ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-332/07 от 15.02.2007 АС Архангельской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

 г. Архангельск                                                                                         Дело № А05- 332/2007

15 февраля  2007г.

Арбитражный суд Архангельской области  

Суд в составе: председательствующего  Панфиловой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Драчевой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   МУП «Управление механизации»

к  Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Северодвинску  

о   признании  недействительным требования № 24-17/6223 от 18.12.2006г.

от заявителя –  ФИО1

от ответчика –  ФИО2

установил: заявлено  требование  о признании недействительным Требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Северодвинску№ 24-17/6323 от 18.12.2006г. о внесении изменений в налоговую отчетность.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении; дополнительно пояснил, что оспариваемое требование относится к ненормативным актам, которые могут быть оспорены в арбитражном суде.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, полагает, что производство по данному делу подлежит прекращению в связи с неподведомственностью спора  арбитражному суду, поскольку оспариваемое требование не является   ненормативным  актом, а лишь предложением о внесении изменений в налоговую отчетность, который налогоплательщик вправе не исполнять.

Выслушав представителей сторон, изучив  материалы  дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, налоговый орган направил заявителю Требование            №24-17/6323 от 18.12.2006г. о внесении изменений в налоговую отчетность в связи с проверкой уточненного расчета  заявителя по авансовым платежам по транспортному налогу за 9 месяцев 2006г.  В ходе проверки налоговым органом установлено, что в нарушение п.1 ст.361 НК РФ и ст.1 Областного закона Архангельской области «О транспортном налоге» №112-16-ОЗ от 01.10.20025г. заявителем неправильно применена налоговая  ставка по некоторым транспортным средствам, что привело к занижению налога за 3 квартал 2006г. на 8694руб.

Оспариваемым требованием налоговый орган обязал заявителя в пятидневный срок со дня получения требования  внести соответствующие изменения по транспортному налогу в учетные бухгалтерские и налоговые регистры, представив уточненную декларацию, и увеличить сумму налогового платежа.

Довод налогового органа о том, что требование о внесении изменений в налоговую отчетность не является ненормативным правовым актом и  не затрагивает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не принимается судом по следующих основаниям.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными - решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статьям 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права, в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

К ненормативным относятся акты индивидуального характера, не содержащие общеобязательных предписаний, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц.

В пункте 48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Обжалуемое Требование носит властный, обязывающий характер, содержит обязательное предписание налогового органа налогоплательщику внести соответствующие изменения по транспортному налогу в учетные бухгалтерские и налоговые регистры и увеличить сумму налогового платежа; подписано требование заместителем руководителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Северодвинску.

При таких обстоятельствах, заявленное требование подлежит рассмотрению судом по существу.

Однако, суд, изучив материалы дела, находит оспариваемое требование соответствующим налоговому законодательству по следующим основаниям.

 Согласно п. 8 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Пунктом  3 ст.88 НК РФ предусмотрено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Как следует из материалов дела заявитель при исчислении транспортного налога за 9 месяцев 2006г. за автомобили, указанные в оспариваемом требовании: автомобильные краны и автомобильные подъемники (автовышки)применило ставку налога 18руб., установленную ст.1 Закона Архангельской области от 01.10.2002г. № 112-16-ОЗ  «О транспортном налоге» для  категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».

В ходе камеральной проверки налоговый орган пришел к выводу о неправильном применении заявителем ставок налога, следовало применить ставки налога, установленные    по  категории «грузовые автомобили» в зависимости от мощности двигателя транспортного средства. 

Заявитель полагает, что правомерно применил к  указанным транспортным средствам налоговую ставку, установленную для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу» и  ссылается на Областной закон «О транспортном налоге» от 01.10.2002 г. № 112-16-0З  и   Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94.

Налоговый орган с оспариваемом требовании сослался на Письмо Минфина РФ от 01.04.2005г. № 03-06-04-04/1  и  Соглашение, заключенное в Женеве 20 марта 1958 г. Специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к категории «грузовые автомобили», поэтому краны автомобильные  и  автомобильные подъемники (автовышки)являются грузовыми автомобилями.  

