ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-3396/2011 от 10.06.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

14 июня 2011 года

г. Архангельск

Дело № А05-3396/2011

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено 14 июня 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Ипаева С.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой В.Е.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

по заявлению Негосударственного образовательного учреждения "Английская школа" ( ОГРН <***>)

к ответчику – Инспекции по надзору в сфере образования Архангельской области (ОГРН <***>)

о признании незаконными действия (бездействия),

при участии в заседании представителей:

от заявителя – Линде А.С. (доверенность от 15.02.2011)

от ответчика – ФИО1 (доверенность от 04.05.2011), ФИО2 (доверенность от 04.05.2011)

  Установил:

негосударственное образовательное учреждение "Английская школа" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действия руководителя Инспекция по надзору в сфере образования Архангельской области ФИО3, выразившееся в нарушении порядка и сроков принятия аккредитационным органом решения о государственной регистрации и о признании незаконными бездействия руководителя Инспекция по надзору в сфере образования Архангельской области ФИО3, выразившееся в непредставлении распорядительного документа (решения) аккредитационного органа НОУ «Английская школа».

Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к заявлению.

Представители ответчика с требованиями заявителя не согласились по доводам, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, а также заслушав представителей заявителя и ответчика, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела, негосударственное образовательное учреждение "Английская школа" (далее - заявитель, НОУ «Английская школа») зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900545205, по основному виду деятельности – среднее (полное) общее образование.

16 мая 2008 года Департаментом образования и науки Архангельской области выдано НОУ «Английская школа» свидетельство о государственной аккредитации. Названное свидетельство действительно до 18 июня 2008 года.

19 февраля 2010 года НОУ «Английская школа» обратилась в инспекцию по надзору в сфере образования Архангельской области с заявлением о выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности, на срок до 27 июня 2010 года.

16 марта 2010 года инспекцией по надзору в сфере образования Архангельской области НОУ «Английская школа» выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности по образовательном программам, указанным в приложении к лицензии. Срок действия лицензии установлен с 16.03.2010 по 27.06.2010.

28 апреля 2010 года НОУ «Английская школа» обратилась в инспекцию по надзору в сфере образования Архангельской области с заявлением о включении в график аккредитации на ноябрь 2010 года, с учетом результатов экспертизы качества знаний, проведенной в период 20 апреля-8 мая 2009 года и в марте 2008 года.

Согласно распоряжения от 23.09.2009 №909 «Об утверждении графика государственной аккредитации образовательных учреждений Архангельской области на 2010 год» принятого Комитетом по надзору в сфере образования Архангельской области и дополнения к этому графику, образовательное учреждение включено в график на ноябрь 2010 года.

По истечении срока действия лицензии (до 27.06.2010) на осуществление образовательной деятельности выданной 16.03.2010, НОУ «Английская школа» обратилась в инспекцию по надзору сфере образования Архангельской области с заявлением о получении лицензии.

В связи с тем, что НОУ «Английская школа» представило неполный пакет документов для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, инспекция направила в адрес образовательного учреждения уведомление №03-10/533 от 02.07.2010, в котором предложило образовательному учреждению представить недостающие документы, перечисленные в приложении к уведомлению в течение двух месяцев.

Поскольку недостающие документы соискателем лицензии в установленный срок не представлены, Инспекция письмом №03-10/691 от 03.09.2010 возвратила образовательному учреждению заявление о выдаче лицензии и приложенные к нему документы.

04 апреля 2011 года инспекция по надзору в сфере образования Архангельской области письмом №03-10/337 отказала НОУ «Английская школа» в рассмотрении заявления о проведении государственной аккредитации по существу, в связи с отсутствием лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации.

Негосударственное образовательное учреждение "Английская школа" не согласившись с действиями руководителя Инспекции, выразившееся в нарушении порядка и сроков принятия аккредитационным органом решения о государственной регистрации и бездействием руководителя Инспекции выразившееся в непредставлении распорядительного документа (решения) аккредитационного органа НОУ «Английская школа», обратилась с настоящим заявлением в суд.

По мнению заявителя, должностным лицом Инспекции допущены нарушения пунктов 15,20 статьи 33.2 и пункта 20 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1, поскольку результаты аккредитационной экспертизы не оформлены заключением комиссии по аккредитационной экспертизе и не принято решение о государственной аккредитации образовательного учреждения в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов. Кроме того, по мнению заявителя, допущены нарушены пункта 20 Положения «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008№522, так как не принят распорядительный документ.

Согласно пункту 1 статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (пункт 1 статьи 12 Закона об образовании).

В соответствии с пунктом 1 статьи 33.1 Закона об образовании лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Во исполнение положений пункта 3 статьи 33.1 Закона об образовании Правительством Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности.

Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.

Таким образом, образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Согласно пункту 1 статьи 33.2 Закона об образовании государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.

Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено статьей 12 настоящего Закона, установление его государственного статуса.

Пунктом 8 статьи 33.2 Закона об образовании предусмотрено, что для проведения государственной аккредитации образовательное учреждение или научная организация представляет в аккредитационный орган заявление о проведении государственной аккредитации с приложением документов, которые необходимы для проведения государственной аккредитации и перечень которых устанавливается положением, указанным в пункте 4 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 9 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 522 (действовавшего в период обращения с заявлением), для проведения государственной аккредитации образовательные учреждения и научные организации представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или аккредитационный орган субъекта Российской Федерации (далее - аккредитационные органы) заявление о проведении государственной аккредитации.

