ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-3926/12 от 08.06.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

14 июня 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-3926/2012

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 14 июня 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Ипаева С.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой В.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 10 «Веночек» (ОГРН <***>; место нахождения: 164900, <...>)

к отделу надзорной деятельности г. Новодвинска Главного управления МЧС России по Архангельской области (место нахождения: 164900, <...>)

о признании недействительным предписания от 27.02.2012 № 3/4/1-15,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 26.03.2012)

от ответчика – не явился

установил:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 10 «Веночек» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания отдела надзорной деятельности г. Новодвинска Главного управления МЧС России по Архангельской области от 27.02.2012 № 4/3/1-15 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Ответчик надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие ответчика в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился, по основаниям изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, а также заслушав представителя заявителя, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.01.2012 №3 Отдел МЧС в период с 01.02.2012 по 27.02.2012 провел плановую выездную проверку по вопросу соблюдения муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка - детский сад № 10 «Веночек» (далее–Детский сад №10) требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по результатам которой составил акт №3/4/1-15 от 27.02.2012.

По результатам проверки административным органом вынесено предписание №1/4/1-15 от 27.02.2012 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В вышеназванном предписании ответчик обязал заявителя в срок до 01.02.2013 устранить выявленные при проверке нарушения:

- не создано структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций (пункт 1);

- не разработано положение о структурном подразделении организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций (пункт 2);

- не создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности орга­низации (далее - КЧС и ПБ) (пункт 3);

- не определен порядок принятия решений и компетенция КЧС и ПБ организации, не разработано положение (решение об образовании) о КЧС и ПБ организации (пункт 4);

- не создана группа по повышению устойчивости функционирования в чрезвычайных ситуациях мирного и военного време­ни, не определен изданием приказа руководителя организации состав комиссии по ПУФ (пункт 5);

- не определена деятельность комиссии по ПУФ, не разработано и не утверждено положение о комиссии по ПУФ руководителем организации (пункт 6);

- не проводятся исследования по устойчивости функ­ционирования предприятия, зданий и сооружений группой по ПУФ (пункт 7);

- не разработан план ме­роприятий по повышению устойчивого функционирования в условиях ЧС (пункт 8);

- не определен порядок соз­дания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не установлена номенклатура и объемы материальных ресурсов для ликвида­ции чрезвычайных ситуаций (пункт 9);

- не осуществлены необходимые меры в области защиты работников организации от ЧС, работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты от ЧС (далее - СИЗ от ЧС); не определена номенклатура и объем средств индивидуальной защиты от ЧС (пункт 10);

- не проводятся занятия с работниками организации в области защиты от ЧС (отсутствуют: приказ об обучении на текущий год, план конспекты, методическая литература, журналы проведения занятий) (пункт 11);

- не создана дежурно-диспетчерская служба (пункт 12);

- не разработано положение о дежурно-диспетчерской службе (пункт 13);

- не организовано оповеще­ние работников организации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (пункт 14);

- работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты (пункт 15).

Не согласившись с вышеназванным предписанием Детский сад №10 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В заявлении учреждение ссылается на то, что при проведении проверки надзорный орган вышел за пределы предоставленных ему полно­мочий; Учреждение не является федеральным органом исполнительной власти и его территориальным ор­ганом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного caмоуправления; учреждение не относится к потенциально опасным объектам, объектам экономики, обеспечивающим жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), не является объектом, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; оспариваемым предписанием на учреждение возложено исполнение обязанностей, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

С целью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций в статье 4 Федерального закона №68-ФЗ предусмотрено создание единой государственной системы, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При этом в статье 4 Закона № 68-ФЗ установлено, что принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Во исполнение названной статьи Закона утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 №794 Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 924 установлен состав сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые разделены на силы и средства наблюдения и контроля, а также силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Из содержания перечня сил и средств единой государственной системы не следует, что в него включены образовательные учреждения.

В пункте 2 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций № 794 предусмотрено, что единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В силу пункта 10 Положения № 794, нарушение которого Отдел вменяет Учреждению, к постоянно действующим органам управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне относятся структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

В ходе судебного разбирательства Отдел не разъяснил, каким именно нормативным правовым актом дошкольные образовательные учреждения отнесены к организациям, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Согласно статье 12 Закона об образовании от 10.07.1992 № 3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.

На основании пункта16 статьи 28 Закона об образовании установление федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера … отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования.

В настоящее время федеральными органами государственной власти в сфере образования не установлены требования к образовательным учреждениям в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статьей 14 Закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при этом, под обязанной организацией следует понимать организацию, уполномоченную на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны (ст.4 Закона № 68-ФЗ), а не любое юридическое лицо.

