ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4142/2023 от 28.07.2023 АС Архангельской области

1910/2023-78879(1)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru 

Именем Российской Федерации 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2023 года

Решение в полном объёме изготовлено 28 июля 2023 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С. 

при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой В.Е., 

рассмотрел в судебном заседании 28 июля 2022 года дело по заявлению  государственного автономного учреждения здравоохранения Архангельской области  "Архангельская детская стоматологическая поликлиника" (ОГРН 1022900523040; ИНН  2901025420; адрес: 163071, г.Архангельск, проезд Приорова, дом 6, корп. 1) 

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской  области (ОГРН 1022900520422; ИНН 2901010086; адрес: 163069, г.Архангельск,  пр.Чумбарова-Лучинского, дом 39, корп.1) 

о признании недействительным акта в части,

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, федерального государственного бюджетного  образовательного учреждения высшего образования «Северный государственный  медицинский университет» министерства здравоохранения Российской Федерации  (ОГРН 10229020529431; адрес: 163069, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51), 

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – Шеховцевой Т.Я. по  доверенности от 13.01.2023, Бошель М.П. по доверенности от 26.06.2023, от ответчика –  Бурляй Г.С. по доверенности от 21.02.2022, от третьего лица - не явились, 

установил:

государственное автономное учреждение здравоохранения Архангельской  области "Архангельская детская стоматологическая поликлиника" (далее – заявитель,  учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к  Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской  области (далее – ответчик, фонд) о признании недействительным акта выездной  проверки использования средств, направленных на реализацию территориальной  программы обязательного медицинского страхования в государственном автономном  учреждении здравоохранения Архангельской области «Архангельская детская  стоматологическая поликлиника» № 12/04 от 02.02.2023 в части нецелевого  использования средств ОМС: 

- при оплате работы в выходные и (или) нерабочие праздничные дни по излишне  начисленным стимулирующим выплатам и выплатам компенсационного характера в  размере 27 634 руб. 65 коп.; 

- компенсирование расходов по оплате стоимости проезда и провоза багажа к  месту использования отпуска и обратно в размере 10 476 руб. 27 коп.; 


- при оплате коммунальных услуг за помещения, используемые для организации  практической подготовки обучающихся в размере 550 553 руб. 07 коп.; 

- при уплате налога на имущество за помещения, используемые для организации  практической помощи обучающихся в размере 106 132 руб. 32 коп.; 

- в части назначения штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого  использования средств на сумму 69 479 руб. 63 коп. 

Представители заявителя требование поддержали.
Ответчик требование не признал по доводам отзыва.

ФГБОУВО «Северный государственный медицинский университет»  министерства здравоохранения Российской Федерации поддержало позицию заявителя. 

Поводом к обращению в суд послужили следующие фактические обстоятельства. 

На основании приказа территориального фонда обязательного медицинского  страхования Архангельской области от 10.01.2023 № 02-О комиссией в составе  бухгалтеров-ревизоров контрольно-ревизионного отдела ТФОМС проведена выездная  плановая проверка использования средств, направленных на реализацию  территориальной программы обязательного медицинского страхования в  государственном автономном учреждении здравоохранения Архангельской области  «Архангельская детская стоматологическая поликлиника» за период с 01.01.2021 по  31.12.2022. 

В ходе проведения проверки территориальным фондом было выявлено нецелевое  расходование заявителем средств обязательного медицинского страхования, которое  выразилось, в том числе в следующем: 

- 27 634,65 руб. - оплата работы в выходные и (или) нерабочие праздничные дни  по излишне начисленным стимулирующим выплатам и выплатам компенсационного  характера; 

- 10 476,27 руб. - компенсированные расходы по оплате стоимости проезда и  провоза багажа к месту использования отпуска и обратно; 

- 550 553,07 руб. - оплата коммунальных услуг за помещения, используемые для  организации практической подготовки обучающихся; 

- 106 132,32 руб. - уплата налога на имущество за помещения, используемые для  организации практической подготовки обучающихся, 

Результаты проверки отражены в акте от 02.02.2023 № 12/04, согласно которому  учреждению необходимо перечислить в течение 10 рабочих дней со дня предъявления  настоящего акта на лицевой счет ТФОМС АО использованные не по целевому  назначению средства территориальной программы обязательного медицинского  страхования в сумме 1046574 руб. 88 коп., штраф в размере 10 процентов от суммы  нецелевого использования средств в сумме 104657 руб. 49 коп., в случае неисполнения  требования в течение 10 рабочих дней со дня предъявления уплатить в бюджет ТФОМС  АО пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской  Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого  использования указанных средств за каждый день просрочки. 

Не согласившись с указанным актом в части 694796 руб. 31 коп., заявитель  оспорил его в настоящем деле. 

Суд находит заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению в  связи со следующим. 


В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326- ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее –  Федеральный закон № 326-ФЗ), обязательное медицинское страхование – вид  обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых  государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на  обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания  застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах 

территориальной программы обязательного медицинского страхования и в  установленных данным законом случаях в пределах базовой программы обязательного  медицинского страхования. 

Согласно статье 4 Федерального закона № 326-ФЗ основными принципами  осуществления обязательного медицинского страхования являются, в том числе  обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу  медицинской помощи при наступлении страхового случая, а также создание условий для  обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках  программ обязательного медицинского страхования. 

