ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-3978/20 от 10.08.2020 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

августа 2020 года

     г. Архангельск

Дело № А05-3978/2020

Резолютивная часть решения объявлена августа 2020 года  

Полный текст решения изготовлен августа 2020 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Козьминой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания 05.08.2020 помощником судьи Пруссак Н.А., 10.08.2020 секретарем Потоловой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании  05 и 10 августа 2020 года дело по заявлению акционерного общества «Центр судоремонта «Звездочка» (ОГРН 1082902002677; адрес: Россия 164509, г.Северодвинск, Архангельская область, пр. Машиностроителей, дом 12)

к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области (ОГРН 1022900514515; адрес: Россия 163069, г.Архангельск, Архангельская область, наб.Северной Двины, дом 28)

о признании незаконным решения от 24.01.2020 №10/1054,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного  учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) (адрес: Россия, 164500, г. Северодвинск, ул. Ломоносова, дом 105),

при участии представителей: от заявителя - Панчишиной Ю.М. по доверенности от 09.10.2019, от Отделения и третьего лица - не явились,

установил:

акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области (далее – Отделение) о признании незаконным решения от 24.01.2020 № 10/1054 о предоставлении страхователем корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета по страховому стажу на 9 застрахованных лиц, согласно акту документарной проверки от 29.08.2019 №322.

Определением суда от 06.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное  учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) (далее – Управление). 

Отделение заявленным требованием не согласно по доводам, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.

Управление с заявленным требованием не согласно по доводам, изложенным в отзыве, представило копии материалов документарной проверки.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 05.08.2020 был объявлен перерыв до 10час. 30мин. 10 августа 2020 года.

Основанием для обращения в суд послужили следующие фактические обстоятельства, установленные судом при рассмотрении дела.

Государственным  учреждение – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) проведена документальная проверка достоверности представления заявителем сведений о страховом стаже на застрахованных лиц за период с 01.01.1998 по 31.12.2018.

Результаты документальной проверки достоверности представленных заявителем в Управление индивидуальных сведений о страховом стаже отражены в акте от 29.08.2019 №322, согласно которому выявлено представление недостоверных индивидуальных сведений в отношении 9 застрахованных лиц: Матора Марины Викторовны, Шавва Людмилы Анатольевны, Порохиной Елены Николаевны, Карнышовой Анны Владимировны, Лыткиной-Красноборской Марины Владимировны, Порядиной Татьяны Евгеньевны, Карасевой Татьяны Ивановны, Филимоновой Светланы Юрьевны, Порядиной Анастасиии Сергеевны.

В акте от 29.08.2019 №322 заявителю предлагалось в течение 5 рабочих дней со дня получения акта представить в Управление корректирующие формы индивидуальных сведений по страховому стажу с учетом выявленных расхождений.

06.09.2019 заявитель направил в Управление письмо от 06.09.2019 №504-15/605, в котором сообщил, что возвращает акт от 29.08.2019 №322 неподписанным, так как он противоречит требованиям, предъявленным к порядку подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение.

27.09.2019 Управление по телекоммуникационным каналам связи направило обществу уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведений и сведений, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.09.2019 №06-25/6022 (далее - Уведомление), в котором сообщило о необходимости устранить в течении пяти рабочих дней расхождения, выявленные по результатам документальной проверки и отраженных в акте от 29.08.2019 №322. Согласно извещению о доставке, уведомление получено обществом 27.09.2019.

По результатам проверки Управление приняло решение о привлечении общества к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования от 22.11.2019 №039S19190006953 в виде финансовой санкции в размере 4500,00 рублей (9 застрахованных лица * 500 руб.).

Общество не согласилось с решением о привлечении к ответственности и обратилось с жалобой в Отделение.

Отделение рассмотрело жалобу (ответ от 24.01.2020 № 10/1054 – т.д.1,л.14), и решило жалобу страхователя (общества) удовлетворить, решение Управления от 22.11.2019 №039S19190006953 отменить, страхователю представить в Управление корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета по страховому стажу на 9 застрахованных лиц, согласно акту документальной проверки от 29.08.2019 №322.

