АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
23 августа 2017 года
г. Архангельск
Дело № А05-3490/2017
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2017 года
Решение в полном объёме изготовлено 23 августа 2017 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Болотова Б.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нехаевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ОГРН 1047855175785; место нахождения: 188304 Ленинградская область, Гатчинский район, г.Гатчина, ул.Соборная, д.31)
к ответчику – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566; место нахождения: 163000, г.Архангельск, ул.Садовая, дом 5, корп.1),
с привлечением к участию в деле:
- потерпевшего - муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (ОГРН: 1032902190111; место нахождения: 164530, Архангельская область, с.Холмогоры, наб. им. Горончаровского, 21);
- Прокуратуры Холмогорского района Архангельской области (место нахождения: 164530, Архангельская область, с.Холмогоры, ул. Ломоносова, 69-а);
- третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Захаровой Елены Евгеньевны (место жительства: г.Новодвиснк),
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: Малкова А.В. (доверенность от 19.01.2016);
ответчика: Сухановой Н.А. (доверенность от 27.01.2017);
Захаровой Е.В.: Захарова Е.В. (паспорт);
Администрации: не явился (извещен);
Прокуратуры: не явился (извещен),
установил:
публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, управление) от 10.03.2017 по делу №09-11/17-08 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Определением суда от 24.05.2017 к участию в деле привлечен потерпевший - муниципальное образование «Холмогорский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (далее – администрация), а также Прокуратура Холмогорского района Архангельской области (далее – прокуратура).
Определением суда от 21.06.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Захарова Елена Евгеньевна (далее – Захарова Е.Е.).
В обоснование предъявленных требований заявитель указал, что считает привлечение его к административной ответственности неправомерным, поскольку им были заключены договоры технологического присоединения для реализации которых необходимо размещение на земельных участках объектов электросетевого хозяйства, после утверждения администрацией схемы расположения земельных участков в связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" общество обращалось в администрацию с заявлением о выдаче разрешений на размещение объектов электросетевого хозяйства, однако ему было в этом неправомерно отказано. Кроме того, общество полагало, что допущенное правонарушение является малозначительным.
В судебном заседании представитель заявителя на предъявленных требованиях настаивал по мотивам, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях.
В судебном заседании представитель управления с заявлением общества не согласился по доводам, изложенным в отзыве, указав, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, деяние имеет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, обстоятельства его совершения учтены при назначении наказания.
В судебном заседании Захарова Е.Е. с заявлением общества не согласилась, пояснив, что общество разместило линии электропередачи в непосредственной близости от ее участка, при этом охранная зона указанной линии попадает на принадлежащей ей на праве собственности земельный участок, что препятствует его полноценному использованию. По мнению Захаровой Е.Е. у общества имелась возможность разместить опоры линии электропередач таким образом, чтобы это не нарушало ее права и законные интересы.
Администрация и прокуратура, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
В отзыве на заявление прокуратура пояснила, что винновое лицо подлежит привлечению к административной ответственности в случае доказанности его вины и при отсутствии процессуальных нарушений.
В отзыве на заявление администрация пояснила, что земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства обществу не предоставлялись, договоры аренды не заключались, плата не вносилась. По мнению администрации, заявитель установил и эксплуатирует линию 10 кВ и комплектную трансформаторную подстанцию (КТП-10/0,4 кВ) в д. Пустошка без оформления соответствующих документов, установленных действующим законодательством.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Захарова Е.Е., имеющая на праве собственности земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1500 (+/- 14) кв.м., расположенный по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, д. Пустошка (кадастровый номер: 29:19:061301:16), обратилась в прокуратуру с заявлением, указав, что летом 2015 года монтажная организация провела ЛЭП ВЛ вдоль границ ее земельного участка. При установке опоры №7 ВЛ-10-59-02 не соблюдена охранная зона, вследствии чего она не может полноценно пользоваться частью своего земельного участка (около 2 соток).