В силу положений части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38  Федерального закона № 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими  организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со  страховщиками, являются целевыми. 

В пункте 5 части 2 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ указано, что  медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за  оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного  медицинского страхования. 

Согласно статьям 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК  РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в  структуру бюджетной системы Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 147 БК РФ расходование средств государственных  внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные  законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,  регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов,  утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием  цели их использования. 

Статья 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признает  направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата  денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, 

определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью,  бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным  документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. 

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 14.1  постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными  судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», под нецелевым  использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на  цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными  бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой  доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. 


Пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ  установлено, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования  осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского  страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями,  в том числе проводит проверки и ревизии. 

Осуществление контроля за использованием средств ОМС медицинскими  организациями производится территориальным фондом в порядке,  предусмотренном приказом Минздрава России от 26.03.2021 № 255н, утвердившим  Порядок осуществления территориальными фондами обязательного медицинского  страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций,  осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а  также контроля за использованием средств ОМС указанными страховыми  медицинскими организациями и медицинскими организациями (далее – Порядок №  255н). 

Согласно пункту 39.2 Порядка № 255н проверка использования средств ОМС,  полученных медицинскими организациями, включает проверку соблюдения  обязательства медицинской организации по использованию средств ОМС, полученных  за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной  программой обязательного медицинского страхования. 

Частью 6 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ установлено, что  территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы ОМС  определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты  медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, структуру тарифа  на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций,  участвующих в реализации территориальной программы ОМС, определяет условия  оказания медицинской помощи в них. 

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ установлена  структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя расходы на  заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение  лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря,  медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов,  расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований,  проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации  лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии  организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи,  транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества,  расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного  обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских  организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы,  расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и  хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. 

В части 2 статьи 30 Федерального закона № 326 сказано, что тарифы на оплату  медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением заключаемым между  органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным  высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской  Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями,  медицинскими профессиональными некоммерческими организациями 

и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями  (ассоциациями). 

Указанными выше органами исполнительной власти субъекта Российской  Федерации были заключены Тарифное соглашение на 2021 год и на плановый период 


2022 и 2023 годов от 29.12.2020 и Тарифное соглашение на 2022 год и на плановый  период 2023 и 2024 годов от 27.12.2021. 

Согласно пункту 10 раздела III Тарифных соглашений на 2021 год и 2022 годы, в  2021 и 2022 годах структура тарифа на оплату медицинской помощи соответствует  структуре тарифа, установленной частью 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ.  Использование средств обязательного медицинского страхования медицинской  организацией на возмещение затрат, не включенных в структуру тарифа является  нецелевым и подлежит восстановлению в соответствии с частью 9 статьи 39  Федерального закона № 326-ФЗ. 

В пункте 11 Тарифных соглашений на 2021 год и 2022 годы предусмотрено, что  тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой  расчета тарифов, установленной разделом XII Правил ОМС, утвержденных Приказом  Минздрава России № 108н. 

Таким образом, использование средств ОМС на оплату расходов, не включенных  в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, является нецелевым. 

По эпизоду оплаты работы в выходные и (или) нерабочие праздничные дни  по излишне начисленным стимулирующим выплатам и выплатам  компенсационного характера в размере 27634,65 руб. 

Как установлено в пункте 4.1 акта проверки, работникам, привлекавшимся к  работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего  времени, начислялась оплата за данную работу в двойном размере оклада, а также в  двойном размере начислялись выплаты стимулирующего характера и компенсационного  характера предусмотренные системой оплаты труда Учреждения. 

Заявитель, не согласившись с данным выводом Фонда, указал, что работникам,  привлекавшимся к работе в выходные и (или) праздничные дни сверх месячной нормы  рабочего времени, правомерно начислялись выплаты стимулирующего и  компенсационного характера в двойном размере за данную работу в связи с  установленной для них системой оплаты труда, а именно приказом главного врача от  20.12.2018 № 238-О "Об утверждении перечня компенсационных и стимулирующих  выплат, учитываемых при начислении оплаты труда за работу в выходной и  праздничный день" и производилась из средств ОМС. 

В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -  ТК РФ) работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся  индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты,  содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах  своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными  нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,  коллективными договорами, соглашениями. 

В соответствии с ТК РФ системы оплаты труда включают в себя размеры  тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного  характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы  доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования (статья 129 ТК  РФ). 

Согласно статье 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от  нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий  (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие  праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от  нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные  трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими 


нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными  нормативными актами, трудовым договором. 

Согласно части первой статьи 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий  праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, в том числе  работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной  дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час  работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий  праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в  размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного  оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа  производилась сверх месячной нормы рабочего времени. 

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня  2018 г. N 26-П (далее - Постановление N 26-П) отмечено, что определение конкретного  размера заработной платы должно не только основываться на количестве и качестве  труда, но и учитывать необходимость реального повышения размера оплаты труда при  отклонении условий работы от нормальных. При этом отмечено, что в соответствии со  статьями 113 и 149 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни  определяется как разновидность работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. 