При этом тот факт, что детский сад расположен в г. Новодвинске, отнесенном ко 2 группе по гражданской обороне, не наделяет автоматически все расположенные в таком городе организации обязанностями по решению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в такой области организации.

Учреждение представило справку от 27.04.2012 Администрации МО «Город Новодвинск» о том, что Детский сад №10 «Веночек» мобилизационного задания не имеет, не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, не является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.

С учетом изложенного, Отделом не доказано и судом не установлено, что детский сад является объектовым звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организацией, уполномоченной на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 №712 утверждено Положение «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Согласно пунктам 1,2 Положения № 712 государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий:

- организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;

- организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти (п. 4 Положения № 712).

Приказом МЧС России от 09.08.2010 № 382 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 4 Административного регламента установлено, что объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Суд считает обоснованными доводы заявителя о том, что детский сад не является федеральным органом исполнительной власти и его территориальным ор­ганом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного caмоуправления; не относится к потенциально опасным объектам, объектам экономики, обеспечивающим жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения); не является объектом, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, у Отдела не имелось правовых оснований для проведения плановой проверки в отношении Учреждения.

Кроме того, судом рассмотрены по существу нарушения, обязанность устранения которых возложена оспариваемым Предписанием на детский сад.

Пунктами 1 и 2 предписания надзорным органом установлено, что не создано структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций (пункт 1); не разработано положение о структурном подразделении организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций (пункт 2), что является нарушением пункта 10 Положения № 794.

Согласно пункту 10 положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794, постоянно действующими органами управления единой системы являются на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Надзорным органом не учтено то обстоятельство, что Детский сад №10 не является уполномоченной ор­ганизацией, входящей в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций, которая обязана создать структурное подразделение, как постоянно действующий орган управления единой системы.

Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 4 Положения о создании (назначении) в органи­зациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области граж­данской обороны, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782, в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совмести­тельству одним из работников организации, т.е. структурное подразделение не создается.

Пунктами 3 и 4 предписания надзорным органом установлено, что не создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности орга­низации (далее - КЧС и ПБ) (пункт 3); не определен порядок принятия решений и компетенция КЧС и ПБ организации, не разработано положение (решение об образовании) о КЧС и ПБ организации (пункт4), что является нарушением пунктов 7,8,9 Положения № 794 от 30.12.2003.

В рассматриваемом случае административным органом не представлено доказательств подтверждающих, что «Детский сад №10» является уполномоченной ор­ганизацией, входящей в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций. Следовательно, положения пунктов 7,8,9 на дошкольное образовательное учреждение не распространяется.

Пунктами 5,6,7,8 предписания надзорным органом установлено, что не создана группа по повышению устойчивости функционирования в чрезвычайных ситуациях мирного и военного време­ни, не определен изданием приказа руководителя организации состав комиссии по ПУФ (пункт 5); не определена деятельность комиссии по ПУФ, не разработано и не утверждено положение о комиссии по ПУФ руководителем организации (пункт 6); не проводятся исследования по устойчивости функ­ционирования предприятия, зданий и сооружений группой по ПУФ (пункт 7); не разработан план ме­роприятий по повышению устойчивого функционирования в условиях ЧС (пункт 8).

Согласно статьи 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

По мнению надзорного органа, мероприятия, указанные в пунктах 5-8 предписания, возложены на учреждение Положением об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 27.08.2007 № 156-па (далее в настоящем пункте - Положение № 156-па).

Суд считает, что Положение № 156-па касается только объектов экономики, к которым не относятся образовательные учреждения. Так в пункте 3 Положения № 156-па содержатся понятия устойчивости объекта экономики в мирное и военное время, под которыми понимаются:

- устойчивость функционирования объекта экономики в мирное время - это способность в условиях возникновения опасностей, вызванных источниками природного и техногенного характера, производить продукцию (оказывать услуги) в установленных номенклатуре, объемах и сроках с целью обеспечения жизнедеятельности населения;

- устойчивость функционирования объекта экономики в военное время - это способность производить продукцию в установленных номенклатуре, объемах и сроках, а также обеспечение жизнедеятельности персонала соответствующих предприятий в условиях войны.

Таким образом, что дошкольное образовательное учреждение не отнесено к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения и к объектам экономики, следовательно, требования надзорного органа являются незаконными.

Пунктом 9 предписания надзорным органом установлено, что образовательным дошкольным учреждением не определен порядок соз­дания, использования и восполнения резервов, финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не установлена номенклатура и объемы материальных ресурсов для ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, что является нарушением положений Федерального закон № 68-ФЗ, нарушением пункта 45 Приказа МЧС России от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (далее Приказ №105 МЧС России), нарушением пунктов 2,3 Порядка создания и использования резервов материальных ре­сурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Постанов­лением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 (далее - По­рядок № 1340), нарушением подпункта «г» пункта 5 Административного регламента №382 от 09.08.2010.

