АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Дело №
А05-2963/2007
Дата принятия (изготовления) решения 14 мая 2007 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Меньшиковой И. А. (вела протокол судебного заседания), рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Северное морское пароходство»
к Инспекции ФНС по г. Архангельску
о признании недействительными решений, о признании незаконным бездействия
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 29.12.2006 г., ФИО2 по доверенности от 29.12.2006 г.,
от ответчика -ФИО3 по доверенности от 9.01.2007 г.,
установил: заявлено требование (с учетом уточнения) о признании недействительными решений ответчика от 8.02.2007 г., от 9.02.2007 г. № 14-23/, № 14-23/192, № 14-23/209, № 14-23/210, № 14-23/212, № 14-23/214 о начислении сумм транспортного налога, а также опризнании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в невозврате излишне уплаченного транспортного налога в сумме 2652285 руб.
Ответчик в отзыве не согласился с заявленными требованиями,сослался на статьи 357, 358 Налогового кодекса РФ, статью 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Ответчик считает, что доверительный управляющий является лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.
В судебном заседании представители заявителя поддержали требования к ответчику, представитель ответчика просила отказать в удовлетворении заявления.
Исследовав доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, суд установил следующие обстоятельства.
В декабре 2006 г. заявитель представил налоговому органу (ответчику) уточненные декларации по транспортному налогу: за 2003 г. (к уменьшению 623902 руб.), за 2004 г. (к уменьшению 623902 руб.), за 2005 г. (к уменьшению 842268 руб.), за 1 квартал 2006 г. (к уменьшению 210568 руб.), за 2 квартал 2006 г. (к уменьшению 210565 руб.), за 3 квартал 2006 г. (к уменьшению 141080 руб.). В уточненных декларациях из объекта налогообложения исключены полученные заявителем в доверительное управление ледоколы «Диксон», «Капитал Косолапов», «Мудьюг».
Ответчиком проведена камеральная налоговая проверка налоговых деклараций, по результатам которой составлен акт от 26.01.2007 г. № 14-23/6к. В акте заявителю предложено восстановить суммы транспортного налога, уменьшенные в этих декларациях. Разногласия заявителя на акт проверки ответчиком не приняты.
12.02.2007 г. ОАО «Северное морское пароходство» обратилось к ответчику с заявлением о возврате излишне уплаченного транспортного налога в сумме 2652291 руб. Ответа на заявление налоговый орган не дал.
Ответчик принял решения: № 14-23/ о начислении 623902 руб., № 14-23/192 о начислении 623902 руб., № 14-23/209 о начислении 842268 руб., № 14-23/210 о начислении 210568 руб., № 14-23/212 о начислении 210565 руб., № 14-23/214 о начислении 141080 руб. Ответчик полагает, что заявитель неправомерно уменьшил суммы транспортного налога в уточненных декларациях. Передача судна в доверительное управление подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации в соответствии со статьей 15 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Доверительный управляющий приравнивается к правообладателю судна.
Заявитель обратился в суд за признанием решений ответчика недействительными, а бездействия в виде невозврата налога в сумме 2652285 руб. – незаконным. Заявитель не является лицом, на которое зарегистрированы ледоколы «Диксон», «Капитал Косолапов», «Мудьюг», и, соответственно, не является плательщиком транспортного налога в отношении этих судов. Ледоколы переданы ему в доверительное управление. Заявитель ссылается на положения статьи 357 Налогового кодекса РФ, статьи 1012 Гражданского кодекса РФ, статьи 33 Кодекса торгового мореплавания РФ, а также Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденные приказом МНС России от 9.04.2003 г. № БГ-3-21/177.
Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 357 Налогового кодекса РФ установлено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
Согласно статье 358 объектом налогообложения признаются, в частности, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель представил суду копии свидетельств о праве собственности на судно, согласно которым ледоколы «Диксон», «Капитал Косолапов», «Мудьюг» принадлежат Российской Федерации. Свидетельства выданы на основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр Российской Федерации.
Названные ледоколы переданы заявителю в доверительное управление Российской Федерацией в лице Комитета по управлению государственным имуществом Архангельской области (договор от 20.09.2000 г. № 1). Статьей 1012 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Согласно статье 33 Кодекса торгового мореплавания РФ право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.
Статьей 15 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет. Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.
Согласно статье 16 Кодекса судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документов, подтверждающих регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации доверительного управления названными ледоколами, суду не представлено.
В Методических рекомендациях по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177, отмечено (пункт 5), что государственной регистрации в отношении водных судов подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (статья 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статья 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). Таким образом, в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности).
Несмотря на то, что доверительное управление как обременение права собственности подлежит регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации, доверительный управляющий не может считаться плательщиком транспортного налога. Обратное привело бы к тому, что в отношении одного и того же объекта налогообложения (судна) налогоплательщиками признавались бы два лица (субъекта). Однако это противоречило бы нормам главы 28 Налогового кодекса РФ.
