АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
сентября 2020 года | г. Архангельск | Дело № А05-3642/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2020 года
Решение в полном объёме изготовлено сентября 2020 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Печурой М.А.,
рассмотрел в судебном заседании 14 сентября 2020 года дело по иску министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; адрес:Россия 163004, г.Архангельск, Архангельская область, пр.Троицкий, дом 49)
к ответчику – муниципальному образованию «Савинское» в лице администрации муниципального образования «Савинское» (ОГРН <***>; адрес:Россия 164288, рп.Савинский Плесецкого района, Архангельская область, ул 40 лет победы, д. 14)
о взыскании 6733536 руб.,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Контрольно-счётной палаты Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>),
при участии в судебном заседании представителей сторон: от истца - ФИО1 по доверенности от 09.01.2020, ответчика – ФИО2 по доверенности от 18.05.2020, третьего лица - ФИО3 по доверенности от 26.11.2019, ФИО4 по доверенности от 14.09.2020,
установил:
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к ответчику - городское поселение «Савинское» Плесецкого района Архангельской области в лице администрации городского поселения «Савинское» Плесецкого района Архангельской области о взыскании 6733536 руб., использованных необоснованно в рамках реализации адресной программы переселения в связи с завышением расселяемой площади.
Истец заявленное требование поддерживает, указал, что наименованием ответчика является наименование, указанное в ЕГРЮЛ.
Ответчик с требованием не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
КСП АО поддержало позицию истца.
Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 № 173-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018 годы» (далее - адресная программа переселения).
Указанная программа реализуется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с паспортом адресной программы переселения государственным заказчиком выступает министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.
Между министерством и муниципальным образованием «Плесецкий муниципальный район» был заключён договор от 29.07.2013 № 13ФП-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (далее - Договор № 13ФП-13) с дополнительными соглашениями.
Также договор от 29.07.2013 № 13ФП-3-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (далее - Договор № 13ФП-3-13) с дополнительными соглашениями был заключен министерством с муниципальным образованием «Савинское».
В соответствии с Договором № 13ФП-3-13 МО «Савинское» приняло на себя обязательства: обеспечить в пределах своей компетенции использование финансовой поддержки, предоставленной на финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 2.3.1); обеспечить реализацию мероприятий (этапов программы) территории муниципальных образований района в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 16 Закона № 185-ФЗ (пункт 2.3.2); принимать меры для обеспечения достижения целевых показателей реализации региональной программы на территории района, в сроки установленные настоящим пунктом договора (пункт 2.3.3); обеспечить выполнение плана мероприятий по переселению до 01.09.2017 (пункт 2.3.5); эффективно использовать средства финансовой поддержки в соответствии с целевым назначением и законодательством Российской Федерации (пункт 2.3.6).
К Договору от 29.07.2013 заключено дополнительное соглашение № 1 от 29.07.2013, согласно пункту 2.3.1. которого муниципальное образование обязалось принимать в пределах своей компетенции меры по обеспечению финансирования расходов за счет средств местного бюджета муниципального образования в объеме, предусмотренном региональной адресной программой и указанном в Приложении № 1 к Соглашению, в следующих случаях:
1) в случае заключения органами местного самоуправления муниципального образования муниципальных контрактов на строительство МКД или приобретение жилых помещений в таких домах застройщиков для переселения граждан из аварийного жилого фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную исходя из предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной региональной адресной программой для муниципального образования, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования;
2) в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилого фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования.
Приложением № 1 к дополнительному соглашению №1 Договора от 29.07.2013 установлен перечень аварийных жилых помещений, получивших финансовую поддержку в 2013 году в рамках региональной адресной программы.
На финансирование адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда 2013-2017 годы с учетом необходимости малоэтажного строительства МО «Савинское» предоставлены средства Фонда в размере 42 101 442,39 руб. и средства областного бюджета в сумме 6 024 410,49 руб.
В 2013 году в рамках исполнения программы МО «Савинское» в лице исполняющего обязанности Главы муниципального образования ФИО5, с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью «Билдинг Компани» в лице директора ФИО6, с другой стороны, заключили 32 муниципальных контракта на приобретение 32 жилых помещений общей стоимостью 51410 656,00 руб. Оплата происходила в два этапа: в 2013 году в сумме 39 311 264,00 руб. и в 2014 в сумме 11 627 420,00 руб.
