ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-3401/12 от 28.05.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

01 июня 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-3401/2012

Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 01 июня 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Ипаева С.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой В.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №14 "Родничок" общеразвивающего вида" (ОГРН <***>; место нахождения: 164903, <...>)

к ответчику – Отделу надзорной деятельности г. Новодвинска Главного управления МЧС России по Архангельской области (место нахождения: 164900, <...>)

о признании недействительным предписания от 10.02.2012 № 1/3/1-13,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 24.02.2012)

от ответчика – ФИО2 (доверенность от 04.04.2012),

установил:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №14 "Родничок" общеразвивающего вида" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности г. Новодвинска Главного управления МЧС России по Архангельской области о признании недействительным предписания от 10.02.2012 № 1/3/1-13 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал.

Представители ответчика с требованиями заявителя не согласились по доводам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, а также заслушав представителей заявителя и ответчика, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 10.01.2012 №3 Отдел МЧС в период с 16.01.2012 по 10.02.2012 провел плановую выездную проверку по вопросу соблюдения муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад №14 "Родничок" общеразвивающего вида" требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по результатам которой составило акт №3/3/1-13 от 10.02.2012.

По результатам проверки административным органом вынесено предписание №1/3/1-13 от 10.02.2012 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В вышеназванном предписании ответчик обязал заявителя в срок до 01.11.2012 устранить выявленные при проверке нарушения:

- не осуществлено обучение руководителя и лица, уполномоченного на решение задач учреждения в области гражданской обороны. Работники не обучены способам защиты от опасностей возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий;

- не назначено в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит: учет средств радиационной и химической защиты (далее СИЗ), содержания помещения СИЗ, обеспечение и готовности к применению СИЗ;

- не создана учебно-материальная база по осуществлению обучения работников организаций в области гражданской обороны;

- не создана система оповещения работников об опасностях, возникающих при проведении военных действий;

- не созданы в целях гражданской обороны объектовые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- не определена номенклатура и объемы запасов ГО, не определены места хранения запасов ГО, пункты и порядок выдачи запасов ГО;

- работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты;

- работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты;

- не разработаны и не согласованы с органами местного самоуправления планы размещения работников и членов их семей в загородной зоне. Не получены ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);

- не создана группа по повышению устойчивости функционирования (далее ПУФ) организации в чрезвычайных ситуациях (далее ЧС) мирного и военного времени;

- не разработано и не утверждено в установленном порядке положение о группе по ПУФ;

- не проводятся исследования по устойчивости функционирования зданий группой по ПУФ;

- не разработан план мероприятий по повышению устойчивого функционирования организации; эксплуатируемых учреждением, в условиях ЧС военного времени.

Не согласившись с вышеназванным предписанием Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В заявлении Учреждение ссылается на то, что при проведении проверки надзорный орган вышел за пределы предоставленных ему полно­мочий; Учреждение не является федеральным органом исполнительной власти и его территориальным ор­ганом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного caмоуправления; учреждение не относится к потенциально опасным объектам, объектам экономики, обеспечивающим жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), не является объектом, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; оспариваемым предписанием на учреждение возложено исполнение обязанностей, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

С целью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций в статье 4 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрено создание единой государственной системы, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При этом в статье 4 Закона № 68-ФЗ установлено, что принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Во исполнение названной статьи Закона утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 №794 Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 924 установлен состав сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые разделены на силы и средства наблюдения и контроля, а также силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Из содержания перечня сил и средств единой государственной системы не следует, что в него включены образовательные учреждения.

В пункте 2 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций № 794 предусмотрено, что единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В силу пункта 10 Положения № 794, нарушение которого Отдел вменяет Учреждению, к постоянно действующим органам управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне относятся структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

В ходе судебного разбирательства Отдел не разъяснил, каким именно нормативным правовым актом дошкольные образовательные учреждения отнесены к организациям, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Согласно статье 12 Закона об образовании от 10.07.1992 № 3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.

На основании пункта 16 статьи 28 Закона об образовании установление федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера … отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования.

В настоящее время федеральными органами государственной власти в сфере образования не установлены требования к образовательным учреждениям в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статьей 14 Закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при этом, под обязанной организацией следует понимать организацию, уполномоченную на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны (ст.4 Закона № 68-ФЗ), а не любое юридическое лицо.

При этом, тот факт, что детский сад расположен в г. Новодвинске, отнесенном ко 2 группе по гражданской обороне, не наделяет автоматически все расположенные в таком городе организации обязанностями по решению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в такой области организации.

Учреждение представило справку от 23.04.2012 Администрации МО «Город Новодвинск» о том, что Детский сад №14 «Родничок» мобилизационного задания не имеет, не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, не является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.

С учетом изложенного, Отделом не доказано и судом не установлено, что детский сад является объектовым звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организацией, уполномоченной на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 №712 утверждено Положение «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Согласно пунктам 1,2 Положения № 712 государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий:

- организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;

- организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти (п. 4 Положения № 712).