Заявитель не согласен с решением Отделения, изложенным в письме от 24.01.2020 №10/1054, в части предоставления заявителем Управлению корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета по страховому стажу на 9 застрахованных лиц, согласно акту от 29.08.2019 №322.

При этом ссылается на следующее.

В настоящее время сведения о персонифицированном учете со стороны Заявителя предоставляются на основании результатов специальной оценки условий труда. В случае корректировки сведений, Заявитель будет вынужден проводить повторную специальную оценку условий труда, а также будет привлечен к административной ответственности за несоблюдение трудового законодательства.

Исполнение решения Отделения потребует выделения со стороны Заявителя как финансовых, так и иных ресурсов (трудовых, материальных и др.), что существенно повлияет на его общее экономическое состояние.

В соответствии с абзацем 2 пункта 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у страхователя, представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

Одним из таких документов, на основании которых специальность подсобного рабочего цеха 15 отнесена страхователем к перечню должностей Списка № 1 раздела XXII, подраздела 2, позиции 12202000-17541 в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон №426-ФЗ) являются результаты специальной оценки труда (далее – СОУТ) рабочих мест по данной специальности: карты специальной оценки труда, сводная ведомость результатов проведения СОУТ, перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, приказ генерального директора о завершении СОУТ.

Отделение, не признавая данные персонифицированного учета, предоставленного обществом, по сути, отказывается признавать результаты СОУТ, проведенной обществом. При этом,  осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда осуществляет Роструд, а не Отделение. Данная позиция изложена в письме ГИТ в Архангельской области и НАО от 06.04.2020 № 29/10-1106-20-И.

Кроме того, с учетом установленных по итогам специальной оценки условий труда на рабочих местах персонала цеха 15 классов условий труда и в соответствии со статьей 7 Закона №426-ФЗ, общество своевременно и в полном объеме уплачиваются в ПФР дополнительные страховые взносы.

Отнесение специальности подсобного рабочего цеха 15 к списку № 1, подтверждается первичными учетными документами: табелями отработанного рабочего времени, индивидуальными накопительными карточками отработанных смен по Списку 2.

Основной деятельностью заявителя является использование ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию транспортных ядерных энергетических установок военного назначения. На данные виды деятельности заявителю выдана лицензия ГК «Росатом» Peг. № ГК-1-16-0014 от 16.07.2018.

В соответствии с требованиями пунктов 2.2.1, 2.2.5 условий действия лицензии общество при проведении монтажа, наладки, испытания, ремонта, модернизации транспортных атомных реакторах (ЯЭУ ВН), обязано выполнять данные работы в соответствии с технологической, ремонтной документацией, документацией по стандартизации, регламентирующей выполнение данных работ (услуг).

В соответствии с требованиями пункта 4.1 ОСТ 95 306-75 «Чистота изделий КЯЭУ (ППУ). Технические требования» (документ стандартизации) обеспечение чистоты внутренних полостей изделий во время монтажа, ремонта, испытания является одним из важнейших условий длительной и надежной эксплуатации транспортных атомных реакторов (корабельных ЯЭУ).

В соответствии с требованиями пункта 5.3.1 ОСТ 95 306-75 внутренние и наружные поверхности изделий, которые при эксплуатации будут контактировать с технологической средой (теплоносителем) первого контура должны обезжириваться, промываться и просушиваться с применением соответствующих материалов.

В обществе работы по достижению требуемой чистоты изделий транспортных атомных реакторов (корабельных ЯЭУ) при их ремонте, а именно: удалению с поверхностей изделий и оборудования ЯЭУ жировых и масляных пятен (в виде брызг от пневматического инструмента), остатков смазки, налетов пыли, продуктов сгорания электродов, скопления сварочного грата, опилок и стружки, коррозионного налета при ремонте ЯЭУ осуществляют подсобные рабочие цеха 15 (монтажно-сдаточного цеха), так как в соответствии с параграфом 271 (272) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утв. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 №31/3-30 работы по мытью деталей и изделий характерны для профессии подсобный рабочий.

В соответствии с ГОСТ РВ 0101-001 ремонт изделия военной техники - это комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния изделия военной техники или его составных частей.

В соответствии с ГОСТ 3.1109-82 «Межгосударственный стандарт. Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий»: технологическая операция (операция) - законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте; технологический процесс - часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда (может быть отнесен к изделию, его составной части); технологический документ - графический или текстовый документ, который отдельно или в совокупности с другими документами определяет технологический процесс или операцию изготовления изделия; комплект документов технологического процесса (операции) - совокупность технологических документов, необходимых и достаточных для выполнения технологического процесса (операции); комплект технологической документации - совокупность комплектов документов технологических процессов и отдельных документов, необходимых и достаточных для выполнения технологических процессов при изготовлении и ремонте изделия или его составных частей.

В соответствии с ГОСТ 3.1102-2011 «Межгосударственный стандарт. Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения» в зависимости от назначения, технологические документы подразделяют на основные и вспомогательные (пункт 4.1). К основным относят технологические документы, которые полностью и однозначно определяют технологический процесс (операцию) изготовления или ремонта изделия (составных частей изделия) (пункт 4.2).

К основным технологическим документам относятся технологические инструкции - документы, предназначенные для описания технологических процессов, методов и приемов, повторяющихся при изготовлении или ремонте изделий (составных частей изделий), правил эксплуатации средств технологического оснащения (пункт 4.5).

В соответствии с требованиями пункта 5.2.8 ОСТ 95 306-75 технологии монтажа, ремонта изделий, а также специальные инструкции, регламентирующие выполнение работ должны предусматривать и обеспечивать достижение требуемой чистоты внутренних полостей и их поверхностей изделий транспортных атомных реакторов (ЯЭУ).

В силу вышеуказанных требований (ГОСТ 3.1109-82, ГОСТ 3.1102-2011, ОСТ 95 306-75) определить и описать технологический процесс производства ремонта изделий транспортных ядерных (атомных) энергетических установок возможно только включив в данный технологический процесс операции по достижению требуемой чистоты внутренних полостей и их поверхностей изделий транспортных атомных реакторов (ЯЭУ).

В соответствии с «Перечнем правовых актов, нормативных документов, конструкторской, технологической, проектной, ремонтной и эксплуатационной документации, действие которой распространяется на ремонт и испытания ЯЭУ (ОК-700, ОК-700У, К-650М)» № 550.10-111-2017 (согласован начальником технического управления ВМФ) при ремонте транспортных атомных энергетических установок выполняются работы по технологическому процессу, описанному комплектом технологической документации «Система 1 очереди. Освидетельствование, демонтаж, монтаж» НЯДИ.971.01.45.016», разработанному АО «НИПТБ «Онега».

Технологической инструкцией (входит в комплект технологической документации «Система 1 очереди. Освидетельствование, демонтаж, монтаж» НЯДИ.971.01.45.016») предусматриваются технологические операции по достижению чистоты поверхностей изделия и отсутствия в полостях изделия грязи, масла и т.д. на всех этапах (освидетельствование, демонтаж, монтаж), которые обязаны выполнить подсобные рабочие цеха 15, т.е. непосредственно участвовать в данном технологическом процессе производства ремонтных работ на транспортных атомных реакторах АПЛ. Факт отнесения работ по достижению требуемой чистоты внутренних полостей и их поверхностей изделий транспортных атомных реакторов (ЯЭУ) при их ремонте так же подтверждается заключением АО «НИПТБ «Онега» - разработчиком принципиальных технологий ремонта кораблей с ЯЭУ, в соответствии с которым все виды работ по выполнению уборки в условиях воздействия ионизирующего излучения является неотъемлемой частью технологических процессов по ремонту, модернизации и утилизации АПЛ с ЯЭУ.

В соответствии с положениями пункта 7 Разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 №5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.

В Списках, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, профессия подсобный рабочий не перечисляется, поэтому подсобный рабочий пользуется правом на пенсию в связи с особыми условиями труда как работники, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, указанных в Списках, и следовательно в соответствии с Разъяснениями Минтруда России от 22.05.1996 №5 он пользуются правом досрочного назначения пенсии в соответствии с позицией 12202000-17541, подраздела 2 раздела XXII Списка №1, как и другие работники постоянно и непосредственно занятые в эксплуатационных, ремонтных, наладочных и экспериментальных работах в условиях радиационной вредности на транспортных атомных реакторах.

Таким   образом,   решение   Отделения   от   24.01.2020   №10/1054 обязывает      заявителя    направлять  сведения   по индивидуальному (персонифицированному) работников, которые не соответствуют первичным документам страхователя, а также противоречат результатам специальной оценки условий труда.

В возражениях на отзыв Отделения общество ссылается на то, что 30.01.2002, на основании статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и в целях реализации статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по конвертации (преобразованию) в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. Правление Пенсионного фонда Российской Федерации приняло постановление №11п, утвердив Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении) (далее - Методические рекомендации).

Согласно абзацу 2 пункта 7 Методических рекомендаций проверки сведений о стаже и заработке осуществляются за два завершенных календарных года, предшествующих проверке», следовательно, документарная проверка может проводиться за 2017-2018гг., тогда как фактически проведена за период с 1998 по 2018 год, что следует из текста акта №322. По мнению заявителя, период 1998-2016 включен в проверку незаконно.

Согласно преамбуле Методических рекомендаций настоящий документ рекомендуется для использования территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации при проведении документальных проверок достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений и единого подхода к оценке информации, необходимой для назначения государственных трудовых пенсий, содержащейся в представленных индивидуальных сведениях по общему, специальному трудовому стажу и заработку (вознаграждению), доходу застрахованного лица, а также о страховых взносах (в том числе в составе единого социального налога) в Пенсионный фонд Российской Федерации за периоды до 3 января 2002 г. Период проверки согласно акту составил с 01.01.1998 по 31.12.2018.

В сопроводительном письме от 02.09.2019 № 06-13/13051 Управление обращает внимание на приказ Минтруда России от 21.12.2016 № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах». Согласно Инструкции, плательщику страховых взносов необходимо в течение пяти рабочих дней со дня получения акта проверки предоставить корректирующие формы индивидуальных сведений. Однако в период с 1998г. по 2018г. действовали разные инструкции. Федеральный закон о персонифицированном учете также действовал в разных редакциях.

Сама обязанность страхователя по предоставлению корректирующих форм введена Федеральным законом №250-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Норма действует с 01 января 2017г.

Обязанность предусматривает предоставление корректирующих форм не на основании акта, а в связи с получением страхователем уведомления. Исходя из норм статьи 17 Федерального закона о персонифицированном учете, страхователь имеет право на предоставление возражений на акт, поэтому обязанность по предоставлению корректирующих сведений вытекает из полученного уведомления, а не акта.

Форма уведомления утверждена постановлением ПФР от 23.11.2016 № 105 8п. В период с 10.04.1997 по 27.09.2003 действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 №318 (далее - Инструкция № 318). Инструкция №318 не предусматривала обязанность работодателя по предоставлению корректирующих форм.  Более того, подпункт «в» пункта 63 Инструкции №318 предусматривал право территориальных органов ПФР осуществлять в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, корректировку этих сведений и вносить уточнения в лицевой счет, письменно уведомив об этом страхователя и застрахованное лицо.

Данное положение действовало до момента отмены Инструкции №318 постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 №346 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Не предусматривалась такая обязанность и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н (далее - Инструкция № 987н).

В соответствии с пунктом 57 Инструкции №987н индивидуальные сведения представлялись страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с настоящей Инструкцией и инструкцией по заполнению форм документов    индивидуального (персонифицированного) учета  в системе обязательного пенсионного страхования, утверждаемой Пенсионным фондом Российской Федерации, Такая инструкция, как и формы были утверждены постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 №192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению». Форма СЗВ-КОРР в данном перечне отсутствовала.

