АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
июня 2022 года | г. Архангельск | Дело № А05-3374/2022 |
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; адрес: Россия, 163069, <...>) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: Россия, 164132, Архангельская область, Каргопольский район, д.Низ) о взыскании финансовых санкций,
установил:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – ответчик, глава КФХ) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок и представление недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), за отчетные периоды: с июня 2019 года по август 2019 года, октябрь 2019 года, за 2019 год, 2020 год в сумме 5000 рублей.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 07.04.2022 названное заявление принято к производству, возбуждено производство по настоящему делу с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства.
Стороны о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены надлежащим образом.
27 мая 2022 года Арбитражным судом Архангельской области принято решение в виде резолютивной части в порядке статьи 229 АПК РФ, в соответствии с которым требования фонда удовлетворены частично, с ответчика в пользу заявителя для перечисления в бюджет Пенсионного фонда РФ взыскана финансовая санкция за непредставление в установленный законом срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ за август 2019 года, октябрь 2019 года, за 2019 год, за 2020 год в размере 3000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
31 мая 2022 года от заявителя в Арбитражный суд Архангельской области поступило заявление о составлении мотивированного решения.
Поскольку заявителем срок подачи заявления о составлении мотивированного решения, установленный частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), соблюден, суд находит заявление фонда подлежащим удовлетворению и изготавливает решение по правилам главы 20 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В установленный срок ответчик представил в фонд сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды - июнь 2019 года, июль 2019 года (исходная форма), по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении застрахованных лиц.
В ходе проверки сведений о страховом стаже застрахованных лиц по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за указанные отчетные периоды фонд выявил ошибки и противоречия следующих сведений: в форме СЗВ-СТАЖ с типом «исх» за 2020 год – в отношении двух застрахованных лиц – ФИО2, ФИО3
В связи с этим фонд направил ответчику уведомление от 22.03.2021 № 02/1408 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователями сведениями и сведениями, имеющимися у фонда. Уведомление направлено в адрес главы КФХ по почте 22.03.2021.
13 августа 2021 года ответчик представил в фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год (дополняющая форма) в отношении двух застрахованных лиц.
13 августа 2021 года ответчик представил сведения по форме СЗВ- М за август 2019 года, октябрь 2019 года в отношении одного застрахованного лица, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении двух застрахованных лиц.
Посчитав, что ответчиком не представлены в установленный срок сведения по формам СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М за указанные отчетные периоды, фонд составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.04.2021 № 039S18210003866, от 23.08.2021 № 05-02/1/291, от 23.08.2021 № 05-02/1/292, от 23.08.2021 № 05-02/1831, от 23.08.2021 № 05-02/1834, от 23.08.2021 № 05-02/1836, от 23.08.2021 № 05-02/1835, в которых содержалось уведомление ответчика о времени и месте рассмотрения фондом материалов проверок и вынесения решений. Согласно материалам дела, акты направлены обществу по почте. Ответчик возражений по актам проверок не представил.
По результатам рассмотрения материалов проверок фондом вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.05.2021 № 039S19210003374, от 30.09.2021 № 05-02/1/291, № 05-02/1/292, № 05-02/1831, № 05-02/1834, № 05-02/1836, № 05-02/1835, которыми глава КФХ привлечен к ответственности в виде штрафа в общей сумме 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, за отчетные периоды с июня 2019 года по август 2019 года, октябрь 2019 года, за 2019 год, 2020 год. Согласно материалам дела решения направлены обществу по почте.
На основании названных решений заявитель направил ответчику требования об уплате финансовой санкции за правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.06.2021 № 039S01210003697, от 10.11.2021 № 05-02/1/291, № 05-02/1/292, № 05-02/1831, № 05-02/1834, № 05-02/1836, № 05-02/1835, которыми предложил уплатить финансовую санкцию в общей сумме 5000 руб. Указанные требования направлены ответчику по почте 03.06.2021, 15.11.2021. Названные требования в добровольном порядке ответчиком не исполнены.
В силу статьи 17 Закона № 27-ФЗ взыскание штрафа производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В связи с неисполнением данных требований фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 5000 руб. штрафа с ответчика.
Изучив доводы заявления, представленные в их обоснование доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с привлечением страхователей к ответственности о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования, регулируются Законом № 27-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
Пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) соответствующие следующие.
Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судом установлено, что ответчик самостоятельно выявил ошибки в ранее представленных в фонд сведениях по форме СЗВ-М за июнь 2019 года, июль 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 года до обнаружения такой ошибки ответчиком. Иного материалы дела не содержат.
Довод заявителя о том, что положениями пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее – Инструкция № 211н) предусмотрено применение к страхователю финансовых санкций в случае представления им в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, суд отклоняет на основании следующего.
Согласно абзацу 3 статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда.
