АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
06 июля 2015 года | г. Архангельск | Дело № А05-3465/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена июня 2015 года
Решение в полном объёме изготовлено июля 2015 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Низовцевой А.М.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Павловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 и 29 июня 2015 года
дело по иску министерства финансов Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163000, <...>)
к муниципальному образованию "Вельский муниципальный район" Архангельской области в лице администрации (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 165150, г.Вельск, Архангельская область, ул.Советская, дом 52/15)
третьи лица: 1. Контрольно-счетная палата Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
2. общество с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальный системы" (место нахождения: 165150, <...>)
3. общество с ограниченной ответственностью "Кулой ЖКХ" (ОГРН: <***>; место нахождения: 165117, <...>)
4. общество с ограниченной ответственностью "СпецТеплоСтрой-Вельск" (ОГРН <***>; место нахождения: 165115, <...>)
5. общество с ограниченной ответственностью "Уют-Сервис" (ОГРН <***>; место нахождения: 165135, <...>)
6. общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоСервис" (ОГРН <***>; место нахождения: 165150, <...>)
7. Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
о взыскании 2 823 003 руб. 27 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца – ФИО1 (по доверенности от 26.12.2014),
от ответчика – ФИО2 (доверенность от 01.11.2014),
от третьего лица Контрольно-счетной палаты Архангельской области – ФИО3 (доверенность от 12.01.2015) и ФИО4 (доверенность от 12.01.2015);
установил: министерство финансов Архангельской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Вельский муниципальный район" Архангельской области в лице администрации (далее – ответчик, Вельский район) о взыскании 2 823 003 руб. 27 коп. межбюджетных трансфертов, выделенных на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, за период с 01.01.2012 по 31.12.2012.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер иска до 2 821 876 руб. 75 коп. в порядке возврата субвенций, выделенных на возмещение убытков, возникающих в результате разницы в тарифах на тепловую энергию в 2012 году. Уменьшение размера иска принято судом.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований не предмет спора, привлечены Контрольно-счетная палата Архангельской области (далее – КСП), ООО "Вельские коммунальный системы" (далее – ООО "ВКС"), ООО "Кулой ЖКХ", ООО "СпецТеплоСтрой-Вельск" (далее – ООО "СТС-Вельск"), ООО "Уют-Сервис", ООО "ТеплоЭнергоСервис", Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ).
Представитель истца в судебном заседании исковые требования в размере 2 821 876 руб. 75 коп. поддержал.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на иск и дополнениях к нему.
Представители Контрольно-счётной палаты Архангельской области позицию истца поддержали.
Другие третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
В судебном заседании 22 июня 2015 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 29 июня 2015 года.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов истца и возражений ответчика, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд пришёл к выводу об удовлетворении заявленного иска с учётом следующих обстоятельств.
В соответствии с областным законом от 24.10.2011 № 373-25-ОЗ "О внесении дополнения и изменения в областной закон "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления в 2012 году наделялись государственными полномочиями по предоставлению субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения. Этим же законом предусматривалось перечисление муниципальным образованиям из областного бюджета субвенций на осуществление государственных полномочий по возмещению убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 140 Бюджетного Кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
7 февраля 2012 года Министерство ТЭК и ЖКХ и Вельский район подписали соглашение № 203/04-06/4 о взаимодействии сторон при предоставлении и расходовании субвенций из областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в 2012 году. Данное соглашение было заключено в соответствии с Порядком предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения на 2012 год, утверждённым Постановлением Правительства Архангельской области от 01.02.2012 № 23-пп (далее – Порядок № 23-пп).
Во исполнение Порядка № 23-пп и соглашения от 07.02.2012 Министерство ТЭК и ЖКХ перечислило в бюджет Вельского района субвенции на общую сумму 76 903 009 рублей для предоставления субсидий теплоснабжающим организациям
В соответствии с Порядком № 23-пп Вельский район заключил с ООО "ВКС", ООО "Кулой ЖКХ", ООО "СТС-Вельск", ООО "Уют-Сервис", ООО "ТеплоЭнергоСервис" договоры о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования на покрытие убытков теплоснабжающим организациям, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов). Во исполнение данных договоров Вельский район в 2012 году перечислил теплоснабжающим организациям денежные средства в качестве субсидий.
Однако, в ходе проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой, было установлено, что Вельский район неправомерно выплатил теплоснабжающим организациям субсидии на общую сумму 2 821 876 руб. 75 коп. Эти обстоятельства зафиксированы в отчете по результатам проверки расходования средств областного бюджета от 30.12.2013 и акте встречной проверки на предприятии от 06.12.2013, а также предписании КСП от 31.12.2013 № 01-02/998.
