ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-326/14 от 11.02.2014 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 февраля 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-326/2014

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2014 года

Полный текст решения изготовлен (решение принято) 12 февраля 2014 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Чуровой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Керниченко Т.Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело заявлению по муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ровдинская средняя общеобразовательная школа» (ОГРН 1022901596893; место нахождения: 165170, Архангельская область, с.Ровдино Шенкурского района, ул.Ленина, дом 58)

к Управлению государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010; место нахождения: 163060, г.Архангельск, ул.Урицкого, дом 47)

о признании незаконным и отмене постановления № 351 от 24.12.2013,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя – Фокин А.В. по доверенности от 23.01.2014;

от ответчика – Мазкова Е.В. по доверенности от 09.01.2014;

установил:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ровдинская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Ровдинская СОШ», школа) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 351 от 24.12.2013 по делу об административном правонарушении, которым школа привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.

Представитель заявителя на заявленных требованиях настаивает.

Представитель административного органа с заявленным требованием не согласна по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение представителей сторон, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.

Как следует из документов, представленных в материалы дела, в ходе проведенной административным органом внеплановой документарной проверки в отношении МБОУ «Ровдинская СОШ», установлено, что школа осуществляет автобусные перевозки учащихся от места жительства к месту учебы и обратно при отсутствии страхования гражданской ответственности перевозчика.

По факту выявленного нарушения постановлением от 24.12.2013 №351 заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.31 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500000 руб.

Не согласившись с постановлением о привлечении к ответственности, школа обжаловала его в арбитражный суд.

В обоснование заявленного требования МБОУ «Ровдинская СОШ» указала, что она не является перевозчиком в целях применения ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Закон №67-ФЗ), поскольку не осуществляет регулярные перевозки или перевозки по заказам, со школьниками или их представителями не заключаются договоры перевозки, подвоз учеников осуществляется в целях организации образовательной деятельности.

Управление, возражая против позиции заявителя, указывает, что школа оказывает услуги автомобильного транспорта, имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, маршруты перевозки утверждены и согласованы с ГИБДД, составлены графики подвоза детей, следовательно, школа является перевозчиком, на которого распространяются требования Закона №67-ФЗ.

Изучив документы, представленные в материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.

На основании приказа заместителя начальника Управления №128-В от 07.11.2013 в связи с поступившим сообщением от 23.10.2013 о дорожно-транспортном происшествии с участием школьного автобуса должностными лицами Управления проведена внеплановая документарная проверка соблюдения МБОУ «Ровдинская СОШ» обязательных требований в области перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.

В ходе проверки установлены нарушения, отраженные в акте №30/99-В от 12.12.2013, в том числе установлено, что в нарушение требований Закона №67-ФЗ школой осуществляется перевозка пассажиров без обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Копия акта проверки получена 12.12.2013 директором школы.

12 декабря 2013 года должностным лицом Управления в отношении МБОУ «Ровдинская СОШ» в присутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении №105-В, которым установлено, что школа совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ.

Копия протокола получена директором школы лично. В протоколе отражена информация о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

24 декабря 2013 года начальником отдела Управления в отношении МБОУ «Ровдинская СОШ» в отсутствие его представителя вынесено постановление №351 по делу об административном правонарушении, которым школа признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500000 руб.

Суд находит постановление незаконным и подлежащим отмене в связи со следующим.

Ответственность по части 1 статьи 11.31 КоАП РФ предусмотрена за осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, регулируются Законом №67-ФЗ (пункт 1 статьи 1).

Закон №67-ФЗ устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы  , при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона №67-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) перевозка - услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами или кодексами  , а также статьей 31 настоящего Федерального закона. Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами или кодексами, а также в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона;

2) пассажир - лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами или кодексами  , а также статьей 31 настоящего Федерального закона;

3) перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки   (независимо от вида транспорта и вида перевозок).

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральный законом №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Названный Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Согласно основным понятиям, отраженным в статье 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, используемым в Законе,

пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки   пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки   пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

В силу статьи 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Статья 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта определяет следующие виды перевозок пассажиров:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

В силу статьи 19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок   и относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

При этом, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.