Таким образом, как отмечено в Постановлении N 26-П, при привлечении  работников, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада)  включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или  нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда  за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им  другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в  размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного  оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и  стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты  труда. 

Вместе с тем, вопреки доводам заявителя ни в части первой статьи 153 ТК РФ, ни  в Постановлении N 26-П не содержится указания на обязанность работодателя  производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты  работникам, получающим оклад (должностной оклад), за работу в выходной день или  нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени. 

Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 13.01.2022 N 1-ОР, в указанном Постановлении № 26-П Конституционный Суд Российской Федерации  отметил, что конкретный порядок учета выплат, входящих в состав заработной платы,  при исчислении размера оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день,  если принятая в соответствующей организации система оплаты труда включает в себя  наряду с тарифной частью заработной платы (окладом (должностным окладом) либо  тарифной ставкой) компенсационные и стимулирующие выплаты, частью первой статьи  153 Трудового кодекса Российской Федерации непосредственно не определен. 

Таким образом, вопрос о порядке начисления компенсационных и  стимулирующих выплат за работу в выходной или нерабочий праздничный день -  притом что таковой непосредственно не определен частью первой статьи 153 Трудового  кодекса Российской Федерации - не был предметом рассмотрения Конституционного  Суда Российской Федерации. 

Частью второй статьи 135 ТК РФ установлено, что системы оплаты труда,  включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), устанавливаются  коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в  соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами,  содержащими нормы трудового права. 


Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий  праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным  нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа  работников, трудовым договором (часть 2 статьи 153 ТК РФ). 

Конкретный порядок расчета стимулирующих и компенсационных выплат за  работу в выходные и праздничные дни должен регулироваться соглашением,  коллективным договором, локальным нормативным актом, а также федеральным и  региональным законодательством. 

Постановлением Правительства Архангельской области от 25.12.2012 N 600-пп  утверждено Отраслевое примерное положение об оплате труда в государственных  бюджетных и автономных учреждениях Архангельской области в сфере  здравоохранения (далее - Отраслевое положение). 

Согласно пункту 2 Отраслевое положение определяет порядок установления  систем оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных  учреждений Архангельской области в сфере здравоохранения (далее - учреждения), в  том числе: порядок применения окладов (должностных окладов), ставок заработной  платы работников учреждений; перечень выплат компенсационного характера и порядок  их применения; перечень выплат стимулирующего характера и порядок их применения;  перечень выплат социального характера и порядок их применения; условия оплаты труда  руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений;  требования к структуре фондов оплаты труда работников учреждений. 

Отраслевое положение распространяется на больницы, диспансеры, санатории и  иные государственные бюджетные и автономные учреждения в сфере здравоохранения  Архангельской области. 

Согласно пункту 6 Отраслевого положения и пункту 5 Положения о системе  оплаты труда работников государственного автономного учреждения здравоохранения  Архангельской области "Архангельская детская стоматологическая поликлиника"  система оплаты труда работников учреждения включает в себя: 1) оклады (должностные  оклады), ставки заработной платы работников, 2) выплаты компенсационного характера  (компенсационные выплаты), 3) выплаты стимулирующего характера (стимулирующие  выплаты). 

Как установлено пунктом 31 Отраслевого положения, в целях оплаты труда за  работу в выходные и нерабочие праздничные дни предусмотренные статьей 153  Трудового кодекса Российской Федерации одинарная или двойная дневная или часовая  ставка (часть оклада (должностного оклада) за день или час работы) за отработанные  выходные и нерабочие праздничные дни начисляется дополнительно после начисления  за эти дни выплат, входящих в систему оплаты труда учреждения и установленных  соответствующему работнику. 

Таким образом, ни в Отраслевом положении, ни в Положении о системе оплаты  труда работников государственного автономного учреждения здравоохранения  Архангельской области "Архангельская детская стоматологическая поликлиника" не  предусмотрен порядок начисления выплат стимулирующего и компенсационного  характера за работу в выходные и (или) праздничные дни сверх месячной нормы  рабочего времени в двойном размере. 

Суд соглашается с позицией Фонда, что из средств ОМС финансируются лишь  расходы организации, установленные в тарифном соглашении, на основе, в частности,  Отраслевого примерного положения об оплате труда работников государственных  учреждений, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от  25.12.2012 № 600-пп. 


С учетом вышеизложенного компенсационные и стимулирующие  выплаты за работу в выходной и праздничный день из средств ОМС следует  рассчитывать в общем порядке, т.е. по отношению к одинарной ставке (окладу). 

В Учреждении приказом главного врача от 20.12.2018 года № 238-0 утвержден  перечень компенсационных и стимулирующих выплат, учитываемых при начислении  оплаты труда за работу в выходной и праздничный день», однако данным приказом  также не установлен порядок начисления стимулирующих и компенсационных выплат в  двойном размере. 

Таким образом, доводы заявителя о том, что работа в выходной день или  нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени должна  оплачиваться в двойном размере по схеме "(оклад + компенсационная и стимулирующая  выплаты) x 2", не основаны на действующем правовом регулировании. 