Как следует из материалов дела и объяснений представителей сторон, неправомерные выплаты ООО "ТеплоЭнергоСервис", ООО "Уют-Сервис" и ООО "СТС-Вельск" на общую сумму 1 014 582,27 руб. были произведены за период с октября по декабрь 2012 года, когда у этих теплоснабжающих организаций отсутствовал тариф на тепловую энергию, установленный агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее – АТЦ").
Так, из представленных суду доказательств следует, что ООО "ТеплоЭнергоСервис", действующему на территории МО "Аргуновское" и МО "Пасьва", тарифы на тепловую энергию были установлен постановлениями АТЦ от 11.12.2012 № 90-э/11 и от 11.12.2012 № 90-э/10. Действующему на территории МО "Низовское" ООО "Уют-Сервис" тариф установлен постановлением от 11.12.2012 № 90-э/9. Данные тарифы введены в действие с 18 декабря 2012 года.
ООО "СТС-Вельск", действующему на территории МО "Пакшеньгское" и МО "Пуйское" тарифы, установленные постановлениями АТЦ от 26.12.2012 № 99-э/16 и от 26.12.2012 № 99-э/15, введены в действие с 30 декабря 2012 года.
Кроме этого, КСП установлено, что Вельский район неправомерно выплатил субсидии ООО "ВКС" на сумму 935 579,99 руб. и ООО "Кулой ЖКХ" на сумму 871 714,39 руб., всего на общую сумму 1 807 294 руб. 38 коп., вследствие завышения этими теплоснабжающими организациями объёма тепловой энергии, отпущенной населению в 2012 году.
В предписании КСП от 31.12.2013 № 01-02/998 Вельскому району предписано возвратить в областной бюджет 2 823 003,27 руб. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 01.08.2014 по делу № А05-3961/2014 Вельскому району было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания КСП от 31.12.2013 № 01-02/998.
Из указанной в предписании КСП денежной суммы Вельский район возвратил в областной бюджет 1126,62 руб., а в остальной части предписание оставлено без исполнения.
Поскольку до настоящего времени сумма излишне перечисленных теплоснабжающим организациям субсидий в областной бюджет не возращена, Минфин, ссылаясь на пункт 13 Порядка № 23-пп, обратился в суд с настоящим иском.
Заслушав представителей сторон, проанализировав материалы дела, суд исходит из того, что сложившиеся правоотношения между сторонами носят публично-правовой характер, поскольку касаются бюджетного финансирования по возмещению разницы в тарифах на тепловую энергию.
Статьёй 7 Федерального закона 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. В качестве таких принципов указаны обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей и обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Статья 10 указанного закона предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей. При этом согласно частям 14 и 15 статьи 10 наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Перечень потребителей или категорий потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Порядка № 23-пп предусмотрено, что в качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются:
одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований (без НДС), или, в случае их установления, льготные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую на нужды теплоснабжения муниципальных учреждений и населения с учетом субсидий из областного бюджета на закупку и доставку каменного угля в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, установленные агентством по тарифам и ценам Архангельской области (без НДС);
льготные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению муниципальных образований на нужды теплоснабжения, установленные агентством по тарифам и ценам Архангельской области (без НДС);
объем тепловой энергии, отпущенный населению теплоснабжающей организацией в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27 июля 2011 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Из материалов дела следует, что в спорный период с октября по декабрь 2012 года у ООО "СТС-Вельск", ООО "Уют-Сервис", ООО "ТеплоЭнергоСервис" отсутствовали тарифы на тепловую энергию, утверждённые в установленном законом порядке. Такие тарифы, установленные постановлениями АТЦ, были введены в действие только 18.12.2012 и 30.12.2012.
Следовательно, при отсутствии установленного тарифа, оснований для компенсации выпадающих расходов путём выплаты соответствующих субсидий у Вельского района не имелось.
В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию тарифы на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. Из содержания данной нормы права следует, что тариф устанавливается индивидуально для каждой теплоснабжающей организации, в связи с чем применение тарифа, установленного для другой теплоснабжающей организации, является нарушением действующего законодательства.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Вельский район, выплачивая субсидии ООО "СТС-Вельск", ООО "Уют-Сервис", ООО "ТеплоЭнергоСервис" за октябрь-декабрь 2012 года неправомерно руководствовался тарифами, установленными для других юридических лиц, чем нарушил пункт 6 Порядка № 23-пп. Это свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств на общую сумму 1 014 582,27 руб., полученных из областного бюджета с целью выплаты субсидий на покрытие убытков, причиненных государственным регулированием тарифов на тепловую энергию.