В 2017 году в муниципальном образовании «Савинское» Плесецкого района «Савинское» контрольно-счетной палатой Архангельской области (далее - КСП АО) проведена проверка соблюдения законодательства при расходовании средств областного бюджета и средств государственной корпорации-Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на реализацию мероприятий, утвержденных в составе адресной программы переселения.
В ходе проведения контрольного мероприятия расселяемая площадь, указанная в Приложении №1 к Программе Архангельской области, была сверена с данными технических паспортов аварийных помещений, представленных сотрудниками администрации, и данными технических паспортов аварийных домов, предоставленными БТИ Архангельской области Плесецкого филиала по запросу Прокуратуры Плесецкого района. По результатам сравнения было выявлено, что завышение расселяемой площади, включенной в первый этап Программы, реализованный на территории МО «Савинское», составило 222,60 кв.м.
Таким образом, КСП АО пришло к выводу, что администрацией МО «Савинское» с учетом завышения расселяемой площади на 222,60 кв.м. при использовании средств финансовой поддержки в размере 6 733 536,00 руб., из них: средства Фонда - 5 903 964,38 руб., средства областного бюджета - 829 571,62 руб. нарушены положения III, V разделов адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 № 173-пп, п. 2.3.6. Договора от 29.07.2013 и п. 2.3.1. дополнительного Соглашения к Договору от 29.07.2013.
Результаты проверки отражены в акте от 18.10.2017.
По итогам проведенной проверки КСП АО направила в адрес МО «Плесецкий муниципальный район» представление от 18.01.2018 № 01-02/65.
В соответствии с письмом КСП АО от 24.01.2018 № 01-02/92 министерству, как главному распорядителю бюджетных средств, предложено принять меры к возврату в областной бюджет средств, предоставленных муниципальному образованию «Плесецкий муниципальный район» в сумме 11756 401,52 руб., из них: по МО «Савинское» - 6 733 536 руб.; по МО «Оксовское» - 5 022 865,52 руб.
Министерством на основании Договора № 13ФП-13 и Договора № 13ФП-3-13 было выставлено требование о возврате средств от 24.01.2020 № 203/02-35/430 в адрес главы Плесецкого муниципального района Архангельской области ФИО7 и главы городского поселения «Савинское» Плесецкого района Архангельской области ФИО8
Поскольку требование исполнено не было, министерство обратилось с настоящим исковым заявлением в суд.
Ответчик с требованием не согласен, при этом ссылается на то, что не завышал расселяемые площади при осуществлении программы. Ответчик считает, что площадь, указанная в технических паспортах жилых помещений, изготовленных БТИ и предоставленных МО «Савинское», является именно той площадью, которую надо было учитывать при реализации программы. Выделение средств фондом осуществляется при наличии утвержденной в субъекте РФ соответствующей программы, указания расселяемой площади в субъекте, установленной по представленным данным муниципальным образованием. Заявка на предоставление финансовой поддержки была одобрена Фондом, что свидетельствует о предоставлении всех документов и сведений и соответствие их действующему законодательству Российской Федерации. При получении документов и сведений субъектом РФ - Архангельской областью названный субъект также не имел претензий в отношении представленных сведений, в связи с чем включал в заявку названное муниципальное образование и информацию о площадях.Какие-либо изменения в программу истцом не были внесены.По мнению ответчика, важным является установление момента одобрения заявки Архангельской области самим фондом (до или после 01 августа 2013г.). Согласно Постановлению Правительства Архангельской области от 23.04.2013 № 173-пп «Об утверждении адресной программы Архангельской области, переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013 - 2018 годы», в рамках реализации мероприятий Программы по заявкам Архангельской области, одобренным правлением Фонда после 1 августа 2013 года, то есть, начиная со второго этапа Программы, при строительстве и (или) приобретении жилых помещений оплата общей площади построенных и приобретенных жилых в размере, превышающем общую площадь соответствующих расселяемых жилых помещений, осуществляются за счет средств Фонда; и областного бюджета. По мнению ответчика, на основании п.1.2 ст.20 ФЗ №185 проверку использования средств Фонда в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, коим аппарат контрольно-счетной палаты Архангельской области не является.Ответчик заявляет о пропуске срока исковой давности.Согласно принятой программе первый этап программы реализуется: II квартал 2013 года - IV квартал 2014 года, а второй этап реализуется в период: I квартал 2014 года - IV квартал.2015 года. В настоящем случае, денежные средства на реализацию программы поступили в МО «Савинское» в полном объеме в срок до 30.12.2013.Таким образом, срок исполнения программы по этапам был строго регламентирован, однако с момента окончания этапа программы и до 2020г., истец не обращался с исковыми требованиями в суд.Истец в начале осуществления программы, после получения документов, а также в ходе реализации программы, окончания ее этапов мог обнаружить несоответствия, на которые он ссылается в обоснование своего нарушенного права. Ответчик также считает, что спорные требования следует предъявлять в адрес Администрации МО «Плесецкий муниципальный район»