Ссылка заявителя на решение Октябрьского районного суда города Архангельска  по делу № 2-4299/2022 судом отклоняется, поскольку в рамках названного дела  рассматривался индивидуальный трудовой спор, основанный на иных фактических  обстоятельствах, при этом источник финансирования компенсационных и  стимулирующих выплат в повышенном размере не был предметом рассмотрения в  указанном деле. 

При таких обстоятельствах суд соглашается с позицией Фонда, что работникам,  привлекавшимся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх  месячной нормы рабочего времени, неправомерно начислены из средств ОМС выплаты  стимулирующего характера и компенсационного характера в двойном размере. 

Согласно пункту 4.2 акта проверки работникам, привлекавшимся к работе в  выходные и (или) нерабочие праздничные дни в дни нахождения в командировке оплата  часов производилась без учета фактического времени привлечения к работе (учебе),  время нахождения в пути, а в соответствии с приказами главного врача в размере 6,0  часов за данные дни. Так: 

- в мае 2021 года главному бухгалтеру Бошель М.П., ведущему экономисту  Гайдук О.Ф. в соответствии с приказами от 06.05.2021 № 214 К-ОМС, № 214 ICONIC/1  за 15.05.2021 начисление произведено из расчета рабочего времени 6,0 часов. Следовало  оплатить за время нахождения в пути (с 18:55 по 20:25) подтвержденное электронными  билетами - 1,5 часа; 

- в сентябре 2022 года главному бухгалтеру Бошель М.П., ведущему экономисту  Гайдук О.Ф. в соответствии с приказами от 01.09.2022 № 489 К-ОМС, № 490 К-ОМС за  выходные дни (17.09.2022, 18.09.2022, 24.09.2022, 25.09.2022) произведено начисление  из расчета рабочего времени 6,0 часов за каждый выходной день. Следовало оплатить  17.09.2022 за время нахождения в пути (с 05:00 по 06:30, с 09:30 по 14:05)  подтвержденное электронными билетами - 6,08 часа, а 18.09.2022, 24.09.2022, 25.09.2022  по 8,0 часов согласно представленной программе учебы (стр. 13-14 Акта). 

Заявитель в обоснование своей позиции указывает, что учреждением указанным  работникам произведено начисление из расчета 6,0 часов - по времени работы  поликлиники в выходной день. Кроме того, заявитель настаивает, что для оплаты работы  в выходной день следует учитывать не только время полета, а время нахождения  работника в пути в место или из места командировки в целом, включая время ожидания  на рейс, поскольку работник исполняет распоряжение работодателя о направлении в  командировку и не может использовать это время по своему усмотрению (ст.106, 166 ТК  РФ). 

На основании статьи 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого  работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями 


трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные  периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской  Федерации относятся к рабочему времени и его нормальная продолжительность не  может превышать 40 часов в неделю. 

Как определено в статьей 106 ТК РФ, время отдыха - время, в течение которого  работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может  использовать по своему усмотрению. 

Пункт 9 Положения об особенностях направления работников в служебные  командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749,  предусматривает, что средний заработок за период нахождения работника в  командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной  остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в  командирующей организации. 

В соответствии с частью 3 статьи 153 ТК РФ оплата в повышенном размере  производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или  нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день  приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы,  фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до  24 часов). 

На основании изложенного суд соглашается с выводами Фонда о том, что  учреждением необоснованно произведено указанным работникам начисление из расчета  6,0 часов, исходя из режима работы поликлиники в выходной день, без учета фактически  отработанного времени. Вместе с тем суд не может согласиться с позицией Фонда о том,  что для оплаты работы в выходной день учитывается только время полета. 

Порядок определения количества часов, проведенных работником в пути, законом  не урегулирован. 

Вместе с тем служебная командировка - это поездка работника по распоряжению  работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места  постоянной работы (статья 166 ТК РФ). Следовательно, командированное лицо  находится в пути в нерабочие (выходные или праздничные) дни не по своей воле, а по  распоряжению работодателя. Соответственно, за такие дни командированному лицу  положена компенсация. 

Суд соглашается с позицией заявителя, что "время в пути" не ограничивается  временем движения транспортного средства, к нему также относится время регистрации  и ожидания посадки на рейс. 

Согласно пункту 4 раздела 2 Постановления о порядке и размерах возмещения  расходов, связанных со служебными командировками, работниками государственных  учреждений Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства  Архангельской области от 11.06.2015 № 217-пп, расходы по проезду включают в себя  расходы по проезду к месту командирования и обратно к месту работы (в том числе  расходы до станции, пристани, аэропорта и обратно), расходы из одного населенного  пункта в другой, если работник командирован в несколько мест, расположенных в  разных населенных пунктах, а также расходы на оплату услуг по оформлению  проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей. 

Кроме того, приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении  Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров,  багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей,  грузополучателей» (далее - Правила воздушных перевозок) установлено, что пассажир  должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к 


месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения  установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного  и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее -  предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным,  таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным  видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или  законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к  месту посадки на борт воздушного судна (пункт 80). 

В соответствии с пунктом 81 Правил воздушных перевозок регистрация  пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40  минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику)  чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации,  расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте  перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для  доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки  (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и  требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным,  ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными  законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории  которой осуществляется перевозка. 

