АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
16 июля 2022 года | г. Архангельск | Дело № А05-4168/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена июля 2022 года
Решение в полном объёме изготовлено июля 2022 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Сметанина К.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сусловой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению акционерного общества "Почта России" (ОГРН <***>; адрес: 131000, Москва, Варшавское шоссе, дом 37; 163000, <...> - УФПС Архангельской области)
к ответчикам: 1. Прокуратуре Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: 163002, <...>); 2. индивидуальному предпринимателю ФИО1 (место жительства: г. Ростов-на-Дону)
о признании недействительными торгов и государственного контракта,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился (не явился, извещен, заявлено о рассмотрении отсутствие);
от ответчиков: 1. ФИО2 (доверенность от 05.04.2022); 2. не явился (извещен),
установил:
Акционерное общество "Почта России" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к ответчикам - Прокуратуре Архангельской области (далее – прокуратура) и индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – предприниматель) о признании недействительными торгов в форме электронного аукциона (извещение от 08.02.2022 № 0124100005022000001) на право заключения контракта на поставку государственных знаков почтовой оплаты и государственного контракта от 28.02.2022, заключенного ответчиками по результатам электронного аукциона.
В обоснование иска утверждается, что государственные знаки почтовой оплаты, не являются товаром, а денежным документом, их приобретение должно осуществляться посредством заключения договора оказания почтовых услуг с истцом как с субъектом естественной монополии, проведение закупочных процедур по поставке знаков почтовой оплаты нарушает законодательство о конкуренции.
Представитель истца ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия в судебном заседании 13.07.2022.
Ответчики в отзывах с иском не согласились.
Ответчик – предприниматель своих представителей в судебное заседание не направил, дело рассматривалось в его отсутствие (ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав письменные доказательства, заслушав представителя ответчика - прокуратуры, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 08.02.2022 прокуратурой в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0124100005022000001 на право заключения контракта на поставку знаков почтовой оплаты (почтовых марок). Начальная (максимальная) цена контракта - 987 000 руб.
На участие в аукционе поданы две заявки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 17.02.2022 победителем электронного аукциона признан предприниматель, предложивший цену контракта 987 000 руб.
По результатам торгов прокуратурой (заказчиком) и предпринимателем (поставщиком) заключен государственный контракт от 28.02.2022 № 1 (далее – контракт), по которому поставщик обязался осуществить поставку знаков почтовой оплаты (марок почтовых) одной партией в течение 15 календарных дней с даты заключения контракта, а заказчик обязался принять и оплатить поставленный товар (пункты 1.1, 1.2 контракта).
В спецификации (приложение № 1 к контракту) конкретизированы наименование и характеристики товара: марки почтовые негашеные номиналом 3 руб. в количестве 12 000 шт. на сумму 36 000 руб., номиналом 25 руб. в количестве 11 600 шт. на сумму 279 000 руб., номиналом 56 руб. в количестве 12 000 шт. на сумму 672 000 руб.
На момент рассмотрения дела в суде обязательства по контракту ответчиками исполнены, о чем свидетельствуют копия универсального передаточного документа от 03.03.2022 № 6 и копия платежного поручения от 11.03.2022 № 245979 на сумму 987 000 руб.
Статья 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) позволяет признать недействительными в судебном порядке торги по иску заинтересованного лица при подтверждении их проведения с нарушением правил, установленных законом.
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно не была принята высшая предложенная цена; при существенном нарушении порядка проведения торгов, повлекшем неправильное определение цены продажи, а также при иных нарушениях правил проведения торгов, установленных законом.
Как установлено пунктом 2 статьи 449 ГК РФ, признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В частности, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
К конкурентным способам относятся аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (пункт 2 части 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта (часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее – Закон № 176-ФЗ) определено, что почтовая связь является видом связи, представляющим собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; услуги почтовой связи - это действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; операторами почтовой связи являются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи; государственные знаки почтовой оплаты представляют собой почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.
Услуги общедоступной почтовой связи в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Минсвязи России от 26.05.1994 № 115 утверждено Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации (далее - Положение № 115).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения № 115 знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции.
Знаки почтовой оплаты печатаются предприятиями Государственного производственного объединения государственных знаков Министерства финансов Российской Федерации (Гоcзнак) согласно заключаемым договорам (пункт 1.6 Положения № 115).
Согласно пункту 5.3 Положения № 115 продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение.
Издательско-торговый центр "Марка", кроме обеспечения заявок на знаки почтовой оплаты управлений Федеральной почтовой связи, осуществляет продажу знаков почтовой оплаты с момента их выхода в почтовое обращение (как филателистического материала) другим юридическим и физическим лицам (пункт 5.7 Положения № 115).
Как следует из пункта 4 приказа Минсвязи России от 26.05.1994 № 115 «Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации», установленные Положением № 115 требования распространяются на государственные учреждения, предприятия и организации почтовой связи.
Таким образом, Положение № 115 предписывает осуществлять продажу знаков почтовой оплаты Российской Федерации строго по номинальной стоимости только определенному субъекту - учреждениям Федеральной почтовой связи. При этом знаки почтовой оплаты могут приобрести у изготовителя любые физические и юридические лица, в том числе, для участия в закупке, и таким лицам не запрещена последующая реализация почтовых марок по цене ниже их номинальной стоимости.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р (далее – распоряжение № 471-р) утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), к которым, в частности, относятся «Услуги издательские» (кроме кодов 58.19.12, 58.19.15) с кодом ОКПД 58.
"Марки почтовые негашеные" отнесены к коду ОКПД 58.19.14.110.
Следовательно, при закупке товара с кодом ОКПД 58.19.14.110 ("Марки почтовые негашеные") заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
В этой связи суд признает обоснованными доводы ответчиков о том, что почтовые марки являются товаром, допустимым к приобретению в рамках Закона № 44-ФЗ при выборе способа определения поставщика посредством проведения электронного аукциона.
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" тарифы на услуги общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Между тем в Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденный постановлением Правительства от 24.10.2005 № 637, поставка (продажа) знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертом, почтовых карточек) не включена, то есть данный вид услуг не относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Исключительные полномочия ответчика по поставке знаков почтовой оплаты, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации также не установлены.
Следует отметить, что объектом закупки является именно поставка товаров - знаков почтовой оплаты (почтовых марок), а не оказание услуг почтовой связи.
Согласно пункту 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются: почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки; оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами; иные знаки почтовой оплаты, наносимые типографским способом; иные знаки в информационной системе организации федеральной почтовой связи, подтверждающие оплату услуг почтовой связи по пересылке простых и заказных почтовых отправлений в форме электронного документа.
Таким образом, почтовые марки подтверждают лишь оплату услуг почтовой связи, однако их реализация не свидетельствует об оказании таких услуг и может осуществляться иными лицами, в том числе и не в момент оказания собственно услуг почтовой связи.
Кроме того, исковые требования не могут быть удовлетворены в связи с прекращением действия контракта в результате его надлежащего исполнения ответчиками.
Согласно системному толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 № 739-О-О и Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.01.2004 № 10623/03, положение пункта 1 статьи 449 ГК РФ направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 ГК РФ - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Поэтому лицо, заявившее требования о признании торгов недействительными, должно иметь охраняемый законом интерес в признании сделки недействительной. Такой интерес должен носить материально-правовой характер.
В рассматриваемой ситуации избранный истцом способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес истца к оспариваемым торгам и контракту имеет абстрактный характер.
При изложенных обстоятельствах суд не находит основания для удовлетворения иска.
По результатам рассмотрения дела и в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья К.А. Сметанин