Министерство с доводами ответчика не согласилось, указало, что к полномочиям органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, органы местного самоуправления несут ответственность за достоверность и полноту предоставляемых в министерством сведений о площади аварийного жилищного фонда. Внесение изменений в программу переселения до вынесения решения суда по данному делу является преждевременным. Министерство не согласно с мнением ответчика о пропуске срока исковой давности. Министерство не согласно с доводом ответчика, что требование следует предъявлять в адрес администрации Плесецкого муниципального района Архангельской области, поскольку необоснованное расходование средств финансовой поддержки допущено именно администрацией поселения, а не администрацией Плесецкого муниципального района.
КСП АО поддержало позицию истца, указав следующее. Переселению в рамках выполнения адресной программы Архангельской области подлежат граждане, проживающие в многоквартирных домах. Данные технических паспортов аварийных помещений, представленных администрацией, не совпадают с данными технических паспортов аварийных домов, представленных БТИ. Технические паспорта помещений имеют разные подписи лиц и расшифровки подписей (подпись ФИО9 стоит как исполнителя, также она подписывает вместо руководителя БТИ), при их сопоставлении с техническими паспортами домов выявляется, что увеличение площадей квартир происходит за счет значительного увеличения длины МКД, в отдельных случаях (ул.Спортивная, д.3, д.5) в технических паспортах помещений конфигурированы оконные проемы, которые в технических паспортах на дома не значатся. Смежные помещения по нескольким адресам отражены зеркально, но имеют разные значения. По запросу КСП АО БТИ Плесецого филиала каких-либо документов, подтверждающих внесение таких изменений в технические паспорта помещений, не представлены. Поскольку площадь, указанная в технических паспортах помещений, превышала площади, указанные в паспортах всего дома, и технические паспорта аварийных домов вызывали сомнения, расселяемая площадь была сверена с данными технических паспортов на дома. Все спорные дома были признаны аварийными 12.12.2008, жилые помещения на момент признания домов аварийными имели деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствовали бы об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Технические паспорта на жилые помещения составлены уже после признания домов аварийными. Момент одобрения заявки значения не имеет. По мнению КСП АО, срок исковой давности не истек.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон и третьего лица, суд пришел к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Законом № 185-ФЗ регламентирована деятельность Фонда, созданного для целей финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 185-ФЗ целями деятельности Фонда в соответствии с федеральным законом являются обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что для достижения указанных в части 1 настоящей статьи целей Фонд осуществляет следующие функции: рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда; принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом; принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона № 185-ФЗ предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда представляет собой предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 14 Закона № 185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии, в том числе наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного
фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае
подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение
граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 16 Закона №185 региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона № 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
В силу части 2 указанной статьи средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи.
В целях получения средств Фонда, условия предоставления которых установлены статьей 14 Закона № 185-ФЗ, на территории Архангельской области принято постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 № 173-пп «Об утверждении адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018 годы».
Программой предусмотрены средства областного бюджета, в том числе средства Фонда, направляемые на ее реализацию. Участниками Программы Архангельской области являются муниципальные образования, имеющие на своей территории аварийный жилой фонд, переселение из которого осуществляется в рамках данной программы.
Задачей Программы является строительство и приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Основные мероприятия Программы:
- приобретение помещений в многоквартирных жилых домах;
- строительство многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
- предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, предоставление возмещения лицам в рамках исполнения судебных решений о возложении на муниципальные образования Архангельской области обязанности предоставить жилые помещения по договорам социального найма;
- снос аварийного жилищного фонда.
Переселению в рамках выполнения Программы подлежат граждане, проживающие в многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов и реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения, согласно приложению 2 к настоящей Программе.
Программа реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление установленных мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований.
Переселение граждан осуществляется путем предоставления выселяемому из жилого помещения гражданину - нанимателю и членам его семьи другого жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
В силу пункта 4 части 2 статьи 16 Закона N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.
В пункте 5 части 2 статьи 16 Закона N 185-ФЗ также определено, что региональная адресная программа должна содержать планируемые показатели выполнения указанной программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.
На основании пункта 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 17 Закона №185-ФЗ установлено, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федераций) в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, представляют сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территориях субъектов Российской Федерации, полученные от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных признавать в установленном Правительством Российской Федерации порядке жилые помещения непригодными для проживания, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.
Так показателями выполнения Программы являются, в частности, число переселенных жителей, общая площадь расселенных жилых помещений в аварийных многоквартирных домах.
Исходя из раздела 3 Программы общий объем финансирования обоснован расчетной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых взамен расселяемых жилых помещений в аварийных домах, и общей площадью жилых помещений, строящихся (приобретаемых) для расселения аварийных жилых домов в рамках программы.
В разделе 5 Программы установлено, что распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями Архангельской области - участниками Программы, в том числе объемы долевого финансирования за счет средств Фонда и областного бюджета, осуществляется в зависимости от суммарной площади жилых помещений многоквартирных жилых домов на территории отдельного муниципального образования, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, переселение граждан из которых запланировано в рамках Программы.
Таким образом, выделение средств фондом, осуществляется при наличии утвержденной в субъекте РФ соответствующей программы, указания расселяемой площади в субъекте, установленной по представленным данным муниципальным образованием. Предоставляемое жилое помещение гражданину должно быть равнозначно по площади, ранее занимаемому.
В соответствии со статьями 157, 265, 268.1 БК РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон №6-ФЗ), Законом Архангельской области от 30.05.2011 № 288-22-ОЗ «О контрольно-счетной палате Архангельской области» (далее – Закон № 288-22-ОЗ) третье лицо осуществляет контроль за исполнением бюджета Архангельской области, в том числе за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также контроль за законностью, результативностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образовании Архангельской области.
Таким образом, указанное выше контрольное мероприятие и проведенная в рамках этого контрольного мероприятия проверка обоснованности, целевого и эффективного использования средств областного бюджета и средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, проведены третьим лицом при наличии у него соответствующих полномочий.
В программу были включены следующие многоквартирные дома расположенные на территории МО «Савинское», а именно: п.. Кривозерко, д.11; <...>; <...> К переселению по указанным адресам согласно Программе планировалось 32 жилых помещения площадью 1504,7 кв.м (Приложение № 1 к Соглашению №1 от 29.07.2013 (в ред. Дополнительного соглашения № 4 от 25.08.2015).
В ходе проверки расселяемая площадь, указанная в Приложении № 1 к Программе, была сверена КСП АО с документами, предоставленными администрацией муниципального образования, а также с техническими паспортами аварийных МКД, предоставленными сотрудниками Плесецкого отделения Бюро технической инвентаризации. Выявленные отклонения по каждому дому сведены в Приложении № 2 к акту.
Согласно приложению 1 к Программе в МКД по адресу: ул.Спортивная, д.1 к расселению подлежат 2 помещения площадью 118,50 кв.м. В соответствии с техническим паспортом указанного многоквартирного жилого дома площадь квартир составляет 110,60 кв.м. Так, площадь квартиры 1 по ул.Спортивная, д.1 изменилась с 55,10 кв.м. до 63 кв.м, т.е. на 7,90 кв.м.