Согласно пункту 6.1.1. Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО  «Аэрофлот», утвержденных приказом генерального директора ПАО «Аэрофлот» от  26.02.2016г. № 60 и Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО  «Аэрофлот», утвержденных приказом ПАО «Аэрофлот» от 18.08.2022г. № 265,  регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту начинается за два  часа до времени вылета и заканчивается за 40 минут до времени отправления  воздушного судна по расписанию перевозок, если иное не предусмотрено для отдельных  направлений полетов ПАО «Аэрофлот». 

Суд приходит к выводу, что время нахождения работника в пути в место или из  места командировки, включая время ожидания на рейс, относится к рабочему времени,  поскольку он исполняет распоряжение работодателя о направлении в командировку и не  может использовать это время по своему усмотрению (статьи 106, 166 ТК РФ). 

На основании изложенного, при определении количества часов, проведенных в  пути, кроме времени непосредственного полёта также необходимо учитывать время,  необходимое для регистрации и оформления багажа и времени ожидания рейса. 

Кроме того, Фондом необоснованно не учтено время ожидания в аэропорту  17.09.2022, так как Бошель М.П. и Гайдук О.Ф. следовали транзитным перелетом.  Ожидание в аэропорту между рейсами составило 3 часа (с 05:00 по 06:30, с 09:30 по  14:05). Указанное время также должно быть учтено при исчислении времени,  проведенного в пути. 

Поскольку в соответствии со статьей 153 ТК РФ оплачиваются все часы,  фактически отработанные в выходной день, в данном случае следует оплачивать все  проведенные работником в дороге часы. 

Таким образом, по справочному расчету учреждения, исходя из необходимости  прибытия в аэропорт заблаговременно, учитывая время, необходимое для регистрации,  время в пути 15 мая 2021 года составило 3,5 часа, 17 сентября 2022 года - 11,08 часа. 

Довод Фонда о том, что в ходе проверки учреждение предоставило лишь приказы  о направлении работников Бошель М.П., Гайдук О.Ф. в командировки с целью  повышения квалификации, при этом приказы о привлечении работников к работе в  выходные дни предоставлено не было, судом отклоняется, поскольку такое основание 


для вывода о нецелевом расходовании средств в акте не указано. Кроме того,  данный довод не исключает выводы о фактически отработанном времени работникоми в  спорные выходные дни. 

С учетом произведенного заявителем по запросу суда справочного расчета по  оплате за работу в выходные и (или) нерабочие праздничные дни с применением оплаты  оклада в двойном размере, компенсационных и стимулирующих выплат в одинарном  размере и фактического времени нахождения в пути и исходя из восьми часов обучения  согласно представленной программе повышения квалификации, учтенных Фондом при  расчете суммы нецелевого расходования средств (стр.14 акта проверки) работникам  подлежала начислению заработная плата в размере 95720,27 руб., тогда как выплачено  фактически 91202,72 руб., в связи с чем вывод о нецелевом расходовании в размере  27634,65 руб. является необоснованным. 

При таких обстоятельствах требование о признании недействительным акта  проверки по эпизоду оплаты работы в выходные и (или) нерабочие праздничные дни по  излишне начисленным стимулирующим выплатам и выплатам компенсационного  характера в размере 27634,65 руб. подлежит удовлетворению. 

По эпизоду компенсации расходов по оплате стоимости проезда и провоза  багажа к месту использования отпуска и обратно в размере 10 476 руб. 27 коп. 

В ходе проверки Фондом установлено, что по авансовым отчетам от 27.07.2021 №  0000-000065, от 20.09.2021 № 0000-000112 (подотчетное лицо Уланов К.С. - главный  врач) за счет средств ОМС компенсированы расходы по оплате стоимости проезда и  провоза багажа к месту использования отпуска и обратно Уланову К.С, его ребенку  Улановой К.К. Данный вид расходов по должностям, отнесенным к «администрации  учреждения» (в штатном расписании должность главного врача отнесена к данному  структурному подразделению) в соответствии с Порядком распределения расходов  необходимо было распределять пропорционально доле соответствующего дохода. 

Оспаривая данные выводы Фонда, учреждение указывает, что несмотря на то, что  должность главного врача в штатном расписании отнесена к структурному  подразделению "Администрация учреждения", главным врачом не осуществляются  приносящие доход виды деятельности. Кроме того, главный врач оказывает  медицинскую помощь по ОМС как врач-стоматолог детский на 0,5 ставки в дневном  стационаре - отделения хирургической стоматологии. 

Согласно статьей 33 Закона № 4520-1 компенсация расходов на оплату стоимости  проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим  в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним  местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации. 

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и  провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в  государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных  учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными  правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в  органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, -нормативными  правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей,  коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с  учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми  договорами (часть 8 статьи 325 ТК РФ). 

Согласно Уставу заявитель является государственным автономным учреждением  здравоохранения Архангельской области. 

