ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-2903/2022 от 14.07.2022 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2022 года

г.Архангельск

Дело № А05-2903/2022    

Резолютивная часть решения объявлена июля 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено июля 2022 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Печурой М.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению автономной некоммерческой организации Архангельской области "Агентство регионального развития" (ОГРН <***>; адрес: 163069, <...>)

к министерству экономического развития, промышленности и науки Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: 163004, <...>)

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, контрольно-счетной палаты Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: 163000, <...>), министерства финансов Архангельской области (адрес: 163004, <...>)

о признании недействительным требования,

при участии представителей: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 30.07.2021,  от ответчика - не явились, от контрольно-счетной палаты Архангельской области - ФИО2 по доверенности от 04.04.2022, от министерства финансов Архангельской области – не явились,

установил:

автономная некоммерческая организация Архангельской области "Агентство регионального развития"  (далее – заявитель обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к министерству экономического развития, промышленности и науки Архангельской области (далее – ответчик, министерство) о признании недействительным требования, изложенного в письме №206-03/5 от 10.01.2022.

Заявитель в судебном заседании заявленное требование поддержал.

Ответчик с требованиями заявителя не согласился.

КСП АО с требованием не согласно по доводам, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях.

Министерство  финансов Архангельской области с требованием не согласно по доводам, изложенным в письменных пояснениях.

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.

В соответствии со статьями 157, 265-268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», областным законом от 30.05.2011 № 288-ОЗ «О контрольно-счетной палате Архангельской области» и пунктом 2.1.3 плана работы контрольно-счетной палаты на 2021 год проведено контрольное мероприятие «Проверка исполнения бюджетных полномочий, организации исполнения областного бюджета, использования средств областного бюджета министерством экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Архангельской области (иными объектами контроля)».

Объектами указанного контрольного мероприятия являлись министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области; автономная некоммерческая организация Архангельской области «Агентство регионального развития»; микрокредитная компания «Архангельский региональный фонд «Развитие».

По итогам контрольного мероприятия КСП АО выявлены недостатки и нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов, в связи с чем в адрес министерства направлено представление от 10.06.2021 № 01-02/634.

Согласно пункту 15 представления КСП АО от 10.06.2021 №01-02/634 по состоянию на 01.01.2020 на счетах АНО АО «АРР» числился неиспользованный в 2019 г. остаток средств субсидии, предоставленной АНО АО «АРР» по соглашения от 25.02.2019 №01; распоряжение о наличии потребности в сумме 4218475,57 руб., с учетом требований действовавшего Порядка предоставления субсидии, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области № 462-пп от 10.10.2013, не принято, в связи с чем остаток субсидии в размере 4218475,57 руб. на основании пунктов 4.1.9.1, 4.3.10., 5.2.2. соглашения от 25.02.2019 №01, подлежит возврату в бюджет Архангельской области.

Согласно пункту 17 представления в нарушение пункта 4.3.11. соглашения от 25.01.2019 № 01 АНО АО «АРР» не обеспечена полнота и достоверность сведений, направляемых в минэкономпромнауки АО по показателям результативности предоставления субсидии проекта «Популяризация предпринимательства» («Количество физических лиц-участников федерального проекта, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в проекте, нарастающим итогом»,  «Количество обученных основам  ведения  бизнеса, финансовой грамотности и иным  навыкам предпринимательской деятельности, нарастающим итогом, тысяча человек», «Количество физических лиц-участников федерального проекта, нарастающим итогом»); в нарушение пункта 4.3.4. соглашения от 25.01.2019 № 01 на 31.12.2019 не достигнуто значение показателя «Количество физических лиц - участников федерального проекта «Популяризация предпринимательства», занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте, нарастающим итогом», в связи с чем средства субсидии в сумме 4762346,94 руб. подлежат возврату в бюджет Архангельской области в соответствии с пунктами 4.1.5., 4.3.8., 5.2.1 соглашения от 25.01.2019 №01.

Согласно пункту 2.1 итоговой части представления КСП АО министерству требуется в срок до 04.10.2021 принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а именно: принять все предусмотренные законодательством меры к возврату в бюджет Архангельской области средств в размере 9899972,9 руб. (пункты 8, 9,15, 17 представления).

Во исполнение пункта 2.1 итоговой части представления от 10.06.2021 № 01-02/634 (с учетом изменений, внесенных письмом КСП от 12.10.2021 № 01-02/1003) на основании пунктов 4.1.9.1, 4.3.10, 5.2.2 и в соответствии с пунктами 4.1.5, 4.3.8.2 соглашения о предоставлении субсидии министерство уведомило организацию о необходимости возврата неиспользованного в 2019 году остатка средств субсидии, предоставленной на основании данного соглашения, и об обеспечении возврата части средств субсидии, предоставленной на основании указанного соглашения, в общем размере 8980822,51 руб. в бюджет Архангельской области в срок не позднее 4 октября 2026 г. включительно.

Не согласившись с таким требованием, организация обратилась в суд с настоящим заявлением. Как полагает заявитель, оспариваемое требование министерства, изложенное в письме № 206-03/5 от 10.01.2022, не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконно возлагает обязанность возврата средств субсидии в размере 8980822,51 руб. в бюджет Архангельской области. По мнению заявителя, нарушения Порядка предоставления субсидии со стороны организации отсутствовали: о наличии потребности в средствах субсидии организация сообщила Министерству своевременно, а министерство своевременно приняло распоряжение № 6-р от 31.01.2020, фиксирующее факт наличия потребности в средствах субсидии 2019 года, - в срок до 01 февраля 2020 года. В отношении остатка средств субсидии министерством не может быть принято два решения одновременно (о наличии и об отсутствии потребности в средствах остатка субсидии). Ни Бюджетный кодекс РФ, ни Порядок предоставления субсидии, ни соглашение о предоставлении субсидии не устанавливают необходимость предоставления организацией  каких-либо доказательств в обоснование и не требуют предоставления информации о размерах остатков субсидии. Государственные программы, утвержденные постановлением Правительства Архангельской области № 462-пп от 10.10.2013 и постановлением Правительства Архангельской области № 547 от 10.10.2019, и Порядок предоставления субсидий не содержит запрета на внесение изменений в распоряжение министерства о наличии потребности в средствах субсидии, об уточнении размера остатков средств субсидии, равно как и на повторное принятие решения о наличии потребности в средствах субсидии. Факт внесения изменений в распоряжение министерства не является повторным распоряжением о наличии или отсутствии потребности в средствах субсидии, так как данный документ носит уточняющий характер и вносит уточнение только в цифры.

Относительно нарушения, выразившегося в недостижении значения показателей результативности, заявитель указал, что из требования министерства не ясно, каким расчетным путем определен размер части субсидии, подлежащей возврату. Заявителем  не нарушен порядок предоставления субсидии, расходование средств соответствует целям субсидии, условия предоставления субсидии не нарушены. Организацией были предоставлены сведения по лицам, не зачтенным КСП АО в значение показателя «Количество физических лиц - участников федерального проекта «Популяризация предпринимательства» за 2019 год, в том числе копии договоров, документов об исполнении договоров, подтверждающих оказание услуг. Данный показатель заявителем достигнут,  однако министерство в требовании указывает на неисполнение показателя, при этом отсутствуют доказательства неисполнения со стороны организации обязательств по соглашению о предоставлении субсидии.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований на основании следующего.

Согласно положениям статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для признания недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность  (часть 1).

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (часть 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и критерии отбора субъектов, имеющих право на получение субсидии; цели, условия и порядок предоставления субсидии; порядок возврата субсидии.

Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджетных средств Российской Федерации устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16) утвержден Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

На территории Архангельской области в период до 1 марта 2020 г. действовала государственная программа Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 - 2024 годы)», в составе которой реализовывалась подпрограмма № 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области», и в период до 5 февраля 2020 г. действовал Порядок предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям в рамках государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 - 2024 годы)», утвержденные постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 г. № 462-пн (далее - Порядок предоставления субсидии).

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субсидии главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии, является министерство экономического развития Архангельской области.

Согласно пункту 4 Порядка предоставление субсидии осуществляется министерством на основании соглашения с некоммерческой организацией.

На основании статьи 78 БК РФ, подпункта «з» пункта 3 статьи 8 областного закона от 17 декабря 2018 г. № 35-4-03 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», абзацев седьмого и двадцать третьего подраздела 2.6 раздела II государственной программы, в соответствии с требованиями Порядка предоставления субсидий между министерством и АНО АО «Агентство регионального развития» заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета от 25.02.2019 № 01.

Согласно разделу I соглашения от 25.02.2019 № 01 (в редакции дополнительного соглашения от 26 сентября 2019 г. № 04) его предметом является предоставление получателю из областного бюджета в 2019 году субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктами 1.4, 2.6 и 2.7 перечня мероприятий подпрограммы № 2 (приложение № 2 к государственной программе):

по выявлению предпринимательских способностей и вовлечению в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса, в рамках реализации федерального проекта «Популяризация предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее - федеральный проект «Популяризация предпринимательства»);

по предоставлению субсидии получателю на создание и оказание услуг центра «Мой бизнес» в рамках реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» указанного выше национального проекта (далее - федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»);

по предоставлению субсидии получателю с целью обеспечения доступа субъектам малого и среднего предпринимательства Архангельской области к экспортной поддержке в рамках реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».

Согласно преамбуле соглашения от 25.02.2019 № 01 субсидия предостав­ляется на основании Порядка предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям в рамках государственной программы Архан­гельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 - 2024 годы)», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 08.10.2013 № 462-пп.

Как определено в пункте 12 Порядка предоставления субсидии, некоммерческая организация (далее в настоящем подразделе - получатель субсидии) представляет в министерство отчет об использовании средств субсидии в порядке и по форме, определенным в соглашении: ежеквартально (за I - III кварталы отчетного финансового года) - до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по окончании IV квартала отчетного финансового года - не позднее 20 января года, следующего за отчетным периодом.

В силу пункта 13 Порядка Министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проводятся обязательные проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Как установлено пунктом 14 Порядка № 462-пп, в случае выявления уполномоченным органом и (или) органами государственного финансового контроля Архангельской области нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка их предоставления, а также условий соглашения средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня направления уполномоченным органом и (или) органами государственного финансового контроля Архангельской области соответствующего требования (аналогичен пункту 4.1.5 соглашения от 25.02.2019 № 01).

Согласно пункту 15 Порядка № 462 при наличии остатков субсидий, не использованных в отчетном финан­совом году, получатель субсидии обязан в течение 30 календарных дней со дня направления соответствующего уведомления уполномоченным органом возвра­тить средства субсидии в текущем финансовом году в случаях, предусмотрен­ных соглашением, если уполномоченным органом не принято распоряжение о наличии или об отсутствии потребности в средствах субсидии, не использован­ных в отчетном финансовом году, в порядке, предусмотренном абзацами вторым и третьим настоящего пункта

В случае образования остатка субсидии, не использованного на начало очередного финансового года, получатель субсидии до 20 января года, следую­щего за годом, в котором предоставлена субсидия, уведомляет уполномоченный орган о наличии либо отсутствии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, в очеред­ном финансовом году.

Уполномоченный орган до 1 февраля года, следующего за годом, в кото­ром предоставлена субсидия, по согласованию с министерством финансов Ар­хангельской области принимает распоряжение о наличии или об отсутствии по­требности в средствах субсидии, не использованных в отчетном финансовом году.

На основании пункта 4.2.2 соглашения о предоставлении субсидии министерство вправе принимать до 1 февраля 2020 г. в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком предоставления субсидии и пунктом 5.2 данного соглашения решение о наличии или отсутствии потребности в направлении в 2020 году остатка субсидии, не использованного в 2019 году, на цели, указанные в разделе I такого соглашения.

Согласно пункту 5.2.2  (в редакции дополнительного соглашения от 26.09.2019 № 04) соглашения о предоставлении субсидии при наличии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, получатель обязан в течение 30 календарных дней со дня направления соответствующего уведомления министерством возвратить средства субсидии в текущем финансовом году в случаях, предусмотренных данным соглашением, если министерством не принято решение о наличии или об отсутствии потребности в средствах субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, в порядке, предусмотренном Порядком предоставления субсидии и указанным пунктом.

Согласно пункту 4.3.10 соглашения о предоставлении субсидии получатель принял на себя обязательство по возврату неиспользованного остатка субсидии в доход областного бюджета в случае отсутствия решения министерства о наличии потребности в направлении неиспользованного в 2019 году остатка субсидии на цели, указанные в разделе I данного соглашения, в соответствии с разделом V такого соглашения.

Письмом от 20.01.2020 № 31/1 заявитель уведомил министерство о наличии потребности направления в 2020 году остатка субсидии, неиспользованного в 2019 году на цели, указанные в разделе I соглашения № 01.

При этом согласно отчету получателя субсидии о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, на 31 января 2019 г. остаток субсидии составлял 61 699 475,57 рублей.

