ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-3850/2011 от 06.06.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

14 июня 2011 года

г. Архангельск

Дело № А05-3850/2011

Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено 14 июня 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,

рассмотрев 06.06.2011 в открытом судебном заседании дело №А05-3850/2011

по заявлению открытого акционерного общества «Северное морское пароходство» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе предоставить сведения о кадастровой стоимости земельных участков и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления сведения о кадастровой стоимости земельных участков.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя – ФИО1,

ответчика – ФИО2

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.

Суд установил следующее:

открытое акционерное общество «Северное морское пароходство (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, учреждение) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе предоставить сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 29:22:050513:5, 29:22:050507:33, 29:22:050102:2, 29:22:050514:3, 29:22:011601:6, 29:22:023013:4, 29:16:080401:3, 29:22:080202:8, 29:22:023101:50, 29:19:103201:19, 29:19:103201:21, 29:22:080202:6, 29:22:080202:7, 29:22:080202:9, 29:22:023101:43, 29:22:023101:46, 29:22:023101:47, 29:22:023101:48, 29:22:023101:51, 29:22:023101:0019 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путём предоставления сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 29:22:050513:5, 29:22:050507:33, 29:22:050102:2, 29:22:050514:3, 29:22:011601:6, 29:22:023013:4, 29:16:080401:3, 29:22:080202:8, 29:22:023101:50, 29:19:103201:19, 29:19:103201:21, 29:22:080202:6, 29:22:080202:7, 29:22:080202:9, 29:22:023101:43, 29:22:023101:46, 29:22:023101:47, 29:22:023101:48, 29:22:023101:51, 29:22:023101:0019.

Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал.

Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласилась по доводам, изложенным в отзыве.

Открытое акционерное общество «Северное морское пароходство» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>. В соответствии с положениями статей 27,29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело отнесено к подведомственности арбитражного суда.

Поводом к оспариванию Обществом бездействий Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу послужили следующие обстоятельства, установленные в ходе исследования материалов дела.

Из материалов дела следует, что Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 29:22:050513:5, 29:22:050507:33, 29:22:050102:2, 29:22:050514:3, 29:22:011601:6, 29:22:023013:4, 29:16:080401:3, 29:22:080202:8, 29:22:023101:50, 29:19:103201:19, 29:19:103201:21, 29:22:080202:6, 29:22:080202:7, 29:22:080202:9, 29:22:023101:43, 29:22:023101:46, 29:22:023101:47, 29:22:023101:48, 29:22:023101:51, 29:22:023101:0019.

Данный факт подтверждён копиями свидетельств о государственной регистрации права, представленными в дело, не оспаривается ответчиком и не является предметом спора.

В соответствии с ч.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки.

Таким образом, Общество является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности и на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со ст.390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В целях исполнения обязанности по определению налогооблагаемой базы письмом №19-30/4-70 от 28.02.2011 заявитель обратился к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с запросами о предоставлении сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.

Письмом №17-04/3384 от 16.03.2011 учреждение отказало в предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков, так как согласно пункту 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон №221-ФЗ) за предоставление сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, взимается плата, Общество не представило документа об оплате за предоставление сведений.

Не согласившись с отказом в предоставлении сведений, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обосновании е заявленных требований заявитель ссылается на то, что правовая позиция ответчика противоречит подпункту 2 пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которым предусмотрено бесплатное предоставление информации, затрагивающей права и установленные законодательством обязанности заинтересованного лица. Информация о кадастровой стоимости земельных участков необходима заявителю для исполнения законодательно установленной обязанности по уплате земельного налога.

Таким образом, суть спора между сторонами сводится к тому, обязано ли Общество-налогоплательщик производить плату за предоставление органом кадастрового учёта необходимых для осуществления налогообложения сведений о кадастровой стоимости земельных участков.

Заявления об оспаривании действий, бездействий органов рассматриваются с учётом части 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив представленные доказательства в их совокупности с учётом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд находит заявление Общества обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами, земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, в силу прямого указания статьи 390 НК РФ нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка в целях налогообложения, относятся к земельному законодательству Российской Федерации.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Ответчик является государственным учреждением, в компетенцию которого входит ведение государственного кадастра и предоставление сведений о кадастровой стоимости земельных участков.

Согласно подпункту 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", которым установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Судом не принимаются доводы ответчика о том, что законом о кадастре не предусмотрена возможность бесплатного предоставления сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости отдельным категориям лиц, так как при системном толковании норм законодательства, регулирующего данный вид правоотношений, вытекает иное. Нормы пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 №52 имеют приоритетное значение, так как содержатся в законодательных актах более высокой юридической силы, а также исходя из принципа соотношения общих и специальных норм, регулирующих определённый вид отношений.

Кроме того, судом учтено, что на момент рассмотрения дела в суде нормы ч.11 ст.14 Закона №221-ФЗ в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 129-ФЗ в части регулирования вопросов платности предоставления сведений изменены - за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, предоставление информации, указанной в части 6 настоящей статьи, взимается плата, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

А также Федеральным законом от 04.06.2011 N 129-ФЗ в статью 14 введена часть 13, согласно которой внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка и кадастровом номере земельного участка предоставляются бесплатно по запросам любых лиц в виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона №221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий не может превышать пятнадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.

Общество обратилось с соответствующими запросами в орган кадастрового учёта 28.02.2011 (письмо №19-30/4-70), в установленный частью 8 статьи 14 Закона №221-ФЗ ответчик сведения не представил, необоснованно сославшись на платность предоставления указанных сведений. Других нарушений порядка оформления запросов ответчик не указывает, судом при рассмотрении дела также не установлено нарушений процедуры направления запросов о кадастровой стоимости земельных участков обществом.

В соответствии с частью 10 статьи 14 Закона №221-ФЗ решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке. То есть, законом установлена возможность судебной защиты нарушенного права.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Таким образом, заявление общества подлежит удовлетворению, так как оспариваемое бездействие ответчика не соответствует законодательству, препятствует заявителю исполнить возложенную на него налоговым законодательством публичную обязанность по уплате земельного налога.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, выразившееся в отказе предоставить открытому акционерному обществу «Северное морское пароходство» сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 29:22:050513:5, 29:22:050507:33, 29:22:050102:2, 29:22:050514:3, 29:22:011601:6, 29:22:023013:4, 29:16:080401:3, 29:22:080202:8, 29:22:023101:50, 29:19:103201:19, 29:19:103201:21, 29:22:080202:6, 29:22:080202:7, 29:22:080202:9, 29:22:023101:43, 29:22:023101:46, 29:22:023101:47, 29:22:023101:48, 29:22:023101:51, 29:22:023101:0019.

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём предоставления открытому акционерному обществу «Северное морское пароходство» сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 29:22:050513:5, 29:22:050507:33, 29:22:050102:2, 29:22:050514:3, 29:22:011601:6, 29:22:023013:4, 29:16:080401:3, 29:22:080202:8, 29:22:023101:50, 29:19:103201:19, 29:19:103201:21, 29:22:080202:6, 29:22:080202:7, 29:22:080202:9, 29:22:023101:43, 29:22:023101:46, 29:22:023101:47, 29:22:023101:48, 29:22:023101:51, 29:22:023101:0019.

Оспариваемое бездействие проверено на соответствие нормам Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Взыскать с Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу открытого акционерного общества "Северное морское пароходство" 2000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова