АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
15 декабря 2020 года | г. Архангельск | Дело № А05-3530/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2020 года
Полный текст решения изготовлен декабря 2020 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Вахловой Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колбасиной М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Лето" (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: Россия 165680 Архангельская область, с.Ильинско-Подомское Вилегодского района, ул.Зеленая, д.8)
к ответчикам:
1) Администрации муниципального образования "Вилегодский муниципальный район" (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: Россия 165680, Архангельская область, с.Ильинско-Подомское Вилегодского района, ул.Советская, дом 32)
2) Комитету по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования "Вилегодский муниципальный район" (ОГРН <***>; ИНН <***>: адрес: Россия 165680, Архангельская область, с.Ильинско-Подомское Вилегодского района, ул.Советская, дом 32)
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес:163000, <...>)
- Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес:163000, <...>)
- общество с ограниченной ответственностью "Павловск ЖКХ" (ОГРН <***>; ИНН <***>: адрес: Россия 165682, Архангельская область, с.Павловск Вилегодского района, дом 21)
о взыскании 3 073 286 руб. 59 коп.,
при участии в заседании представителей:
от истца – ФИО1 (доверенность от 01.03.2020),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лето" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Вилегодский муниципальный район" о взыскании 50 000 руб., в том числе 48 000 руб. убытков в виде затрат, понесенных в связи с оказанием услуг водоснабжения и водоотведения в п. Павловск, п. Быково, п. Сорово Вилегодского района Архангельской области в период с августа 2016 года по июль 2018 года по концессионному соглашению №1-ксв/2016 от 05.08.2016, расторгнутому в связи с неверно выполненным расчетом срока действия соглашения, 1 000 руб. расходов на проведение бухгалтерской экспертизы, 1 000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.08.2019 по 23.03.2020 и по день фактической оплаты долга.
Определением суда от 22.04.2020 исковое заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства; 11.06.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В ходе рассмотрения дела истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) увеличил размер исковых требований до 3 073 286 руб. 59 коп., из которых 2 848 162 руб. 08 коп. – убытки в виде затрат по услугам водоснабжения и водоотведения, 89 000 руб. – расходы на проведение бухгалтерской экспертизы, 136 124 руб. 51 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 19.08.2019 по 18.05.2020. Также истец настаивает на взыскании процентов по день фактической оплаты долга.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик и третьи лица, будучи надлежаще уведомленными, в заседание не явились.
Администрация МО «Вилегодский муниципальный район» в отзыве и дополнительных возражениях иск не признает, считает, что истец как участник конкурса на право заключения концессионного соглашения должен был оценить возможности реализации мероприятий по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения еще на этапе формирования конкурсного предложения и подтвердить возможность достижения им значений критериев конкурса; на этапе формирования предложения на конкурс должен был выявить некорректные отражения показателей конкурсной документации; истец не доказал наличие со стороны ответчика нарушения условий концессионного соглашения; расчет убытков необоснован, так как представленные в нем статьи затрат являются косвенными и не имеют прямого отношения к предмету соглашения.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования "Вилегодский муниципальный район" в отзыве заявленные требования не признает, ссылается на то, что формируя конкурсное предложение при общей величине капитальных вложений 3 560,1 тыс. руб. при сроке действия концессионного соглашения 10 лет и при отсутствии финансирования со стороны концедента, позволившее стать победителем конкурса, ООО «Лето» должно было реально оценить свои возможности.
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в мнении на иск указало, что Министерство в рамках оказания помощи по подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, расположенных на территориях сельских поселений «Павловское» и «Селянское», направило в адрес Администрации рекомендуемый перечень основных мероприятий и плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также рекомендации по сроку действия концессионного соглашения – 15 лет. После заключения концессионного соглашения со сроком на 10 лет постановлением Министерства от 30.11.2017 была утверждена новая инвестиционная программа предприятию в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018-2030 годы, однако УФАС отказалось согласовывать изменения, касающиеся срока действия соглашения; соглашением от 31.07.2018 концессионное соглашение было расторгнуто. Поскольку отчеты об исполнении инвестиционной программы в период ее действия в адрес Министерства не поступали, фактическое исполнение инвестиционной программы принято равным нулю.