Заявитель не может считаться лицом, на которое зарегистрированы ледоколы. Последние зарегистрированы на Российскую Федерацию. Регистрация права собственности и регистрация доверительного управления – это разные виды регистрации.
То обстоятельство, что собственником ледоколов «Диксон», «Капитал Косолапов», «Мудьюг» является Российская Федерация, не имеет принципиального значения. Суда могут находиться в собственности любых лиц. Плательщиком налога является собственник, либо лицо, у которого судно находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но не доверительный управляющий.
Помимо сказанного суд отмечает, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ не являются объектом налогообложения грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление грузовых перевозок.
Поскольку понятия «грузовое судно» Налоговый кодекс РФ не содержит, то в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса следует исходить из понятий, данных в других отраслях законодательства Российской Федерации.
Распоряжением Ространснадзора РФ от 24.03.2005 № АП-57-р(фс) утверждены Методические рекомендации по лицензированию деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, в которых дано следующее понятие: грузовое судно - любое судно, не являющееся пассажирским (сухогрузное, наливное, транспортный рефрижератор, ледокол, буксир, толкач, спасательное, технического флота, кабельное, специального назначения и другое непассажирское судно). Аналогичное понятие грузового судна содержится и в Международной конвенции об охране человеческой жизни на море. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 № 301, различает суда пассажирские и иные, не выделяя грузовые суда в отдельную категорию.
Учитывая изложенное, суд полагает, что ледоколы относятся к грузовым судам.
Судом установлено и ответчик подтвердил, что основным видом деятельности ОАО «Северное морское пароходство» является перевозка грузов морским транспортом. Устав организации и выданные ему лицензии на перевозку грузов морским транспортом в дело представлены.
Таким образом, ледоколы в любом случае не являются у заявителя объектами обложения транспортным налогом.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Согласно пункту 6 статьи 78 сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7).
Документы в подтверждение уплаты транспортного налога (платежные поручения, решения налогового органа о зачете) заявитель в дело представил. По сумме, требуемой заявителем к возврату из бюджета – 2652285 руб., – у ответчика возражений нет. Срок подачи заявления о возврате налога не пропущен (уплата налога произведена в период с марта 2004 г. по ноябрь 2006 г., заявление о возврате подано 12 февраля 2007 г.). О наличии у заявителя недоимки по иным налогам или задолженности по пеням, штрафам, подлежащим взысканию в предусмотренных Налоговым кодексом РФ случаях, при которых возврат суммы излишне уплаченного налога производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности), ответчик не сообщил (на это не ссылался).
Решения ответчика о начислении сумм транспортного налога суд признает недействительными как противоречащие Налоговому кодексу РФ. Незаконным является также бездействие ответчика в виде не возврата налога в сумме 2652285 руб. по заявлению от 25.01.2007 г. Решения и бездействие налогового органа нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности. В соответствии с положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд обязывает ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем совершения предусмотренных Налоговым кодексом РФ действий по возврату из бюджета 2652285 руб. транспортного налога.
Государственная пошлина, уплаченная заявителем при обращении в суд, подлежит возмещению ему за счет ответчика в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Суд взыскивает с ответчика в пользу заявителя 15000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за оспаривание 6 ненормативных правовых актов (12000 руб.), бездействия (2000 руб.), а также за подачу заявления об обеспечении заявленных требований (1000 руб.).
Государственная пошлина в сумме 5000 руб., уплаченная за обеспечение заявленных требований, является излишне уплаченной и подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10 мая 2007 г. Датой принятия решения считается дата, указанная во вводной части настоящего решения, от неё исчисляется срок для обжалования решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительными как не соответствующие Налоговому кодексу РФ решенияИнспекции ФНС по г. Архангельску от 8.02.2007 г. № 14-23/, № 14-23/192, от 9.02.2007 г. № 14-23/209, № 14-23/210, № 14-23/212, № 14-23/214 о начислении открытому акционерному обществу «Северное морское пароходство» сумм транспортного налога.
Признать незаконным бездействиеИнспекции ФНС по г. Архангельску, выразившееся в невозврате открытому акционерному обществу «Северное морское пароходство»излишне уплаченного транспортного налога в сумме 2652285 руб. по заявлению от 25.01.2007 г. № 19-30/4-47.
Обязать Инспекцию ФНС по г. Архангельску устранить допущенные нарушения прав ОАО «Северное морское пароходство» путем совершения предусмотренных Налоговым кодексом РФ действий по возврату из бюджета 2652285 руб. транспортного налога.
Взыскать с Инспекции ФНС по г. Архангельску в пользу открытого акционерного общества «Северное морское пароходство» 15000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу «Северное морское пароходство» из федерального бюджета 5000 руб. излишне уплаченной платежным поручением от 19.03.2007 г. № 1369 государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение месяца со дня принятия.
Судья И. А. Меньшикова