АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
06 июля 2017 года
г. Архангельск
Дело № А05-2933/2017
Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2017 года
Решение в полном объёме изготовлено 06 июля 2017 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Низовцевой А.М.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Павловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
товарищества собственников жилья "Советских космонавтов, 52, корпус 1" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163000, <...>)
к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области" (ОГРН <***>; место нахождения: жительства: Россия, 163002, <...>)
Третьи лица: 1. Администрация муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163000, <...>)
2. муниципальное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" Информационно-расчетный центр" (ОГРН <***>, место нахождения: 163000, Россия, <...>)
об обязании перечислить денежные средства
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца – ФИО1 (по доверенности № 2 от 10.04.2017),
от ответчика – ФИО2 (по доверенности от 01.01.2017),
от третьего лица (Администрации МО "Город Архангельск") – ФИО3 (по доверенности от 20.12.2016 № 002-33/1359),
установил: товарищество собственников жилья "Советских космонавтов, 52, корпус 1" (далее – истец, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области" (далее – ответчик, Фонд) о признании незаконным решения, изложенного в письмах от 29.12.2016 №04/10163 и от 07.02.2017 №04-955, а также об обязании принять решения в соответствии с действующим законодательством.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просит обязать перечислить средства фонда капитального ремонта в отношении домов в г. Архангельске по адресам пр. Советских космонавтов, 52 и 52 корпус 1 на специальные счета, открытые в ПАО "Росбанк", а также передать все имеющиеся документы и информацию по начисленным и уплаченным взносам на капитальный ремонт. (ходатайство истца об уточнении иска от 10.05.2017).
Определениями Арбитражного суда Архангельской области от 26.04.2017 и от 25.05.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Город Архангельск" (далее – Администрация) и муниципальное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" Информационно-расчетный центр" (далее – МУ "ИРЦ").
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования, которые основаны на том, что орган местного самоуправления надлежащим образом не довёл до собственников помещений в доме информацию о способах и порядке формирования фонда капитального ремонта.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве на иск, ссылаясь на то, что вся необходимая информация была доведена до собственников.
Представитель третьего лица Администрации поддержал позицию ответчика, пояснив, что мэрией г.Архангельска проводились общественные слушания, встречи и собрания, на которых собственники информировались о способах формирования фонда капитального ремонта, представив суду соответствующие доказательства.
Третье лицо МУ "ИРЦ", извещённое надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, представив отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов истца и возражений ответчика, оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.
Как установлено судом, собственники помещений в многоквартирных домах по пр. Советских космонавтов 52 и 52 корп. 1 выбрали такой способ управления домами как товарищество собственников жилья, в связи с чем было создано Товарищество.
Поскольку общим собранием собственников в установленные сроки не было принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта постановлениями мэрии города Архангельска от 17.11.2014 № 965 и от 16.02.2015 № 131 указанные дома были включены в перечень домов, которые формируют фонд капитального ремонта на общем счете регионального оператора.
4 апреля 2016 года собственники помещений указанных домов приняли решение об изменении способа формирования фона капитального ремонта на формирование его на отдельных специальных счетах, открытых для каждого дома в Архангельском отделении ПАО "Росбанк". Это подтверждается протоколами общего собрания собственников домов от 04.04.2016.
В письмах, полученных Фондом 11 апреля 2016 года, Товарищество сообщило об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, а письмом от 08.12.2016 направило справки об открытии специальных банковских счетов.
В письме от 29.12.2016 № 04/10163 Фонд подтвердил получение протоколов общего собрания собственников от 04.04.2016 и сообщил, что в соответствии с действующим законодательством данные решения общего собрания вступают в силу через полтора года 9 июня 2018 года, после чего региональным оператором будут совершены действия по переводу денежных средств на специальный счет.
Товарищество, ссылаясь на практику Конституционного суда РФ, обратилось в суд с настоящим иском. Истец ссылается на то, что Администрацией как органом местного самоуправления не были приняты все необходимые меры для информирования собственников о способе формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем денежные средства, собранные на счете регионального оператора, подлежат перечислению на специальные счета до истечения срока, установленного для вступления решения собраний собственников в силу.
Согласно статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме взносы на капитальный ремонт общего имущества наряду с пенями, уплаченными ими в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также процентами, начисленными за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (часть 1).
В силу части 3 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Как указано в пункте 7 постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" (далее – Постановление № 10-П), предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств (состояния общего имущества в многоквартирном доме, платежеспособности собственников помещений в этом доме, типа многоквартирного дома и года его постройки, информации о ранее проведенных ремонтных работах и т.п.).
В части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены сроки, в течение которых собственники должны были принять решение о способе формирования фонда капитального ремонта. С учётом опубликования региональной программы капитального ремонта общего имущества в домах, расположенных на территории Архангельской области, собственники помещений в домах по пр. Советских космонавтов, 52 и 52 корп. 1 должны были принять такое решение до 29 августа 2014 года.
Судом установлено, что в указанный срок собственники помещений указанных домов решение о способе формирования фонда капитального ремонта не приняли.
В связи с этим в соответствии с частью 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации Администрация как орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Как указал Конституционный суд в постановлении № 1-П в силу части 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта. Данная обязанность подразумевает и возложение на орган местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также по оказанию помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации. Неисполнение органом местного самоуправления этой обязанности создавало бы препятствия для осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме права на определение способа формирования фонда капитального ремонта и тем самым приводило бы к ограничению права собственности указанных лиц, как оно определено статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
В материалы дела представлены протоколы от 29.08.2014 внеочередных общих собраний собственников помещений в домах по пр. Советских космонавтов, 52 и 52 корп. 1, которые проводились МУ "ИРЦ" от имени Администрации в соответствии с указанием, полученным на совещании (протокол от 29.05.2014). В протоколах указано, что собственники помещений на собрание не явились, кворума нет, общее собрание собственников неправомочно принимать решение.
При таких обстоятельствах, на основании части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации спорные дома были включены Администрацией в перечень домов, в которых фонд капитального ремонта формируется на общем счете регионального оператора.
Вместе с тем, статья 173 устанавливает право собственников на изменение способа формирования фонда капитального ремонта в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 указанной статьи решение о прекращении формирования фонда на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете вступает в силу через два года (с 29 декабря 2016 года – через один год) после его направления региональному оператору, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, а перечисление средств фонда капитального ремонта на специальный счет осуществляется в течение пяти дней после вступления указанного решения в силу (часть 5). Пунктом 5 статьи 18 областного закона от 02.07.2013 № 701-41-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области" такой срок установлен полтора года (с 29.12.2016 – один год).
В пункте 8 Постановления № 10-П Конституционный суд указал, что приведенное правовое регулирование учитывает экономические принципы, лежащие в основе централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и управления этими накоплениями и обусловливающие постоянную обращаемость денежных средств, находящихся на счете регионального оператора, а также отсутствие в его распоряжении зарезервированных денежных средств.
Весте с тем предписание относительно двухлетнего срока (если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации) вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете во всяком случае не должно применяться, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном положением части 7 статьи 170 данного Кодекса, без учета конституционно-правового смысла этого положения, выявленного в Постановлении № 10-П.
Согласно пункту 3 постановления № 10-П в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме положение части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на основании части 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете предписание части 5 той же статьи относительно двухлетнего срока (если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации) вступления такого решения в силу не должно применяться, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном положением части 7 статьи 170 данного Кодекса, без учета конституционно-правового смысла этого положения, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, притом что соответствующий факт установлен решением суда и что капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был.
Из представленных суду доказательств усматривается, что Администрация как орган местного самоуправления надлежащим образом информировала граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также оказывала помощь собственникам в принятии решения в должной форме и проводила работу по разъяснению порядка его реализации.
Об этом свидетельствуют материалы, размещенные в средствах массовой информации (газетах, на сайте Администрации и Правительства Архангельской области), а также объявления о проведении круглых столов и семинаров, на которых разъяснялись вопросы формирования фонда капитального ремонта. На сайте Администрации размещено информационное пособие для собственников помещений и формы документов, которые составляются при выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Доводы истца о том, что Администрация должна была непосредственно руководству Товарищества сообщить время и место проведения таких семинаров, а также о проведении собрания собственников по вопросу формирования фонда капитального ремонта, суд отклоняет как необоснованные, поскольку нормами действующего жилищного законодательства такая обязанность на органы местного самоуправления не возлагается.
Поскольку Администрация как орган местного самоуправления приняла все необходимые меры для надлежащего информирования собственников помещений в г. Архангельске о способах формирования фонда капитального ремонта решение собственников помещений домов по пр. Советских космонавтов, 52 и 52 корп. 1 от 04.04.2016 вступают в силу по истечении срока, установленного пунктом 5 статьи 18 областного закона от 02.07.2013 № 701-41-ОЗ.
В связи с тем, что решения собственников, оформленные протоколами от 04.04.2016, на момент вынесения решения суда в силу не вступили, у Фонда отсутствует обязанность по перечислению собранных денежных средств на специальные счета, а также обязанность по предоставлению документов, перечень которых установлен в пункте 3 Постановления Министерства ТЭК и ЖКХ АО от 02.03.2016 № 5-п "Об утверждении порядка передачи документов и информации, связанной с формированием фонда капитального ремонта многоквартирных домов, при изменении способа формирования фонда капитального ремонта".
С учётом изложенного, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в иске расходы по госпошлине относятся на истца.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
А.М. Низовцева