Статьи 23, 26 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта предусматривают права пассажира на возврат стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади, при пользовании услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе - право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры.

Согласно пункту 1 статьи 27 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме  .

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования  , заключенного в устной форме (статья 31 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

По мнению суда, перевозку школьников к месту учебы и обратно в рассматриваемой ситуации нельзя отнести к регулярным перевозкам.

Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок установлены Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (далее – Правила №112).

Разделом II указанных Правил регламентированы требования к регулярным перевозкам.

Согласно пункту 3 Правил №112 регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. При этом, транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок (пункт 29), на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок (пункт 30).

Пунктами 42, 43 Правил №112 предусмотрено, что поезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам, которые должны содержать обязательные реквизиты.

В рассматриваемой ситуации, школой организована перевозка детей из близлежащих населенных пунктов с целью их обучения. Именно в этих целях согласованы маршруты следования транспортных средств и расписание остановок.

Такие перевозки не подпадают под понятие регулярных, осуществляемых на основании публичного договора.

При этом публичным договором   в силу статьи 426 Гражданского кодекса РФ признается договор, заключенный коммерческой организацией   и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится   (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Административным органом не представлено доказательств тому факту, что право проезда в школьном автобусе, который осуществляет доставку учащихся в образовательное учреждение либо на внеклассные мероприятия, имеет любое физическое лицо, находящееся на месте остановки в определенное маршрутом время.

Напротив, исходя из собранных доказательств, следует, что осуществляется организованная перевозка детей в сопровождении сотрудников учреждения.

В Уставе МБОУ «Ровдинская СОШ» не предусмотрена возможность осуществления перевозок пассажиров как вид деятельности. Содержание транспортного средства в целях перевозки детей осуществляется за счет бюджетных средств, направленных на финансирование образовательной деятельности, безвозмездно для родителей, без заключения договоров перевозки пассажиров.

Не относится перевозка школьников к месту учебы и обратно к перевозкам пассажиров по заказу и легковыми такси, исходя из определений, изложенных в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

В соответствии со статьей 27 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Договор фрахтования должен включать в себя сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства; маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство.

Маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу также определяется договором фрахтования.

Суд не может согласиться с позицией представителя Управления о том, что фактически перевозки школьным автобусом являются перевозками по заказу, поскольку в рассматриваемой ситуации собственником транспортных средств является МБОУ «Ровдинская СОШ», договоры фрахтования не заключены, обязанность по заключению договоров фрахтования на школу не возложена, маршруты перевозки согласованы с органами ГИБДД.

Кроме того, суд обращает внимание административного органа на то, что деятельность по перевозке пассажиров по заказам не подлежит лицензированию в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Нельзя отнести перевозку школьников на школьном автобусе и к перевозке пассажиров легковым такси.

В соответствии со статьей 31 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, пунктами 102 – 104 Правил №112 перевозка легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя, и регистрируется в журнале регистрации.

Таким образом, анализ приведенных положений свидетельствует о том, что перевозка детей в школу на школьном автобусе не относится к деятельности по перевозке в соответствии со статьей 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, подпадающей под действие Закона № 67-ФЗ.

По смыслу положений Закона №67-ФЗ обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика подлежит такая деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, которая осуществляется специализированным перевозчиком и является одним из видов его профессиональной деятельности (либо единственным видом), направленным на получение прибыли при осуществлении таких перевозок.

Данный вывод подтверждается также и невозможностью применения в спорной ситуации порядка расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Правила определения количества пассажиров, перевозимых автомобильным, внеуличным, внутренним водным, воздушным, железнодорожным, морским и городским наземным электрическим транспортом, для целей расчета страховой премии, в соответствии с частью 6 статьи 11 Закона №67-ФЗ, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 №1484 (далее – Правила №1484).

Согласно пункту 2 Правил №1484 определение количества пассажиров осуществляется перевозчиком в соответствии с пунктами 3 - 9 настоящих Правил раздельно по каждому виду транспорта и перевозок.

Пунктом 3 Правил №1484 определено, что количество пассажиров определяется путем умножения количества пассажиров, определяемого в соответствии с пунктами 4 - 9 настоящих Правил, на величину срока действия заключаемого договора обязательного страхования (дней), разделенного на 365.

