ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-380/08 от 01.04.2008 АС Архангельской области

Арбитражный Суд Архангельской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Архангельск Дело № А05-380/2008

07 апреля 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2008 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Трубиной Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Трубиной Н.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Архангельской области

  к 1 ответчику администрации муниципального образования «Мирный»

2 ответчику закрытому акционерному обществу Инвестиционно-строительная корпорация «Новый град»

о признании недействительными абзацев 1, 6 пункта 2 дополнительного соглашения от 11 июля 2007 года к договору № 1044 от 28 марта 2005 года

при участии в заседании представителей:

от истца ФИО1 - прокурор

от 1 ответчика ФИО2 – по доверенности от 27.02.2008, ФИО3 – по доверенности от 04.03.2008

от 2 ответчика ФИО4 – по доверенности от 05.04.2006, выданной генеральным директором ФИО5

установил: заместителем прокурора Архангельской области заявлено требование о признании недействительными абзацев 1, 6 пункта 2 дополнительного соглашения от 11 июля 2007 года к договору № 1044 от 28 марта 2005 года, заключенному между администрацией муниципального образования «Мирный» и закрытым акционерным обществом Инвестиционно-строительная корпорация «Новый град».

Ответчики иск не признают.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил:

28.03.2005 между администрацией муниципального образования «Мирный» и закрытым акционерным обществом Инвестиционно-строительная корпорация «Новый град» заключен договор № 1044, согласно которому администрация МО «Мирный» обязалась осуществить капитальные вложения (инвестиции) в строительство 119-ти квартир общей площадью 6 986,24 квадратных метров в 10-этажном жилом доме, расположенном по строительному адресу: Ярославская область, Ярославский район, в районе улицы Яковлевская города Ярославля, дом стр.1, а ЗАО ИСК «Новый град» обязался осуществить строительство объекта и передать инвестору или третьим лицам квартиры в построенном объекте.

В соответствии с пунктом 2.1. договора № 1044 от 28.03.2005 капитальные вложения инвестора в строительство объекта осуществляются за счет субвенций на отселение граждан, предоставляемых бюджету закрытого административно-территориального образования Мирный из федерального бюджета.

Согласно пункту 2.2. договора № 1044 от 28.03.2005 размер капитальных вложений в строительство объекта определен в размере 76 848 640 руб., исходя из общей площади строящегося жилья 6 986,24 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья установленной для Ярославской области на 1 квартал 2005 года в размере 11 000 руб.

Пунктом 2.3. договора № 1044 от 28.03.2005 установлено, что размер капитальных вложений, указанный в пункте 2.2. договора является не окончательным и может изменяться сторонами путем заключения дополнительного соглашения.

31.03.2005 сторонами заключено дополнительное соглашение к договору № 1044 от 28.03.2005, в соответствии с которым ЗАО ИСК «Новый град» обязалось дополнительно передать администрации МО «Мирный» 87 квартир общей площадью 5 017,43 квадратных метров в строящемся 10-этажном жилом доме, расположенном по строительному адресу: Ярославская область, Ярославский район, в районе улицы Яковлевская города Ярославля, дом стр.1, по цене 1 квадратного метра жилья 11 000 руб. Размер капитальных вложений администрации МО «Мирный» по дополнительному соглашению составил 55 191 730 руб.

29.03.2007 сторонами заключено дополнительное соглашение к договору № 1044 от 28.03.2005, которым определен срок передачи заказчиком-застройщиком построенных квартир инвестору - 3 квартал 2007 года.

11.07.2007 администрацией МО «Мирный» и ЗАО ИСК «Новый град» подписано дополнительное соглашение к договору № 1044 от 28.03.2005, которым пункты 1.1. и 2.2. договора изложены в новой редакции.

В соответствии абзацем 1 пункта 2 дополнительного соглашения от 11.07.2007 к договору № 1044 от 28.03.2005 пункт 1.1. договора изложен в следующей редакции: «Предметом настоящего договора является осуществление инвестором капитальных вложений (инвестиций) в строительство квартир в 10-этажном жилом доме с инженерными сетями и благоустройством, расположенном по строительному адресу: Ярославская область, Ярославский район, в районе улицы Яковлевская города Ярославля, дом стр.1. После окончания строительства объекту будет присвоен почтовый адрес. Ориентировочная общая проектная площадь предоставляемых квартир составляет 6 970,82 квадратных метров.»

