ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-2808/15 от 09.06.2015 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2015 года

г. Архангельск

Дело № А05-2808/2015    

Резолютивная часть решения объявлена июня 2015 года

Решение в полном объёме изготовлено июня 2015 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Ипаева С.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровой В.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Рыболовецкого колхоза «Заря» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163554, д. Лопшеньга, Архангельская область, Приморский р-н)

к ответчику - Двинско-Печорскому территориальному управлению Федерального  агентства по рыболовству (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163030, <...>)

о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке «Холодное (залив Унская губа Белого моря)» на 2015 год, выраженном в письме от 19.12.2014 № 11089,

третье лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Онежское поморье»,  (ОГРН<***>,  место нахождения: Россия, 163556, <...>;  164501, <...>)

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 07.05.2015), ФИО2 (доверенность от 27.05.2015)

от ответчика – ФИО3 (доверенность от 06.03.2015)

от третьего лица – ФИО4 (доверенность от 02.09.2014)

установил:

Рыболовецкий колхоз «Заря» обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Двинско-Печорского территориального управления Федерального  агентства по рыболовству  об отказе в выдаче  разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке «Холодное (залив Унская губа Белого моря) на 2015 год, выраженном в письме от 19.12.2014 №05/11089.

Представитель заявителя в  судебном заседании предъявленные требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях по делу.

Представители ответчика и третьего лица с требованиями заявителя  не согласились                    по доводам, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, Рыболовецкий колхоза «Заря» 16 декабря 2014 года обратился в Двинско-Печорское территориальное управление Федерального  агентства по рыболовству (далее -Управление, ответчик) с заявлением  на получение разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании договора пользования рыбопромысловым участком «Холодное» (ФИО5 губа Белого моря) от 28.12.2005 в редакции дополнительного соглашения от 20.12.2006 №1, а также договора пользования водными биологическими ресурсами, общий  допустимый улов которых не устанавливается №29/00010 от 10.12.2014. Указанный рыбопромысловый участок входит в акваторию Унской губы Белого моря.

Управление, рассмотрев заявление, письмом от 19.12.2014 №05/11089 отказало Рыболовецкому колхозу «Заря» в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов,  мотивировав отказ тем, что рыбопромысловый участок акватории Унской губы Белого моря входит в границы национального парка «Онежское Поморье», учрежденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 №153, в связи с чем промышленное и прибрежное рыболовство на нем запрещено в силу пункта «е» части 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Рыболовецкий колхоз «Заря» не согласившись с отказом в выдаче  разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке «Холодное (залив Унская губа Белого моря)» на 2015 год, выраженном в письме от 19.12.2014 №05/11089, обратился с рассматриваемым заявлением в суд.

По мнению заявителя, отказ Управления не соответствует статьям 13,33,34-36 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», статьям 45,47,49,55 Земельного кодекса Российской Федерации, преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом положения части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 №153 «Об учреждении национального парка «Онежское  Поморье».

Ответчик Двинско-Печорское территориальное управление Федерального  агентства по рыболовству, в отзыве на заявление указало, что отказ не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя. При создании национального парка «Онежское Поморье» часть земель не изъята у собственников и пользователей, но при этом для них установлен режим особой охраны в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 14.03.1995 №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Данный вывод подтверждается, пунктом 2 Постановления №153 от 26.02.2013, письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №02-12-29/30322 от 30.12.2014.

Федеральное государственное бюджетное учреждение Национальный парк «Онежское Поморье» (далее - ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье»), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, в возражениях на заявление указало, что пунктом 2 Постановления Правительства РФ №153 на Министерство природных ресурсов РФ возложена обязанность по обеспечению режима особой охраны природных комплексов и объектов, на землях национального парка «Онежское Поморье». В силу положений подпункта «е» пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995  № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ)на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, в том числе промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, поскольку такая деятельность  может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя, ответчика и третьего лица, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессу3акльного кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 01.07.1996 №6/8 основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 153 (далее - Постановление) учрежден национальный парк «Онежское Поморье» общей площадью 201668 гектаров, включая земли лесного фонда площадью 180668 гектаров в Онежском и Приморском районах Архангельской области и земли водного фонда площадью 21000 гектаров (без изъятия их из хозяйственной эксплуатации) в акватории Унской губы Белого моря.

Национальный  парк  «Онежское Поморье» отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 1 Постановления), которому предписано обеспечить режим особой охраны природных комплексов и объектов на землях, указанных в пункте 1 Постановления, и осуществить необходимые мероприятия, связанные с созданием парка  «Онежское Поморье»  (пункт 2 Постановления).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1), каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).

В развитие приведенных конституционных положений законодателем принят Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ), который регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения и их отнесение к объектам общенационального достояния (преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»), положениями данного Федерального закона предусмотрен режим особой охраны территорий национальных парков (статья 15).

Пункт 1 статьи 15 Закона № 33-ФЗ устанавливает дифференцированный режим особой охраны территорий национальных парков с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей с выделением различных функциональных зон, в том числе: заповедной; особо охраняемой; познавательного туризма; рекреационной; охраны историко-культурных объектов; обслуживания посетителей; зоны хозяйственного назначения, в  границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

Согласно подпункту "е" части 2 статьи 15 Закона № 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе  промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство.

 Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) такими территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Вместе с тем, пунктом 2 статьи 16 Закона № 33-ФЗ  установлено, что в границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.

Таким образом, на территории национального парка могут находиться земли, как  изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, так и земли без изъятия из хозяйственного использования.

Исходя из толкования статей 12,13,14,15,16 Закона №33-ФЗ хозяйственная деятельность на землях, включенных в границы национального парка  без изъятия из хозяйственной эксплуатации, не может противоречить целям и основным задачам национального парка, на них распространяется режим особой охраны территорий национального парка, на территориях которых запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: промышленное  и прибрежное рыболовство.

Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) регулируются в том числе Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон № 166-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 указанного Закона под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона № 166-ФЗ под промышленным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 № 775 утверждены Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений (далее - Правила).

Согласно пункту 3 указанных Правил, выдача разрешений производится территориальными органами Федерального агентства по рыболовству  на основании заявлений, представленных российскими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - российские пользователи), а также иностранными пользователями с учетом требований, правил и ограничений рыболовства, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 13 Правил предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, согласно подпункту "а" которого таким основанием является несоответствие заявления и (или) порядка его подачи требованиям, установленным пунктами 8 - 10 настоящих Правил, а также правилами и ограничениями рыболовства, установленными законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае Управление отказало Рыболовецкому колхозу «Заря» в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов,  мотивировав отказ тем, рыбопромысловый участок акватории Унской губы Белого моря входит в границы национального парка «Онежское Поморье», учрежденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 №153, в связи с чем промышленное и прибрежное рыболовство на нем запрещено в силу пункта «е» части 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Суд в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал представленные доказательства, оценил доводы лиц участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку отказ Двинско-Печорского территориального управления Федерального  агентства по рыболовству в выдаче Рыболовецкому колхозу «Заря» разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке «Холодное (залив Унская губа Белого моря) на 2015 год, не противоречит пункту «е» части 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и  вынесен органом в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Правилами оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 775                                     «Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений».

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ненормативного правового акта – решения Двинско-Печорского территориального управления Федерального  агентства по рыболовству  об отказе Рыболовецкому колхозу «Заря» в выдаче  разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке «Холодное (залив Унская губа Белого моря) на 2015 год, выраженное в письме от 19.12.2014 №05/11089.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.Г. Ипаев