АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
июня 2015 года | г. Архангельск | Дело № А05-3370/2015 |
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Полуяновой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушинскене К.И.
рассмотрев в судебном заседании 29 июня 2015 года дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт» (ОГРН <***>; место нахождения: 163530, п.Талаги, Архангельская область, Приморский район, дом 30)
к Северному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
о признании недействительным предписания от 20.03.2015 № Б-03/15
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, ФИО2
от ответчика – ФИО3, ФИО4
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Архангельского линейного отдела Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ответчик, Управление) от 20.03.2015 № Б-03/15.
Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему.
Представители ответчика заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению с учетом следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 09.02.2015 № 40/П Врио начальника Управления – главного государственного инспектора госморречнадзора ФИО5 Управлением проведена проверка Общества с целью установления наличия договора со специализированной организацией по несению аварийно-спасательной готовности, предусмотренной «Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» Архангельский терминал (причальные сооружения и соединительные трубопроводы)», по результатам которой составлен акт проверки от 20.03.2015 № 08/15-АЛО.
Основанием для проведения проверки послужила информация капитана морского порта Архангельск ФИО6, изложенная в письме от 02.02.2015 № 04/1-09/16.
В ходе проверки Управлением, в том числе, установлено, что Обществом не заключен договор с аварийно-спасательным формированием, которое имеет свидетельство на право ведения работ по постоянной готовности по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних морских водах, на внутренних водах и на суше в зоне ответственности предусмотренной планом ЛАРН.
В целях устранения выявленного нарушения Обществу выдано предписание от 20.03.2015 № Б-03/15 сроком исполнения до 01.04.2015.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование заявленных требований Общество указало, что проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По мнению заявителя, в информации капитана морского порта Архангельск отсутствовала информация о фактах возникновения угрозы вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, при наличии такой угрозы Управлением должна была быть проведена внеплановая выездная проверка, а не внеплановая документарная проверка. Также заявитель указывает на неисполнимость выданного предписания, ссылаясь на то, что в настоящее время отсутствует нормативно-правовое регулирование требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, что препятствует аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований для ведения работ по несению постоянной готовности по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних морских водах и на внутренних водах.
В отзыве ответчик ссылается на законность и исполнимость выданного предписания. По мнению ответчика, он вправе был провести внеплановую документарную проверку, право на выбор проверки относится на усмотрение контролирующего органа. Отсутствие в настоящее время требований к составу сил и средств АСС/АСФ не является основанием для отказа в аттестации.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании устанавливает соответствие оспариваемого акта, решений, действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствие таких актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу пункта 4 статьи 10 Закона № 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона № 294-ФЗ.
Согласно статье 11 Закона № 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (часть 1). Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Закона № 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2).
Согласно части 3 статьи 12 Закона № 294-ФЗ выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Соответственно при наличии предусмотренных частью 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ оснований для проведения внеплановой проверки федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями по государственному контролю в установленной сфере деятельности, самостоятельно решает вопрос о целесообразности проведения документарной или выездной проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Судом установлено, что 03.02.2015 в Управление поступило письмо капитана морского порта Архангельск от 02.02.2015 № 04-1-09/16, содержащее информацию о том, что операции с нефтепродуктами, осуществляемые Обществом на территории и акватории морского порта Архангельск, начиная с 01.01.2015 производятся при отсутствии договора на несение АСГ со стороны АСФ ООО «Арктикспецсервис», обусловленного действующим «Планом по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» Архангельский терминал (причальные сооружения и соединительные трубопроводы)».
Данное обращение Управлением воспринято как содержащее признаки возможного возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а значит, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ являлось основанием для проведения внеплановой проверки.
Судом установлено, что в обращении капитана морского порта содержатся сведения о проведении операций с нефтепродуктами при отсутствии договора на несение аварийно-спасательной готовности с организацией, указанной в плане по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов.
Обеспечение экологической безопасности при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море, предотвращение загрязнения морской среды внутренних морских вод и территориального моря отнесены статьей 32.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Закон № 155-ФЗ) к основным принципам защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.
В силу части 1 статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).
Требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 утверждены Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Основные требования).
Пунктом 3 Основных требований установлено, что разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.
