ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-2810/20 от 01.06.2020 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2020 года

г. Архангельск

Дело № А05-2810/2020    

Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2020 года .

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Короткой С.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального образования «Приморский муниципальный район» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (ОГРН 1022901496551; адрес: Россия, 163002, г.Архангельск, пр.Ломоносова, д. 30) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566; адрес: Россия, 163069, г.Архангельск, ул.Садовая, дом 5, корп.1) о признании незаконными действий, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Субботина Романа Владимировича (Архангельская область, Приморский район, пос. Уемский),  при участии в заседании суда представителей:

от заявителя – Макаровский О.А. (доверенность от 13.03.2020),

от ответчика – Артемова Л.А. (доверенность от 11.01.2019),

от третьего лица – не явился (извещен),

установил:

муниципальное образование «Приморский муниципальный район» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (далее – заявитель, администрация) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, Росреестр) о признании незаконными действий ответчика, выраженных в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав № КУВД-001/2019-15337206/5 от 12.03.2020.

Кроме того, заявитель просит обязать ответчика произвести государственную регистрацию  перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:3674, площадью 1612 кв.м., разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Архангельская область, Приморский район, муниципальное образование «Уемское», п.Уемский, ул.Устьянская.

Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность решения об отказе в государственной регистрации прав.

Третье лицо (Субботин Р.В.) представило отзыв, в котором указало, что с доводами и аргументами заявителя согласно в полном объеме, просило суд принять решение о незаконности действий ответчика. В судебное заседание третье лицо не явилось, дело рассмотрено без его участия.

Поводом к оспариванию действий ответчика по отказу в государственной регистрации прав послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Заявитель реализует полномочия на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района. В  границы муниципального образования «Приморский муниципальный район» входит муниципальное образование «Уемское», в границах которого расположен п. Уемский.

Третьему лицу на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:1941 площадью 1370 кв. м, категория  земель – земли населенных пунктов,  разрешенное использование  - для ведения личного подсобного хозяйства.

На земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:1969 площадью 242 кв. м, категория  земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование  - для ведения личного подсобного хозяйства, государственная собственность не разграничена. Данный земельный участок находился в аренде у третьего лица по договору земельного участка от 10.01.2018.

10 октября 2019 г. постановлением администрации № 2133 (далее – постановление № 2133) была утверждена схема расположения земельных участков Субботина Р.В. на кадастровом плане территории. Согласно этому постановлению в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории осуществлено перераспределение двух земельных участков с кадастровыми номерами  29:16:080801:1941 и 29:16:080801:1969; утверждена схема расположения земельного участка Субботина Р.В. на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределение указанных двух земельных участков категории земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), расположенного по адресу: Архангельской область, Приморский район, муниципальное образование «Уемское», п.Уемский, ул.Устьянская. В постановлении также указано, что третье лицо вправе обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемых земельных участков. Постановлением предписано КУМИ и ЗО администрации после постановки на государственный кадастровый учет земельных участков заключить с Субботиным Р.В. соглашение о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами  29:16:080801:1941 и 29:16:080801:1969, расторгнуть договор аренды земельного участка от 10.01.2018 с кадастровым номером  29:16:080801:1969.

01 ноября 2019 года на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:3674 площадью 1612 кв. м, категория  земель – земли населенных пунктов,  разрешенное использование  - для ведения личного подсобного хозяйства, адрес: Архангельской область, Приморский район, муниципальное образование «Уемское», п.Уемский, ул.Устьянская. Данный земельный участок образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:080801:1941 и 29:16:080801:1969.

12 ноября 2019 г.  Субботин Р.В. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 29:16:080801:3674 площадью 1612 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства.

14 ноября 2019 г.  КУМИ и ЗО администрации  и Субботин Р.В. подписали соглашение о перераспределении земель № 152 (далее – соглашение № 152), согласно которому перераспределяются два земельных участка с кадастровыми номерами 29:16:080801:1941 и 29:16:080801:1969, при этом земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:1941 находится в частной собственности, на земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:1969 государственная собственность не разграничена. В результате соглашения о перераспределении земель образуется новый земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:3674 площадью 1612 кв. м категория  земель – земли населенных пунктов,  разрешенное использование  - для ведения личного подсобного хозяйства, адрес: Архангельской область, Приморский район, муниципальное образование «Уемское», п.Уемский, ул.Устьянская.

