АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск Дело № А05-2904/2010
23 июня 2010 года.
Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2010 года. Решение в полном объеме изготовлено 23 июня 2010 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шапран Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16-17 июня 2010 года (с объявлением перерыва) дело по иску предпринимателя ФИО1
к Правительству Архангельской области (1-ый ответчик)
Министерству экономического развития Архангельской области (2-ой ответчик)
Министерству экономического развития Российской Федерации (3-ий ответчик)
о взыскании 72 000 руб.
при участии в заседании представителей
истца – ФИО2 (доверенность от 24.03.2010),
1-го ответчика – ФИО3 (доверенность от 04.06.2009)
2-го ответчика – ФИО4 (доверенность от 15.02.2010)
3-го ответчика не явился (извещен)
установил:
Предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель, истец) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Правительству Архангельской области (далее - 1-ый ответчик) о взыскании (с учетом уточнения) 72 000 руб. субсидии в возмещение затрат по выплате вознаграждения поручителю, предоставляемой в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства.
Определением суда от 05.04.2010 к участию в деле в качестве 2-го ответчика привлечено Министерство экономического развития Архангельской области.
Определением суда от 20.04.2010 к участию в деле в качестве 3-го ответчика привлечено Министерство экономического Российской Федерации.
1-ый, 2-ой ответчики с иском не согласны по мотивам, изложенным в отзывах.
3-ий ответчик отзыва по иску не представил.
3-ий ответчик извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направил.
Дело рассмотрено в отсутствие 3-го ответчика на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса России.
Заслушав представителей истца, 1-го и 2-го ответчиков, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Предприниматель ФИО1 является субъектом малого предпринимательства.
18.08.2008 между Предпринимателем и государственным унитарным предприятием Архангельской области «Инвестиционная компания «Архангельск» (далее – Предприятие) был заключен договор №17 о предоставлении поручительства, в соответствии с которым Предприятие обязалось предоставить Предпринимателю поручительство по кредитному договору, заключенному Предпринимателем с Банком ВТБ 24 (закрытое акционерное общество). В соответствии с пунктом 1.2. указанного договора Предприниматель (заемщик) обязан выплатить Предприятию (поручителю) вознаграждение за оказываемую услугу по предоставлению поручительства в размере 80 000 руб.
Платежным поручением №21 от 19.08.2008 Предприниматель перечислил Предприятию вознаграждение за предоставление поручительства в сумме 80 000 руб.
20.08.2008 между Предпринимателем и Банком ВТБ 24 было заключено кредитное соглашение №721/5939-0000323 о предоставлении Банком кредита в сумме 2 000 000 руб. под 18% годовых на пополнение оборотных средств.
20.08.2008 в обеспечение кредитного соглашения №721/5939-0000323 между Банком и Предприятием был заключен договор поручительства №721/5939-0000323-п01.
20.02.2009 Предприниматель обратился в Департамент экономического развития Архангельской области (в настоящее время – Министерство экономического развития Архангельской области) с заявкой на субсидирование субъектам малого предпринимательства части затрат, связанных с выплатой вознаграждения по договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по договору кредитования. К заявке были приложены документы, предусмотренные пунктом 3.2. Порядка получения поручительств, утвержденного Департаментом экономического развития Архангельской области 23.05.2006.
02.03.2009 комиссией по проведению отбора субъектов малого предпринимательства, под проекты которых предоставляются поручительства уполномоченной организации, было принято решение о выделении Предпринимателю бюджетных средств в сумме 72 000 руб. на возмещение части затрат, связанных с выплатой вознаграждения по договору от 18.08.2008 №17 о предоставлении поручительства, что было доведено до сведения Предпринимателя письмом от 02.03.2009 №ДЭ-09-444.
Вместе с тем денежные средства не были выплачены Предпринимателю.
01.04.2009 в адрес Предпринимателя было направлено письмо №ДЭ-09-697, в котором сообщалось, что заявка на возмещение части затрат, связанных с выплатой вознаграждения по договору о предоставлении поручительства, не может быть удовлетворена в связи с тем, что в 2009 году данное мероприятие не финансируется федеральным бюджетом.
Указанные обстоятельства послужили причиной обращения в суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела судом установлено следующее.