ФИО3  направило в министерство финансов Архангельской обла­сти письмо от 30.01.2020 № 106-03/171 о согласовании потребности направления в 2020 году остатков средств субсидии, не использованных в 2019 году, на цели, указанные в разделе I соглашения.

Министерство финансов Архангельской области письмом от 03.02.2020 № 08-12/32 не возражало против возможности направления неиспользованных в 2019 году остатков субсидий АНО Архангельской области по поддержке СМСП на те же цели в 2020 году в сумме 57 481,0 тыс.руб. (за исключением 4 219,0 тыс.руб. на финансирование в 2020 году расходов по созданию Центра инжиниринга в связи с тем, что на указанные цели в 2019 году средства не предусматривались и фи­нансирование центра не осуществлялось). Кроме того, предложило вопрос о возможности неиспользованных остатков субсидий 2019 года за счет средств об­ластного бюджета на создание Центра инжиниринга согласовать с первым заме­стителем Губернатора Архангельской области - председателем Правительства Архангельской области.

Суд соглашается с доводом заявителя, что предложение Минфина Архангельской области об урегулировании вопроса о необходимости создания Центра инжиниринга свидетельствует о наличии в дальнейшем возможности изменения согласованного им размера остатков средств субсидии после урегулирования данного вопроса.

При этом суд находит ошибочным вывод КСП АО о том, что министерство финансов АО не согласовало заявителю расходование остатков средств субсидии за 2019 год в сумме 4219 тыс. руб. как таковое, поскольку замечание министерства финансов Архангельской области касалось именно направления данных денежных средств на создание центра инжиниринга, которое не носит какого-либо неустранимого характера.    

Кроме этого, как следует из пояснений заявителя и ответчика, они не запрашивали остатки средств субсидии 2019 года направить на финансирование Центра инжиниринга. Как следует из пояснительной записки по остаткам средств субсидии 2019 года, на создание центра инжиниринга планировалось направить денежные средств, запланированные на 2020 год («высвобождающиеся» в 2020 году).

ФИО3 пунктом 1 распоряжения от 31 января 2020 г. № 6-р «О потребности в средствах субсидии, не использованных в 2019 году, предоставленных автономной некоммерческой организацией Архангельской области «Агентство регионального развития» (далее - распоряжение от 31 января 2020 г. № 6-р) принято решение о наличии потребности направления в 2020 году остатков средств субсидии, не использованных в 2019 году, на цели, указанные в разделе I соглашения в размере 57 481 000,00 рублей.

В июне заместитель губернатора Архангельской области по инвестиционной политике обратился в министерство финансов Архангельской области по вопросу о согласовании расходования неиспользованных средств субсидии 2019 года заявителем.

Ответным письмом №зп-972 от 19.06.2020 министерство финансов Архангельской области указало, что министерство финансов Архангельской области не является уполномоченным органом по расходованию средств по реализации государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие инвестиционной деятельности в Архангельской области».

Как пояснил заявитель, в результате урегулирования спорного вопроса по итогам совещания руководителей ответчика, заявителя с первым заместителем Губернатора Архангельской области - председателем Правительства Архангельской области было принято решение об отсутствии необходимости создания Центра инжиниринга. Финансовые планы получателя субсидии на 2020 год, согласованные протоколами Наблюдательного совета от 24.12.2019 № 6 и от 14.07.2020 № 3 не содержат расходов на создание и функционирование Центра инжиниринга.

Заявителем сопроводительным письмом от 24.08.2020 № 587 в адрес Минэкономразвития АО направлен корректировочный отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, согласно которому по состоянию на 31 декабря 2019 г. остаток средств субсидии, не использованных в 2019 году, составляет 60606186,35 руб.

Финансовым планом получателя субсидии на 2020 год, согласованным протоколом Наблюдательного совета от 14.07.2020 № 3, предусмотрено использование остатков средств субсидии, не использованных в 2019 году, на цели, указанные в разделе I соглашения в размере 60 606 186,35 руб.

Учитывая изложенное, а также прекращение с 05.02.2020 действия Порядка предоставления субсидий, пунктом 1 распоряжения от 28.08.2020 № 60-р внесены изменения в пункт 1 распоряжения от 31 января 2020 г. № 6-р в части изменения размера остатков средств субсидии, не использованных в 2019 году, с 57481000 руб. на 60606186,35 руб.

