ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-3966/2011 от 24.06.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 июня 2011 года.

г. Архангельск Дело № А05-3966/2011

27 июня 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Козьминой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2011 года дело по заявлению закрытого акционерного общества «Специализированная финансовая организация «Система-Сервис» (ОГРН 1032901003740)

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (ОГРН 1037843053214)

о признании незаконным постановления,

при участии в судебном заседании представителей сторон: заявителя – не явились, ответчика – Беляевой А.А.,

протокол судебного заседания вела помощник судьи Юринская И.С.,

установил:

закрытое акционерное общество «Специализированная финансовая организация «Система-Сервис» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее – Региональное отделение, административный орган) о признании незаконным постановления от 30.12.2010 №72-11-43/иу о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №1291-2010-Ю-002-002 по ч.9 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб.

Региональное отделение с заявленным требованием не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве; представило материалы административного дела. Региональное отделение считает, что датой совершения административного правонарушения является 16.11.2010; в соответствии с п.2.10 Административного регламента общество считается уведомлённым о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в надлежащем порядке; копия протокола направлена обществу 21.12.2010. Общество является акционерным и обязано произвести государственную регистрацию ценных бумаг. Часть 1 ст.4.5 КоАП РФ устанавливает срок давности привлечения исходя не из главы, в которой располагается норма, а исходя из сферы правонарушения. Общество, не исполняя предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, нарушает норму Закона «О рынке ценных бумаг».

Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, на основании п.2 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено без участия представителя общества.

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.

Закрытое акционерное общество «Специализированная финансовая организация «Система-Сервис» зарегистрировано в статусе юридического лица 05.11.1999 администрацией муниципального образования г.Северодвинска, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1032901003740.

На основании поручения заместителя руководителя Регионального отделения Нужного А.А. от 10.02.2010 в отношении общества проведена камеральная проверка на предмет соблюдения требований законодательства о ценных бумагах в части соблюдения требований п.1 ст.19 и п.1 ст.25 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) и п.3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утверждённых приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 №07-04/пз-н (т.д.25).

В связи с необходимостью получения информации Региональное отделение направило в адрес общества предписание от 01.03.2010 №72-10-АН-19/307пд о предоставлении документов: копии действующей редакции устава общества, либо устав с приложениями всех изменений и дополнений в него; копии свидетельства о государственной регистрации общества, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копии плана приватизации; копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до I июля 2002 года; копии всех решений о выпусках ценных бумаг; копии всех отчётов об итогах выпусков ценных бумаг; копии приказа о назначении руководителя на должность и собрания акционеров или заседания совета директоров, на котором избран единоличный исполнительный орган; справку об обшей численности акционеров на дату запроса; копии акта приёма-передачи документов системы ведения реестра от общества к регистратору, в случае, если ведение реестра общества было передано специализированному регистратору.

Общество предписание от 01.03.2010 не исполнило, в связи с чем постановлением от 11.06.2010 №72-10-654/ПН Региональное отделение привлекло общество к административной ответственности по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб. Не согласившись с постановлением, общество оспорило его в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.08.2010 по делу №А05-8786/2010 суд признал, что административный орган обоснованно установил в действиях общества наличие состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, однако в связи с пропуском установленного ст.4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности отменил постановление о назначении административного наказания. Решение вступило в законную силу.

Региональное отделение обратилось в прокуратуру с заявлением о принятии в отношении общества мер прокурорского реагирования по факту неисполнения обществом предписания от 01.03.2010 (л.д.42).

10.09.2010 общество представило в территориальный отдел Регионального отделения копию устава, копию протокола № 1 собрания учредителей; копию свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе; копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ; копию свидетельства о государственной регистрации, справку о численности акционеров на 06.09.2011, сопроводительное письмо от 06.09.2011, в котором общество указало, что отчёты о выпусках ценных бумаг и решения о выпусках ценных бумаг отсутствуют, так как выпуск ценных бумаг, кроме как при учреждении общества, не производился.

