Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу об оспаривании постановления административного органа
о привлечении к административной ответственности
г. Архангельск Дело№А05-2918/2009
Резолютивная часть решения принята и оглашена 16 апреля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Архангельской области
в составе: судьи Ипаева С.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Комаровой Н.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Онежский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
к Отделению государственного пожарного надзора Онежского района Архангельской области
об отмене постановления № 18 от 02.03.2009г.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1.(руководитель) приказ от 26.10.1994 №82
от ответчика – ФИО2, доверенность от 23.03.2009
установил:
Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Онежский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Отделения государственного пожарного надзора Онежского района Архангельской области № 18 от 02.03.2009г., о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Ответчик с требованиями не согласен, считает правомерным привлечение Онежского дома интерната к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения №4 от 06.02.2009г. главным государственным инспектором Онежского района УГПН МЧС по Архангельской области с участием прокуратуры проведена внеплановая проверка по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности Государственным стационарным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения «Онежский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение пункта 17 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03 от 18.06.2003 обслуживающий персонал не прошёл специальное обучение по проведению эвакуации лиц, относящихся к категории маломобильных; в нарушение пункта 60 ППБ-01-03 от 18.06.2003 светильники не оборудованы плафонами, предусмотренными конструкцией.
По результатам проверки составлен акт №4 от 12.02.2009, на основании которого Онежским межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.02.2009. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, главным государственным инспектором Онежского района по пожарному надзору в отношении Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Онежский дом-интернат для престарелых и инвалидов" вынесено постановление №18 от 02.03.2009 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 10 000 рублей.
Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Онежский дом-интернат для престарелых и инвалидов» не согласившись с привлечением к административной ответственности обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 02.03.2009 №18.
В обоснование своих доводов, директор дома интерната ссылается на то, что вопросы по проведению эвакуации лиц, относящихся к категории маломобильных, входят в программу обучения по пожарно-техническому минимуму, которое она проходит 1 раз в три года на базе ВДПО в г. Архангельске. Данное обучение предоставляет право проводить инструктаж по пожарной безопасности. В доме интернате инструктаж по пожарной безопасности и эвакуации маломобильных лиц, проводится с персоналом два раза в год. Тренировочные занятия по эвакуации проводятся также два раза в год. Сведения о прохождении инструктажей отражаются в журнале по пожарной безопасности. Согласно записи в журнале в 2008 году тренировочное занятие по эвакуации проведено 20 октября 2008 года. Последний инструктаж и тренировочные занятия проходили 27 марта 2009 года совместно с представителями госпожнадзора и противопожарной службы, о чем имеется соответствующая запись в журнале и подписи должностных лиц, названных организаций. Эксплуатация двух светильников без плафонов была временной, так как плафоны были повреждены и впоследствии заменены на новые. Нарушения, выявленные в ходе проверки являются малозначительными, а штраф в размере 10 000 рублей для дома престарелых очень большой. Администрацией учреждения принимаются все меры для соблюдения правил пожарной безопасности.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, а также заслушав представителей заявителя и ответчика, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
Правилами пожарной безопасности ППБ-01-03, утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами.
На основании ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно пункту 17 Правил пожарной безопасности ППБ-01-03 от 18.06.2003 в зданиях и сооружениях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), должно быть обеспечено своевременное получение доступной и качественной информации о пожаре, включающей дублированную световую, звуковую и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре.
Обслуживающий персонал таких организаций должен пройти специальное обучение по проведению эвакуации лиц, относящихся к категории маломобильных, по программам, согласованным с ГПС.
В соответствии с пунктом 60 Правил пожарной безопасности запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Материалами дела подтверждается отсутствие плафонов на двух светильниках и отсутствие согласованных программ с ГПС по специальному обучению по проведению эвакуации лиц, относящихся к категории маломобильных.
Вместе с тем, согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
В пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 24.03.2005 N 5 дано понятие малозначительности административного правонарушения, которым является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правонарушениям.
При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Если в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности будет установлена малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (абзац 2 пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
В рассматриваемом случае, суд установил, что Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области совместно с Департаментом социальной защиты населения по Архангельской области и Управлением государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области принято Распоряжение «О проведении обучения мерам пожарной безопасности и отработке практических занятий по эвакуации граждан при пожаре в государственных учреждениях социального обслуживания населения Архангельской области» №18р/96р/75р от 29.05.2008.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Распоряжения руководители государственных учреждений обязаны проводить не реже одного раза в шесть месяцев объектовые практические тренировочные занятия по эвакуации граждан, проживающих в государственных учреждениях, в соответствии с планом эвакуации и инструкцией, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, с привлечением всех работников и сотрудников государственных учреждений.
Подпунктом «д» пункта 3 Распоряжения предусмотрена возможность по привлечению сотрудников территориальных органов государственного пожарного надзора, пожарных подразделений федеральной противопожарной службы и противопожарной службы Архангельской области к проведению обучения мерам пожарной безопасности, проверке знаний требований пожарной безопасности, проверке знаний требований пожарной безопасности и проведению объектовых практических тренировочных занятий работников по эвакуации граждан, проживающих в государственных учреждениях.
Согласно журнала регистрации инструктажей по пожарной безопасности Онежского дома интерната, тренировочные занятия на случай возникновения пожара проводились 27 марта 2009 года совместно с сотрудниками госпожнадзора и противопожарной службы, то есть в сроки уставленные распоряжением и с привлечением соответствующих надзорных органов.
Оценив обстоятельства совершения Онежским домом интернатом административного правонарушения, суд пришел к выводу о том, что своими действиями учреждение не создало существенной угрозы охраняемым общественным интересам, поскольку факт отсутствия согласованных программ по проведению эвакуации и фактическое обучение персонала с проведением тренировочных занятий по эвакуации с привлечением сотрудников госпожнадзора и противопожарной службы, свидетельствуют о том, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, персонал Онежского дома интерната сможет провести эвакуацию проживающих лиц. Эксплуатация двух светильников без плафонов была временной, так как плафоны были повреждены и впоследствии заменены на новые.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление №18 от 02.03.2009 Отделения государственного пожарного надзора Онежского района Архангельской области в отношении Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Онежский дом-интернат для престарелых и инвалидов", зарегистрированного в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901175010, расположенного по адресу: 164840, <...>, о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья С.Г.Ипаев