Согласно пункту 4.3.10 соглашения № 01 Агентство обязано возвратить неиспользованный остаток субсидии в доход областного бюджета в случае отсутствия решения Министерства о наличии потребности в направлении неиспользованного в 2019 году остатка субсидии на цели, указанные в разделах 1 соглашений, в соответствии с разделами V соглашения.

Как следует из материалов дела, решение Министерства о наличии потребности в направлении неиспользованного в 2019 году остатка субсидии на цели, указанные в разделах 1 соглашений, в соответствии с разделами V соглашений было принято, что подтверждается распоряжениями от 31.01.2020 № 6-р и от 28.08.2020 № 60-р.

Таким образом, ответчиком как исполнителем государственной программы и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление Агентству субсидий, было принято решение об использовании остатков субсидий, неиспользованных в 2019 году по соглашению № 01.

В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 28.01.2020 № 32-пп Порядок № 462-пп утратил силу с 05.02.2020. Согласно постановлению Правительства Архангельской области от 21.03.2020 № 84-пп постановление Правительства Архангельской области от 08.10.2013 № 462-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 - 2024 годы)» утратило силу с 01.03.2020.

Таким образом, уточнение (корректировка) получателем отчетности об остатках субсидии, не использованных в отчетном финансовом году (2019 году), и принятие уточненных решений министерством в августе 2020 года уже не регулировалось Порядком № 462-пп.

При этом Порядок № 547-пп, действовавший на момент внесения министерством изменений в распоряжение  от 31.01.2020 № 6-р, содержит схожий с Порядком № 462-пп алгоритм действий при наличии остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, за исключением необходимости согласования с финансовым органом вопросов, касающихся возможности направления не использованных в отчетном году остатков субсидии в очередном финансовом году. Кроме того, как Порядок № 462-пп, так и Порядок № 547-пп процедуру корректировки получателем размера остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, а также процедуру принятия уточненных решений Министерством и необходимость согласования с финансовым органом таких корректировок не регламентируют.

Заключенное сторонами по делу соглашение № 01 также не содержит положений о необходимости согласования с финансовым органом возможности корректировки не использованных в отчетном году остатков субсидии в очередном финансовом году.

Как указано в письме Минфина России от 13.07.2020 № 09-04-05/60828 «О субсидиях, предоставляемых некоммерческим организациям», в случае, если результат предоставления субсидии (гранта в форме субсидии), определенный правовым актом, достигнут и подтвержден отчетностью о достижении значений результата предоставления субсидии (гранта в форме субсидии), соглашение о предоставлении такой субсидии (гранта в форме субсидии), заключенное с ее получателем, считается исполненным, а цели предоставления субсидии (гранта в форме субсидии) - выполненными. Указанное позволяет, если иное не определено правовыми актами, получателю субсидии (гранта в форме субсидии), предоставляемой в порядке финансового обеспечения, использовать сложившиеся остатки такой субсидии на цели, соответствующие целям создания некоммерческой организации, предусмотренные ее учредительными документами. Положениями БК РФ не установлены требования о возврате в бюджет остатков субсидий (грантов в форме субсидии), предоставленных некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 78.1 БК РФ.

Поскольку решение об использовании средств субсидии ответчиком было принято, распоряжение от 28.08.2020 № 60-р не было отменено или признано недействительным в установленном законом порядке, а у заявителя  имелась потребность в использовании остатка средств субсидий, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемых требований министерства в указанной части положениям БК РФ.

При таких обстоятельствах требование заявителя о признании недействительным требования министерства в части возврата неиспользованного в 2019 году остатка средств субсидии в сумме 4218475,57 руб. подлежит удовлетворению.

Ответчик согласно пункту 17 представления КСП АО в требовании ссылается на нарушение заявителем пункта 4.3.4 и пункта 4.3.11 соглашения о предоставлении субсидии (не достигнуто значение показателя и не обеспечена полнота и достоверность сведений), в связи с чем средства субсидии в сумме 4762346,94 руб. на основании пунктов 4.1.5, 4.3.8, 5.2.1 соглашения о предоставлении субсидии подлежат возврату в бюджет Архангельской области.

Как установлено КСП, заявителем не достигнуты значения показателей «Количество физических лиц - участников федерального проекта «Популяризация предпринимательства», занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте, нарастающим итогом».

