ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-3616/09 от 09.04.2009 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Архангельск

Дело №

А05-3616/2009

09 апреля 2009 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе:

судьи Панфиловой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой А.С.,

рассмотрев заявление и приложенные к нему документы Отдела государственного контроля и надзора в Архангельской области и Ненецком автономном округе Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

о привлечении к административной ответственности предпринимателя Сидельниковой Светланы Николаевны по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – не явился,

от ответчика – не явился,

установил: Отдел государственного контроля и надзора в Архангельской области и Ненецком автономном округе Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности предпринимателя Сидельниковой Светланы Николаевны по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации продукции.

Заявитель в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом.

Ответчик в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом, отзыв не представил.

Изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельству серии 29 № 001206400 от 04.08.2004г. Сидельникова Светлана Николаевна является предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности отдела госнадзора СЗМТУ Ростехрегулирования на 1 квартал 2009г., распоряжением СЗМТУ Ростехрегулирования № 6/08К от 12.03.2009г. государственным инспектором отдела госнадзора в Архангельской области и Ненецком автономном округе Абрамовой Н.Г. проведена проверка торгового отдела, принадлежащего предпринимателю Сидельниковой С.Н., расположенного в магазине «Зодиак» по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Кузнецова, дом 9. Объектом проверки выступали швейные изделия – одежда верхняя платьево-блузочного ассортимента при обращении (реализации, продаже), о чём составлен Акт проверки № 6/08К от 17.03.2009г.

В ходе проверки были отобраны образцы товара, о чём составлен акт отбора образцов от 12.03.2009г.

По результатам проверки в отношении предпринимателя Сидельниковой С.Н. и в её присутствии составлен Протокол об административном правонарушении № 6/08К-1 от 17.03.2009г. о совершении правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе отражены следующие выявленные нарушения:

1. ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение»:

- пункт 1.3   – на товарном ярлыке отсутствует информация для потребителя о нормативном документе, обязательным требованиям которого соответствует изделие – на блузе женской, арт. SMV 931; на товарном ярлыке отсутствует информация для потребителя о наименовании и местонахождении (адресе) изготовителя, о нормативном документе, обязательным требованиям которого соответствует изделие, о подтверждении соответствия (не проставлен знак соответствия системы ГОСТ Р ) – на блузе женской «CALISTA», арт. Б-82, юбке женской 425 65, юбке женской (сделано в России);

- пункты 1.3, 1.3.4, 1.14   – на товарном ярлыке отсутствует информация для потребителя о подтверждении соответствия в виде знака соответствия; отсутствует информация для потребителя на русском языке о наименовании и местонахождении (адресе) изготовителя, о стране изготовителе, артикуле, о составе сырья – блуза женская «Alicja».

2. ГОСТ 25294-2003 «Одежда верхняя платьево-блузочного ассортимента»: пункт 5.5.1   – размер изделий указан с нарушением данного ГОСТа, на товарных ярлыках не указаны полные величины основных размерных признаков (отсутствует рост изделия, обхват бёдер), обхват груди указан в половинной величине (маркировка на ярлыках – «46» и «48», фактически должно быть «92» и «96») – на всех проверенных изделиях.

В объяснениях к протоколу об административном нарушении от 17.03.2009г. предприниматель Сидельникова С.Н. выявленные нарушения не оспаривала, указал, что они будут устранены, на блузки сделан перевод, декларации соответствия заказаны на фирме поставщика.

Государственным инспектором отдела госнадзора в Архангельской области и Ненецком автономном округе Абрамовой Н.Г. в присутствии предпринимателя Сидельниковой С.Н. и понятых наложен арест на предметы административного правонарушения: блузу женскую «CALISTA» - 2 штуки, юбку женскую - 3 штуки, о чём составлен Протокол ареста от 17.03.2009г. Арестованный товар оставлен на хранение в торговом отделе у предпринимателя Сидельниковой С.Н. в магазине «Зодиак» по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Кузнецова, дом 9.

В соответствии с частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьёй 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьёй 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) – в размере от 4000 руб. до 5000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения.

Объектом административного правонарушений, предусмотренного данной нормой, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований государственных стандартов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартом в силу данной статьи признаётся документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации  и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.

Требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ).

В ходе проведённой проверки деятельности предпринимателя были установлены нарушения обязательных требований государственных стандартов ГОСТ 10581-91 и ГОСТ 25294-2003 по маркировке при реализации швейных изделий, одежды верхней платьево-блузочного ассортимента».

Пунктом 1.3 ГОСТ 10581-91 предусмотрено, что на товарных ярлыках должны быть указаны следующие реквизиты:

а) наименование страны – изготовителя,

б) фирменное наименование, местонахождение (адрес) изготовителя,

в) обозначение стандарта или технического документа, обязательным требованиям которого соответствует изделие,

г) наименование изделия,

д) артикул и (или) модель изделия,

е) размеры,

ж) информация (в соответствии с требованиями национальных систем сертификации),

и) сырьевой состав,

к) дата изготовления,

л) штриховой код товара (при его наличии),

м) товарный знак изготовителя (при его наличии),

н) специфическая информация об изделии для потребителя (при её необходимости).

При этом информация, перечисленная подпунктами а – ж пункта 1.3 ГОСТ 10581-91 является обязательной.

В соответствии с пунктом 1.3.4 ГОСТ 10581-91 реквизиты «состав сырья», «символы по уходу» являются обязательной информацией, представляемой потребителю. Реквизиты «состав сырья», «символы по уходу» указывают на специальной или контрольной ленте или ленте с товарным знаком. Допускается «сырьевой состав» указывать на товарном ярлыке.

Согласно пункту 1.14 ГОСТ 10581-91 реквизиты на ярлыках должны быть оформлены типографским, печатным или другим способом, хорошо читаемыми, изложены на государственном языке страны, где изготовлена продукция и где будет осуществляться её реализация. Информация для потребителей должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной. Соответствие продукции заявленной информации является обязательным требованием для изготовителя и продавца. Текст специфической информации для потребителя, данные, характеризующие изделие, допускается размещать на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице, или на групповой упаковке, или в сопроводительной документации к поставляемой продукции.

В соответствии с пунктом 5.5.1 ГОСТ 25294-2003 размер изделия для женщин обозначают величинами основных размерных признаков типовой фигуры в следующей последовательности: рост, обхват груди, обхват бёдер.

Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997г. № 1013, в который включены швейные изделия и трикотажные изделия.

Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утверждённые постановлением Госстандарта России от 10.05.2000г. № 26, предусматривают, что знак соответствия наносят как на сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации, так и непосредственно на продукцию (тару, упаковку) (пункт 4.6). Таким образом, нанесение знака соответствия на саму продукцию (тару, упаковку) является обязательным.

В соответствии с требованиями статьи 10 Закона от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

срок службы или срок годности товаров (работ), а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).

Информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 10 Закона от 07.02.1992г.
 № 2300-1, в силу требований пункта 3 статьи 10 данного закона, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой и иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

В связи с изложенным, на основании исследования материалов дела, судом установлен факт совершения предпринимателем Сидельниковой С.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение обязательных требований государственных стандартов.

Право должностных лиц органов стандартизации, метрологии и сертификации возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрено пунктом 66 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 2.3 Перечня должностных лиц Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, утверждённого Приказом Ростехрегулирования от 17.11.2004г. № 246 (зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2004г. № 6165).

Суд не усматривает оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку совершённое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причинённого ущерба, не являются обстоятельсвами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным, то есть не предполагает наступления вредных последствий.

Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004г. № 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Суд считает, что в данном случае присутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, поскольку в соответствии с положениями статей 11 и 46 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ целью введения стандартов является защита жизни или здоровья граждан.

Суд считает, что наличие маркировки на одежде (с указанием требуемых реквизитов) не простая формальность, а гарантия реализации качественного товара, соответствующего ГОСТ, а также соблюдения прав потребителя.

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могут послужить основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, не позволяющих полно и объективной рассмотреть настоящее дело, судом не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и (или) отягчающие административную ответственность.

При определении меры наказания суд, принимая во внимание, что предприниматель Сидельникова С.Н. привлекается к административной ответственности впервые, признала факты нарушений, приняла меры по их устранению, назначает ей административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 4000руб. с конфискацией предметов административного правонарушения, указанных в Протоколе ареста от 17.03.2009г.: двух блузок, трёх юбок, находящихся на хранении в торговом отделе предпринимателя Сидельниковой С.Н. в магазине «Зодиак» по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Кузнецова, дом 9.

Арбитражный суд, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Привлечь предпринимателя Сидельникову Светлану Николаевну, зарегистрированную в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Межрайонной ИМНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 04.08.2004г. за № 304290421700181, проживающую по адресу: Архангельская область, г.Котлас, ул.Кузнецова, дом 3-а, кв.42, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Конфисковать у предпринимателя Сидельниковой Светланы Николаевны, зарегистрированной в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Межрайонной ИМНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 04.08.2004г. за № 304290421700181, проживающей по адресу: Архангельская область, г.Котлас, ул.Кузнецова, дом 3-а, кв.42, предметы административного нарушения, указанные в Протоколе ареста от 17.03.2009г.: две блузки и три юбки, находящиеся на хранении в магазине «Зодиак» по адресу: Архангельская область, г.Котлас, ул.Кузнецова, дом 9.

Лицу, привлечённому к административной ответственности, внести или перечислить сумму административного штрафа на счёт Управления Федерального казначейства Минфина РФ по Санкт-Петербургу (СЗМТУ Ростехрегулирования). Расчётный счет 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Санкт-Петербургу, БИК 044030001, ОКАТО МО Адмиралтейского района Санкт-Петербурга 40262566000, ИНН 7839304330, КПП 783901001. Код бюджетной классификации 17211601000010000140.

Лицу, привлечённому к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в арбитражный суд документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Н.Ю. Панфилова