Также суд считает обоснованными доводы истца о том, что Вельский район неправомерно выплатил субсидии ООО "ВКС" и ООО "Кулой ЖКХ" на общую сумму 1 807 294 руб. 38 коп.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Пунктом 7 Порядка № 23-пп установлено, что уполномоченные органы местного самоуправления, на которые возложены функции по перечислению субсидии теплоснабжающим организациям, представляют в органы, осуществляющие санкционирование оплаты денежных обязательств:
договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (далее - договоры на возмещение убытков), заключенные органами местного самоуправления с теплоснабжающими организациями;
платежные документы на перечисление средств субсидий на счета теплоснабжающих организаций, открытые в кредитных организациях.
Согласно пункту 10 Порядка № 23-пп объём тепловой энергии, отпущенный населению на нужды теплоснабжения за 2012 год, теплоснабжающие организации подтверждают статистической отчетностью.
Пунктом 14 Порядка № 23-пп предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за нецелевое использование субвенции и недостоверность представляемых в соответствии с настоящим Порядком сведений, подтверждающих потребность в средствах субвенции.
В пункте 15 Порядка № 23-пп в случае выявления министерством ТЭК и ЖКХ и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области нарушения условий, установленных при предоставлении субвенции, соответствующий объем субвенций подлежит возврату в областной бюджет в бесспорном порядке.
В заключенном между министерством ТЭК и ЖКХ и Вельским районом соглашении № 203/04-06/4 от 07.02.2012 в пункте 4.2 предусмотрено, что Вельский район несёт ответственность за достоверность расчетов фактической потребности в средствах субвенции и отчетов об использовании субвенции. Пунктом 4.3 определено, что Вельский район осуществляет финансовую проверку использования субсидий теплоснабжающими организациями за 2012 год.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.
В пункте 2.4 договоров о предоставлении субсидий, заключенных Вельским районом с ООО "ВКС" и ООО "Кулой ЖКХ", предусмотрено, что фактический объем субсидии рассчитывается при оформлении между уполномоченной организацией (муниципальное образование) и теплоснабжающей организацией ежемесячных форм отчетности, а именно:
- акта фактического объема отпуска тепловой энергии для бытовых
нужд населения;
- акта-расчета фактической потребности в средствах в субсидии.
Акт фактического объема отпуска тепловой энергии для бытовых нужд населения в соответствии с пунктом 6 Порядка № 23-пп предусматривает расчет объемного показателя по отпуску тепловой энергии, отпущенного населению на нужды отопления и горячего водоснабжения, по показателям приборов учета или при их отсутствии - определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжения.
В пункте 2.3 договоров, заключённых с теплоснабжающими организациями, закреплено, что объём фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения определяется на основании актов приема-передачи, подписанных организациями, выполняющими функции управления многоквартирными домами или администрациями поселений (в случаях, если заключены договоры теплоснабжения физическими лицами напрямую с теплоснабжающими организациями или услуги управления жилыми домами выполняются самими же теплоснабжающими организациями) и теплоснабжающей организацией в рамках заключенных между ними договоров энергоснабжения (поставки тепловой энергии, горячей воды).
При этом, в договорах отсутствует ответственность теплоснабжающих организаций за достоверность предоставляемых сведений, подтверждающих потребность в средствах субсидии.
Как следует из материалов дела, в результате проверки КСП было выявлено, что объём тепловой энергии, отпущенной населению ООО "ВКС" за январь - декабрь 2012 года и предъявленный в акте-расчете фактической потребности в средствах субсидии на возмещение убытков в результате госрегулирования тарифов на тепловую энергию, завышен. В связи с этим потребность в субсидии на возмещение убытков за 2012 год завышена на 935 579,99 руб.
Данное завышение обусловлено тем, что объем тепловой энергии, отпущенной на горячее водоснабжение, был определен по нормативу, тогда как должны были учитываться показания внутриквартирных приборов учета горячей воды.
Тем самым ООО "ВКС" нарушены условия определения базовой величины для расчета размера субсидий, изложенные пунктом 6 Порядка № 23-пп, в части определения объема тепловой энергии, отпущенной населению на нужды теплоснабжения.
По результатам проверки ООО "Кулой ЖКХ" за 2012 год установлено, что этой теплоснабжающей организацией необоснованно получены субсидии на общую сумму 871 714,39 рублей. Данная теплоснабжающая организация при применении нормативов теплоснабжения исходила из общей площади домов, которые не были оборудованы приборами учета, тогда как следовало учитывать общую площадь только жилых помещений, поскольку нормативы потребления коммунальных услуг уже включают в себя расходы на отопление общедомового имущества.
