АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Дело №
А05-3727/2008
Дата принятия (изготовления) решения 30 апреля 2008 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания Калашниковой В.А.,
в заседании суда 29 апреля 2008 года рассмотрел материалы административного дела по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Фединвест»
к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от административного органа: Юрковой Е.В. - доверенность от 09.01.2008 № 9, Павлова С.Л. – доверенность от 07.02.2008 № 26
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Кочетовой А.Б. - доверенность от 24.04.2008
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Фединвест» (далее – ответчик, общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения на основании протокола об административном правонарушении № 1964 от 10.04.2008 года.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
Поводом к возбуждению заявителем дела об административном правонарушении в отношении ответчика послужили следующие обстоятельства.
При осуществлении государственного контроля (надзора) заявителем выявлено, что обществом нарушены требования и условия, предусмотренные специальным разрешением – удостоверением допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, при осуществлении деятельности на коммерческой основе по перевозке грузов в международном сообщении, так как допущено несоблюдение требований законодательства Российской Федерации, а именно подпункта 1 пункта 16 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утверждённого постановлением Правительства Российской федерации от 16.10.2001 № 730, а именно: не организовано проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей с привлечением работников здравоохранения (ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ); не организована аттестация специалистов (начальника транспортного отдела Кемаева А.Н., механиков Ерохина О.В., Кошелева В.Н.), связанных с обеспечением безопасности дорожного движения (Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организации и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утверждённое приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11); не организовано ведение путевой документации в соответствии с требованиями постановления Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте от 27.11.1997 № 78, так как в путевом листе от 21.03.2008 № 468, выданном обществом водителю Шачневу А.А., отсутствует номер водительского удостоверения, подпись механика на выпуске из гаража, подпись водителя о сдаче автомобиля при возвращении в гараж, подпись механика о приёмке автомобиля с линии; допущено нарушение требований пунктов 2.2 и 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утверждённого приказом Минтранса РФ от 09.02.1995 № 27 – отсутствует план мероприятий по предупреждению ДТП на 2008 год, не организовано проведение и учёт инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом.
По результатам проверки составлены: акт проверки хозяйствующего субъекта, осуществляющего международные автомобильные перевозки от 10.04.2008 № 157/128, предписание № 157/128 об устранении выявленных нарушениях транспортного законодательства в адрес должностного лица – генерального директора Федосеева А.В., предупреждение в адрес общества и протокол № 1964 об административном правонарушении, за которое частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Общество не согласно с заявленным требованием Управления, считая, что не может нести ответственность за неорганизацию проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей, поскольку водители не входят в штатное расписание сотрудников ООО «Фединвест», для международных перевозок грузов с водителями, имеющими статус индивидуального предпринимателя, общество заключает договор возмездного оказания услуг, согласно условиям которого оформление путевых документов входит в обязанности водителя (исполнителя по договору). Кроме того, водитель-предприниматель самостоятельно несёт административную ответственность за несоблюдение правил дорожного движения, правил перевозки грузов, норм оформления путевых документов, правил противопожарной безопасности, санитарных правил, иного действующего законодательства РФ. В отношении иных выявленных нарушений общество просит суд учесть при назначении административного наказания отсутствие вредных последствий, умысла на совершение правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, признание вины. Также в подтверждение прохождения соответствующего обучения и аттестации суду представлены удостоверения на инженера-механика Кошелева В.Н. и Кемаева А.Н. – начальника транспортного цеха.
Судом установлено. Общество с ограниченной ответственностью «Фединвест» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Архангельску 23.05.2005, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись 1052901075039 и выдано свидетельство серии 29 № 001112601. Согласно выписке их ЕГРЮЛ и Уставу ООО «Фединвест», представленных в материалы дела, общество осуществляет торговлю автотранспортными средствами, техническое их обслуживание и ремонт, торговлю автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, оптовую и розничную торговлю пищевыми продуктами, другие виды деятельности, а также деятельность автомобильного грузового специализированного и неспециализированного транспорта, аренда грузового автомобильного транспорта с водителем.
Правовые основы мер по усилению государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам, ответственность за нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка, а также права и ответственность органов и их должностных лиц, уполномоченных проводить контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок, определены Федеральным законом от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
В силу статьи 11 названного закона государственный контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, и его территориальные органы.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 (Положение о службе), таким органом является федеральная служба по надзору в сфере транспорта, осуществляющая свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно подпункту «б» пункта 2 названного постановления Правительства Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта.
Положением о службе предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) (пункт 5.1.4), а также осуществляет в установленном порядке принятие решений о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и выдачу удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок (пункт 5.5.1).
Порядок предоставления российским перевозчикам специального разрешения на международные автомобильные перевозки - допуска к осуществлению указанных перевозок установлен Положением о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2001 № 730 (Положение о допуске).
В силу подпункта 1 пункта 16 Положения о допуске владелец удостоверения обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, требования международных договоров Российской Федерации и настоящего Положения.
На основании пункта 20 Положения о допуске орган транспортного контроля и надзора при выявлении нарушений владельцем удостоверения требований законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и настоящего Положения вправе выносить предупреждение, приостанавливать действие удостоверения на срок не более 6 месяцев, аннулировать удостоверение.
Как следует из материалов дела, Обществу на основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и НАО от 22.05.2007 № 465/лиц выдано удостоверение допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок № МКГ-29-200611 от 22.05.2007 со сроком действия с 11.05.2007 по 22.05.2008.
По факту обнаруженных заявителем нарушений обществом требований законодательства Российской Федерации при осуществлении перевозок Управлением составлен акт, вынесено предупреждение, а также составлен протокол № 1964.
Полагая, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью третьей статьи 14.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон) перевозки грузов автомобильным транспортом не подлежат лицензированию.
Согласно статье 2 Закона лицензионные требования и условия - это совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Суд, рассмотрев представленные в дело материалы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, пришёл к выводу, что Управление не представило суду доказательств того, что общество осуществляет вид деятельности, на осуществление которого требуется лицензия. В связи с чем, суд пришёл к выводу, что в данном случае отсутствует состав правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Несоблюдение обществом требований законодательства РФ, международных договоров РФ и Положения от 16.10.2001 № 730 может являться основанием для привлечения его к ответственности по пункту 20 Положения (предупреждение, приостановление действия удостоверения, аннулирование удостоверения), но не к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать Управлению государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Фединвест», зарегистрированного Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 2062901201889, расположенного по адресу: 163045, г.Архангельск, Талажское шоссе, дом 4, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
В.А. Калашникова