29 ноября 2019 года  администрация направила в Росреестр  заявление о проведении государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:3674. К заявлению были приложены постановление № 2133 и соглашение № 152.

11.12.2019 ответчик приостановил государственную регистрацию прав со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», направив заявителю соответствующее уведомление.

20 декабря 2019 г. администрация направила в Росреестр письмо № 03-6/387, в котором указала, что  земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:3674 поставлен на кадастровый учет 01.11.2019, образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 29:16:080801:1941, находящегося в частной собственности и земельного участка с кадастровым номером 29:16:080801:1969, государственная собственность на который не разграничена. Поэтому представленное на регистрацию перехода права соглашение о перераспределении земель № 152 от 14.11.2019 не противоречит нормам земельного законодательства. В связи с этим заявитель просил возобновить государственную   регистрацию права на земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:3674.

Росррестр в ответ на упомянутое письмо направил заявителю уведомление от 31.12.2019 о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав.

Уведомлением от 12.03.2020 № КУВД-001/2019-15337206/5 ответчик отказал заявителю  в государственной регистрации прав на земельный участок, поскольку представленное на регистрацию перехода права соглашение о перераспределении земель № 152 от 14.11.2019 не подтверждает основания предоставления земельного участка на основании соглашения; предоставление земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», преследует цель получения земельного участка без прохождения установленной земельным законодательством процедуры аукциона. Действующим земельным законодательством установлен запрет на перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в обход аукционного порядка предоставления земельных участков, поскольку нарушаются нормы земельного законодательства. Поэтому представленное соглашение по содержанию не соответствует требованиям земельного законодательства, в связи с чем государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок противоречит требованиям действующего законодательства.

  Не согласившись с отказом Росреестра, заявитель обратился в суд. При этом  в своих требований администрация  ссылалась на то, что представленное на регистрацию перехода права соглашение о перераспределении земель № 152 от 14.11.2019 не противоречит нормам земельного законодательства, действия ответчика, выраженные в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав, незаконны. Ранее земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:1969, государственная собственность на который не разграничена, находился в аренде у третьего лица, заявитель получал арендную плату за пользование этим участком. В настоящее время администрация не получает доходов от пользования упомянутым участком, Субботин Р.В. не платит земельный налог, а реализовать свое право последний не может из-за противоправных действий ответчика, как и администрация не пожжет получать плату за пользование землей, т.е. нарушается принцип платности использования земли. Кроме этого, в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Уемское» проведение аукциона невозможно, поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером 29:16:080801:1969 менее минимальной нормы, равной 600 кв. м.

  Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд пришёл к следующим выводам.

Статья 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) регламентирует  основания и сроки приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. В частности, пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона       № 218-ФЗ установлено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если  форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Статьей 27 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одной из форм образования земельных участков является их перераспределение, в результате которого образуются новые земельные участки.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

   Согласно пункту 1 статьи 11.6 ЗК РФ при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

Следовательно, при перераспределении смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, а один земельный участок образуется лишь в случае перераспределении земель и земельного участка, а также  объединении смежных земельных участков.

Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами  29:16:080801:1941 и 29:16:080801:1969, которые  были перераспределены на основании соглашения № 152 в спорный земельный участок, являлись смежными.

Поэтому в данном случае земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:3674 фактически образован путем объединения смежных земельных участков с кадастровыми номерами  29:16:080801:1941 и 29:16:080801:1969, а не перераспределения этих участков.

Статьей 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, подпунктом 3 пункта 1 данной статьи предусмотрено, что такое перераспределение допускается,  в частности, в случае перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Как следует из приведенной нормы, такое основание предоставления земельного участка путем перераспределения двух земельных участков, в результате которого образуется один земельный участок, как соглашение сторон в данной правовой норме отсутствует.