Согласно абзацу 6 пункта 2 дополнительного соглашения от 11.07.2007 к договору № 1044 от 28.03.2005 пункт 2.2. договора изложен в следующей редакции: «Размер капитальных вложений в строительство квартир составляет 132 040 370 руб. Стороны договорились и установили твердую цену одного квадратного метра общей проектной площади строящихся квартир в размере 18 900 руб.»

В соответствии с приложением № 1 к дополнительному соглашению от 11.07.2007 к договору № 1044 от 28.03.2005 за инвестором закреплено 116 квартир.

Администрацией МО «Мирный» исполнены обязательства по договору № 1044 от 28.03.2005 заказчику-застройщику перечислено 132 040 370 руб. На момент рассмотрения спора строительство объекта не закончено.

Исковые требования мотивированы тем, что в редакции абзацев 1, 6 пункта 2 дополнительного соглашения от 11.07.2007 условия договора № 1044 от 28.03.2005, касающиеся количества передаваемых инвестору построенных квартир существенно изменены. По мнению заместителя прокурора Архангельской области, в связи с сокращением количества квартир подлежащих передаче инвестору по договору № 1044 от 28.03.2005 лишены права на переселение из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства 90 семей. Заместитель прокурора Архангельской области считает, что оспариваемые положения дополнительного соглашения от 11.07.2007 недействительны на основании статьи 173 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку противоречат целям деятельности администрации МО «Мирный», установленным его уставом.

Ответчики в возражениях на иск пояснили, что оспариваемое дополнительное соглашение не противоречит нормам действующего законодательства регламентирующего порядок изменения сторонами условий договора при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, что при подписании дополнительного соглашения от 11.07.2007 администрация МО «Мирный» руководствовалась укрупненными сметными расчетами стоимости 1 квадратного метра объекта строительства, выполненными ООО «Спецстройпроект» и подтвержденными заключением государственной экспертизы после заключения договора, степенью готовности объекта, заключением Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора Архангельской области. Ответчики полагают, что прокурором не доказано каким целям деятельности МО «Мирный» противоречит оспариваемая сделка.

Проверив обоснованность доводов прокурора, возражений ответчиков, оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:

В соответствии со статьями 2, 9 устава муниципального образования «Мирный», зарегистрированного постановлением администрации Архангельской области от 27.03.2002 № 56, действовавшего в период заключения договора от 28.03.2005 и дополнительного соглашения от 11.07.2007, территория Мирного находится в границах закрытого административно-территориального образования Мирный, к вопросам ведения местного самоуправления отнесено осуществление переселения граждан, утративших служебную или производственную связь с предприятиями и (или) объектами Мирного.

Подпунктом «м» пункта 2.9. Положения об администрации Мирного, зарегистрированного постановлением мэра Мирного от 07.05.2002 № 184, установлено, что к полномочиям администрации МО «Мирный» относится решение вопросов по обеспечению жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Мирный на новое место жительства.

На основании пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в редакции Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ) органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.04.2005 N 232) переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 № 394-р Минрегиону России поручено на основании информации, представляемой Росстатом и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ежеквартально определять и до начала очередного квартала публиковать в средствах массовой информации данные о средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации для расчета размера субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15.05.2001 N 10-07-12, был разъяснен порядок применения отдельных пунктов постановления Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно - территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам", средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья, утверждаемая Госстроем России для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет федерального бюджета (далее - рыночная стоимость 1 кв. м общей площади), используется при исполнении Постановления Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 23 в следующих случаях: - при определении Минфином России на соответствующий финансовый год суммы субвенции, выделяемой из федерального бюджета бюджетам закрытых административно - территориальных образований на отселение граждан; - при определении размера субсидии на приобретение жилья используется средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади в субъекте Федерации, в котором приобретается жилье; - при определении размера денежной компенсации за передаваемое в муниципальную собственность жилье, находящееся у граждан на праве собственности, средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилья в субъекте Федерации, где расположено закрытое административно - территориальное образование. Стоимость строительства жилья для отселения граждан из закрытого административно - территориального образования определяется в соответствии с Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Госстроя России от 26.04.99 N 31.

