АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
27 мая 2010 года
г. Архангельск
Дело № А05-4104/2010
Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2010 года
Решение в полном объёме изготовлено 27 мая 2010 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.
рассмотрел в судебном заседании дело №А05-4104/2010 по заявлению
открытого акционерного общества «Архангельский морской торговый порт»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
о взыскании 1 344 764 руб. 86 коп. процентов.
В заседании суда приняли участие представители:
заявителя – ФИО1, ФИО2;
ответчика – ФИО3
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.
Суд установил следующее:
открытое акционерное общество «Архангельский морской торговый порт» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, налоговая инспекция) о взыскании 1 344 764 руб. 86 коп. процентов, исчисленных обществом на основании статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с несвоевременным возвратом налоговой инспекцией излишне взысканных по результатам выездной налоговой проверки налогов, пеней и штрафов.
Представители заявителя в судебном заседании настаивают на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержала изложенные в отзыве доводы о том, что у заявителя не имеется основания требовать начисление процентов в соответствии со ст.79 Налогового кодекса Российской Федерации. Возражений по арифметической правильности расчёта пеней у налогового органа нет.
Суд, проанализировав представленные в дело доказательства, заслушав доводы представителей сторон в судебном заседании, пришёл к выводу о правомерности и обоснованности заявленных требований на основании следующего:
Установлено, что заявитель зарегистрирован в статусе юридического лица, включён в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900515616.
Налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества.
По результатам проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №09-12/97546 от 30 сентября 2008 года. Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 932 612 руб. за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, налога на добавленную стоимость, налога на имущество по месту нахождения организации и по месту нахождения недвижимого имущества, транспортного налога. Обществу начислены пени по состоянию на 30.09.2008 за нарушение срока уплаты указанных налогов, а также единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 1 366 982 руб. Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 6 911 257 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 4 474 576 руб., по налогу на имущество в сумме 212 797 руб., по единому социальному налогу в сумме 134 114 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 72 215 руб., по транспортному налогу в сумме 1 184 руб., всего предложено уплатить 11 806 143 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учёта.
Общество частично не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Арбитражный суд Архангельской области.
Вступившими в законную силу решениями суда от 20.03.2009 по делу №А05-13609/2008, от 19.06.2009 по делу №А05-3563/2009, от 30.06.2009 по делу №А05-3564/2009 решение налоговой инспекции признано недействительным в части.
По результатам рассмотрения дел в арбитражном суде общество обратилось в налоговую инспекцию о возврате необоснованно взысканных сумм налогов, пеней, штрафов. Налоговым органом произведён возврат 13 135 787 руб. 99 коп.
Общество, предварительно обратившись к налоговому органу с заявлением от 06.10.2009 №21-67/133 о начислении процентов и получив от налоговой инспекции отказ (письмо от 27.10.2009), обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании процентов, начисленных в соответствии с п.5 ст.79 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку возврат взысканных сумм произведён налоговым органом без учёта процентов.
Суд полагает ошибочным довод налоговой инспекции о том, что перечисление обществом денежных средств по результатам выездной налоговой проверки является добровольной уплатой.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных налогов определен статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Таким образом, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами, сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата.
Перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки№09-12/97546 от 30.09.2008, требования №199 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.10.2008, не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов.
Уплата налогов, пеней и штрафов во исполнение акта выездной проверки носит характер взыскания налоговым органом недоимки, аналогичная позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 № 13592/04.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 27.12.2005 № 503-О разъяснил, что субъект налоговых правоотношений, добровольно исполнивший решения налоговых органов и (или) судов, как законопослушный участник этих правоотношений, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, решения налоговых органов и (или) судов в отношении которого исполняются принудительно, - иное противоречило бы духу и букве Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию правовым государством, а также вытекающему из Конституции Российской Федерации принципу справедливого баланса частных и публичных интересов, предполагающего взаимную ответственность государства, с одной стороны, и граждан и их объединений - с другой.
То обстоятельство, что общество перечислило начисленные по результатам выездной налоговой проверки налоги, пени и штрафы во исполнение требования об их уплате, не изменяет характер платежа. Уплата денежных средств во исполнение акта выездной налоговой проверки, решение по которой впоследствии признано частично недействительным в судебном порядке, не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
С учетом изложенного суд пришёл к выводу, что при возврате указанных платежей необходимо руководствоваться положениями статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации о начислении процентов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Проанализировав представленный обществом расчёт взыскиваемых процентов (л.д.12, т.1), суд установил, что проценты в сумме 1 344 764 руб. 86 коп. начислены обществом за период с 24.10.2008 по 20.10.2009 со дня, следующего за днем взыскания (уплаты), по день фактического возврата, процентная ставка применена в соответствии с действующей в дни начисления процентов ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку в нарушение статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканных налогов, пеней и штрафов возвращена обществу налоговой инспекцией без начисленных на нее процентов, суд, проверив произведенный обществом расчет процентов, подлежащих выплате, полагает заявление подлежащим удовлетворению в полном объёме.
У налоговой инспекции отсутствуют возражения по правильности арифметического расчёта процентов, представленного заявителем, при рассмотрении дела судом установлено наличие спора между сторонами не по размеру, а по праву.
Заявление подлежит удовлетворению.
Поскольку спор разрешён судом не в пользу налоговой инспекции, в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлине подлежат отнесению на ответчика.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу открытого акционерного общества «Архангельский морской торговый порт» 1 344 764 руб. 86 коп. процентов.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу открытого акционерного общества «Архангельский морской торговый порт» 21 447 руб. 65 коп. расходов по государственной пошлине.
Возвратить открытому акционерному обществу «Архангельский морской торговый порт» из федерального бюджета 21 руб. 95 коп. излишне уплаченной платёжным поручением №001859 от 06.04.2010 государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Е.И. Бекарова