Положения Приказа МЧС № 105, Порядка № 1340, Административного регламента в отно­шении дошкольного образовательного учреждения не распространяются, т.к. «Детский сад №10» не относится к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения, следовательно, не обязано создавать резервы финансовых и материаль­ных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 10 предписания надзорным органом установлено, что не осуществлены необходимые меры в области защиты работников организации от ЧС, работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты от ЧС (далее - СИЗ от ЧС); не определена номенклатура и объем средств индивидуальной защиты от ЧС.

Приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993 утверждено Положение об организации обеспе­чения населения средствами индивидуальной защиты (далее в настоящем пункте - Положение). Со­гласно пункту 4 Положения обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими му­ниципальных предприятий и учреждений. МДОУ является муниципальным учреждением и обязанность по обеспечению СИЗ дошкольный учреждений возложена на органы местного самоуправления муниципального образования «Город Новодвинск». Следовательно, нарушения вышеуказанных нормативных правовых актов со стороны заявителя отсутствуют.

Пунктом 11 предписания надзорным органом установлено, что в учреждении не проводятся занятия с работниками организации в области защиты от ЧС (отсутствуют: приказ об обучении на текущий год, план конспекты, методическая литература, журналы проведения занятий), что является нарушением пункта 4 постановления Правительства РФ от 04.09.2003 №547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера»

Согласно подпункту «а» пункта 4 Постановления №547 подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.

В рассматриваемом случае, административным органом не представлено доказательств о направлении в адрес дошкольного образовательного учреждения рекомендуемых программ обучения, не представлено доказательств опровергающих доводы заявителя о самостоятельном изучении порядка действий в чрезвычайных ситуациях с помощью учебных дисков и соответствующих памяток в области защиты от ЧС.

Пунктами 12,13 предписания надзорным органом установлено, что не создана дежурно-диспетчерская служба (пункт 12); не разработано положение о дежурно-диспетчерской службе (пункт 13), что является нарушением пункта 11 Положения №794.

Согласно пункту 11 Положения №794 органами повседневного управления единой системы являются на объектовом уровне, является дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Надзорным органом не учтено то обстоятельство, что Детский сад №10 не является уполномоченной ор­ганизацией, входящей в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций. Следовательно, учреждение не обязано создавать дежурно-диспетчерскую службу.

Пунктом 14 предписания надзорным органом установлено, что учреждением не организовано оповеще­ние работников организации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, что является нарушением подпункта «з2 статьи 14 Федерального закона №68-ФЗ.

В силу положений подпункта «з2 статьи 14 Федерального закона №68-Ap организации обязаны оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

При этом требований к созданию системы оповещения (ее состав, критерии создания) в названном пункте Федерального закона №68-ФЗ не содержится. Не содержится таких указаний административного органа в оспариваемом постановлении.

Из пояснений образовательного учреждения следует, что система оповещения работников об угрозе возникновения или возникновении ЧС в МДОУ создана. Оповещение работников МДОУ осуществляется централизованно через местную систему оповещения (на муниципальном уровне) и локальную систему оповещения (потенциально опасный объект - ОАО «Архангельский ЦБК») на основании Положения об обеспечении оповещения и инфор­мирования населения муниципального образования «Город Новодвинск» об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. постановлением главы муниципального образования «Го­род Новодвинск» от 01.09.2008 № 993. Для этих целей в МДОУ имеются технические средства опове­щения: телефоны проводной связи, телевизоры, радиоточки и т.д. Надзорным органом данные обстоя­тельства при проведении проверки не выяснялись.

При таких обстоятельствах, суд считает, что административный орган не доказал вменяемое нарушение образовательному учреждению.

Пунктом 15 предписания надзорным органом установлено, что работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты, что, по мнению надзорного органа, является нарушением Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993 (далее в настоящем пункте - Положение № 993).

Названное Положение определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использо­вания средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), к которым согласно Положению относятся и медицинские средства индивидуальной защиты. Согласно пункту 4 Положения обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений. «Детский сад» является муници­пальным учреждением и обязанность по обеспечению СИЗ МДОУ возложена на органы местного са­моуправления муниципального образования «Город Новодвинск». Следовательно, нарушение выше­указанного нормативного правового акта со стороны заявителя отсутствует.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным предписание №3/4/1-15 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 27.02.2012, выданное Отделом надзорной деятельности г. Новодвинска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад № 10 «Веночек».

Обязать Отдел надзорной деятельности г. Новодвинска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 10 «Веночек».

Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области в пользу муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 10 «Веночек» 2000 руб. расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.Г. Ипаев