В настоящее время действует Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденная Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.

В 2004-2005 годах ЗАТО Мирный были выделены из федерального бюджета субвенции на отселение граждан.

28.03.2005 администрацией муниципального образования «Мирный» заключен договор № 1044 на строительство жилья в г.Ярославле за счет субвенций на отселение граждан, предоставляемых бюджету ЗАТО Мирный из федерального бюджета.

В судебном заседании установлено, что на момент заключения договора № 1044 от 28.03.2005 стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в размере 11 000 руб. была определена сторонами в соответствии с приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 30.11.2004 № 160 «О средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья на 1 квартал 2005 года для расчета размеров безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета», согласно которому средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья установлена для Ярославской области на 1 квартал 2005 года в размере 11 000 руб., а следовало определить стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.

В процессе исполнения договора № 1044 от 28.03.2005 ЗАО ИСК «Новый град» обратилось к администрации МО «Мирный» с предложением внести в него изменения о стоимости 1 квадратного метра общей площади в размере 18 900 руб.

Согласно укрупненным сводным сметным расчетам, выполненным в ценах июня 2006 года обществом с ограниченной ответственностью «Спецстройпроект», стоимость 1 квадратного метра общей площади 10-этажного 4-секционного жилого дома № 1 составила 19 524 руб. Государственным учреждением Ярославской области «Государственная вневедомственная экспертиза в строительстве» 20.09.2006 выдано положительное заключение по рабочему проекту на строительство объекта, указанного в договоре № 1044 от 28.03.2005.

31.05.2007 Территориальным управлением федеральной службы финансово-бюджетного надзора Архангельской области составлен акт проверки по использованию администрацией Мирного средств федерального бюджета, полученных в виде субвенций на переселение граждан. Комиссией сделан вывод, что предложенная ЗАО ИСК «Новый град» стоимость 1 квадратного метра строительства в размере 18 900 руб. для заключения дополнительного соглашения является обоснованной и целесообразной. При этом было принято во внимание, что по состоянию на март 2007 года средние рыночные показатели предложений на первичном рынке жилья Ярославской области, отнесенные на 1 квадратный метр общей площади квартир домов массового спроса составляет 32 650,2 руб. В связи с чем, комиссией рекомендовано администрации МО «Мирный» заключить дополнительное соглашение к договору № 1044 от 28.03.2005 об изменении стоимости 1 квадратного метра общей площади на 18 900 руб. за 1 квадратный метр.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

На основании пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

В соответствии с указанными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом существенного изменения условий, из которых стороны исходили при совершении сделки, ответчики вправе были изменить условия заключенного ими договора.

Согласно статье 173 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Пунктом 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо действует на основании учредительных документов (устава, учредительного договора).

В соответствии со статьей 4 устава МО «Мирный» устав устанавливает структуру органов местного самоуправления, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления, полномочия выборных и других должностных лиц местного самоуправления, порядок принятия решений органами, выборными и другими должностными лицами местного самоуправления, формы и порядок участия населения Мирного в решении вопросов местного значения, а также иные положения, отнесенные к ведению местного самоуправления.

Как было указано выше уставом МО «Мирный» и Законом Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» решение вопросов по обеспечению жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Мирный на новое место жительства, отнесено к вопросам ведения органов местного самоуправления.

Оспариваемая сделка совершена в соответствии с предметом ведения муниципального образования «Мирный» и в пределах его полномочий.

Судом не установлено нарушения действующего законодательства при заключении ответчиками дополнительного соглашения от 11.07.2007 к договору № 1044 от 28.03.2005.

С учетом изложенного, оснований для признания оспариваемой сделки недействительной на основании статьи 173 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию арбитражного суда Архангельской области в месячный срок с момента его принятия.

Судья Н.Ю.Трубина