Пункты 4 – 8 Правил №1484 к рассматриваемой ситуации неприменимы.

В соответствии с пунктом 9 Правил №1484 при автобусных перевозках расчетное количество перевезенных пассажиров определяется по формуле:

,

где:

A - коэффициент, равный:

150 - для автобусных перевозок в международном сообщении;

200 - для автобусных перевозок в междугородном сообщении;

300 - для автобусных перевозок в городском сообщении по заказам;

700 - для автобусных перевозок в пригородном сообщении;

3000 - для автобусных регулярных перевозок в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршрутам;

W - количество транспортных средств, принадлежащих перевозчику на праве собственности или иных законных основаниях и планируемых к использованию при перевозке пассажиров в рамках заключаемого договора обязательного страхования (штук);

- количество предусмотренных конструкцией транспортного средства мест для сидения в i-м транспортном средстве (штук) (при отсутствии указанной информации принимается равным 20).

Ни один из указанных коэффициентов А к спорной перевозке неприменим, включая А 700 (на который ссылается представитель Управления), поскольку он не содержит ссылку на перевозку по заказам, а перевозка детей в школу не относится к регулярным перевозкам.

Исходя из изложенного, суд не может согласиться с позицией административного органа о том, что поскольку фактически между образовательным учреждением и учениками сложились отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, такие отношения в любом случае подлежат регулированию Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и, как следствие, Законом №67-ФЗ.

При этом, в силу прямого указания в статье 1 Закона №67-ФЗ отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Тот факт, что пассажиром, с точки зрения Правил дорожного движения (утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090), признается лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него), не имеет в рассматриваемом случае правового значения, поскольку названные Правила устанавливают единый порядок дорожного движения (пункт 1.1), а не определяют общие условия перевозок пассажиров и не регулируют отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика.

Судом учтено, что исходя из требования пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, водитель транспортного средства обязан иметь страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (ОСАГО), лицензионную карточку, путевой лист. Указанные документы у водителей школы имеются, представлены в материалы дела.

Судом учтено также, что Закон №67-ФЗ не предусматривает освобождения виновных лиц от ответственности за причинение вреда и от его возмещения в порядке, определенном главой 59 Гражданского кодекса РФ.

Что касается лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, то оно является для МБОУ «Ровдинская СОШ» обязательным в силу требования подпункта 24 пункта 1 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Суд не согласен с позицией заявителя в том, что спорная перевозка осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица, поскольку организация перевозки учеников не является частью образовательного процесса и не связана с хозяйственной деятельностью самого юридического лица.

В связи с тем, что школа фактически осуществляет перевозку детей автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (согласно паспортам транспортных средств), и такая деятельность не осуществляется по заказам и в целях обеспечения собственных нужд, лицензирование деятельности по перевозке пассажиров является для заявителя обязательным.

Вместе с тем, сам по себе факт осуществления лицензируемого вида деятельности, не свидетельствует о том, что такая деятельность подлежит обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, в отличие, например, от страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Иными словами, перевозка пассажиров в целях применения ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не ограничена только перевозкой, в отношении которой действуют транспортные уставы или кодексы, а имеет иное значение, нежели в целях применения Закона №67-ФЗ.

Исходя из изложенного, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств использования заявителем транспортных средств для осуществления регулярных перевозок пассажиров, перевозок по заказам и перевозок легковыми такси, суд полагает недоказанным со стороны Управления наличие у МБОУ «Ровдинская СОШ» обязанности по страхованию гражданской ответственности за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Таким образом, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ. Поэтому у Управления отсутствовали основания для привлечения школы к административной ответственности, а оспариваемое постановление не соответствует закону. Данные обстоятельства в силу части 2 статьи 211 АПК РФ влекут за собой принятие судом решения о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

Существенных нарушений процессуальных требований со стороны административного органа при привлечении школы к ответственности судом не установлено.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №351 от 24 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, принятое в г.Архангельске в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения "Ровдинская средняя общеобразовательная школа", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901596893, находящегося по адресу: 165170, Архангельская область, с.Ровдино Шенкурского района, ул.Ленина, дом 58.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

А.А. Чурова