ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-3448/14 от 26.05.2014 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  26 мая 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-3448/2014

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Север» (ОГРН <***>; место нахождения: 165150, г. Вельск, Архангельская обл., ул. Кирова, дом 23, стр. 1, пом. 11)

к ответчику – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 165150, г.Вельск, Архангельская обл., пл.Ленина, дом 37)

о признании недействительным решения № 07-30-14 от 23.01.2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Север» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения № 07-30-14 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушении от 23.01.2014, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В обоснование заявленных требований общество указало на отсутствие у него обязанности по представлению в налоговой орган уведомления о контролируемых сделках, а также на отсутствие вины в совершении правонарушения, поскольку заявитель руководствовался разъяснениями Минфина России, изложенными в письмах от 06.08.2013 № 03-01-18/31681, от 15.10.2012 № 03-01-18/7-141.

Определением суда от 27.03.2014 указанное заявление принято к рассмотрению суда в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу.

Ответчик представил отзыв на заявление, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Инспекция в обоснование законности и обоснованности вынесенного решения указывает, что обязанность по представлению уведомления о контролируемых сделках лежит на всех участниках сделки; обществом уведомление представлено в налоговый орган с нарушением установленного срока, что свидетельствует о наличии события правонарушения и правомерности привлечения к ответственности на основании статьи 129.4 НК РФ.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Общество 03.12.2013 представило в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ должностным лицом Инспекции составлен акт № 07-31/141 от 09.12.2013 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, в котором указано, что в нарушение пункта 1 статьи 105.16 НК РФ во взаимосвязи с положениями пункта 8.1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» обществом не исполнена обязанность по представлению в установленный срок уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году.

Общество представило в налоговый орган письменные возражения от 30.12.2013 на акт № 07-31/141 от 09.12.2013, в которых указало, что в его действиях отсутствует вина и событие налогового правонарушения, в связи с чем нет оснований для привлечения к ответственности по статье 129.4 НК РФ.

По итогам рассмотрения акта № 07-31/141 от 09.12.2013 и материалов проверки начальником Инспекции принято решение от 23.01.2014 № 07-30-14 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. Согласно вынесенному решению, за несвоевременное представление уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году, общество привлечено к ответственности по статье 129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 2500 руб. штрафа (с учетом применения обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, размер штрафа уменьшен вдвое).

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с апелляционной жалобой. Решением Управления от 21.02.2014 № 07-10/1/01898 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Полагая, что решение Инспекции от 23.01.2014 № 07-30-14 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением о признании решения недействительным.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.

Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.

На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.

Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя, изложенные в заявлении, возражения ответчика, указанные в отзыве на заявление, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее – Закон № 227-ФЗ) Налоговый кодекс Российской Федерации с 01.01.2012 дополнен разделом V.1.

Согласно пункту 1 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (пункт 2 статьи 105.16 НК РФ).

Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» срок представления уведомлений о контролируемых сделках, совершенных налогоплательщиком в 2012 году, установлен 20.11.2013.

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 НК РФ).

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой, если хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы.

Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн. рублей (абзац 2 пункта 3 статьи 105.14 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 105.1 НК РФ, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения

Как установлено в подпункте 3 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ, взаимозависимыми лицами признаются организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов.

В целях главы 14.1 НК РФ доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации. Долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей – непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации (пункты 1, 2, 5 статьи 105.2 НК РФ).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, в 2012 году физическое лицо ФИО1 являлся участником общества с долей участия в уставном капитале 80 % и участником общества с ограниченной ответственностью «Диал Север» (далее – ООО «Диал Север») с долей участия в уставном капитале 100 %.

Таким образом, заявитель по делу и ООО «Диал Север» являются взаимозависимыми лицами по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ. Данное обстоятельство обществом не оспаривается.

Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель по делу является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы.

В силу подпункта 3 пункта 2 и абзац 2 пункта 3 статьи 105.14 НК РФ применение одной из сторон сделок системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности) является основанием для признания сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми, при условии, что доход по сделкам между такими лицами за календарный год превысил 100 млн руб.

В соответствии с пунктом 9 статьи 105.14 НК РФ для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса.

Согласно уведомлениям о контролируемых сделках, представленных заявителем и ООО «Диал Север» сумма доходов, полученных ООО «Диал Север» по сделкам с заявителем (реализация продуктов питания, алкогольной продукции; аренда недвижимого имущества и оборудования), составила 139 688 248 руб.

В силу изложенного, сделки, совершенные в 2012 году между взаимозависимыми лицами (заявителем и ООО «Диал Север»), являются контролируемыми.

Заявитель полагает, что у него отсутствует обязанность по представлению в налоговой орган уведомления о контролируемых сделках, поскольку он не является лицом, которое поучило доход по сделкам с взаимозависимым лицом за 2012 год.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 105.16 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках, указываемые в уведомлении о контролируемых сделках, должны содержать информацию о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Форма уведомления о контролируемых сделках утверждена Приказом ФНС России №ММВ-7-13/524@. Этим же Приказом установлен Порядок заполнения формы уведомления о контролируемой сделке (далее – Порядок). В разделе II Порядка определена структура уведомления.

Согласно пункту 4.19 указанного Порядка в пункте 300 отражается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях.

В случае если в контролируемой сделке налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги и иные объекты гражданских прав), в поле 300 раздела 1А проставлятся «0».

В пункте 310 отражается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок) за календарный год в рублях.

В случае если в контролируемой сделке налогоплательщик реализует товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав), в поле 310 раздела 1А проставляется «0» (пункт 4.21 Порядка).

В силу пункта 5.17 Порядка в пункте 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» указывается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

В пункте 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» указывается стоимость предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе – исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета (пункт 5.18 Порядка).

Содержание пункта 1 и подпункта 4 пункта 3 статьи 105.16 НК РФ, а также перечисленных пунктов Порядка, позволяет прийти к выводу о том, что по одной и той же сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами, являющимися участниками сделки.

Таким образом, суд признает правомерной позицию ответчика о наличии у общества обязанности по представлению в Инспекцию в срок до 20.11.2013 уведомления о контролируемых сделках с ООО «Диал Север».

При этом, если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, для целей определения суммы доходов за календарный год может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки, определяемая с учетом порядка, установленного главой 25 НК РФ, с применением метода начисления.

Статьей 129.4 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 129.4 НК РФ, составляет, в том числе, нарушение срока представления уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году.

Как установлено судом, уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году, представлено обществом в налоговый орган 03.12.2013, то есть позднее установленного срока (20.11.2013).

Вменяемое обществу правонарушение заключается в нарушении срока предоставления уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году. Поскольку обязанность, установленная пунктом 2 статьи 105.16 НК РФ (с учетом изменений от 05.04.2013) заявителем в установленный срок, не была исполнена, в действиях общества имеется событие правонарушения, предусмотренного статьей 129.4 НК РФ.

Заявитель ссылается на отсутствие оснований для привлечения его к налоговой ответственности, поскольку он руководствовался правовой позицией Минфина России, изложенной в письмах от 15.10.2012 № 03-01-18/7-141 и от 06.08.2013 № 03-01-18/31681.

Согласно пункту 1 статьи 4 НК РФ и пункту 1 положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России, являющийся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Наряду с этим Министерство финансов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 34.2 НК РФ дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов

В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

В силу пункта 2 статьи 109 НК РФ при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности. Согласно же подпункту 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение им письменных разъяснений о порядке исчисления налога, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (названные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Таким образом, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции является основанием для неначисления налоговых санкций, а также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

В письмах от 15.10.2012 № 03-01-18/7-141, от 06.08.2013 № 03-01-18/31681 на которые ссылается заявитель, Минфин России обратил внимание, что согласно пункту 1 статьи 105.16 НК РФ данные уведомления направляют налогоплательщики. Статьей 19 НК РФ установлено, что ими являются физические лица и организации, на которые возложена обязанность уплачивать налоги. Проанализировав названные нормы, финансовое ведомство указало, что уведомить налоговый орган о совершенных в течение календарного года контролируемых сделках должно лицо, которое в соответствии с НК РФ уплачивает налоги в связи с получением доходов по таким сделкам.

Исполнение разъяснения Минфина России, данного в названных письмах, по мнению суда, исключает возможность привлечения заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Поскольку имеются основания, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, для освобождения налогоплательщика от налоговых санкций, суд признает оспариваемое решение инспекции незаконным.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с положениями статьи 100 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 197-201, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признании недействительным, проверенный на соответствие нормам Налогового кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт – решение от 23.01.2014 № 07-30-14, принятый Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Север».

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Север».

Взыскать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Север» 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Л.В. Шишова