Согласно приложению 1 к Программе в МКД по адресу: ул.Спортивная, д.3 к расселению подлежат 3 квартиры площадью 181,70 кв.м. В соответствии с техническим паспортом указанного многоквартирного жилого дома площадь квартир составляет 112,40 кв.м. Так, площадь квартир 1 и 2 по ул.Спортивная, д.3 изменились с 28,30 кв.м. до 63,30 кв.м, т.е. на 35 кв.м. каждая.
Согласно приложению 1 к Программе в МКД по адресу: ул.Спортивная, д.5 к расселению подлежат 3 квартиры площадью 134,80 кв.м. В соответствии с техническим паспортом указанного многоквартирного жилого дома площадь квартир составляет 113,60 кв.м. Так, площадь квартир 1, 3 и 4 по ул.Спортивная, д.5 изменились с 56,80 кв.м. до 63,20 кв.м, с 28,40 кв. м до 35,80 кв.м, с 28,40 кв.м до 35,80 кв.м, т.е. на 6,40 кв.м, 7,40 кв.м, 7,40 кв.м соответственно.
Согласно приложению 1 к Программе в МКД по адресу: ул.Спортивная, д.6 к расселению подлежат 3 квартиры площадью 135,10 кв.м. В соответствии с техническим паспортом указанного многоквартирного жилого дома площадь квартир составляет 107,80 кв.м. Так, площадь квартир 1, 2 и 3 по ул.Спортивная, д.6 изменились с 28,80 кв.м. до 35,80 кв.м, с 26,40 кв. м до 36,20 кв.м, с 52,60 кв.м до 63,10 кв.м, т.е. на 7 кв.м, 9,80 кв.м, 10,50 кв.м соответственно.
Согласно приложению 1 к Программе в МКД по адресу: ул.Спортивная, д.8 к расселению подлежат 2 квартиры площадью 126,60 кв.м. В соответствии с техническим паспортом указанного многоквартирного жилого дома площадь квартир составляет 113,70 кв.м. Так, площадь квартир 1 и 4 по ул.Спортивная, д.8 изменились с 56,80 кв.м. до 63,30 кв.м, с 56,90 кв. м до 63,30 кв.м, т.е. на 6,50 кв.м, 6,40 кв.м соответственно.
Согласно приложению 1 к Программе в МКД по адресу: ул.Спортивная, д.12 к расселению подлежат 3 квартиры площадью 127,20 кв.м. В соответствии с техническим паспортом указанного многоквартирного жилого дома площадь квартир составляет 114 кв.м. Так, площадь квартир 2 и 4 по ул.Спортивная, д.12 изменились с 28,50 кв.м. до 35,70 кв.м, с 57 кв.м до 63,30 кв.м, т.е. на 7,20 кв.м, 6,30 кв.м соответственно.
Согласно приложению 1 к Программе в МКД по адресу: ул.Спортивная, д.15 к расселению подлежат 3 квартиры площадью 135 кв.м. В соответствии с техническим паспортом указанного многоквартирного жилого дома площадь квартир составляет 110 кв.м. Так, площадь квартир 1, 3 и 4 по ул.Спортивная, д.15 изменились с 55 кв.м. до 63,20 кв.м, с 27,50 кв. м до 35,80 кв.м, с 27,50 кв.м до 36 кв.м, т.е. на 8,20 кв.м, 8,30 кв.м, 8,50 кв.м соответственно.
Согласно приложению 1 к Программе в МКД по адресу: ул.Молодежная, д.12 к расселению подлежат 3 квартиры площадью 99,30 кв.м. В соответствии с техническим паспортом указанного многоквартирного жилого дома площадь квартир составляет 83,70 кв.м. Так, площадь квартир 2 и 4 по ул.Молодежная, д.12 изменились с 27,90 кв.м. до 35,60 кв.м, с 27,90 кв.м до 35,80 кв.м, т.е. на 7,70 кв.м, 7,90 кв.м соответственно.
Согласно приложению 1 к Программе в МКД по адресу: ул.Льва Толстого, д.6, к расселению подлежат 2 квартиры площадью 91,70 кв.м. В соответствии с техническим паспортом указанного многоквартирного жилого дома площадь квартир составляет 84,60 кв.м. Так, площадь квартиры 1 по ул.Льва Толстого, д.6 изменились с 28,80 кв.м. до 35,90 кв.м, т.е. на 7,10 кв.м.
Согласно приложению 1 к Программе в МКД по адресу: п.Кривозерко, д.11, к расселению подлежат 2 квартиры площадью 90,50 кв.м. В соответствии с техническим паспортом указанного многоквартирного жилого дома площадь квартир составляет 81,70 кв.м. Так, площадь квартиры 1 по п.Кривозерко, д.11 изменились с 54,50 кв.м. до 63,30 кв.м, т.е. на 8,80 кв.м.
Согласно приложению 1 к Программе, в МКД по адресу: <...>, к расселению подлежат 4 квартиры площадью 157,50 кв.м. В соответствии с техническим паспортом указанного многоквартирного жилого дома площадь квартир составляет 143,20 кв.м. Так, площадь квартиры 1 и 4 по ул.Набережная, п. Река Емца, д.6 изменились с 35,90 кв.м. до 36 кв.м, с 35,80 кв.м до 50,10 кв.м, т.е. на 0,10 кв.м, 14,30 кв.м соответственно.
Таким образом, по данным паспортов на жилые помещения, представленных МО «Савинское», площадь помещений указана в большем размере, чем площадь тех же помещений, указанная в паспорте на дом.
Как установлено КСП АО, данные, предоставленные к проверке согласно техническим паспортам аварийных помещений администрации МО «Савинское», не совпадают с данными из технических паспортов аварийных домов, предоставленных по запросу из БТИ Архангельской области Плесецкого филиала». Сумма выявленных отклонений (завышение) по расчету КСП составила 222.60 кв.м.
В пункте 5 статьи 15 ЖК РФ предусмотрено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, составляет жилищный фонд, который подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям) (части 1, 4 статьи 19 ЖК РФ).
Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Инструкция).
Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений (преамбула Инструкции).
В соответствии с пунктом 3.33 Инструкции подсчет площадей помещений производится в экспликации. При подсчетах следует пользоваться величинами, взятыми непосредственно при измерениях. Подсчеты производятся с точностью до одного десятичного знака.
Согласно пункту 3.34 Инструкции по каждой квартире, а также в целом по зданию подсчитываются: жилая площадь квартиры (квартир); площадь квартиры (квартир); общая площадь квартиры (квартир).
В пункте 3.36 Инструкции указано, что площадь квартиры жилого здания определяется как сумма площадей жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона №185-ФЗ аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Представленными в материалы дела данными технического паспорта на спорные многоквартирные дома подтверждается, что согласно экспликации к поэтажному плану здания многоквартирные дома имеют площадь меньшего размера, чем сумма площадей помещений (квартир), указанных в отдельных технических паспортах на квартиры. Увеличение расселяемой площади произошло за счет значительного увеличения отдельных квартир.
При этом суд учитывает, что перепланировка проводится в рамках исходной имеющейся площади, которая остается неизменной, касается работ только внутри помещения.
Согласно пункту 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312 при реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться: изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований - их частичная разборка, повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных), улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.
На основании статьи 51 ГрК РФ, а также статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Доказательства, обосновывающие увеличение площадей отдельных квартир, в материалах дела отсутствуют. При этом суд принимает доводы истца и третьего лица, что суммарная площадь квартир не может превышать площадь самого дома, как и отдельные параметры квартир (длина, ширина) не могут не соответствовать общим параметрам дома.
Ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены достоверные доказательства, что в момент включения в программу и ее реализации, площадь квартир стала иной, чем указана в технических паспортах многоквартирных домов, как и не представлено пояснений и доказательств, чем обусловлены увеличения площадей квартир, в том числе изменения, затрагивающие несущие конструкции зданий. Соответствующих доказательства увеличения параметров домов (длины, ширины), проведения реконструкции, ответчик не представил.
На основании изложенного КСП АО обоснованно установлено, что в связи с завышением расселяемой площади на 222,6 кв.м была завышена потребность в финансировании на 6733536 руб.