В соответствии с пунктом 11 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации включает в себя установленную законодательством Российской Федерации экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения или научной организации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, экспертизу соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различных уровня и направленности федеральным государственным требованиям, а также экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории.

Государственная аккредитация ранее аккредитованного образовательного учреждения для установления иного государственного статуса в период действия свидетельства включает в себя экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории.

Согласно пункту 16 Положения экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и реализуемым образовательным программам, экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории, а также экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников научной организации федеральным государственным требованиям проводится комиссией по государственной аккредитации в соответствии с графиком, установленным аккредитационным органом.

Порядок создания и работы комиссии по государственной аккредитации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, пунктом 16 Положения №522 вводится понятие графика, в соответствии с которым комиссия по государственной аккредитации, формируемая аккредитационным органом, проводит экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории.

При разработке перечня и форм документов, представляемых образовательными учреждениями для проведения государственной аккредитации, порядка их представления аккредитационный орган самостоятельно определяет сроки представления образовательными учреждениями заявлений для формирования соответствующего графика.

В силу пункта 18 Положения вопрос о государственной аккредитации рассматривается коллегиальным органом аккредитационного органа на основании заключения комиссии по государственной аккредитации образовательного учреждения и сведений о соответствии показателей деятельности образовательного учреждения критериям показателей, необходимых для определения его вида или категории.

В соответствии с пунктом 20 Положения на основании результатов рассмотрения коллегиальным органом вопроса о государственной аккредитации образовательного учреждения, аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации образовательного учреждения или об отказе в государственной аккредитации. Решение коллегиального органа оформляется распорядительным актом аккредитационного органа.

Вместе с тем согласно подпункту «б» пункта 10 Положения N 522 аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению в принятии документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, в случае если заявление о проведении государственной аккредитации представлено образовательным учреждением или научной организацией при отсутствии лицензии на право ведения образовательной деятельности.

С учетом включения НОУ «Английская школа» в график государственной аккредитации образовательных учреждений Архангельской области на ноябрь 2010 года и истечением срока действия лицензии 27.07.2010, а также отсутствием лицензии на следующий период, инспекция в силу положений статей Закона об образовании и положений пункта 10 Положения N 522 не имела право рассматривать заявление НОУ «Английская школа» о проведении государственной аккредитации по существу. Следовательно, Инспекцией не нарушен порядок принятия аккредитационным органом решения о государственной регистрации, поскольку отсутствовали основания для принятия такого решения.

Доводы заявителя со ссылкой на пункт 20 статьи 33.2 Закона об образовании о нарушении Инспекцией срока принятия аккредитационным органом решения о государственной регистрации, суд считает несостоятельной.

Федеральным законом от 08.11.2010 №293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» Закон об образовании дополнен статьей 33.2.

Исходя из части 1 статьи 10 Закона N 293-ФЗ данный Закон вступает в силу с 01.01.2011.

Таким образом, на день обращения НОУ «Английская школа» с заявлением в инспекцию (28.04.2010) не были установлены сроки принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательного учреждения.

Кроме того, исходя из положений пункта 20 статьи 33.2 Закона об образований (в редакции Федерального закона №293-ФЗ от 08.11.2010) решение о государственной аккредитации должно быть принято в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия таких заявления и документов требованиям, установленным настоящим Законом и указанным в пункте 4 настоящей статьи положением.

Вместе с тем, в силу подпункта 2 пункта 30 статьи 33.2 Закона об образовании аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению или научной организации в принятии документов к рассмотрению по существу, если у образовательного учреждения отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности по одной или нескольким образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации.

В рассматриваемом случае у НОУ «Английская школа» на ноябрь 2010 года отсутствовала лицензия на образовательную деятельность. Следовательно, у инспекции отсутствовали основания принятия документов к рассмотрению по существу и проведению всех последующих действий по аккредитации образовательного учреждения.

Суд также считает несостоятельными ссылки заявителя на национальный стандарт Российской Федерации «Общие требования к органам по аккредитации, аккредитирующим органом по оценке соответствия» ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетике Российской Федерации от 31.01.2088 №10-ст, поскольку названный приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.07.2010 №88-ст.

Приказом №88-ст от 01.07.2010 введен в действие с 1 июля 2010 г. для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандартаГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009   "Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия", идентичный международному стандарту ИСО/МЭК 17011:2004 "Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия".

Ссылка заявителя на Приказ Минобразования России от 22.05.1998 №1327, суд считает несостоятельным, поскольку Федеральным законом от 20.04.2007 №56-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», аттестация исключена из числа процедур, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, а вопросы рассматриваемые ранее при аттестации, отнесены к процедуре аккредитации образовательных учреждений.

Несостоятельны ссылки заявителя на письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науке от 14.07.2008 №01-455/05-01, поскольку названное письмо не является нормативным правовым актом, регламентирующем порядок аккредитации образовательных учреждений.

При таких обстоятельствах дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать негосударственному образовательному учреждению "Английская школа" в признании незаконными действий (бездействия) руководителя Инспекция по надзору в сфере образования Архангельской области ФИО3

Оспариваемые действия (бездействие) проверены на соответствие Закону Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 и положению «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» от 14.07.2008№522.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.Г. Ипаев