Таким образом, Вельским районом не выполнены полномочия, определенные статьями 158 и 266 Бюджетного кодекса РФ в части принятия мер по обеспечению результативности, целевого характера использования бюджетных средств, обеспечению соблюдения получателем целевых межбюджетных трансфертов условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, а также по осуществлению финансового контроля.
Расчет суммы необоснованно полученных теплоснабжающими организациями субсидий указан в предписании КСП, и ответчиком документально не опровергнут. При этом суд установил, что при передаче кредиторской (дебиторской) задолженности Министерству ТЭК и ЖКХ по акту от 01.01.2013, взыскиваемые суммы излишне перечисленных субсидий не были учтены, так как выявились только в декабре 2013 года по результатам проверки КСП. Следовательно, спорные суммы не могли быть учтены Министерством ТЭК и ЖКХ при выплате субсидий в 2013 году.
В соответствии со статьёй 96 Областной закон от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области" (далее – Закон № 84-5-ОЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований были наделены государственными полномочиями по предоставлению субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, в том числе на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи органы местного самоуправления муниципальных образований при реализации переданных государственных полномочий по возмещению убытков осуществляют:
1) прием документов от организаций, осуществляющих деятельность, тарифы (цены) на которую подлежат государственному регулированию для перечисления им средств субсидий на возмещение убытков;
2) заключение договоров между органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями на перечисление субсидий;
3) перечисление субсидий на счета организаций, открытые в кредитных организациях;
4) контроль за целевым расходованием субсидий организациями.
Согласно статье 9 названного закона органы местного самоуправления начинают осуществление переданных им отдельных государственных полномочий со дня, установленного областным законом об областном бюджете, которым введена в действие соответствующая глава настоящего областного закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а если такой день не установлен - со дня вступления в силу указанного областного закона об областном бюджете (часть 1). Органы местного самоуправления заканчивают осуществление переданных им отдельных государственных полномочий после наступления основания прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (часть 2).
Согласно статье 1 Закона области от 29.10.2012 № 550-34-ОЗ, вступившем в силу с 01.01.2013, в соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ) и подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Закона № 84-5-ОЗ, государственные полномочия Архангельской области по предоставлению субсидий, в том числе на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, возвращены органам государственной власти Архангельской области. Возвращение государственных полномочий является основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области, за исключением городского округа "Новая Земля", соответствующих государственных полномочий Архангельской области и влечет последствия, установленные пунктом 4 статьи 10 Закона № 84-5-ОЗ.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 10 Закона № 84-5-ОЗ предусмотрено, что при наступлении одного из оснований прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в течение месяца финансовые средства, не использованные для осуществления отдельных государственных полномочий, подлежат перечислению в областной бюджет.
В силу абзацев 8 и 9 пункта 11 Порядка № 23, действовавшего в спорный период, в случае прекращения теплоснабжающей организацией регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения при наличии образовавшейся вследствие авансового перечисления задолженности у теплоснабжающей организации по субсидии излишне перечисленные средства подлежат возврату в бюджет.
Обязанность по взысканию с теплоснабжающей организации излишне перечисленных средств субсидии несут органы местного самоуправления. В случае невозможности взыскания с теплоснабжающей организации излишне перечисленных средств субсидии органы местного самоуправления производят возврат указанных средств в областной бюджет за счет собственных средств местного бюджета.
В связи с вышеизложенным, ссылка ответчика на то обстоятельство, что им принимаются меры для возвращения излишне перечисленных средств субсидий в бюджет, путем предъявления соответствующих исков к теплоснабжающим организациям, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Согласно пункту 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Полномочия Минфина на предъявление настоящего иска предусмотрены в пункте 62 Постановления Правительства Архангельской области от 18.02.2014 № 58-пп "Об утверждении Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области".
С учётом изложенного, с Вельского района за счет средств казны муниципального образования в пользу Архангельской области в лице Минфина взыскивается 2 821 876 руб. 75 коп. убытков в порядке возврата субвенций, выделенных для выплаты субсидий для покрытия разницы в тарифах на тепловую энергию в 2012 году.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика, который освобожден от её уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации как орган местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области в лице администрации (ОГРН <***>) за счет средств казны муниципального образования в пользу Министерства финансов Архангельской области (ОГРН <***>) 2 821 876 руб. 75 коп. убытков.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | А.М. Низовцева |