Требования, изложенные в статье 16.1 Закона № 155-ФЗ направлены на защиту и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, обеспечение биологического разнообразия морской среды внутренних морских вод и территориального моря; обеспечение экологической безопасности при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море; предотвращение загрязнения морской среды внутренних морских вод и территориального моря.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что внеплановая документарная проверка была организована при наличии к тому оснований, а именно: наличие в письме капитана морского порта Архангельск от 02.02.2015 № 04/1-09/16 сведений о возможном возникновении угрозы причинения вреда животным, окружающей природной среде, чрезвычайных ситуаций, что предусмотрено подпунктом «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.
Ссылка Общества на часть 12 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, а также то, что в данном случае, по мнению заявителя, Управлением должна была быть проведена внеплановая выездная проверка, судом отклоняется, поскольку основанием для проведения проверки явилось поступление в орган государственного контроля информации о возникновении угрозы причинения вреда (подпункт «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ), а не информации о причинении вреда (подпункт «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ). Закон № 294-ФЗ не содержит требований по согласованию с органами прокуратуры внеплановых документарных проверок.
Довод Общества о том, что капитан порта не может являться лицом, инициирующим проверки юридических лиц, не принимается судом, поскольку согласно части 3 статьи 10 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 261-ФЗ капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и действует на основании положения о капитане морского порта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Администрация морского порта Архангельск в соответствии с Распоряжением Росморречфлота от 02.12.2014 № АД-457-р, Приказом Минтранса России от 04.12.2013 № 373 «Об утверждении перечней морских портов, входящих в соответствующие администрации морских портов» является филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Западной Арктики».
Как указано в части 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их взаимосвязи и совокупности, суд пришел к выводу о том, что Управлением при проведении проверки Общества не допущено грубых нарушений требований Закона № 294-ФЗ, установленных частью 2 статьи 20, которые могли бы послужить основанием для признания недействительными результатов проверки.
В ходе проверки Управлением установлено, что с 01.01.2015 закончилось действие договора № 005/02009, заключенного между Обществом и АСФ ООО «Арктикспецсервис» и являющего приложением к плану ЛАРН.
Обществом в ходе проверки представлен договор № 0132715/02-0024Д от 01.02.2015 на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также их последствий, заключенный с государственным бюджетным учреждением Архангельской области «Служба спасения имени И.А. Поливаного» (Исполнитель).
Согласно пункту 1.1 указанного договора Общество (Заказчик) поручает и оплачивает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также их последствий имеющимися силами и средствами на объектах Заказчика, указанных в перечне объектов (Приложение № 1 к договору), во взаимодействии с нештатными аварийно-спасательными формированиями и работниками объектов Заказчика, а также оказанию связанных с ними услуг предусмотренных договором.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что Исполнитель на основании Свидетельства на право ведения аварийно спасательных работ в чрезвычайных ситуациях № 000071, выданного 28.05.2012 Территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на территории Архангельской области № 103, проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также их последствий на объектах Заказчика, а именно: а) ликвидация (локализация) на суше розливов нефти и нефтепродуктов, б) оказание методической помощи в обслуживании и содержании агрегатов, техники, других материальных средств Общества группы для предупреждения и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов, в) участие в проведении учебно-тренировочных занятий и учебных тревог по планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций связанных с разливом нефти и нефтепродуктов.
Поскольку в перечне проводимых работ в указанном договоре указаны лишь работы по локализации разливов нефти нефтепродуктов на суше, в то время как план ЛАРН предписывает проведение указанных работ, в частности, на акватории реки Кузнечиха, Управление пришло к выводу об отсутствии у Общества договора с аварийно-спасательным формированием, которое имеет свидетельство на право ведения работ по постоянной готовности по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних морских водах, на внутренних водах и на суше в зоне ответственности, предусмотренной планом ЛАРН, и выдало оспариваемое предписание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Следовательно, предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для определенной организации однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения.
В противном случае предписание возлагает на лицо, которому оно адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.
Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его недействительность.
Как указывалось ранее, обязанность эксплуатирующей организации при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования предусмотрена подпунктом 4 пункта 6 статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ.
Требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 № 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации отнесены к видам аварийно-спасательных работ.
Согласно пункту 3 названного Положения министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено утвердить в 6-месячный срок требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 (далее - Положение № 1091), аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ.
Согласно подпункту «г» пункта 12 Положения № 1091 обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), являются оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями аварийно-спасательной службы (формирования), аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение заявленных видов аварийно-спасательных работ и принадлежащими этой службе (этому формированию) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации.
Судом установлено, что на данный момент требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, Министерством транспорта Российской Федерации не утверждены.
Однако отсутствие указанных требований, по мнению суда, не исключает обязанности Общества в соответствии с положениями Закона № 155-ФЗ, а также планом ЛАРН заключить договор с аварийно-спасательным формированием, которое имеет свидетельство на право ведения работ по несению постоянной готовности по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних морских водах, на внутренних водах и на суше в зоне ответственности, предусмотренной планом ЛАРН.
Кроме того, судом учтено, что возможность прохождения аттестации при достаточности сил и средств подтверждена Федеральным бюджетным учреждением «Морская спасательная служба Росморречфлота» в письме от 06.05.2015 № МСС-1199, а также Федеральным агентством морского и речного транспорта в письме от 19.05.2015 № АП-20/5057.
В указанных письмах разъяснено следующее.
В соответствии с пунктом 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794) функциональные подсистемы, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.
Согласно Перечня создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем РСЧС на Минтранс России (Росморречфлот) возложено создание Функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (Положение о данной подсистеме утверждено приказом Минтранса России от 06.04.2009 № 53).
Требованиями пункта 5 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (далее - АСС/АСФ), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 (далее - Положение о проведении аттестации), установлено, что аттестационными органами, осуществляющими аттестацию АСС/АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образуемые этими органами.
На основании этого Росморречфлотом созданы центральная и ведомственные объектовые комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.
Комиссии Росморречфлота проводят аттестацию АСС/АСФ в т.ч. на вид АСР: ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Для определения при аттестации достаточности сил и средств АСС/АСФ применяются Методические рекомендации по проведению проверки готовности АСС/АСФ к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденные протоколом МАК от 09.06.2010 № 2. Состав сил и средств АСФ должен соответствовать табелю оснащенности и быть не ниже, чем определено в плане ЛРН.
После утверждения Минтрансом России требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее -Требования), указанные Требования будут дополнительно учитываться при проведении аттестации. При этом отсутствие в настоящее время утвержденных Требований не является основанием для отказа в аттестации.
Так, например, АСС ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» аттестована ЦАК Росморречфлота на право ведения работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (свидетельство серия № 1124 от 10.12.2014, регистрационный № 6-1-29 представлено в материалы дела).
При изложенных обстоятельствах, довод заявителя о неисполнимости оспариваемого предписания в силу отсутствия нормативно-правового регулирования требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, суд находит несостоятельным.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на момент проведения проверки у Общества отсутствовал договор с АСФ, которое имело свидетельство на право ведения работ по несению постоянной готовности по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних морских водах, на внутренних водах и на суше в зоне ответственности, предусмотренной планом ЛАРН Общества, следовательно, предписание № Б-03/15 от 20.03.2015 выдано Управлением при наличии к тому оснований, является законным и обоснованным.
Ссылка Общества на договор от 01.02.2015 № 0132715/02-0024Д, заключенный с ГБУ Архангельской области «Служба спасения имени И.А. Поливаного», отклоняется судом, поскольку в указанном договоре предусмотрены только работы по ликвидации (локализации) на суше разливов нефти и нефтепродуктов, при этом план ЛАРН предписывает проведение указанных работ также на внутренних морских водах, на внутренних водах, что Обществом не оспаривается.
Кроме того, на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания у ГБУ Архангельской области «Служба спасения имени И.А. Поливаного» отсутствовало свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации (локализации) нефти и нефтепродуктов на внутренних морских водах и внутренних водах.
Так, согласно свидетельству на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях серия 103 № 000071 от 28.05.2012 регистрационный № 0-103-12 ГБУ Архангельской области «Служба спасения имени И.А. Поливаного» проводит аварийно-спасательные работы по ликвидации (локализации) на суше разливов нефти и нефтепродуктов (п.30в свидетельства).
Ссылка Общества на получение ГБУ Архангельской области «Служба спасения имени И.А. Поливаного» 28.05.2015 нового свидетельства (свидетельство серия 103 № 3212 от 28.05.2015 регистрационный № 0-103-12) не принимается судом во внимание, поскольку указанное свидетельство получено после проведения проверки, установления Управлением факта нарушения и выдачи оспариваемого предписания. Кроме того, факт исполнения либо неисполнения оспариваемого предписания не является предметом настоящего спора, а потому указанное свидетельство не подлежит оценке в рамках рассмотрения данного дела.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку предписание № Б-03/15 от 20.03.2015 соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оснований для удовлетворения требований Общества у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания № Б-03/15 от 20 марта 2015 года, принятого Архангельским линейным отделом Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт».
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Н.М. Полуянова |