Во исполнение Федерального закона от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» 22.04.2005 Постановлением Правительства Российской Федерации №249 (далее – Постановление №249) были утверждены Правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которыми определены порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2005 №755 в Постановление №249 были внесены дополнения, касающиеся предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках оказания государственной поддержки малому предпринимательству денежных средств в виде субвенций на развитие системы кредитования и лизинговых отношений в сфере предпринимательства.
Согласно пункту 2.1. Постановления №249 (в редакции Постановления от 09.12.2005 №755) средства федерального бюджета, предусмотренные в 2005 году на государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций на развитие системы кредитования и лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства.
В соответствии с пунктом 26.1. (подпункт «б») Постановления №249 (в редакции Постановления от 09.12.2005 №755) субвенции, предоставленные на реализацию мероприятий по развитию системы кредитования субъектов малого предпринимательства направляются на субсидирование части затрат получателей кредита, связанных с выплатой вознаграждения по договорам поручительства, заключенных заемщиками с организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам.
Согласно пункту 29.1. Постановления №249 субсидии предоставляются получателям кредита уполномоченными органами единовременно из расчета 90% произведенных получателем кредита затрат на выплату вознаграждения по гарантии или по договору поручительства при отсутствии у получателя кредита просроченной задолженности по налоговым и иным обязательствам в бюджетную систему Российской Федерации.
Пунктом 32.1 Постановления №249 было установлено, что перечисление получателям кредита субсидий в соответствии с пунктом 26.1. Правил осуществляется уполномоченным органом на расчетные счета, открытые получателя кредита в кредитных организациях.
В соответствии с пунктами 4, 7 Постановления №249 Министерство экономического развития Российской Федерации определяет порядок конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии и субвенции; утверждает распределение субсидий и субвенций по субъектам Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных Министерству в бюджетной росписи, осуществляет перечисление субсидий и субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Во исполнение Постановления №249 16.11.2005 Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации был издан приказ №298 о проведении предварительного отбора субъектов Российской Федерации, осуществляющих мероприятия по развитию системы гарантий по кредитам субъектов малого предпринимательства, для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства.
17.11.2005 приказом Минэкономразвития России №299 утвержден Порядок проведения предварительного отбора субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства за счет средств федерального бюджета, в том числе извещение об условиях проведения предварительного отбора, требования к содержанию заявок на участие в отборе, их подготовке и подаче.
22.11.2005 письмом №Д05-3369 Минэкономразвития России довело до сведения субъектов Российской Федерации, в том числе Архангельской области, информацию о проведении предварительного отбора субъектов Российской Федерации, осуществляющих мероприятия по развитию системы гарантий по кредитам субъектов малого предпринимательства, на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. При этом в письме было обращено внимание на то, что выделение средств на мероприятия по развитию системы гарантий по кредитам субъектов малого предпринимательства не предполагает софинансирования со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации, т.е. финансирование осуществляется только за счет средств федерального бюджета.
28.11.2005 Архангельская область обратилась в Минэкономразвития России с заявкой на участие в предварительном отборе субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций из федерального бюджета с приложением необходимого пакета документов, указав объем испрашиваемой субвенции в размере 10 000 000 руб.
Из материалов дела следует, что на основании протокола от 12.12.2005 №8 заседания конкурсной комиссии Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления в 2005 году субсидий (субвенций) 15.12.2005 между Минэкономразвития России и администрацией Архангельской области был заключен договор №080-ГАР-05 о финансировании мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства в 2005 году.
В соответствии с пунктом 1.2. договора №080-ГАР-05 от 15.12.2005 целевое финансирование осуществляется на территории Архангельской области по мероприятиям «Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства» и «Развитие лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства» в объеме 4 400 000 руб. за счет средств федерального бюджета, которые согласно пунктам 2.1.1. и 2.1.3. договора Главный распорядитель (Минэкономразвития России) доводит до Распорядителя бюджетных средств (Архангельской области) и перечисляет в качестве субвенции в доход бюджета Архангельской области.
Согласно пункту 2.2.3. договора Распорядитель бюджетных средств отражает в доходной части бюджета Архангельской области поступление субвенции и при наличии соответствующих документов и соблюдения требований Постановления №249 предоставляет субсидии субъектам малого предпринимательства в безналичной форме.
Пунктом 3.1. договора №080-ГАР-05 от 15.12.2005 предусмотрено, что к субсидированию принимаются договоры поручительства, заключенные субъектами малого предпринимательства, с организациями, учрежденными уполномоченными на то органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В пункте 3.2. договора №080-ГАР-05 от 15.12.2005 также установлено, что субсидированию подлежат затраты, связанные с оплатой стоимости вознаграждения по банковской гарантии, по гарантии, предоставленной страховой организацией, по договорам поручительства в случае подтверждения заемщиком предоставления обеспечения кредита за счет собственных средств в размере не менее 50%.
Во исполнение условий договора №080-ГАР-05 от 15.12.2005 и в соответствии с Постановлением №249, приказом Минэкономразвития России от 17.11.2005 №299 Департаментом экономического развития Архангельской области был разработан Порядок получения поручительств от 23.05.2006, в качестве организации, уполномоченной для реализации представления поручительств, назначено ГУП Архангельской области «Инвестиционная компания «Архангельск».
Обязательство по предоставлению субсидии бюджету Архангельской области в размере 4 400 000 руб. на указанные выше цели было исполнено Минэкономразвития России надлежащим образом, что сторонами по делу не оспаривается.
Впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 №207 положения Постановления №249 о предоставлении из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие системы кредитования и лизинговых отношений для предоставления субъектам малого предпринимательства субсидий на возмещение части затрат по выплате вознаграждения по гарантиям и договорам поручительства были исключены, однако указанным постановлением предусмотрено, что предоставленные в 2005 году субвенции могут быть использованы в 2006 году на те же цели.
Установлено, что предоставленные в 2005 году бюджету Архангельской области в качестве субвенции денежные средства для финансирования мероприятий по развитию системы кредитования субъектов малого предпринимательства использовались Архангельской областью на те же цели в последующие годы (2006 -2008) в соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 №207, от 20.03.2008 №188, пунктом 7 статьи 14 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годы», которыми предусмотрено, что неиспользованные в текущем году межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, имеющие целевое назначение, бюджетами субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.
Как следует из материалов дела, 31.03.2009 в адрес администрации Архангельской области Министерством экономического развития Российской Федерации было направлено письмо от 23.03.2009 №4225-АП/Д05, в котором со ссылкой на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13.03.2009 №02-03-03/1204 Минэкономразвития России предложило обеспечить возврат в срок до 30.03.2009 в доход федерального бюджета неиспользованный по состоянию на 01.01.2009 остаток средств, выделенных в 2005 году в качестве субсидии на оказание государственной поддержки малого предпринимательства.
Платежным поручением №40359 от 01.04.2009 Архангельская область вернула имевшийся по данным отчетности на 01.01.2009 остаток субсидии по договору №080-ГАР-05 от 15.12.2005 в сумме 3 578 480 руб.
В связи с возвратом в федеральный бюджет денежных средств, за счет которых осуществляется поддержка малого предпринимательства путем развития системы кредитования, истцу было отказано в возмещении части затрат, связанных с оплатой стоимости вознаграждения за услугу поручительства.
Между тем в пункте 31.1 Постановления №249 был установлен порядок рассмотрения заявок на предоставление субсидий, выделяемых по программе развития системы кредитования субъектов малого предпринимательства, которым предусмотрено, что уполномоченный орган регистрирует заявления субъектов малого предпринимательства, которые являются получателями кредита, рассматривает их и в течение 10 дней с даты регистрации направляет получателю кредита письменное уведомление о принятии затрат к субсидированию или об отказе в субсидировании (с указанием причины отказа).
Несмотря на то, что Постановление №249 утратило силу в связи с принятием Правительством Российской Федерации нового Постановления от 27.02.2009 №178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», пункт 49 названного постановления (далее - Постановление №178) содержит аналогичное правило о том, что отказ субъекту малого предпринимательства в предоставлении субсидии возможен только на стадии рассмотрения его заявления.
Следовательно, отказ в предоставлении субсидии после принятия решения о ее выплате противоречит вышеуказанным нормам.
Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 №63-ФЗ, т.е. на 23.03.2009) при установлении соответствующим главным распорядителем средств бюджета, из которого были предоставлены межбюджетные трансферты, отсутствия потребности в них остаток указанных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в доходы бюджета, из которого они были получены.