В ходе проверки вышеназванного обращения прокуратура установила, что в рамках инвестиционного проекта «Строительство ВЛ-10 кВ, КТП-10/0,4 кВ и ВЛ-0,4 кВ» для обеспечения технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств жилых домов в д.Пустошка Холмогорского района Архангельской области» подрядной организацией обществом с ограниченной ответственностью «Элфак» разработан рабочий проект для подключения заявителей к электрическим сетям. Распоряжением администрации от 25.02.2015 №288 «О предварительном согласовании места размещения объекта» утвержден акт выбора земельных участков и согласовано место размещения комплектной трансформаторной подстанции и опор ВЛ-10 кВ в д.Пустошка муниципального образования «Койдокурское». Строительные работы завершены с передачей объектов на баланс Холмогорского РЭС 16.02.2016. При этом, по информации Комитета по управлению имуществом администрации, сетевая организация не приняла мер по оформлению земельных участков для КТП и под опоры электролинии и заключению договоров аренды.
Письмом от 12.01.2017 №167ж-2016 прокуратура направила материалы проверки в управление для решения вопроса о целесообразности привлечения виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения вышеназванных материалов управление установило, что общество использует земельный участок общей площадью 161,8 кв.м. в кадастровом квартале 29:19:061301 по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, д. Пустошка для размещения КТП-10/0,4 кВ и ВЛ-10кВ без разрешения правообладателя земельного участка и без оформленного в установленном порядке права владения или пользования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 02.02.2017 и вынесения постановления о назначении административного наказания от 10.03.2017 по делу №09-11/17-08, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Несогласившись с вышеназванным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.
Оценив доводы и доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд считает заявление общества не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В абзаце 2 пункта 1 Постановления от 17.02.2011 №11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных этим пунктом.
Администрация, осуществляющая права собственника спорного земельного участка, в отзыве на заявление сообщила, что земельные участки для размещения объектов общества ему не предоставлялись, договоры аренды на земельные участки – не заключались.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, общество ни управлению, ни суду не представило, ссылки заявителя на распоряжение администрации от 25.02.2015 №288 «О предварительном согласовании места размещение объекта» таким доказательством не является, поскольку пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно части 16 статьи 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ, то есть для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
При этом, в соответствии с указанной выше статьей общество должно было обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указав предусмотренную пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ информацию, и по результатам рассмотрения уполномоченным органом заявления подписать направленный последним проект договор и представить его в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения проекта указанного договора.
Однако, общество этого не сделало, а самовольно решило занять земельный участок, указанный в распоряжении администрации «О предварительном согласовании места размещения объекта» от 25.02.2015 №288.
Не может суд согласиться и с доводами общества об отсутствии оснований для привлечения его к административной ответственности ввиду вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Действительно, пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300, предусмотрено, что к указанным видам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Вместе с тем, указанное не означает безусловное право общества на размещение спорных объектов в любых местах по собственному усмотрению, то есть самовольно.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута, утвержден Постановлением Правительства Архангельской области от 17.03.2015 №103-пп (далее – Порядок №103-пп).
Согласно пункту 1 вышеназванного Порядка №103-пп размещение объектов осуществляется на основании разрешений органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Такого разрешения обществом получено не было.
Тот факт, что общество не согласно с действиями администрации, отказавшей в выдаче разрешения на размещение объекта, не является основанием для самовольного занятия земельного участка или его части.
Более того, общество обращалось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об обязании в течении 10 дней с момента вступления в законную силу судебного решения выдать разрешение сроком на 49 лет на размещение воздушной линии электропередач 10 кВ, кадастровый квартал 29:19:061301, площадь земель – 115 кв.м. в д.Пустошка муниципального образования «Койдокурское» Холмогорского района Архангельской области, однако, в порядке части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отказалось от предъявленных требований к администрации. Определением Арбитражного суда Архангельской области от 20.10.2016 по делу №А05-7807/2016 отказ общества от предъявленных требований принят, производство по делу прекращено.
Материалами дела, в том числе актом проверки прокуратуры от 11.01.2017, фототаблицами, актом №23-16 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 16.02.2016, актом о приемке-передаче здания (сооружения) от 16.02.2016 №23-16 подтверждается и обществом по существу не оспаривается, что на земельном участке общей площадью 161,8 кв.м. в кадастровом квартале 29:19:061301, расположенном по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, д. Пустошка, заявитель разместил КТП-10/0,4 кВ и опоры ВЛ-10кВ.