И только  Инструкцией №766н, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016, предусмотрен раздел IV. Порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета, согласно которому страхователю предписано «в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения». Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях   формам   и   форматам,   установленным   Пенсионным   фондом Российской Федерации (протокол проверки) (пункт 37 Инструкции № 766н в ред. 21.12.2016).

Из этого следует, что акт №322 составлен не в соответствии со статьей 17 Федерального закона о персонифицированном учете и не в соответствии с Инструкцией №766н.

На эти же обстоятельства общество ссылается в  дополнении к заявлению от 16.06.2020. Кроме того, в дополнении от 16.06.2020 заявитель ссылается на то, что судебные решения, на которые ссылается Отделение, приняты до проведения СОУТ в отношении рабочих мест заявителя.

В дополнении к заявлению от 03.08.2020 общество ссылается на то, что в соответствии с частью 14 статьи 17 ФЗ «О персонифицированном учете» лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В письме от 24.01.2020 №10/1054 Отделение указало, что жалоба заявителя удовлетворена, решение от 22.11.2019 № 039S19190006953 отменено. Между тем, Отделение предписало направить корректирующие сведения по СЗВ-М, по сути, повторило требование, содержащееся в обжалуемом решении. Отделение ссылается на результаты проверки, на основании которой вынесено обжалованное решение Управления, при этом, все решения Управления по данной проверке, как в отношении юридического лица, так и должностного лица отменены. Документы, изданные по результатам проверки, предполагали обязанность заявителя предоставить корректирующие сведения по установленной форме. Решение Отделения в данной части также носит обязательный характер, т.к. ссылается на документы третьего лица. В связи с тем, в судебном порядке Заявителем была оспорена обязанность по предоставлению корректирующих сведений по документам третьего лица, решение Отделения в данной части также подлежит отмене.

Отделение не согласно с заявленным требованием.

В отзыве ссылается на то, что право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с позицией 12202000-17541 подраздела 2 раздела XXII Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее - Список №1), предоставлено рабочим, руководителям и специалистам, постоянно и непосредственно занятым на эксплуатационных, ремонтных, наладочных и экспериментальных работах на транспортных атомных реакторах в условиях радиационной вредности.

Таким образом, основным условием для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение по указанной позиции Списка №1 является непосредственная занятость на определенных работах на транспортных атомных реакторах в условиях радиационной вредности.

По должностным обязанностям подсобные рабочие цеха 15 истца заняты ежедневной уборкой площадей реакторных отсеков атомных подводных лодок, поэтому они не могут быть занятыми выполнением производственных функций - эксплуатационными, ремонтными, наладочными и экспериментальными работами на атомных реакторах.

Сам факт нахождения подсобных рабочих цеха 15 заявителя в условиях радиационной вредности не может служить основанием для отнесения характера выполняемых работ к Списку №1, поскольку право на досрочное пенсионное обеспечение по указанной позиции законодатель связывает только с постоянной и непосредственной занятостью на строго определенных работах.

Кроме того, уборка помещений и оборудования не является неотъемлемой технологической операцией в эксплуатационных, ремонтных, наладочных, экспериментальных работах на транспортных атомных реакторах.

Наличие вредного фактора работы - радиационного излучения не рассматривается законодателем в качестве решающего условия для досрочного назначения пенсии.

Пунктом 6 статьи 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (далее - Закон №400-ФЗ) установлено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании» (далее - Закон №212-ФЗ) (до 31.12.2016), статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (с 01.01.2017). При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В   случае  наличия  результатов   специальной  оценки   условий  труда,  применяются размеры дополнительных тарифов, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ (до 31.12.2016), пунктом 3 статьи 428 НК РФ (с 01.01.2017), в зависимости от класса (подкласса) условий труда.

В случае отсутствия результатов специальной оценки условий труда, страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 1 или 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (до 31.12.2016), пунктом 1 или 2 статьи 428 НК РФ (с 01.01.2017).

Управление неоднократно указывало истцу в актах документальных проверок о неправомерности указания стажа в индивидуальных сведениях подсобным рабочим цеха 15 с кодом льготной работы по Списку №1 (акты: № 105 от 03.03.2014, № 621 от 12.11.2012, № 848 от 23.10.2009, № 322 от 29.08.2019 и др.), а также уведомило письмом от 8.10.2015 №06-13/17849 об уплате дополнительного тарифа страховых взносов за подсобных рабочих цеха 15 в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ.

По данным специальной оценки условий труда, подсобные рабочие цеха 15 используют в своей работе оборудование - щетка с деревянной ручкой, совки и ведра, которые нельзя отнести к оборудованию, используемому при эксплуатационных, ремонтных, наладочных и экспериментальных работах на транспортных атомных реакторах.

Оценкой условий труда установлены классы условий труда подсобным рабочим цеха 15: 3.1 за наличие химического фактора, 3.1. за наличие аэрозолий преимущественного фиброгенного действия, 3.1. за наличие шума, 3.3 за наличие ионизирующих излучений.

При этом в разделе «Рекомендации по улучшению условий труда, по режимам труда и отдыха, по подбору работников» не предусмотрены средства индивидуальной защиты от ионизирующего излучения, рекомендовано использовать средства индивидуальной защиты для органов дыхания для снижения влияния химического фактора и влияния аэрозолий, и средства защиты органов слуха.

Правомерность отказа в назначении досрочной трудовой пенсий по Списку №1 подсобной рабочей цеха 15 Матора М.В. установлена решением суда г. Северодвинска по делу № 2-4976-14 от 19.12.2014. Апелляционным определением Архангельского областного суда № 33-905/2015 от 26.02.2015 решение городского суда оставлено без изменения.

Работник цеха 15 Порядина Т.С. обращалась в редакцию журнала «Пенсия» за разъяснениями о назначении досрочной трудовой пенсии по Списку № 1 подсобным рабочим, где был дан отрицательный ответ (журнал «Пенсия» № 1 2012 год).

Решением суда г. Северодвинска по делу № 2-2059/2010 от 22.06.2010 отказано в удовлетворении искового заявления Порядиной Т.Е., решение суда в вышестоящую инстанцию не обжаловалось.

Решением суда г. Северодвинска по делу № 2-3590/2014 от 5.12.2014 отказано в удовлетворении искового заявления Карасевой Т.Н. Апелляционным определением Архангельского областного суда № 33-814/2015 от 25.02.2015 решение городского суда оставлено без изменения.

Отделение представило в материалы дела копию решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 22.06.2010 по делу №2-2059-10 по иску Порядиной Т.Е. к ГУ-УПФ РФ в г.Северодвинске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, которым отказано в удовлетворении заявленного требования.

Отделение полагает, что подсобные работники цеха 15 истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 1 не имеют; данной категории работников стаж следует учитывать в соответствии с позицией 23306000-17541 подраздела 6 раздела XXXII Списка №2 от 1991 при условии постоянной занятости на работах по дезактивации и дегазации оборудования, помещений, транспортных средств, загрязненных радиоактивными веществами.

В дополнениях от 23.06.2020 Отделение ссылается на то, что СОУТ неможет относить либо не относить подсобных рабочих цеха 15 к перечню должностей позиции 12202000-175-11 подраздела 2 раздела XXII Списка № 1.

СОУТ устанавливает лишь классы условий труда подсобным рабочим цеха 15: 3.1 за наличие химического фактора, 3.1. за наличие аэрозолий преимущественного фиброгенного действия, 3.1. за наличие шума, 3.3 за наличие ионизирующих излучений.

Для отнесения подсобных рабочих цеха 15 к перечню должностей позиции 12202000-17541 подраздела 2 раздела XXII Списка № 1 и, соответственно, основным условием для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение по указанной позиции Списка № 1 является непосредственная занятость на определенных работах на транспортных атомных реакторах в условиях радиационной вредности.

Сам факт нахождения подсобных рабочих цеха 15 заявителя в условиях радиационной вредности не может служить основанием для отнесения характера выполняемых работ к Списку № 1, поскольку право на досрочное пенсионное обеспечение по указанной позиции законодатель связывает только с постоянной и непосредственной занятостью на строго определенных работах.

Кроме того, уборка помещений и оборудования не является неотъемлемой технологической операцией в эксплуатационных, ремонтных, наладочных, экспериментальных работах на транспортных атомных реакторах. Наличие вредного фактора работы - радиационного излучения не рассматривается законодателем в качестве решающего условия для досрочного назначения пенсии.

То есть, несмотря на то, что для подсобных рабочих цеха 15 СОУТ установлены классы условий труда 3.1 и 3.3, они не относятся к должностям Списку № 1, так как постоянно и непосредственно не заняты на эксплуатационных, ремонтных, наладочных и экспериментальных работах на транспортных атомных реакторах в условиях радиационной вредности.

Кроме того, Отделение ссылается на то, что оспариваемое письмо Отделения от 24.01.2020 № 10/1054 не обладает признаками ненормативного акта, проверка законности и обоснованности которого может быть произведена в порядке главы 24 АПК РФ. Письмо Отделения носит рекомендательный и информационный характер, оно не может быть рассмотрено как нарушающее права и законные интересы общества.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. 

По-мнению суда оспариваемое решение обладает признаками ненормативности, затрагивает права заявителя в сфере правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, поэтому может быть оспорен в порядке главы 24 АПК РФ.

Суд не согласен с позицией Отделения о рекомендательном характере оспариваемого обществом решения.

В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Общество не согласилось с решением о привлечении к ответственности и обратилось с жалобой в Отделение. Отделение рассмотрело жалобу общества и  приняло решение: жалобу страхователя (общества) удовлетворить, решение Управления от 22.11.2019 №039S19190006953 отменить, страхователю представить в Управление корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета по страховому стажу на 9 застрахованных лиц, согласно акту документальной проверки от 29.08.2019 №322.

Таким образом, на рекомендательный характер решения в нём не указано. Резолютивная часть решения, подписанного соответствующим должностным лицом, содержит властно-распорядительное указание, адресованное непосредственно страхователю, и устанавливающее для общества обязанность по предоставлению в корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета по страховому стажу на 9 застрахованных лиц, согласно акту документальной проверки от 29.08.2019 №322, то есть возлагает на общество дополнительные обязанности.

Заявитель не согласен с решением Отделения в части предоставления заявителем Управлению корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета по страховому стажу на 9 застрахованных лиц, согласно акту от 29.08.2019 №322.

С 1 января 2014 года в ступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»  (далее – Закон №426-ФЗ),  пунктом 7 статьи 7 которого предусмотрено, что с 1 января 2014 г. при установлении дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты проведения специальной оценки условий труда.

В связи с принятием Закона №426-ФЗ Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон №421-ФЗ) статья 58.3 Закона №212-ФЗ дополнена частью 2.1., согласно которой для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2  данной статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 данной статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: для опасного класса условий труда подкласс 4 - 8%, для вредного класса условий труда подкласс 3.4 - 7%, подкласс 3.3 - 6%, подкласс 3.2 - 4%, подкласс 3.1 - 2%, для допустимого класса условий труда подкласс 2 - 0%, для оптимального класса условий труда подкласс 1 - 0%.

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 №33н  утверждена  Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 № 31689) (далее – Методика).

Согласно пункту 95 Методики результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета.

При этом в соответствии с Инструкцией, утвержденной указанным Приказом, в строке 040 Карты специальной оценки условий труда должны быть указаны только те гарантии (компенсации), основанием для предоставления которых являются вредные (опасные) условия труда, определенные по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, в отношении которого оформляется Карта специальной оценки условий труда.