Согласно пунктам 1.1, 2.2 соглашения от 25.01.2019 № 01, приложения № 1 к нему (в редакции доп.соглашения от 26.09.2019 № 04) субсидия в размере 4 762 346,94 руб. предоставлена на одно из мероприятий государственной программы № 462-пп: «Выявление предпринимательских способностей и вовлечение в пред­принимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса в рамках реализации феде­рального проекта «Популяризация предпринимательства».

Согласно пункту 4.1.2 соглашения в обязанности министерства входит установление показателей результативности предоставления субсидии согласно приложению № 2 к настоящему соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего соглашения.

Согласно пунктам 4.3.4, 4.3.5, 4.3.8.2, 4.3.11 соглашения о предоставлении субсидии получатель обязуется: обеспечивать достижение значений показателей результативности предоставления субсидии, установленных данным соглашением;  обеспечивать выполнение мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и (или) федеральных проектов, входящих в его состав, и (или) региональных проектов;  обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в министерство в соответствии с указанным соглашением; возвращать в областной бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в требовании, полученном в соответствии с пунктом 4.1.5 такого соглашения.

По результатам выборочной проверки КСП АО установлено недо­стижение показателя «Количество физических лиц-участников федерального проекта «Популяризация предпринимательства», занятых в сфере МСП, по итогам участия в федеральном проекте, нарастающим итогом»: на 31.12.2019 пока­затель не достигнут на 6 человек, процент выполнения показателя составил 95,8%.

Невыполнение показателя обосновано  тем, что 6 физических лиц (ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9) на момент получения ими услуги не являлись участниками федерального проекта, занятыми в сфере малого и среднего предпринимательства, в связи с чем факты получения такими лицами услуг общим количеством 6 единиц исключены из значения данного показателя.

По мнению КСП АО, в показателе федерального проекта «Популяризация предпринимательства» - «Количество физических лиц - участников федерального проекта, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте, нарастающим итогом, тыс. человек» могут быть учтены лица, обученные в рамках федерального проекта «Популяризация предпринимательства» только в случае, если участник мероприятия является индивидуальным предпринимателем или работает у индивидуального предпринимателя или юридического лица, что может подтверждаться следующими документами: выпиской из ЕГРИП; и (или) приказом (распоряжением) о приеме работника на работу; и (или) трудовым договором; и (или) сведениями о застрахованных лицах (форма СЗВ-М); и (или) иным документом, подтверждающим факт занятости физического лица в сфере малого и среднего предпринимательства.

Суд не может согласиться с такими выводами ответчика и КСП АО на основании следующего.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16) (далее - Национальный проект).

В разделе 3 Паспорта Национального проекта перечислены федеральные проекты, входящие в структуру Национального проекта. Согласно структуре Национального проекта (пункт 5 раздела 3) «Популяризация предпринимательства» выделена в отдельный федеральный проект» в целях обеспечения условий для вовлечения как можно большего количества граждан с соответствующими компетенциями в предпринимательскую деятельность и обеспечения притока новых субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в дальнейшем будут развиваться.

Согласно разделу 4.5 федерального проекта «Популяризация предпринимательства» в задачи программы входит формирование положительного образа предпринимателя и выявление предпринимательских способностей и вовлечение в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса.

Установленные задачи решаются, в том числе посредством реализации образовательных программ, курсов, в том числе модульных, направленных на развитие предпринимательских компетенций для каждой целевой группы, в том числе для: действующих предпринимателей; школьников; лиц в возрасте до 30 лет, в том числе студентов; женщин; военнослужащих, уволенных в запас; лиц старше 45 лет; безработных; инвалидов; выпускников и воспитанников детских домов.

Согласно паспорту подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 316, целевыми индикаторами и показателями подпрограммы является количество физических лиц - участников федерального проекта, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте "Популяризация предпринимательства" (нарастающим итогом) (тыс. человек);

Исходя из буквального толкования вышеизложенных положений следует, что  спорный показатель учитывает количество физических лиц -участников федерального проекта,  которые заняты в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте.

Такое толкование соответствует цели Национального проекта: обеспечение условий для вовлечения как можно большего количества граждан с соответствующими компетенциями в предпринимательскую деятельность и обеспечения притока новых субъектов малого и среднего предпринимательства.

Приказом Минэкономразвития России от 14.03.2019 N 125 утверждены Требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Приказ Минэкономразвития России от 14.03.2019 N 125).

Пунктом 8.1.2. Приказа Минэкономразвития России от 14.03.2019 N 125 определено, что в целях получения субсидии на реализацию комплексных программ по вовлечению в предпринимательскую деятельность и содействию созданию собственного бизнеса для каждой целевой группы, включая поддержку создания сообществ начинающих предпринимателей и развитие института наставничества, субъекты Российской Федерации обеспечивают:

а)   проведение информационной кампании, направленной на создание положительного образа предпринимателя, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации;

б)    проведение мероприятий, направленных на выявление у участников проекта предрасположенностей к профессиональным навыкам и компетенциям;

в) реализацию программ и проектов, направленных на вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи в возрасте 14-17 лет;

г)   проведение региональных этапов всероссийских мероприятий (конкурсов, премий и т.д.);

д)  реализацию программы по наставничеству для начинающих предпринимателей -участников федерального проекта "Популяризация предпринимательства";

е)   участие в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие предпринимательства, участников федерального проекта "Популяризация предпринимательства ";

ж)   проведение публичных мероприятий (форумов, конференций, слетов и т.д.) для участников федерального проекта "Популяризация предпринимательства".

В рамках данного мероприятия для достижения значений показателей ре­зультативности предоставления субсидии по соглашению от 25.01.2019 № 01 за 2019 год заявителем оказывались услуги как специалистами агентства, так и заключались договоры с иными лицами на возмездной основе.

Таким образом, вопреки доводам ответчика и КСП АО, в рамках федерального проекта «Популяризация предпринимательства» могут проводиться не только обучающие мероприятия, но и иные, направленные на создание положительного образа предпринимателя, выявление у участников проекта предрасположенностей к профессиональным навыкам, программы по наставничеству, публичные мероприятия и т.д.

Ссылка КСП на письмо Минэкономразвития России от 08.07.2019 № Д13и-23009 судом не принимается, поскольку содержащиеся в нем разъяснения об учете в показателем «Количество физических лиц – участников федерального проекта, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте, нарастающим итогом, тыс.человек» лиц как являющихся индивидуальными предпринимателями, так и работающих у индивидуальных предпринимателей или юридического лица – субъекта малого и среднего предпринимательства, не могут исключать основного критерия: «по итогам участия в федеральном проекте». Иное толкование нивелирует главную цель проекта - вовлечение как можно большего количества граждан с соответствующими компетенциями в предпринимательскую деятельность и обеспечения притока новых субъектов малого и среднего предпринимательства.

  Обоснованность учета в показателе федерального проекта предоставление услуг шести физическим лицам (ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9) подтверждается их участием в вышеуказанных мероприятиях, в доказательство чего заявитель представил договор возмездного оказания услуг № 223/ЦПП-2019/Д от 30.10.2019, заключенный между заявителем и ИП ФИО10, акт оказанных услуг № 38 от 26.12.2019, список по тестированию участников, договор № 3009-БР-68/2019 от 30.09.2019, акт №1 77 от 05.10.2019, список участников мероприятия, подтверждение от участника. Предметом договора являются услуги по проведению мероприятий, направленных на выявление у участников федерального проекта «Популяризация предпринимательства» предрасположенностей к профессиональным навыкам и компетенциям и на развитие института наставничества, т.е. мероприятия, соответствующие подпункту "в" и «ж» пункта 65 Правил, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №316, п. «б», «д» пункта 8.1.2 Приказа Минэкономразвития России от 14.03.19 №125. Также представлен договор № 3009-БР-68/2019 от 30.09.2019, заключенный с ООО «Бизнес решения», предметом которого является оказание услуг по организации участия лиц в межрегиональном, общероссийском, международном мероприятии, направленном на поддержку и развитие предпринимательства, что соответствует подпункту "е" пункта 8.1.2 Приказа Минэкономразвития России от 14.03.19 №125.

Лица, не зачтенные КСП АО в выполнение показателя «Количество физических лиц - участников федерального проекта «Популяризация предпринимательства» за 2019 год, были участниками именного такого рода мероприятий.

На основании изложенного заявителем обоснованно по состоянию на 31.12.2019 зачтены 6 лиц (ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9), так как они: являлись физическими лицами, являлись участниками федерального проекта «Популяризация предпринимательства»,  в процессе или после получения услуг от заявителя (то есть по итогам участия в федеральном проекте) зарегистрировались в качестве ИП в декабре 2019 года (5 человек). ФИО5, который работал у СМСП (ООО «Шартрез» - директор), зарегистрирован в качестве предпринимателя 01 ноября 2019 года.