Суд не принимает довод ответчика о том, что в соответствии разделом 5 Программы при строительстве и (или) приобретении жилых помещений оплата общей площади построенных и (или) приобретенных жилых помещений в размере, превышающем общую площадь соответствующих расселяемых жилых помещений, должна осуществляться за счет средств Фонда и областного бюджета поскольку данный пункт распространяется на правоотношения, возникшие на основании заявок Архангельской области, одобренных правлением Фонда после 01.08.2013, т.е. начиная со второго этапа Программы, тогда как в данном случае рассматриваются правоотношения, возникшие в рамках реализации 1 этапа программы. При этом указанный в разделе 5 Программы случай распространяется на ситуации, когда муниципальное образование приобретает жилое помещение большей площади, чем гражданин ранее занимал, тогда как в рамках данного дела имеется спор относительно площади аварийных помещений, в которых проживали граждане.
Довод ответчика о том, что истцом не произведена корректировка Программы № 173 не исключает тот факт, что реализация первого этапа Программы на территории МО «Савинское» произведена с завышением расселяемой площади. Кроме того, при внесении изменений в программу переселения образуется разница между суммой средств, перечисленных Фондом, и суммой использованных средств, которая согласно положениям заключенных между министерством и Фондом дополнительных соглашений к договору от 28.10.2008 72-ЗС, а также соглашений об изменении дополнительных соглашений, должна быть одномоментно общей суммой возвращена в Фонд. Вместе с тем, администрацией поселения денежные средства в размере 6733536 руб. в областной бюджет не возвращены.
Довод ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности, судом отклоняется
Министерство как государственный заказчик программы переселения осуществляет нормативное правовое и методическое обеспечение реализации данной программы, включая разработку финансовых и организационных механизмов, что не подразумевает проверку сведений, предоставляемых органами местного самоуправления. В соответствии с положением министерства, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 № 128/-пп, к полномочиям министерства не относится проведение проверки реестра муниципального жилищного фонда.
Согласно части 6 статьи 22 Закона № 185-ФЗ ответственность за достоверность и полноту представляемой в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства отчетности возлагается на высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и глав муниципальных образований.
Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за достоверность и полноту предоставляемых в министерство сведений о площади аварийного жилищного фонда.
В 2017 году в муниципальном образовании «Савинское» КСП АО проведена проверка соблюдения законодательства при расходовании средств областного бюджета и средств Фонда, направленных на реализацию мероприятий, утвержденных в составе программы переселения. По итогам проведенной проверки КСП АО направила в адрес МО «Плесецкий муниципальный район» представление от 18.01.2018 № 01-02/65.
Министерству как главному распорядителю бюджетных средств, в соответствии с письмом КСП АО от 24.01.2018 № 01-02/92 предложено принять меры к возврату в областной бюджет средств, предоставленных муниципальному образованию «Плесецкий муниципальный район» в сумме 11756401 руб. 52 коп., в том числе по МО «Савинское» - 6733536 руб.
Поскольку срок исковой давности по рассматриваемому иску начинает течь с того момента, когда министерству стало известно о выявленном КСП АО нарушении (акт от 18.10.2017, письмо КСП АО в адрес истца от 24.01.2018 № 01-02/92), срок исковой давности истцом не был нарушен. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 307-КГ17-6575 по делу N А05-14667/2014.
Довод ответчика о том, что надлежащим ответчиком является МО «Плесецкий муниципальный район» судом не принимается. Нарушения в части целевого и обоснованного расходования средств финансовой поддержки допущены МО «Савинское» Плесецкого района в лице администрации. Расходование средств осуществлялось поселениями в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Соответственно истцом правомерно определен ответчик по данному спору - МО «Савинское» в лице администрации.
На основании изложенного, поскольку факт получения администрацией МО «Савинское» за счет завышения расселяемой площади на 222,60 кв.м необоснованного финансирования в размере 6733536 руб. подтвержден, требование министерства о взыскании денежных средств в указанной сумме подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с муниципального образования «Савинское» в лице администрации муниципального образования «Савинское» (ОГРН 1052920021054) в пользу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626) 6733536 руб., использованных необоснованно в рамках реализации адресной программы переселения в связи с завышением расселяемой площади.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | И.С. Юринская |