Таким образом, перераспределение нескольких земельных участков, в результате которого образуется один земельный участок, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, противоречит требованиям земельного законодательства.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации № 2123 утверждена схема расположения земельных участков Субботина Р.В. на кадастровом плане территории, в соответствии с которой в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 29:16:080801:1969, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 29:16:080801:1941, находящегося в частной собственности Субботина Р.В., образован один земельный участок.

Следовательно, образование спорного земельного участка, в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:080801:1941 и 29:16:080801:1969 осуществлено с нарушением требований действующего законодательства, в результате чего и предоставление земельного участка по соглашению не соответствует требованиям действующего земельного законодательства.

Статьей 39.18 ЗК РФ определены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. Данная норма предусматривает необходимость предварительной публикации объявления о возможном предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а в случае поступления заявок после публикации - проведение аукциона.

Так, согласно этой норме земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок (пункты 5 и 6 статьи 39.18 ЗК РФ). Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона (пункт 7 статьи 39.18 ЗК РФ).

Таким образом, в действующем земельном законодательстве отсутствуют  исключения в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства без прохождения процедуры предварительной публикации, а в случае поступления заявок после такой публикации - проведение аукциона.

Следовательно, предоставление земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» преследует цель получения земельного участка без прохождения установленной земельным законодательством процедуры аукциона. Действующим земельным законодательством установлен запрет на перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в обход аукционного порядка предоставления земельных участков, поскольку при этом нарушаются нормы земельного законодательства.

Учитывая изложенное, представленное на государственную регистрацию соглашение № 152 по своему содержанию не соответствовалот требованиям земельного законодательства, а государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок на основании его противоречила бы положениям действующего законодательства.

Довод заявителя о том, что возможно осуществление государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:3674 на основании соглашения о перераспределении земель № 152, поскольку спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 01.11.2019 в результате  перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:080801:1941 и 29:16:080801:1969, в связи с чем соглашение о перераспределении не противоречит нормам земельного законодательства, судом оценен с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка является, в частности, межевой план.

Спорный земельный участок с кадастровым номером 29:16:080801:3674 был поставлен на государственный кадастровый учет на основании представленного в орган регистрации прав межевого плана, подготовленного кадастровым инженером, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка, образованного путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:080801:1941, 29:16:080801:1969.

Перечень   документов,   используемых   при   образовании   земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен статьей 11.3 ЗК РФ, а также пунктом 22 требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее – Требования      № 921).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ. Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 22 Требований № 921 в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В данном случае в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением администрации № 2123, указано, что земельный участок образуется в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:080801:1941 и 29:16:080801:1969.

Как уже отмечалось ранее в настоящем решении, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование исходных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (пункт 1 статьи 11.7 ЗК РФ).

Таким образом, при перераспределении может быть образован один земельный участок в случае перераспределения земель и одного земельного участка. При этом пункт 1 статьи 11.7 ЗК РФ распространяется как на земельные участки частной собственности, так и на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена.

Кроме этого, согласно представленному межевому плану спорный земельный участок образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:080801:1941, 29:16:080801:1969, что противоречит требованиям статьи 11.7 3К РФ.

В связи с этим постановление администрации № 2123, которым утверждена схема расположения земельных участков, вынесено администрацией с нарушением требований земельного законодательства.

  Ссылка заявителя на то обстоятельство, что проведение аукциона невозможно, поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером 29:16:080801:1969 менее минимальной нормы, равной 600 кв. м, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела в связи с приведенными выше нормами права.

На основании изложенного у ответчика отсутствовали законные основания для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок, образованный с нарушением норм действующего земельного законодательства на основании соглашения о перераспределении. Поэтому заявленные требования администрации подлежат отклонению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

отказать муниципальному образованию «Приморский муниципальный район» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» в удовлетворении заявления о признании недействительным действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, выраженных в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав № КУВД-001/2019-15337206/5 от 12.03.2020.

Оспариваемые действия проверены на соответствие нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина