ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-3631/08 от 04.06.2008 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №

А05-3631/2008

Дата принятия (изготовления) решения 04 июня 2008 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания Калашниковой В.А.

рассмотрев в судебном заседании 28 мая 2008 года дело

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Технодрев»»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску

о признании незаконными решений от 20.06.2007 № 4061 и от 29.02.2008 № 1596 и обязании произвести зачёт

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 - директора

от ответчика – ФИО2 - доверенность от 14.12.2007

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Технодрев»» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о незаконными решений от 20.06.2007 № 4061 и от 29.02.2008 № 1596 и об обязании налогового органа произвести зачёт ошибочно перечисленных денежных средств в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – просит суд обязать налоговый орган произвести зачёт ошибочно перечисленных денежных средств по платёжным поручениям от 28.05.2007 № 37 на сумму 5 205 руб. и от 31.01.2008 № 6 на сумму 6 511 руб. в общей сумме 10 845 руб. (с учётом числящейся по сальдо расчётов на 27.05.2008 остатка) в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на страховую часть трудовой пенсии.

Инспекция с заявленным требованием не согласилась, считая, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами, проведение зачётов, возвратов неналоговых платежей в функции налогового органа не входит.

Суд, рассмотрев представленные в дело документы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, пришёл к выводу об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявитель перечислил в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации денежные средства по платёжным поручениям от 28.05.2007 № 37 на сумму 5 205 руб. и от 31.01.2008 № 6 на сумму 6 511 руб. в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на страховую часть трудовой пенсии и пеням по ним. При указании назначения платежа в поручениях вместо кода бюджетной классификации (далее – КБК) 18210202010061000160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии» был указан КБК 18210202030061000160 «Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии».

В результате ошибки сумма страховых взносов в размере 5 205 руб. была зачислена в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по коду №18210202030061000160 (согласно представленным в материалы дела данным налогового обязательства за период с 31.05.2007 по 13.02.2008) и в размере 6 511 руб. в уплату пеней по страховым взносам, направляемым на выплату страховой части пенсии.

Обнаружив допущенную ошибку, заявитель обратился в налоговый орган с заявлениями от 14.06.2007 и от 22.02.2008 о переносе сумм 5 205 руб. страховых взносов в виде фиксированного платежа (КБК18210202030031000160) и 6 511 руб. пеней на КБК 18210202010061000160 - на страховые взносы, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии.

Налоговый орган зачёт ошибочно уплаченных сумм страховых взносов и пеней по ним не произвел, приняв решения от 20.06.2007 № 10-15/4061 и от 29.02.2008 № 10-15/1596 об отказе заявителю в осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, мотивируя тем, что страховые взносы на страховую и накопительную часть трудовой пенсии не включены в налоговую систему РФ, не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами, в связи с чем налоговый орган не вправе осуществлять действия по проведению зачетов (возвратов) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Отказ налогового органа в проведении зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование послужил основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.

Из материалов дела следует, что заявитель в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) является страхователем и обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по страховой и накопительной части трудовой пенсии.

Согласно статьям 9 и 22 Закона №167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации подразделяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК №18210202010061000160), и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК №18210202020061000160).

Как установлено судом заявитель, производя уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии ошибочно указал КБК для уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа в размере 5 205 руб.

В данном случае страховые взносы от заявителя поступили в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на КБК, предназначенный для фиксированных платежей, плательщиком которых заявитель не является, что налоговый орган не оспаривает. При таких обстоятельствах, не вызывает сомнения тот факт, что в названном платежном документе КБК, предназначенный для уплаты сумм, указан ошибочно.

Согласно абзацу 6 статьи 3 Закона № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в определениях от 05.02.2004г. №28-О и 04.03.2004г. №49-О, страховой взнос на обязательное пенсионное страхование с учетом названных отличительных признаков налогов и страховых взносов, их разного целевого предназначения и различной социально-правовой природы не является налоговым платежом.

Вместе с тем, согласно статье 2 Закона №167-ФЗ, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

Статьей 25 Закона №167-ФЗ разграничены обязанности налоговых органов и органов Пенсионного фонда, а именно: контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В пункте 1 статьи 13 Закона №167-ФЗ установлено право страховщика – Пенсионного фонда Российской Федерации – и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Согласно разделу II Указаний «О порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 №168н, три первых знака двадцатизначного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. То есть администраторы бюджетных средств являются главными распорядителями средств соответствующего бюджета. В приложении 11 к названным Указаниям в качестве главного распорядителя средств федерального бюджета – администратора поступлений в бюджеты Российской Федерации под кодом 182 указана Федеральная налоговая служба.

На основании приведенных норм права Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.2004 №116н (в ред. от 02.05.2006 №73н), которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее – Порядок).

Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты. Решение администратора поступлений в бюджет о возврате (возмещении) поступлений в органы Федерального казначейства не представляется.

Следовательно, изложенный в решениях инспекции довод о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.

Кроме того, в соответствии с Приказом федеральной налоговой службы от 26 февраля 2008 г. №ММ-3-1/74@ «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (принятого в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации") на территориальные органы Федеральной налоговой службы, поименованные в приложении №1 к настоящему Приказу, возложены следующие полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба": контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов (сборов) и иных обязательных платежей; начисление пеней и штрафов; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Из анализа указанных норм права следует, что налоговый орган как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязан произвести зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

При этом, в соответствии с пунктом 14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Судом установлено, материалами дела подтверждено и налоговым органом не оспаривается, а данными, представленными Пенсионным фондом Российской Федерации подтверждается, что заявитель, производя уплату страховых взносов и, ошибочно указал не тот КБК. Денежные средства в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили, не оспаривается ответчиком. Заявления о зачёте в налоговый орган обществом были представлены.

Таким образом, требования заявителя по зачёту ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по платёжным поручениям от 28.05.2007 № 37 на сумму 5 205 руб. и от 31.01.2008 № 6 на сумму 6 511 руб. в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на страховую часть трудовой пенсии, правомерны. В связи с чем, заявленное требование с учётом уточнения его в судебном заседании об обязании налогового органа произвести зачёт в общей сумме 10 845 руб. (с учётом числящейся по сальдо расчётов на 27.05.2008 остатка денежных средств) в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на страховую часть трудовой пенсии, являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего организацию совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.

Государственная пошлина, уплаченная заявителем при предъявлении настоящего заявления в суд, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на Инспекцию. В связи с тем, что по заявленному обществом имущественному требованию она составляет 500 руб., расходы в указанной сумме подлежат взысканию с ответчика в пользу общества. Излишне уплаченная заявителем при обращении в суд госпошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату ему судом из федерального бюджета.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Архангельску в десятидневный срок с момента получения настоящего решения произвести Обществу с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Технодрев»» зачёт ошибочно перечисленных денежных средств в общей сумме 10 845 руб. платёжными поручениями от 28.05.2007 № 37 и от 31.01.2008 № 6 в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на страховую часть трудовой пенсии.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Технодрев»» 500 руб. расходов по государственной пошлине.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Технодрев»» из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной госпошлины при обращении в арбитражный суд.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова