АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
20 июля 2016 года | г. Архангельск | Дело № А05-3985/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена июля 2016 года
Решение в полном объёме изготовлено июля 2016 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Макаревич И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колбасиной М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Согласие» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 129110, <...>)
к ответчикам: акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163000, <...> этаж), публичному акционерному обществу страховая компания «Росгосстрах» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 140002, <...>)
о признании торгов недействительными
при участии в заседании представителей: от истца – ФИО1 (доверенность от 12.11.2015), от АО «Архангельская областная энергетическая компания» – ФИО2 (доверенность от 25.04.2016), ФИО3 (доверенность от 10.03.2016),
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Согласие» (далее – истец, ООО «СК «Согласие») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» (далее – ответчик, АО «АОЭК»), в котором просит признать проведение запроса ценовых предложений АО «АОЭК» на право заключения договора обязательного страхования ответственности за причинение вреда в результате эксплуатации опасных производственных объектов недействительным (с учетом уточнения предмета иска в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 26.05.2016 к участию в рассмотрении дела вторым ответчиком привлечено публичное акционерное общество страховая компания «Росгосстрах» (далее – ПАО «Росгосстрах»).
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования. Ответчики иск не признают, ссылаясь на отсутствие оснований для признания проведенного запроса ценовых предложений недействительным.
Как следует из материалов дела, 11.02.2016 на официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www zakupki. gov. ru.) размещено извещение № 31603306405 АО «АОЭК» о проведении запроса ценовых предложений на право заключения договора обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов.
АО «СК «Согласие» подало заявку на участие в запросе ценовых предложений и было допущено к участию в нем.
Согласно протоколу от 21.03.2016 № 10-18/03/16 заседания закупочной комиссии о рассмотрении заявок и выборе победителя в запросе ценовых предложений закупочной комиссией принято решение о заключении договора обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов с ПАО «Росгосстрах». Заявка ООО «СК «Согласие» заняло 5-е место.
Полагая, что запрос ценовых предложений проведен АО «АОЭК» с нарушением положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон № 135 - ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), ООО «СК «Согласие» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании проведения запроса ценовых предложений недействительным.
Изучив материалы дела, оценив доводы истца, возражения ответчика, суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ перечислены действия, которые запрещаются при проведении торгов, запросе котировок цен на товары, запроса предложений и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Так, запрещаются при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ).
Как предусмотрено в статье 2 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг для нужд АО «АОЭК» утверждено Советом директоров АО «АОЭК» 22.12.2015.
В соответствии с пунктом 7.5. Положения, если иное не определено в документации закупочной процедуры, критериями оценки предложений поставщиков и выбора победителей являются:
1)предложенная поставщиком цена договора,
2)функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество рабоит. Услуг,
3)квалификация участников конкурса,
4)расходы на эксплуатацию товара,
5)расходы на техническое обслуживание товара,
6)сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг,
7)срок предоставления гарантии качества товара, работ. услуг,
8)объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Согласно пункту 11 размещенного АО «АОЭК» запроса ценовых предложений основными критериями для определения победителя являются: цена предложения – значимость критерия 50%, финансовая надежность участника - значимость критерия – 50%.
Методика проведения оценки предложений определена в приложении № 2 к запросу ценовых предложений, согласно которому при оценке по критерию цена договора лучшим условием исполнения договора признается предложение участника запроса с наименьшей ценой.
Критерий финансовой надежности участника определяется исходя из превышения фактического размера маржи платежеспособности над нормативной. При превышении свыше 300 % присваивается 50 баллов, от 100% до 300% - 25 баллов, от 30% до 100% - 15 баллов, менее 30% - 0 баллов.
Как полагает истец, финансовая надежность участника не может быть определена только на основании такого критерия, как маржа платежеспособности. Финансовую надежность страховщика также характеризуют такие показатели, как:
- покрытие страховых резервов собственным капиталом страховой организации за отчетный период, %,
- доля собственного капитала в пассивах страховой организации за отчетный период, %,
- уровень выплат по договорам страхования (кроме страхования жизни) страховой организации за отчетный период, %,
- финансовый потенциал страховой организации за отчетный период, %,
- достаточность собственного капитала страховой организации за отчетный период,
- убыточность страховой организации за отчетный период, %,
и другие показатели.
Как указывает истец, не ясно, почему АО «АОЭК» выбрало для оценки предложений только один из критериев финансовой надежности участников и на чем основан метод выставления баллов.
По мнению истца, в случае, если бы АО «АОЭК» было выбрано несколько критериев финансовой надежности, и баллы выставлялись бы иным образом, ООО «СК «Согласие» могло бы стать победителем запроса предложений.
Доводы истца не могут быть признаны судом правомерными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
В силу пункта 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, из положений Закона № 223-ФЗ следует, что критерии и порядок оценки заявок участников закупок определяются заказчиками с соблюдением указанных в Законе требований.
Обязательный состав и порядок оценки критериев финансовой надежности участников закупок, в случае, если таковой включен в условия закупки, не установлен ни правовыми актами, ни Положением о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг для нужд АО «АОЭК».
Первоначальные недостатки документации по закупке, связанные с отсутствием в ней порядка расчета баллов по критериям оценки заявок были устранены АО «АОЭК» в соответствии с решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 14.03.2016 по жалобе № 10-юл-2016, поданной ООО «СК «Согласие».
Жалоба ОАО «Альфа-Страхование», заявка которого заняла второе место, на неправильную оценку при рассмотрении заявок его финансовой надежности, была оставлена без удовлетворения решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 12.04.2016 № 04-05/1799. При этом Архангельское УФАС России указало, что расчеты показателей по критерию финансовая надежность участника произведены с соблюдением требований закупочной документации.
В силу положений статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) нарушение правил проведения торгов, которое привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, является основанием для признания судом торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Таким образом, по смыслу статьи 449 ГК РФ основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение правил проведения торгов, а лишь имеющее существенное влияние на результат (результаты) торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца.
В данном случае доказательства нарушений правил проведения закупки, повлиявших на их результаты, отсутствуют. Жалоба ОАО «Альфа – Страхование», заявка которого заняла второе место, не признана Архангельским УФАС обоснованной.
Заявка истца заняла только пятое место. При этом истец не оспаривает, что результаты рассмотрения заявок определены АО «АОЭК» в соответствии с положениями закупочной документации. Уточненная документация содержит критерии оценки представленных заявок и методику оценки показателей по каждому критерию, что позволило достоверно установить победителя проведенной оценки запроса предложений.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требования ООО «СК «Согласие» о признания недействительными результатов проведения оспариваемого запроса ценовых предложений у суда отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на истца.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | И.А. Макаревич |