Рассмотрев представленные документы, Региональное отделение установило, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 05.11.1999, однако не приняло мер к завершению процедуры эмиссии ценных бумаг и до настоящего времени общество не исполнило обязанность по завершению процедуры эмиссии ценных бумаг, размещенных обществом при учреждении.

Региональное отделение направило обществу предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 22.09.2010 №72-10-АТ-19/2138пд, в соответствии с которым обществу в 30-дневный срок с даты получения настоящего предписания надлежало представить в территориальный отдел по Архангельской области РО ФСФР России в СЗФО:

- документы, необходимые и достаточные для государственной регистрации выпуска акций общества и государственной регистрации отчёта об итогах выпуска акций;

- все необходимые документы, предусмотренные требованиями Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утверждённых Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 № 07-4/пз-н, по содержанию и форме;

- платёжные поручения, подтверждающие факт уплаты госпошлины за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг в размере 20 000 руб.;

- тексты анкеты эмитента, решения о выпуске ценных бумаг и отчёта об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг на электронном носителе и в формате, соответствующем Требованиям к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждённых Приказом ФСФР России от 18.06.2009 №09-23/пз-н.

В случае отсутствия возможности исполнения предписания или какого-либо отдельного его пункта в указанный в предписании срок, обществу надлежало представить письменное мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания, в случае отсутствия запрашиваемых документов, необходимо было представить объяснение относительно невозможности представления этих документов.

Предписание получено обществом 14.10.2010, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.28). Общество предписание не исполнило.

По факту неисполнения предписания в отношении общества 21.12.2010 составлен протокол об административном правонарушении по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ.

Телеграмма о времени и месте составления протокола направлена обществу 16.11.2010 по юридическому адресу общества: 164501, Архангельская область, г.Северодвинск, ул.Индустриальная, д.63. Орган почтовой связи проинформировал административный орган о том, что телеграмма не доставлена, указав «нет такого учреждения» (л.д.30). Извещение от 17.11.2010 о времени и месте составления протокола, направленное по юридическому адресу общества возвращено органом почтовой связи 26.11.2010 с указанием «истёк срок хранения» (л.д.31,32).

Телеграмма о составлении протокола 21.12.2010 от 10.12.2010 направлена обществу по адресу: 164520, Архангельская область, г.Северодвинск, ул.Лесная, д.40/25, каб.23; возвращена с отметкой «организация закрыта» (л.д.33).

В протоколе указано время и место рассмотрения дела. Копии протокола направлены обществу по двум указанным выше адресам; возвращены органом связи в связи с истечением срока хранения (л.д.40). Дополнительно 22.12.2010 обществу по адресу г.Северодвинск, ул.Индустриальная, д.63 и г.Северодвинск, ул.Лесная, д.40/25, каб.23 были направлены телеграммы о времени и месте рассмотрения дела, которые не вручены.

Заместитель руководителя Регионального отделения Томах А.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, вынес постановление от 30.12.2010 №72-11-43/44 о назначении обществу административного наказания за неисполнение предписания в установленный срок, в виде штрафа в размере 600 000 руб. по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ. Общество участия в рассмотрении материалов административного дела не приняло. Копия постановления вручена обществу 28.03.2011 (л.д.44).

Общество не согласилось с указанным постановлением, ссылаясь на то, что оно не было извещено о проведении проверки, о времени и месте составления протокола, копия протокола в его адрес не поступала. Предыдущая плановая проверка общества проводилась в марте 2010г., документы о владельцах акций общества по состоянию на текущую дату и на момент образования общества направлены в РО ФСФР. Общество указывает, что ФСФР организована в 2004г., поэтому не имела правоспособности в 1999г., когда общество проходило процедуру регистрации. Общество образовано в 1999г., в связи с чем требования произвести действия, которые, по мнению РО ФСФР, не произведены обществом при образовании, незаконны в связи с истечением срока давности. Оспариваемое постановление не содержит перечня документов, имеющихся в обществе, но не представленным им в РО ФСФР, в связи с чем не обозначен состав правонарушения. Предписание не содержит ссылок на норму закона, в соответствии с которым общество должно предпринять действия, упомянутые в предписании.