Таким образом, по итогам участия в федеральном проекте «Популяризация предпринимательства», нарастающим итогом, по состоянию на 31.12.2019 года, указанные лица являлись субъектами малого и среднего предпринимательства и были в 2019 году заняты в сфере СМСП, в связи с чем заявителем показатели результативности предоставления субсидии, установленные соглашением о предоставлении субсидии выполнены в полном объеме, и в соответствии с целями предоставления субсидии.

Соглашение о предоставлении субсидии заявителем исполнено в соответствии с условиями соглашения и Порядком предоставления субсидии.

Довод КСП АО о том, что сведения о получении данными лицами поддержки не отражены в реестре СМСП-получателей поддержки, размещенном на сайте ФНС России, подлежит отклонению, поскольку внесение таких сведении невозможно по объективным причинам, в силу того, что на дату принятия решения о предоставлении поддержки данные лица не являлись субъектами малого и среднего предпринимательства, что подтверждается скриншотом с результатами загрузки файла со сведениями о получателях поддержки.  В любом случае, отсутствие таких  сведений в реестре СМСП-получателей поддержки, размещенном на сайте ФНС России, не исключает вывода о достижении заявителем показателей результативности.  

Кроме того, суд соглашается с доводом заявителя, согласно которому из требования министерства не ясно, каким расчетным путем определен размер части субсидии, подлежащей возврату по основаниям, указанным в требовании.

Как следует из пояснения ответчика, объем средств субсидии в размере, указанном в пункте 17 представления, определен исходя из лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству в целях реализации мероприятия, предусмотренного пунктом 1.4 перечня мероприятий подпрограммы № 2 (приложение № 2 к государственной программе),  так как соглашение о предоставлении субсидии не предусматривает механизма возврата субсидии в зависимости от уровня достижения значений установленных показателей.

Вместе с тем,  пунктом 9 Порядка разграничены порядок возврата субсидии в областной бюджет в случае нарушения условий, целей и порядка ее предоставления (пункт 5) и ответственность в случае недостижения целевых показателей использования средств субсидии в установленные сроки (если выполнение данных значений целевых показателей предусмотрено федеральным проектом и (или) соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Архангельской области на очередной финансовый год), и (или) региональной составляющей федерального проекта) (пункт 7).

В силу пункта 4.1.5. Соглашения от 25.01.2019 №01 министер­ство обязуется в случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения По­лучателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии и расходования средств Субсидии, предусмотренных Порядком или настоящим соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с Положением или настоящим соглашением, недостоверных сведений, направлять Получателю требование об обеспечении возврата средств (части средств) Субси­дии в областной бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требова­нии.

В случае же недостижения установленных в соглашении показателей результативности к субъектам государственной поддержки применяются штрафные санкции.

Так, согласно пункту 4.1.6 соглашения о предоставлении субсидии министерство обязуется, в случае, если Получателем не достигнуты значения показателей результативности предоставления субсидии, установленных в соответствии с пунктом 4.1.2 настоящего соглашения, направить Получателю требование об уплате штрафных санкций, рассчитываемых в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999, и Порядком в случае применения к Архангельской области бюджетных мер принуждения со стороны федеральных органов государственной власти.

Ответчик не ссылается на то, что заявителем были нарушены условия, цели и порядок предоставления субсидий. Штрафные санкции в соответствии с пунктом 4.1.6 соглашения в адрес заявителя не выставлялись.

При таких обстоятельствах требование министерства экономического развития, промышленности и науки Архангельской области, изложенное в письме № 206-03/5 от 10.01.2022, в части возврата 4762346 руб. 94 коп. является незаконным и необоснованным.

Оспариваемые требования нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, а также незаконно возлагают на него обязанность возврата средств субсидии в бюджет Архангельской области и создают препятствия для осуществления экономической деятельности, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения предъявленных Агентством требований.

В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате госпошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным, проверенный на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации  ненормативный правовой акт – требование министерства экономического развития, промышленности и науки Архангельской области, изложенное в письме от 10.01.2022 №№ 206-03/5.

Обязать министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  автономной некоммерческой организации Архангельской области «Агентство регионального развития».

Взыскать с министерства экономического развития, промышленности и науки Архангельской области в пользу автономной некоммерческой организации Архангельской области «Агентство регионального развития»  3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

И.С. Юринская