Приказом МЧС России от 09.08.2010 № 382 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 4 Административного регламента установлено, что объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Суд считает обоснованными доводы заявителя о том, что детский сад не является федеральным органом исполнительной власти и его территориальным ор­ганом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного caмоуправления; не относится к потенциально опасным объектам, объектам экономики, обеспечивающим жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения); не является объектом, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, у Отдела не имелось правовых оснований для проведения плановой проверки в отношении Учреждения.

Кроме того, судом рассмотрены по существу нарушения, обязанность устранения которых возложена оспариваемым Предписанием на детский сад.

Пунктами 1,3 Предписания учреждению вменены нарушения пунктов 4,5 Положения № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны». Пункт 1 названного Положения определяет основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения. Детское дошкольное учреждение не относится к вышеперечисленным органам власти и организациям. Следовательно, требования Положения №841 на заявителя не распространяются.

Пунктом 2 Предписания установлено, что в МДОУ «Детский сад №14 «Родничок» не назначено в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит: учет средств радиационной и химической защиты (далее СИЗ), содержания помещения СИЗ, обеспечение и готовности к применению СИЗ, что является нарушением пункта 1.4 приказа МЧС Российской Федерации от 27.05.2003 № 285 "Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля"

Согласно пункту 1.4. Приказа №285 в организациях, использующих и накапливающих средства радиационной и химической защиты, назначаются в установленном порядке должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.

В рассматриваемом случае административным органом не представлено доказательств подтверждающих, что МДОУ «Детский сад №14 «Родничок» использует и накапливает средства радиационной и химической защиты. Следовательно, положения Приказа №285№285 на дошкольное образовательное учреждение не распространяется.

Пунктом 4,9 оспариваемого предписания установлено, что МДОУ «Детский сад №14 «Родничок» не создана система оповещения работников об опасностях, возникающих при проведении военных действий, а также не разработаны и не согласованы с органами местного самоуправления планы размещения работников и членов их семей в загородной зоне. Не получены ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений), что является нарушением пункта 8 Положения о гражданской обороне, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 и пунктов 16,16.2 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС) от 14.11.2008 № 687 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее - Приказ N 687).

Кроме того, согласно п. 16 Положения, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687, организации планируют и осуществляют мероприятия по обучению, созданию учебной материально-технической базы только в целях решения задач в области гражданской обороны, необходимость осуществления которых ответчиком не обоснована.

Пунктами 5,6,8 оспариваемого предписания установлено, что учреждением нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» и нарушения пунктов 2-6 Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств №379 от 27.04.2000.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 года № 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - Положение).

Пунктом 3 Положения установлено, что запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

Пунктом 4 Положения установлено, что номенклатура и объемы запасов для обеспечения соединений и воинских частей войск гражданской обороны определяются исходя из табелей их оснащения.

Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Пунктом 6 Положения установлено, что определение номенклатуры и объемов запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб возложено на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.

При этом, исходя из подпункта «а» пункта 7 Положения, под организациями понимаются организации, находящиеся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Данный вывод подтверждается пунктом 4 Приказа МЧС РФ от 09.08.2010 № 381 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны», согласно которому объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).

Доказательства того, что Детский сад №14 «Родничок» относится к указанным выше организациям отделом не представило.

Пунктами 11,12,13 оспариваемого предписания установлено, что не создана группа по повышению устойчивости функционирования (далее ПУФ) организации в чрезвычайных ситуациях (далее ЧС) мирного и военного времени; не разработано и не утверждено в установленном порядке положение о группе по ПУФ; не проводятся исследования по устойчивости функционирования зданий группой по ПУФ; не разработан план мероприятий по повышению устойчивого функционирования организации; эксплуатируемых учреждением, в условиях ЧС военного времени.

Согласно статьи 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

По мнению надзорного органа, мероприятия, указанные в пунктах 10-13 предписания, возложены на учреждение Положением об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 27.08.2007 № 156-па (далее в настоящем пункте - Положение № 156-па).

Суд считает, что Положение № 156-па касается только объектов экономики, к которым не относятся образовательные учреждения. Так в пункте 3 Положения № 156-па содержатся понятия устойчивости объекта экономики в мирное и военное время, под которыми понимаются:

- устойчивость функционирования объекта экономики в мирное время - это способность в условиях возникновения опасностей, вызванных источниками природного и техногенного характера, производить продукцию (оказывать услуги) в установленных номенклатуре, объемах и сроках с целью обеспечения жизнедеятельности населения;

- устойчивость функционирования объекта экономики в военное время - это способность производить продукцию в установленных номенклатуре, объемах и сроках, а также обеспечение жизнедеятельности персонала соответствующих предприятий в условиях войны.

Суд считает, что дошкольное образовательное учреждение не отнесено к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения и к объектам экономики, следовательно, требования надзорного органа являются незаконными.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным, предписание №2/4/1-14 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 10.02.2012, выданное Отделом надзорной деятельности г. Новодвинска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад №14 "Родничок" общеразвивающего вида."

Обязать Отдел надзорной деятельности г. Новодвинска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №14 "Родничок" общеразвивающего вида."

Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области в пользу муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №14 "Родничок" общеразвивающего вида" 2000 руб. расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.Г. Ипаев