            Суд  пришел к выводу о том, что налоговый орган правомерно направил заявителю оспариваемое требование № 24-17/6323 от 18.12.2006г. о внесении изменений в налоговую отчетность с требованием увеличить сумму авансового платежа по транспортному налогу за 3 квартал 2006г. на 8694руб.

Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 357.

Статья 358 объектами налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, соответственно, в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Ставки установлены, в частности, для таких наименований объектов налогообложения, как грузовые автомобили (с каждой лошадиной силы) - в зависимости от мощности двигателя, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) - вне зависимости от мощности двигателя.

Из содержания главы 28 Налогового кодекса РФследует, что объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей, в которых они используются (перевозка пассажиров, грузов или иные цели), а понятие «автомобиль» и понятие «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу» различны.

Заявитель отнес автомобили -краны автомобильные  и  автомобильные подъемники (автовышки)  к категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу», а налоговый орган – к категории «грузовые автомобили». 

В целях правильного применения ставок транспортного налога при отнесении транспортного средства к той или иной категории необходимо учитывать следующее.

В соответствии со ст.362 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Органами государственной регистрации наземных транспортных средств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" на территории Российской Федерации являются:

- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов.

В отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка, установленная для категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".

Что касается автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, то в отношении этих транспортных средств при исчислении транспортного налога должна применятся налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII. Эта же классификация приведена в Приложении № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России     № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005.

Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359, на который ссылается заявитель, обеспечивает информационную поддержку решения ряда задач (приведенных в преамбуле Классификатора). Задачи налогообложения в этом перечне не предусмотрены.

Налоговый кодекс РФ и Областной закон «О транспортном налоге» разделяют автомобили как объекты налогообложения на легковые и грузовые. При этом грузовые автомобили на виды не разделены.

Исходя из положений вышеуказанных актов, суд приходит к выводу, что основанием для отнесения того или иного транспортного средства к объекту «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу», либо к объекту «грузовые автомобили» служит тип и категория транспортного средства, которые определяются в паспорте транспортного средства, и в каком органе зарегистрировано транспортное средство.

В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации - от 18.05.93 г. № 477 "О введении паспортов транспортных средств"  паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.

Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.98 г. № 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства". Под типом транспортного средства понимаются транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.

Приказом МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30.06.97 г. № 399/388/195 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.96г. № 1445" утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств.

В  органах государственного надзора  за техническим  состоянием  самоходных машин  и  других  видов  самоходной техники   (органах гостехнадзора) некоторые из рассматриваемых автомобилей в соответствии с Правилами, утвержденными Минсельхозпродом РФ 16.01.95 г. (зарегистрированы в Минюсте РФ 27.01.95 г. № 785) были зарегистрированы в 1995,1996г.

В рассматриваемый период данные транспортные средства зарегистрированы в ГИБДД. Суд, исследовав представленные заявителем паспорта транспортных средств на краны автомобильные и  автомобильные подъемники (автовышки), установил, что они выданы РЭО ГИБДД, автомобили зарегистрированы как грузовые – категории С.

   Согласно Приложению А (Классификация АТС) к ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 1 февраля 2001 г. N 47-ст) специальное оборудование, устанавливаемое на специальных АТС, рассматривают как эквивалент груза.                       

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что для целей налогообложения транспортным налогом краны автомобильные и  автомобильные подъемники (автовышки)   следует относить к грузовым автомобилям и применять соответствующую ставку налога. Грузовым этот автомобиль следует считать не как предназначенный для перевозки грузов, а как тип автомобиля в соответствии с паспортом транспортного средства.

Транспортный налог установлен в целях образования финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития автомобильных дорог общего пользования. С учетом особенностей этого налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. Налоговые ставки установлены в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

         Суд делает вывод, что автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, относятся к объекту налогообложения  "другие самоходные транспортные средства". Автомобили заявителя предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования, поэтому нет оснований относить их к названной категории.

При таких обстоятельствах, требования заявителя не подлежат удовлетворению судом.

Руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать Муниципальному унитарному предприятию «Управление механизации» в удовлетворении заявленного требования. 

            На решение может быть подана апелляционная жалоба  в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения.

            Председательствующий                                                                   Н.Ю. Панфилова