В заявлении в суд общество заявило ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления (л.д.5).

В силу п.2 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. Указанный срок может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя. Суд, изучив представленное заявителем ходатайство и приложенные к нему документы, учитывая положения статьи 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав, находит возможным восстановить указанный срок и рассмотреть спор по существу.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя Регионального управления, приходит к выводу, что заявленное требование подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №317 «Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам» (далее - Положение) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является Федеральная служба по финансовым рынкам.

Пунктом 5.3.1.1. Положения установлено, что на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Служба осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг).

Согласно п.5.3.7. Положения Федеральная служба по финансовым рынкам вправе выдавать предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.

Статьей 11 Федерального закона от 05.03.1999 №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предусмотрено, что предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

Как следует из ст.44 Закона о рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг наделён правом направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) и территориальных органов ФСФР России (далее - РО ФСФР России) при проведении проверок (контрольно-ревизионных мероприятий) организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на ФСФР России определяются Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утверждённым Приказом ФСФР РФ от 13.11.2007 №07-107/пз-н (далее – Административный регламент).

Пунктом 2 Административного регламента эмитенты отнесены к числу организаций, в отношении которых ФСФР России проводятся мероприятия по контролю и надзору за исполнением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Административного регламента предметом контроля и надзора за деятельностью организаций, в отношении которых ФСФР России (РО ФСФР России) проводятся соответствующие мероприятия, является, в том числе соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Порядок эмиссии ценных бумаг определен в ст.19 Закона о рынке ценных бумаг). Согласно данной статье в редакции от 08.07.1999, действующей в момент образования общества, процедура эмиссии включала в себя следующие этапы: принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг; регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг; для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; регистрацию отчёта об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Согласно ст.20 Закона о рынке ценных бумаг (в редакции от 08.07.1999) для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган следующие документы: заявление на регистрацию; решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг; проспект эмиссии (если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии); копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества); документы, подтверждающие разрешение уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление выпуска эмиссионных ценных бумаг (в случаях, когда необходимость такого разрешения установлена законодательством Российской Федерации).

При регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер. Порядок присвоения государственного регистрационного номера устанавливается регистрирующим органом.

Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем через 30 дней с даты получения документов, указанных в настоящей статье.

В силу абз.1 ст.25 Закона о рынке ценных бумаг (в редакции от 08.07.1999) не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.

Закрытое акционерное общество «Специализированная финансовая организация «Система-Сервис» учреждено решением собрания учредителей от 21.09.1999. Согласно протоколу от 21.09.1999 уставный капитал общества составляет 10 000 руб. и состоит из 100 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 100 руб. Протокол собрания учредителей – л.д.6.

Таким образом, у общества при учреждении имелась обязанность по регистрации выпуска ценных бумаг и отчёта по итогам выпуска ценных бумаг, однако, как установил административный орган, общество данную обязанность не исполнило; доказательств обратного общество не представило. Довод общества о невозможности представления доказательств регистрации выпуска ценных бумаг, в связи с истечением более 12 лет, судом отклоняется. Представитель административного органа в судебном заседании пояснила, что ранее, до передачи этих полномочий Региональному отделению, регистрацию осуществляла Администрация Архангельской области. Информация о состоявшихся регистрациях передана административному органу, информация о регистрации выпуска ценных бумаг при учреждении общества не представлена. Общество такие доказательства также не представило.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении обществом порядка эмиссии ценных бумаг, что является нарушением в сфере финансовых рынков.