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области в письменных пояснениях указало, что 18.10.2016 Агентство отказало Обществу в установлении тарифов на воду и услуги водоотведения ввиду непредоставления утвержденной инвестпрограммы; УФАС отказало в согласовании изменения условий концессионного соглашения, и Общество письмом от 17.01.2018 № 36 отозвало заявление об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.
ООО «Павловск ЖКХ» в пояснениях указало, что с 01.08.2018 заключило с Администрацией договор аренды муниципального имущества и в настоящее время является ресурсоснабжающей организацией по водоснабжению в п. Павловск, д. Быково, д. Сорово. Расчеты за оказанные услуги с юридическим лицами производятся по приборам учета, с населением – по нормативам.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьих лиц в порядке статьи 156 АПК РФ.
Заслушав истца, исследовав имеющиеся материалы дела, суд пришел к следующему.
По результатам проведенного конкурса между МО «Вилегодский муниципальный район» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования "Вилегодский муниципальный район" (концедент) и ООО «Лето» (концессионер) заключено концессионное соглашение № 1-ксв/2016 от 05.08.22016, по которому концессионер обязался за свой счет выполнить мероприятия по созданию и реконструкции муниципального имущества, право собственности на которое принадлежит и (или) будет принадлежать концеденту, и осуществлять эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территориях МО «Павловское» и МО «Селянское», а концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
При этом, под реконструкцией (модернизацией) объекта понимается выполнение мероприятий по модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества и дальнейшее использование (эксплуатация) Объекта концессионного соглашения по назначению.
Объекты Соглашения, подлежащие реконструкции, принадлежат Концеденту на праве собственности. Перечень документов, удостоверяющих право собственности Концедента на объекты соглашения, составляют приложение №2 к настоящему соглашению (пункт 2.2).
Согласно пункту 2.5 Соглашения обязанность концедента по передаче концессионеру прав владения и пользования объектом считается исполненной со дня государственной регистрации указанных прав Концессионера.
Концессионное соглашение прошло государственную регистрацию 14.02.2017.
По условиям Соглашения Концессионер обязан:
-выполнить задание и реконструкцию объекта в течение 10 лет (пункты 3.1, 7.2);
-разработать и представить на согласование концеденту развернутый график производства работ (с разбивкой по месяцам и указанием планируемых ежемесячных объемов выполнения работ по видам) по реконструкции объекта: на 2016 год до 01.09.2016, на последующие годы - до 1 декабря года, предшествующего году, в котором должны быть осуществлены соответствующие капитальные вложения (пункт 3.1);
-осуществлять за свой счет в отношении объектов Соглашения текущий и капитальный ремонт (пункт3.2);
-осуществлять мероприятия по подготовке территории, необходимой для создания и реконструкции объекта Соглашения (пункт 3.7);
-осуществить инвестиции, создание и реконструкцию объекта Соглашения в объемах и формах, указанных в Приложении №4 к настоящему Соглашению (пункт 3.9);
-осуществлять эксплуатацию объекта для водоснабжения и водоотведения по реализуемым ценам (тарифам) и в соответствие с установленными надбавками к ценам (тарифам) (пункт 6.5).
Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности по настоящему Соглашению, являются собственностью концессионера (пункт 4.6).
Согласно пункту 7.1, соглашение вступает в силу с момента подписания и действует в течение 10 лет.
Приложением № 2 к соглашению является План реализации мероприятий в рамках концессионного соглашения по реконструкции (модернизации) объектов муниципальных образований «Павловское» и «Селянское» со сроками их выполнения.
В приложении № 4 к соглашению указан перечень мероприятий по созданию и реконструкции (модернизации) объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территориях МО «Павловское» и МО «Селянское», а также предельный размер инвестиций с ежегодной разбивкой на весь период действия соглашения.
По акту приема-передачи от 05.08.2016 МО «Вилегодский муниципальный район» передало ООО «Лето» объекты концессионного соглашения: водопроводные и канализационные сети, водозаборные скважины и башни, станцию очистки, расположенные на территориях МО «Павловское» и МО «Селянское».
Постановлением Администрации МО «Вилегодский муниципальный район» № 433-од от 28.09.2016 утверждено Техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Лето» с периодом ее реализации: 2016-2025 годы.
Письмом от 02.12.2016 № 926 ООО «Лето» направило для утверждения в Министерство ТЭК и ЖКХ АО и НАО разработанную инвестиционную программу.
Поскольку представленное в пакете документов концессионное соглашение от 05.08.2016 № 1 ксв/2016 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципальных образований «Павловское» и «Селянское», находящихся в собственности муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», не содержало плановых показателей и долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, Министерство в соответствии с письмом от 20.12.2016 № 203/01-13/9568 вернуло инвестиционную программу на доработку.
Письмом от 19.04.2017 № 421 ООО «Лето» обратилось в адрес Министерства за повторным утверждением инвестиционной программы. Пакет документов для утверждения инвестиционной программы содержал концессионное соглашение от 05.08.2016 № 1 ксв/2016, которое включало в себя долгосрочные параметры регулирования и плановые показатели, которые при этом не соответствовали ранее рекомендованным Агентством по тарифам и ценам Администрации Архангельской области и Министерством значениям.
Письмом от 26.05.2017 № 313/1665 АТЦ по АО отказало в согласовании представленного финансового плана вследствие несоответствия размера нормативной прибыли, являющейся источником финансирования инвестиционной программы, показателю нормативного уровня прибыли, который был представлен Агентством Администрации для формирования конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
После внесения соответствующих корректировок ООО «Лето» обратилось в адрес министерства за утверждением инвестиционной программы в соответствии с письмами от 24.10.2017 № 686 и от 31.10.2017 № 697.
В целях урегулирования вопроса по внесению изменений в концессионное соглашение от 05.08.2016 № 1 ксв/2016 было принято совместное решение по определению новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, разработке новой инвестиционной программы и последующему обращению администрации и предприятия в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области для согласования изменений существенных условий концессионного соглашения от 05.08.2016 № 1 ксв/2016.
Агентство по тарифам и ценам письмом от 10.11.2017 № 313/3598 предложило вариант финансового плана на период 2018 - 2030 годы.
Министерство, согласно письму от 15.11.2017 № 203/01-15/9961, направило пакет документов на доработку и рекомендовало предприятию откорректировать инвестиционную программу с учетом предложений агентства.
ООО «Лето» в соответствии с письмом от 17.11.2017 № 739 повторно обратилось в Министерство за утверждением инвестиционной программы.
Агентство письмом от 27.11.2017 № 313/3772 согласовало финансовый план инвестиционной программы.
Постановлением Министерства от 30.11.2017 № 144-п была утверждена инвестиционная программа обществу «Лето» в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018-2030 годы.
МО «Вилегодский муниципальный район» и ООО «Лето» подписали соглашение от 14.12.2017 об изменении долгосрочных параметров концессионного соглашения от 05.08.2016 и срока его действия, установив, что концессионное соглашение вступает в силу с момента подписания и действует в течение 15 лет.
На основании утвержденной инвестиционной программы ООО «Лето» и Комитет по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации МО «Вилегодский муниципальный район» обратились в адрес УФАС по АО с просьбой согласовать изменения в условия концессионного соглашения от 05.08.2016 № 1 ксв/2016 в связи с необходимостью продления срока концессионного соглашения с 10 до 15 лет и изменением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера.
УФАС по АО письмами от 13.03.2018 № 05-09/1188 и от 07.02.2018 № 05-03/602 отказало в согласовании изменений условий концессионного соглашения от 05.08.2016 № 1 ксв/2016 в связи с тем, что представленные документы не подтверждают возникновение обстоятельств непреодолимой силы, как основания изменений условий концессионного соглашения.
31.07.2018 между МО «Вилегодский муниципальный район» и ООО «Лето» подписано соглашение о расторжении концессионного соглашения. Тогда же стороны подписали акт приема-передачи, по которому муниципальное имущество было возвращено его собственнику.
По утверждению истца, за период срока действия концессионного соглашения были произведены вложения и осуществлены мероприятия по модернизации объектов на сумму 2 848 162 руб. 08 руб. В подтверждение расходов истец представил Заключение эксперта по затратам, произведенным ООО «Лето» в рамках исполнения концессионного соглашения, составленное ИП ФИО2
По мнению истца, игнорирование рекомендаций Министерства ТЭК и ЖКХ АО об увеличении срока действия концессионного соглашения до 15 лет и проведение конкурса с учетом первоначальных расчетов, предложенных Агентством по тарифам и ценам, исходя из срока действия соглашения 10 лет, привели к причинению убытков в сумме 2 848 162 руб. 08 коп., которые общество «Лето» просит взыскать в рамках настоящего судебного спора с надлежащего ответчика. Также, истец настаивает на взыскании расходов по внесудебной экспертизе в сумме 89 000 руб., 136 124 руб. 51 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 19.08.2019 по 18.05.2020 и по день фактической оплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Главой 7.1 Закона N 416-ФЗ установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом N 416-ФЗ особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона N 416-ФЗ.
По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) (часть 1 статьи 39 Закона N 115-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. Полученные до расторжения договора денежные средства, если встречное удовлетворение получившей их стороной не предоставлено и обязанность его предоставить отпала, являются неосновательным обогащением получателя (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении").
На основании статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со статьей 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: 1) о возврате исполненного по недействительной сделке; 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Действующее законодательство в случае расторжения договора не предусматривает наступления иных последствий, кроме изложенных в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из искового заявления следует, что ООО «Лето» квалифицирует предъявленные к возмещению расходы как убытки, причиненные противоправными действиями ответчиков.
Между тем, неверная квалификация требований о возврате неосновательного обогащения как требований о возмещении убытков сама по себе не влечет отказ в удовлетворении иска.
Как в случае требований о возмещении убытков, так и в случае взыскания неосновательного обогащения истец должен доказать возникновение на его стороне негативных имущественных последствий, то есть в данном случае факт несения расходов на содержание и ремонт объектов водоснабжения и водоотведения, являвшихся предметом концессионного соглашения, расторгнутого сторонами.
Согласно Заключению эксперта, составленному ИП ФИО2, расходы ООО «Лето» в рамках исполнения ООО «Лето» концессионного соглашения за период с 01.08.2016 по 31.07.2018 составили 2 848 162 руб. 08 коп. Из Заключения усматривается, что в искомую сумму вошли расходы предприятия по оплате электрической и тепловой энергии, налогов, амортизационные расходы на оборудование, арендные платежи, зарплата сотрудников и стоимость материалов.
Согласно пунктам 1 и 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ услуги водоснабжения и водоотведения относятся к регулируемым видам деятельности.
Как следует из подпункта 5 пункта 2 статьи 3 Закона N 416-ФЗ, государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения основывается на принципе установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение в порядке, предусмотренном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э (далее - Методические указания).
При регулировании тарифа как цены, рассчитанной с применением метода экономически обоснованных затрат, предполагается, что применение такого тарифа не должно приводить к возникновению убытков на стороне субъекта регулирования. При формировании экономически обоснованных тарифов затраты регулируемой организации подлежат оценке уполномоченным органом с экономической точки зрения, при этом в расходы включаются не любые затраты, а только те, которые являются экономически обоснованными в соответствии с Основами ценообразования.
Оценка экономической обоснованности расходов, понесенных организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения, производится регулирующим органом при установлении тарифа, на основании представленных организацией документов, подтверждающих эти расходы.
Как следует из обстоятельств дела, тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для общества «Лето» не устанавливались.
Однако, истец в отсутствие тарифов в период с августа 2016 года по июль 2018 года оказывал потребителям трех населенных пунктов: п. Быково, п. Сорово, п. Павловск услуги водоснабжения, а в п. Павловск – и услуги водоотведения.
Заявленные истцом расходы фактически являются расходами ресурсоснабжающей организации, которые должны оплачиваться в составе платы за оказываемые услуги по отпуску воды и приему сточных вод, и, следовательно, не могут рассматриваться в качестве сумм, незаконно удерживаемых ответчиком.
Истец не представил документальных сведений об объемах оказанных им услуг, однако из налоговых деклараций ООО «Лето», составленных за период: август 2016 года - июль 2018 год, следует, что общий объем добытого ресурса (воды) за весь период действия концессионного соглашения составил 149 265 куб.м.
Из объяснений истца следует, что для ООО «Лето» тариф на услуги по водоснабжению предполагался в районе 73,08 руб./куб.м., на услуги водоотведения – 67,46 руб./куб.м. Для нынешней ресурсоснабжающей организации - ООО «Павловск ЖКХ», оказывающей в настоящее время услуги водоснабжения и водоотведения в п. Павловск, п. Быково, п. Сорово, постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13.10.2015 № 51-в/11 на 2018 год были установлены тарифы на водоснабжение – 37,92 руб./куб.м., на водоотведение – 70,97 руб./куб.м.
Суд отмечает, что стоимость коммунальных услуг, оказанных потребителям названных муниципальных образований в период с августа 2016 года по июль 2018 года, исчисленных с применением тарифов для нынешней ресурсоснабжающей организации, полностью покрывает расходы истца, связанные с эксплуатацией и модернизацией переданного по концессионному соглашению муниципального имущества.
То обстоятельство, что истец, будучи поставщиком коммунальных услуг, не вел учет отпускаемых коммунальных ресурсов, не может возлагать обязанность по оплате оказанных коммунальных услуг на ответчиков.
Суд также учитывает, что об обстоятельствах, свидетельствующих о невозможности исполнения условий концессионного соглашения в десятилетний период, истцу было известно уже в 2016 году. Несмотря на данные обстоятельства, истец, по его утверждению, на протяжении всего периода действия соглашения, вплоть до июля 2018 года продолжал выполнять мероприятия по реконструкции объектов концессионного соглашения без надлежащего оформления подтверждающих документов, что не может быть расценено как добросовестные действия.
При этом, заявленные истцом расходы, в том числе на приобретение используемых при ремонтно-восстановительных работах материалов, указаны только в Заключении ИП ФИО2 и документально не подтверждены, первичная документация в отношении понесенных затрат истцом не представлена.
Более того, о невозможности исполнения концессионного соглашения на согласованных условиях, истцу, как профессиональному участнику отношений по энергоснабжению, должно было быть известно в момент подписания данного соглашения (пункт 1 статьи 9 ГК РФ). Формируя конкурсное предложение при общей величине капитальных вложений 3 560 100 руб. при сроке действия концессионного соглашения 10 лет и при отсутствии финансирования со стороны муниципального образования, ООО «Лето» должно было реально оценить свои возможности и отказаться от заключения соглашения на указанных условиях.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что действия ответчиков, предложивших заключить концессионное соглашение на срок 10 лет, не находятся в прямой причинной связи с расходами истца на содержание и ремонт объектов водоснабжения и водоотведения. Поэтому исковые требования ООО «Лето» о взыскании 2 848 162 руб. 08 коп. убытков в виде затрат по услугам водоснабжения и водоотведения, 89 000 руб. расходов на проведение бухгалтерской экспертизы, 136 124 руб. 51 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.08.2019 по 18.05.2020 и по день фактической оплаты долга удовлетворению не подлежат.
По результатам рассмотрения дела в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на истца. Также, с ООО «Лето» в недостающей части взыскивается государственная пошлина в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лето» (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 36 366 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Н.Ю. Вахлова |