В соответствии со статьей 6 Закона Архангельской области от 10.11.2004 № 26033-03 «Об оплате труда работников государственных учреждений Архангельской 


области, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных  учреждениях Архангельской области» (далее Закон Архангельской области № 260-3303), лица, работающие в государственных учреждениях Архангельской области, органах  государственной власти Архангельской области и иных государственных органах  Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях (далее - работники), имеют право на оплату один раз в два года за счет  средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа весом до 30 килограммов в  пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. 

Порядок предоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящей  статьей, утверждается постановлением Правительства Архангельской области. 

Постановлением Правительства Архангельской области от 10.01.2017 № 2-пп  утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза  багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в органах  государственной власти Архангельской области, иных государственных органах  Архангельской области и государственных учреждениях Архангельской области,  расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов  их семей (далее - Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза  багажа) 

Согласно абз.3 и 4 п. 55 Правил компенсации расходов на оплату стоимости  проезда и провоза багаж в государственных бюджетных и автономных учреждениях  Архангельской области финансовое обеспечение права на компенсацию расходов  работников, обеспечивающих осуществление приносящих доход видов деятельности  государственного учреждения, осуществляется за счет средств, полученных от  приносящих доход видов деятельности. 

Финансовое обеспечение права на компенсацию расходов работников  территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской  области и работников государственных бюджетных и автономных учреждений  здравоохранения Архангельской области, участвующих в реализации программы  обязательного медицинского страхования на территории Архангельской области,  осуществляется за счет средств бюджета территориального фонда обязательного  медицинского страхования Архангельской области. 

Порядок распределения расходов по источникам финансового обеспечения на  2021, 2022 годы утвержден приказами по учреждению от 11.01.2021 № 06-О, от  10.01.2022 № 02-О (далее - Порядок распределения расходов). 

Согласно пункту 2 данного Порядка распределение расходов, которые не могут  быть непосредственного отнесены на расходы по конкретному виду деятельности  учреждения, следует распределять пропорционально доле соответствующей дохода в  суммарном объеме всех доходов согласно Приложению № 1 к данному приказу в  следующем порядке: в 2021 году - 23% за счет средств от иной приносящей доход  деятельности, 77 % за счет средств ОМС., в 2022 году - 25 % и 75% соответственно. 

Согласно Приложению № 1 к Порядку распределения расходов компенсация  расходов по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска  и обратно для администрации учреждения производится пропорционально доле  соответствующего дохода. 

Должность главного врача в штатном расписании отнесена к структурному
подразделению «администрация учреждения».

На основании изложенного суд находит обоснованным вывод Фонда о том, что  расходы по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и  обратно главному врачу в соответствии с Порядком распределения расходов необходимо  было распределять пропорционально доле соответствующего дохода. 


Доводы заявителя не свидетельствуют об обратном. В частности,  довод заявителя о том, что главный врач не является работником, непосредственно  обеспечивающим осуществление приносящих доход видов деятельности Учреждения,  судом отклоняется, поскольку в соответствии с Уставом руководитель учреждения  осуществляет его руководство в целом. 

Основания для признания акта проверки в данной части недействительным у суда  отсутствуют. 

По эпизодам оплаты коммунальных услуг за помещения, используемые для  организации практической подготовки обучающихся, и уплаты налога на  имущество за помещения, используемые для организации практической  подготовки обучающихся 

Как установлено Фондом в ходе проверки, на основании договоров от 22.05.2017   № 400, от 22.05.2022 № 411, заключенных с ФГБОУ ВО «СГМУ», часть помещений  здания поликлиники использовались для организации практической подготовки лиц,  получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое  образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое  образование, а также дополнительное профессиональное образование. 

Приложением № 2 к договору от 22.05.2017 № 400, от 22.05.2022 № 411  определен «Перечень помещений Организации, осуществляющей деятельность в сфере  охраны здоровья, используемых для организации практической подготовки  обучающихся». Так, площадь помещений для организации практической подготовки  обучающихся согласно Приложению № 2 к договору от 22.05.2017 № 400 составила  339,5 кв.м. (дополнительное соглашение от 31.08.2020 № 3); согласно Приложению № 2  к договору от 22.05.2022 № 411 - 339,5 кв.м. 

Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации  обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за  оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного  медицинского страхования. 

На основании изложенного Фонд сделал вывод, что оплата коммунальных услуг  (в части средств ОМС) и уплата налога на имущество (в части средств ОМС), за  помещения, используемые для организации практической подготовки обучающихся, за  помещения, используемые для организации практической подготовки обучающихся,  производились необоснованно. 

Организация практической подготовки обучающихся регламентирована  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации» (далее - Закон об образовании). 

Согласно части 5 статьи 82 Закона об образовании организация практической  подготовки обучающихся осуществляется на основании договора между  образовательной и медицинской организацией. Типовая форма указанного договора  утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции  по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего  образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим  функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Указанный договор должен  содержать положения, определяющие виды деятельности, по которым осуществляется  практическая подготовка обучающихся, сроки осуществления практической подготовки  в соответствии с учебным планом, перечень работников образовательной организации, 


работников научной организации, количество обучающихся, участвующих в  практической подготовке, порядок и условия использования необходимого для  организации практической подготовки имущества сторон договора, порядок участия  обучающихся, работников образовательной организации, работников научной  организации в соответствующей деятельности, включая порядок их участия в оказании  медицинской помощи гражданам, ответственность образовательной организации,  научной организации за вред, причиненный при осуществлении практической  подготовки обучающихся, в том числе пациентам. 

Как установлено в части 6 статьи 82 Закона об образовании, практическая  подготовка обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную  деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных  ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и  (или) местных бюджетов, в государственных и муниципальных организациях, указанных  в части 5 настоящей статьи, и использование необходимого для практической  подготовки обучающихся имущества этих организаций осуществляются на  безвозмездной основе. 

Таким образом, практическая подготовка лиц, получающих медицинское  образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской  деятельности. 

Как следует из материалов дела, между Учреждением и ФГБОУ ВО «СГМУ»  были заключены договоры № 400 от 22.05.2017 и № 411 от 22.05.2022 об организации  практической подготовки обучающихся, заключаемые между образовательной  организацией и медицинской организацией, аптечной организацией, судебно-экспертной  организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья (далее -  Договоры), предметом которых являлась организация и проведение практической  подготовки лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее  фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее  фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование,  а также осуществление в рамках практической подготовки обучающихся медицинской  деятельности педагогическими и научными работниками организации, осуществляющей  образовательную деятельность, имеющими сертификат специалиста либо свидетельство  об аккредитации специалиста. 

Согласно пунктам 12.9, 12.10 договора в обязанности заявителя входит  обеспечение участия работников и обучающихся в оказании медицинской помощи  гражданам, обеспечении допуска обучающихся к участию в оказании медицинской  помощи при согласии пациента или его законного представителя. 

Приложением № 1 к дополнительному соглашению № 4 от 31.08.2020 и № 1 от  22.05.2022 утвержден Порядок участия работников организации, осуществляющей  образовательную деятельность, в оказании медицинской помощи. 

Согласно пункту 1.2 данного Порядка работники организации, осуществляющей  образовательную деятельность, оказывают медицинскую помощь на безвозмездной  основе в виде консультативных услуг по профилю из профессиональной деятельности. 

Как следует из пояснений заявителя, указанные помещения совместно  используются как сотрудниками ФГБОУ ВО «СГМУ», так и работниками Учреждения.  Представители педагогического состава кафедры «Стоматология детского возраста»  являются сотрудниками ОМС отделений Учреждения и оказывают помощь в системе  ОМС. 

Во время практической подготовки обучающихся данные сотрудники оказывают  помощь в рамках территориальной программы ОМС Архангельской области, за которую  выставляются счета на оплату услуг в ТФОМС АО, т.е. фактически медицинские 


работники учреждения оказывают медицинскую помощь пациентам, а  обучающиеся наблюдают за процессом лечения. В помещениях, где работа  непосредственно с пациентами не ведется, используется учреждением для проведения  производственных собраний (совещаний) в рамках ежемесячных тематических планов, а  также используются работниками для подготовки к началу приема пациентов. 

Из материалов дела не следует, что помещения площадью 339,5 кв.м переданы в  единоличное пользование ФГБОУ ВО «СГМУ». Указанные помещения по договорам  аренды либо пользования ФГБОУ ВО «СГМУ» не передавались, акты приема-передачи  в отношении данных помещений не оформлялись. 

Довод Фонда о том, что программы обязательного медицинского страхования не  предусматривают расходы на мероприятия, связанные с подготовкой и руководством  практикой обучающихся по профессиональным образовательным программам  медицинского образования, судом не принимается. 

Согласно распоряжению Правительства Архангельской области от 11.03.2014 №  51-рп «О создании государственного автономного учреждения здравоохранения  Архангельской области «Архангельская детская стоматологическая поликлиника» путем  изменения типа государственного бюджетного учреждения здравоохранения  Архангельской области «Архангельская детская стоматологическая поликлиника» за  Учреждением закреплено здание детской стоматологической поликлиники,  расположенное по адресу: г. Архангельск, проезд Приорова, д. 6, корпус 1. 

Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном  медицинском страховании в Российской Федерации» в структуру тарифа на оплату  медицинской помощи включены, в том числе, расходы на оплату коммунальных услуг,  работ и услуг по содержанию имущества. 

Приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н утверждены Правила  обязательного медицинского страхования (далее -Правила ОМС). Согласно пункту 184  Правил ОМС тарифы рассчитываются за единицу объема медицинской помощи, за  медицинскую услугу, за вызов скорой медицинской помощи, за законченный случай  лечения заболевания, на основе подушевого норматива финансирования медицинской  организации на прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц  (обслуживаемых медицинской организацией), а также подушевого норматива  финансирования медицинской помощи по всем видам и условиям оказания медицинской  помощи. 

Согласно пункту 192 Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты  медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской  помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты,  необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не  потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи  (медицинской услуги). 

В соответствии с пунктом 194 Правил ОМС к затратам, необходимым для  обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым  непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги),  относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно  связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги). 

В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской  организации в целом, включены затраты на коммунальные услуги и затраты на  содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской  организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской  организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого  имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации 


в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования,  эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги)  (далее - затраты на содержание недвижимого имущества) (пункт 195 Правил ОМС). 