В соответствии с пунктом 26 Постановления №178 (в редакции по состоянию на 23.03.2009) остаток не использованных в текущем финансовом году субсидий, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на цели и в порядке, которые установлены настоящими Правилами.
При установлении Министерством экономического развития Российской Федерации факта отсутствия потребности у субъектов Российской Федерации в неиспользованных субсидиях их остаток подлежит возврату в доход федерального бюджета в установленном порядке.
В случае неперечисления указанного остатка субсидий в доход федерального бюджета он подлежит взысканию в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Кроме того в пункте 5.4. договора №080-ГАР-05 от 15.12.2005 было установлено, что Главный распорядитель средств федерального бюджета (Минэкономразвития России) имеет право потребовать возврата субвенции полностью или частично в случае непредставления Распорядителем (администрацией Архангельской области) материалов и документов – отчетов об исполнении бюджета и справок об остатках денежных средств, а также в случае нецелевого использования субвенции.
Из указанного выше следует, что основанием для возврата предоставленных бюджетных средств является установление главным распорядителем отсутствия потребности в них получателя межбюджетного трансферта, нецелевое использование субвенции, непредставление получателем отчетных документов.
Как видно из материалов дела, Минэкономразвития России не устанавливало наличие или отсутствие потребности субъекта Российской Федерации в неиспользованной субвенции, предоставленной на развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства, как того требуют положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также письма Министерства финансов Российской Федерации от 13.03.2009 №02-03-03/1204, со ссылкой на которое было заявлено требование о возврате субвенции.
Кроме того материалами дела также не подтверждается, что Минэкономразвития России были установлены факты нецелевого использования субвенции или непредставление ее получателем отчетных документов об использовании субвенции.
В связи с изложенным суд к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и принятыми в его исполнение нормативными актами Правительства РФ Российская Федерация приняла на себя обязательство оказать за счет средств федерального бюджета поддержку субъектам малого предпринимательства путем развития системы кредитования посредством предоставления субъектам малого предпринимательства субсидий на возмещение части затрат по выплате вознаграждения организациям, предоставившим субъекту малого предпринимательства, поручительство перед банком (кредитной организацией), осуществившего выдачу кредита на предпринимательские цели. Реализация указанных мероприятий производилась посредством предоставления субъектам Российской Федерации субвенций.
В отношении предпринимателя ФИО1 субъектом Российской Федерации было принято решение о компенсации части фактически произведенных затрат на выплату вознаграждения по договору поручительства в соответствии с принятыми нормативными актами. Решение не было исполнено в связи с возвратом денежных средств в федеральный бюджет. Неисполнение решения о выплате компенсации и возврат денежных средств произошли в силу допущенных нарушений действующего законодательства.
Поскольку обязательство Российской Федерации, подлежавшее исполнению за счет средств федерального бюджета, оказалось неисполненным в связи с нарушением действующего законодательства, иск Предпринимателя подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации, интересы которой в сложившихся правоотношениях представляет Министерство экономического развития Российской Федерации, выступая главным распорядителем средств, предоставленных на эти цели, что соответствует разъяснениям, данным в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №21.
В иске к Правительству Архангельской области и Министерству экономического развития Архангельской области следует отказать, поскольку обязательства по возмещению расходов на выплату вознаграждения по договорам поручительства, возникшие на основании и в порядке, предусмотренных Постановлением Правительства №249, не являлись и не являются обязательствами субъекта Российской Федерации. В сложившихся правоотношениях указанные лица выступали как органы, уполномоченные Минэкономразвития России на рассмотрение заявок, принятие решений о предоставлении компенсации и перечисление полученных из федерального бюджета денежных средств конкретным субъектам малого предпринимательства.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса России уплаченная истцом при подаче иска госпошлина подлежит возмещению истцу за счет 3-го ответчика.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства экономического развития Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу предпринимателя ФИО1 74 880 руб., в том числе 72 000 руб. в возмещение расходов по выплате вознаграждения, 2 880 руб. расходов по госпошлине по иску.
В иске к Правительству Архангельской области, Министерству экономического развития Архангельской области отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Архангельской области.
Судья
Шапран Е.Б.