Пунктами 6.1. и 6.6. Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам установлено, что Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам; пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Согласно п.2 ст.20 Закона о рынке ценных бумаг в действующей редакции государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.

К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Пунктом 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утверждённых Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 №07-4/пз-н утверждён перечень таких документов. Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган представляются:

заявление на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которое должно быть составлено по установленной форме;

анкета эмитента, которая должна быть составлена по форме согласно Приложению 2 (1) к настоящим Стандартам;

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;

решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым принято решение о размещении ценных бумаг,

копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым утверждено решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг,

копия учредительных документов эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями;

документ, содержащий расчет стоимости чистых активов коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям с указанием единицы измерения, в которой произведен такой расчет;

платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

опись представленных документов, которая должна быть составлена по форме согласно Приложению 3 к настоящим Стандартам;

иные документы, предусмотренные настоящими Стандартами. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должно быть составлено по форме согласно Приложениям 4 (1) - 4 (6) к настоящим Стандартам.

Согласно п.1 ст.25 Закона о рынке ценных бумаг в действующей редакции не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, - уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

В соответствии с п.7 ст.25 Закона о рынке ценных бумаг одновременно с отчётом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг, раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Как следует из п.2.6.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган представляются:

заявление на государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которое должно быть составлено по установленной форме;

отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, который должен быть составлен по форме согласно Приложению 8 (1) к настоящим Стандартам;

копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания), приказа) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

сообщение о погашении (аннулировании) конвертированных ценных бумаг в случае размещения ценных бумаг путем конвертации;

документы (распечатка из ленты новостей одного из информационных агентств, копия публикации в средствах массовой информации, распечатка страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации, и т.п.), подтверждающие соблюдение эмитентом требований о раскрытии информации на этапах государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и размещения ценных бумаг;

документ, подтверждающий наличие решения о предварительном согласовании в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» сделок по размещению ценных бумаг эмитента, являющегося хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

документ, содержащий расчет стоимости чистых активов коммерческой организации, предоставившей поручительство по облигациям с указанием единицы измерения, в которой произведен такой расчет;

платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

опись представленных документов, которая должна быть составлена по форме согласно Приложению 3 к настоящим Стандартам;

иные документы, предусмотренные настоящими Стандартами.

Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Административный орган направил обществу предписание от 22.09.2010 №72-10-АТ-19/2138пд, в соответствии с которым обществу в 30-дневный срок с даты получения настоящего предписания надлежало представить в территориальный отдел по Архангельской области РО ФСФР России в СЗФО:

- документы, необходимые и достаточные для государственной регистрации выпуска акций общества и государственной регистрации отчёта об итогах выпуска акций;

- все необходимые документы, предусмотренные требованиями Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утверждённых Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 №07-4/пз-н, по содержанию и форме;

- платёжные поручения, подтверждающие факт уплаты госпошлины за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг в размере 20 000 руб.;

- тексты анкеты эмитента, решения о выпуске ценных бумаг и отчёта об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг на электронном носителе и в формате, соответствующем Требованиям к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждённых Приказом ФСФР России от 18.06.2009 №09-23/пз-н.

Суд отклоняет довод общества о том, что предписание не содержит ссылок на норму закона, в соответствии с которым общество должно предпринять действия, упомянутые в предписании, как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела – такие нормы в предписании указаны.

При таких обстоятельствах следует признать, что предписание выдано Региональным отделением законно.

Общество предписание не исполнило, о причинах его неисполнения Региональному отделению не сообщило. Суд считает, что общество имело возможность для соблюдения указанных требований.

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечёт административную ответственность, предусмотренную ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

При таких обстоятельствах административный орган обоснованно установил в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.9 ст.19.5 КоАП РФ.

Довод общества о том, что ФСФР не имела правоспособности в 1999г., когда общество проходило процедуру регистрации, судом отклоняется. Как следует из п.2 Положения о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг, утверждённого Постановлением ФКЦБ РФ от 04.03.1997 №11, в качестве регистрирующих органов в Перечень регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг, могут быть включены Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Центральный банк Российской Федерации, а также территориальные учреждения Банка России и региональные отделения Федеральной комиссии. Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №317, полномочия по регистрации выпуска (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг) отнесены Федеральной службе по финансовым рынкам. Норма Закона о рынке ценных бумаг о необходимости регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и отчёта об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг действовала в момент учреждения общества и действует в настоящее время.

Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что права и гарантии общества, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.

В отношении общества проведена плановая камеральная проверка на основании поручения от 10.02.2010, в рамках камеральной проверки обществу направлено предписание от 01.03.2010.

Согласно п.1.2. Положения о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденного Приказом ФСФР РФ от 13.11.2007 №07-108/пз-н, порядок проведения проверок установлен Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденным Приказом ФСФР России от 13.11.2007 №07-107/пз-н.

Пунктом 21 Административного регламента установлена следующая последовательность действия при проведении камеральной проверки: направление в адрес проверяемой организации предписания о предоставлении документов; анализ полученных документов; по мере необходимости запросы у проверяемой организации, иных организаций и органов власти документов; анализ полученных документов; завершение проверки.

Несмотря на то, в силу п.18.2 Административного регламента максимальный срок проведения камеральной проверки (с учетом возможного продления) - 6 месяцев, часть запрашиваемых предписанием от 01.03.2010 документов общество представило лишь 10.09.2010, в связи с чем документы рассматривались по истечении сроков проведения камеральной проверки. Однако, в данном случае имели место недобросовестные действия общества, выразившиеся в непредставлении документов в установленный срок, поэтому анализ полученных документов по истечении сроков проведения камеральной проверки не является основанием для вывода о незаконности предписания от 22.09.2010.

Довод общества о том, что оно не было извещено о времени и месте составления протокола судом не принимается, поскольку административным органом предприняты достаточные меры для извещения общества о времени и месте составления протокола путем направления извещения по почте, телеграммой по всем адресам, имеющимся в распоряжении административного органа, а также телефонограммой. Неполучение обществом корреспонденции, отсутствие общества по юридическому адресу не является основанием исключающим возможность привлечения к административной ответственности.

Позиция общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности ошибочна. Срок исковой давности привлечения к ответственности составляет два месяца с момента истечения срока, установленного в предписании для его исполнения. Как указано в предписании, обществу необходимо было исполнить требования предписания в 30-дневный срок с даты его получения, предписание получено обществом 14.10.2010. Таким образом, оспариваемое постановление от 30.12.2010 вынесено в рамках срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ.

Суд отклоняет довод общества о том, что оспариваемое постановление не содержит перечня документов, имеющихся в обществе, но не представленных в РО ФСФР, поскольку общество привлечено к ответственности за невыполнение предписание, а не каких-либо отдельных документов.

Суд не усматривает оснований для освобождения общества от административной ответственности, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

В то же время суд считает, что в нарушение ст.4.1. КоАП РФ административным органом не учтены общие правила назначения административного наказания.

Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.

Согласно ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно санкции ч.9 ст.19.5 КоАП РФ минимальный размер штрафа за совершение предусмотренного данной статёй правонарушения для юридического лица составляет 500 000 руб.

В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Исходя из содержания оспариваемого постановления, Региональное отделение при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления не установило наличие отягчающих ответственность общества обстоятельств. Суд, с учётом отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, находит назначенное обществу наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб. чрезмерным, Суд считает необходимым назначить штраф в минимальном размере 500 000 руб.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ  :

признать незаконным постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе от 30.12.2010 №72-11-43/иу о назначении закрытому акционерному обществу «Специализированная финансовая организация «Система-Сервис» административного наказания по делу об административном правонарушении №1291-2010-Ю-002-002 по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и изменить в части меры ответственности: назначить административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.В. Козьмина