Общество представило в материалы дела Карту №25 специальной оценки условий труда  подсобного рабочего (суда ЗСР) цеха 15, строке 040 которой указано право на досрочное назначение трудовой пенсии по списку №1 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10. Отчет о проведении специальной оценки условий труда утвержден 15.03.2016.

Таким образом, с даты утверждения указанного отчета о проведении специальной оценки условий труда, в установленном порядке закреплено за подсобными рабочими цеха 15 право на досрочное назначение трудовой пенсии по списку №1.

Суд находит обоснованной позицию общества относительно того, что в соответствии с «Перечнем правовых актов, нормативных документов, конструкторской, технологической, проектной, ремонтной и эксплуатационной документации, действие которой распространяется на ремонт и испытания ЯЭУ (ОК-700, ОК-700У, К-650М)» № 550.10-111-2017 (согласован начальником технического управления ВМФ) при ремонте транспортных атомных энергетических установок выполняются работы по технологическому процессу, описанному комплектом технологической документации «Система 1 очереди. Освидетельствование, демонтаж, монтаж» НЯДИ.971.01.45.016», разработанному АО «НИПТБ «Онега».

Технологической инструкцией (входит в комплект технологической документации «Система 1 очереди. Освидетельствование, демонтаж, монтаж» НЯДИ.971.01.45.016») предусматриваются технологические операции по достижению чистоты поверхностей изделия и отсутствия в полостях изделия грязи, масла и т.д. на всех этапах (освидетельствование, демонтаж, монтаж), которые обязаны выполнить подсобные рабочие цеха 15, т.е. непосредственно участвовать в данном технологическом процессе производства ремонтных работ на транспортных атомных реакторах АПЛ.

Факт отнесения работ по достижению требуемой чистоты внутренних полостей и их поверхностей изделий транспортных атомных реакторов (ЯЭУ) при их ремонте так же подтверждается заключением АО «НИПТБ «Онега» - разработчиком принципиальных технологий ремонта кораблей с ЯЭУ, в соответствии с которым все виды работ по выполнению уборки в условиях воздействия ионизирующего излучения является неотъемлемой частью технологических процессов по ремонту, модернизации и утилизации АПЛ с ЯЭУ.

Суд отклоняет ссылки Отделения на состоявшие судебные акты, в соответствии с которыми подсобным рабочим цеха 15 было отказано в праве на досрочное назначение трудовой пенсии по списку №1, поскольку указанные судебные акты вынесены до проведения специальной оценки условий труда.

Суд находит обоснованной позицию общества относительно того, что 30.01.2002, на основании статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и в целях реализации статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по конвертации (преобразованию) в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. Правление Пенсионного фонда Российской Федерации приняло постановление №11п, утвердив Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении) (далее - Методические рекомендации).

Согласно абзацу 2 пункта 7 Методических рекомендаций проверки сведений о стаже и заработке осуществляются за два завершенных календарных года, предшествующих проверке», следовательно, документарная проверка может проводиться за 2017-2018гг., тогда как фактически проведена за период с 1998 по 2018 год, что следует из текста акта №322, следовательно, период  с 1998 по 2016 год включен в проверку незаконно.

Как указывалось ранее, отчет о проведении специальной оценки условий труда утвержден 15.03.2016, следовательно, с указанной даты у страхователя нет обязанности предоставлять корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета по страховому стажу.

С учетом изложенного решение государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области от 24.01.2020 №10/1054 о предоставлении страхователем корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета по страховому стажу на 9 застрахованных лиц, согласно акту документарной проверки от 29.08.2019 №322, принятое в отношении общества, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому заявленное требование подлежит удовлетворению.

Судебные расходы по делу подлежат  отнесению на Отделение.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным,решение государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области от 24.01.2020 №10/1054 о предоставлении страхователем корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета по страховому стажу на 9 застрахованных лиц, согласно акту документарной проверки от 29.08.2019 №322, принятое в отношении акционерного общества «Центр судоремонта «Звездочка», полностью.

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя.

Взыскать с государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области в пользу акционерного общества «Центр судоремонта «Звездочка» 3000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.В. Козьмина