Как определено в пункте 203 Правил ОМС, к затратам на содержание объектов  недвижимого имущества относятся в том числе затраты на уплату налогов, в качестве  объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество, закрепленное  за медицинской организацией или приобретенное медицинской организацией за счет  средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе  земельные участки. 

Таким образом, произведенные Учреждением расходы на оплату коммунальных  платежей, налога на имущество не являются расходами на мероприятия, связанные с  подготовкой и руководством практикой обучающихся по профессиональным  образовательным программам медицинского образования, а в соответствии с  законодательством относятся к затратам, необходимым для обеспечения деятельности  медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе  оказания медицинской помощи, которые согласно части 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ  включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи. 

Учитывая специфику, заключенных договоров о практической подготовке  медицинских работников, требования Федерального закона «Об образовании в  Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, обязанность у образовательной  организации по возмещению расходов на коммунально-бытовое и эксплуатационное  обслуживание помещений, предоставленных ей для практической подготовки  обучающихся, отсутствует. Договор о практической подготовке медицинских и  фармацевтических работников является безвозмездным, то есть не подразумевает  взимания медицинской организацией платы с образовательной организации за  предоставление условий для организации практической подготовки, в том числе за  пользование имуществом, включая коммунальные услуги, а также начисление налога на  имущество. 

При ином правовом подходе практическая подготовка обучающихся в  организациях, осуществляющих образовательную деятельность, финансовое  обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального  бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в  государственных и муниципальных организациях, и использование необходимого для  практической подготовки обучающихся имущества этих организаций осуществлялось  бы на возмездной (коммерческой) основе, что не соответствует п. 6 ст. 82 Федерального  закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

Довод Фонда о том, что в Порядках распределения расходов по источникам  финансового обеспечения на 2021, 2022 годы, утвержденных приказами от 11.01.2021 №  06-О, от 10.01.2022 № 02-О, не предусмотрены какие-либо услуги и работы по  обслуживанию помещений, переданных по договорам безвозмездного пользования в  пользу ФГБОУ ВО «СГМУ» Минздрава России в целях практической подготовки  обучающихся, судом отклоняется, поскольку, как указано выше, спорные помещение не  передавались университету, а находились в совместном пользовании у поликлиники и  университета, в спорных помещениях оказывалась медицинская помощь пациентам. 

 Доказательств обратного с учетом распределения бремени доказывания по  настоящему делу Фондом не представлено. 

При таких обстоятельствах выводы Фонда о нецелевом использовании средств  ОМС при оплате коммунальных услуг и уплате налога на имущество за помещения,  используемые для организации практической помощи обучающихся, в сумме 656685,39  руб. является необоснованным. Требование заявителя в указанной части подлежит  удовлетворению. 


На основании части 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ за  использование не по целевому назначению медицинской организацией средств,  перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по  обязательному медицинскому страхованию, Учреждение уплачивает в бюджет  территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого  использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки  рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день  предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за  каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению,  медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10  рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего  требования. 

В соответствии с пунктом 42 Порядка по результатам проверки составляется акт  проверки и при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного  медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, согласно пункту 42.3 Порядка  в него включается требование о возврате медицинской организацией средств,  использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по  целевому назначению медицинской организацией средств обязательного медицинского  страхования, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи  по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39  Федерального закона № 326-ФЗ. 

С учетом признания недействительным акта проверки в части выводов о  нецелевом расходовании средств в сумме 684320,04 руб. требование акта об уплате  штрафа в размере 10% от указанной суммы также подлежит признании  недействительным. 

На основании изложенного, требования заявителя подлежат частичному  удовлетворению. 

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему  делу подлежат отнесению на ответчика. 

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области 

РЕШИЛ:

Признать недействительным, проверенный на соответствие нормам  действующего законодательства ненормативный правовой акт – акт проверки  использования средств, направленных на реализацию территориальной программы  обязательного медицинского страхования в государственном автономном учреждении  здравоохранения Архангельской области "Архангельская детская стоматологическая  поликлиника" № 12/04 от 02.02.2023, принятый территориальным фондом  обязательного медицинского страхования Архангельской области в отношении  государственного автономного учреждения здравоохранения Архангельской области  "Архангельская детская стоматологическая поликлиника" в части выводов о нецелевом  использовании средств обязательного медицинского страхования по эпизодам оплаты  работы в выходные и (или) нерабочие праздничные дни по излишне начисленным  стимулирующим выплатам и выплатам компенсационного характера в размере 27634  руб. 65 коп., оплаты коммунальных услуг за помещения, используемые для организации  практической подготовки обучающихся в размере 550553 руб. 07 коп., уплаты налога на  имущество за помещения, используемые для организации практической помощи  обучающихся в размере 106132 руб. 32 коп., и в части назначения штрафа в размере  68432 руб. 00 коп. 


Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных  интересов заявителя. 

В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.

Взыскать с территориального фонда обязательного медицинского страхования  Архангельской области в пользу государственного автономного учреждения  здравоохранения Архангельской области "Архангельская детская стоматологическая  поликлиника" 3000 рублей расходов по государственной пошлине. 

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный  апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд  Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия. 

Судья И.С. Юринская 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 06.03.2023 9:41:00

Кому выдана Юринская Ирина Сергеевна