Из изложенного следует, что основание освобождения страхователя от ответственности не зависит от вида ошибки, которая устраняется, в том числе и в случае устранения страхователем неполноты ранее представленных сведений.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.06.2009 № 11-П, санкции, исчисляемые в порядке статьи 17 Закона № 27-ФЗ, являются мерой ответственности страхователя за ненадлежащее представление сведений о застрахованных лицах, и в качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 по делу № А73-910/2017, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975, указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы пенсионного фонда уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом пенсионного фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока. То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Самостоятельно исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах за июнь 2019 года, июль 2019 года, за 2020 год ответчик реализовал свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
Таким образом, анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по представлению уточненных (дополняющих) сведений в представленных ранее сведениях в срок, установленный фондом.
В данном случае ответчик выявил и устранил допущенную ошибку в представленных исходных неполных сведениях о застрахованных лицах самостоятельно, в связи с чем суд, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства, послужившие основанием для применения к страхователю меры ответственности, не усматривает вины в действиях ответчика.
Кроме того, необходимо учитывать, что в силу статьи 19 Закона № 27-ФЗ инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено пунктом 1 Инструкции № 211н, она разработана в соответствии с Законом № 27-ФЗ и определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. По общему правилу, содержащемуся в статье 115 Конституции РФ, подзаконное регулирование должно соответствовать смыслу закона, на конкретизацию положений которого оно направлено, то есть в целях эффективной реализации положений закона нельзя допускать несогласованности, противоречивости норм закона и конкретизирующих его подзаконных нормативных правовых актов.
Таким образом, принятие и введение в действие Инструкции № 211н, предусматривающей иные основания для освобождения страхователя от ответственности, нежели предусмотрены Законом № 27-ФЗ, в случае дополнения им ранее представленных сведений в срок, установленный в уведомлении фонда об устранении ошибок и несоответствий, не может быть направлено на преодоление положений названного закона, регулирующих вопросы привлечения к ответственности и наделяющих страхователя соответствующими правами. При этом изменения в положения Закона № 27-ФЗ в названной части не внесены.
Несмотря на то, что правовая позиция, изложенная в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, от 08.02.2019 № 301-КГ18-24864, пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, сформирована до принятия Инструкции № 211н, основания для привлечения учреждения к ответственности в настоящем случае отсутствуют, поскольку данные изменения не отменяют право страхователя на исправление ошибок в ранее представленных и принятых фондом индивидуальных сведениях.
Указанный заявителем подход нельзя признать правомерным, поскольку лишает страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах.
Суд исходит из того, что согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ дополнение (то есть внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя. В связи с этим привлечение его к ответственности неправомерно, поскольку юридическая ответственность возможна в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчики к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений по формам СЗВ-М за июнь 2019 года, июль 2019 года, СЗВ-СТАЖ за 2020 год. Поэтому суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании с ответчика финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ за отчетные периоды июнь 2019 года, июль 2019 года, СЗВ-СТАЖ за 2020 год в сумме 2000 руб.
Помимо этого, фонд просит взыскать с ответчика финансовые санкции за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за август 2019 года, октябрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в размере 2000 руб.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что глава КФХ представил в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М август 2019 года, октябрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год с нарушением установленного срока.
Таким образом, ответчик не исполнил своевременно свою обязанность, установленную пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, соответственно, к нему обоснованно были применены финансовые санкции за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М август 2019 года, октябрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в размере 2000 руб.
Кроме того, заявитель просит взыскать с ответчика финансовую санкцию за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в размере 1000 руб.
Судом установлено, что выявив ошибки и несоответствия, фонд направил ответчику уведомление от 22.03.2021 № 02/1408, в котором содержалась информация о непредставлении сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении двух застрахованных лиц – ФИО2, ФИО3 В этом же уведомлении фонд предложил устранить выявленные расхождения в течение пяти рабочих дней.
Получив названное уведомление фонда, ответчик представил в фонд 13.08.2021 и дополняющие сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении двух застрахованных лиц - ФИО2, ФИО3 Таким образом, ответчик не устранил ошибки в ранее представленных в фонд сведениях в течение пяти рабочих дней, установленных фондом в названном уведомлении.
Следовательно, ответчик не исполнил своевременно свою обязанность, установленную пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, соответственно, к нему обоснованно были применены финансовые санкции за представление недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в размере 1000 руб.
Таким образом, требования заявителя о взыскании с ответчика финансовой санкции за представление недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в размере 1000 руб. подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 106, 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика. Согласно части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке заявитель был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований, если ответчик не освобожден от уплаты госпошлины.
С учетом частичного удовлетворения требований заявителя с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1200 руб.
Арбитражный суд Архангельской области, руководствуясь пунктами 2, 2.2 статьи 11, статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, от 08.02.2019 № 301-КГ18-24864, пунктом 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 от 18.04.2017 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», статьями 49, 110, 212-216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области,
РЕШИЛ:
взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: Россия, 164132, Архангельская область, Каргопольский район, д.Низ) в пользу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; адрес: Россия, 163069, <...>) для перечисления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовую санкцию за непредставление в установленный законом срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», за август 2019 года, октябрь 2019 года, за 2019 год, за 2020 год в размере 3000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: Россия, 164132, Архангельская область, Каргопольский район, д.Низ) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1200 руб.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения – со дня принятия решения в полном объеме.
Судья | Л.В. Звездина |