архангельское лесничество в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ненормативного правового акта – решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 16.12.2013 № 05-03/7475, принятого по результатам рассмотрения дела № 08-13.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Л.В. Шишова