Указанный земельный участок для этих целей обществу в установленном порядке не предоставлялся, разрешение уполномоченного органа на размещение объектов без предоставления земельного участка – не принималось.
С учетом изложенного, суд считает доказанным факт самовольного занятия обществом земельного участка, в том числе использование этого земельного участка в отсутствии прав на указанный земельный участок, то есть совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Не находит суд оснований согласиться с обществом о малозначительности допущенного деяния.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом, как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд полагает, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям присутствует, поскольку действия общества по самовольному занятию земельного участка повлекли за собой нарушения как прав администрации, так и прав Захаровой Е.Е.
Распоряжением администрации от 25.02.2015 №288 «О предварительном согласовании места размещения объекта» утвержден акт выбора земельных участков для строительства комплектной трансформаторной подстанции (КТП – 10/0,4 кВ) и опор ВЛ-10 кВ., а также схема расположения земельных участков в кадастровом квартале 29:19:061301, а также установлена охранная зона для линии внешнего электроснабжения ВЛ-10 кВ вдоль воздушной линии электропередачи в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 10 метров (СИП в границах населенного пункта).
Согласно пояснениям общества прокурору от 27.12.2016 №24-70/79 охранная зона ВЛ-10 кВ для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов, составляет 5 метров по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении, что соответствует Приложению к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее – Постановление №160).
Пунктом 8 Постановления №160 закреплено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
В пункте 10 Постановления №160 определено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе:
- строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
- посадка и вырубка деревьев и кустарников.
Согласно утвержденной распоряжением администрации от 25.02.2015 №288 схемы расположения земельных участков, расстояние от опоры №7 до границы земельного участка, принадлежащего Захаровой Е.Е., должно составлять 5,5 метра, то есть не нарушать ее права и законные интересы как собственника земельного участка.
Вместе с тем, согласно акту проверки прокурора опора №7 ВЛ-10-59-02 расположена у границы земельного участка Захаровой Е.Е., при этом охранная зона данной опоры (5 метров) ориентировочно на 4,4 метра распространяется на территорию данного земельного участка.
Таким образом, общество не только самовольно использовало земельный участок, но и сделало это вопреки согласованной схемы расположения земельных участков, существенно ограничив права Захаровой Е.Е., как собственника земельного участка с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства.
К настоящему моменту права Захаровой Е.Е. как собственника земельного участка обществом не восстановлены.
Ссылки общества на необходимость соблюсти расстояние до проезжей части суд считает необоснованными, так как расположение опоры №7 согласовано на расстоянии 2,8 метра от дороги, что не нарушает пункт 2.5.214 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 20.05.2003 №187 (расстояние по горизонтали от основания опоры ВЛ до кювета или бортового камня проезжей части улицы (проезда) должно быть не менее 2,0 м; расстояние до тротуаров и пешеходных дорожек не нормируется).
Ссылки общества на договоры технологического присоединения и обращения к администрации с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта без предоставления земельного участка не имеют значения для вывода о законности оспариваемого постановления.
При этом, суд считает необходимым отметить, что из акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией №23-16 от 16.02.2016 следует, что началом работ является март 2015 года, окончанием – декабрь 2015 года, в то время, как договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям заключены 23.09.2013, то есть за 1,5 года до начала строительства, что свидетельствует о достаточности срока на получение необходимых прав на земельные участки в целях их исполнения, а также 01.02.2016, 24.05.2016, то есть уже после завершения строительства объектов электросетевого хозяйства.
Первое обращение к администрации с заявлением о выдаче разрешение на размещение объекта датировано 07.10.2015, получено администрацией 22.10.2015, то есть через 7 месяцев после начала строительства.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к требованиям действующего законодательства, что также не позволяет признать правонарушение малозначительным.
На наличие каких-либо нарушений управлением процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении, которые не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, общество не сослалось, а суд не установил.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения предъявленного требования у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу №09-11/17-08 от 10.03.2017, принятого в г.Архангельске Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1047855175785, находящегося по адресу: 188304, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Соборная д. 31.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
Б.В. Болотов