ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4231/2010 от 26.05.2010 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 мая 2010 года

г. Архангельск

Дело № А05-4231/2010

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 26 мая 2010 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Никитина С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Никитиным С.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район»

к ответчику – Комитету по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район»

о признании права собственности муниципального образования «Пинежский муниципальный район» на сформированные земельные участки (кадастровые номера 29:14:050303:154, 29:14:050303:155, 29:14:050303:156) из состава земель сельскохозяйственного назначения, собственники которых не распоряжались земельными участками в течение трех лет и более с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), образовавшиеся в результате приватизации совхоза «Быстровский»,

при участии в заседании представителей:

от истца: Тупицын И.С. (доверенность от 29.12.2009),

от ответчика: не явился,

у с т а н о в и л :

Муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (далее – истец, Администрация) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (далее – ответчик, Комитет) о признании права собственности муниципального образования «Пинежский муниципальный район» на сформированные земельные участки (кадастровые номера 29:14:050303:154, 29:14:050303:155, 29:14:050303:156) из состава земель сельскохозяйственного назначения, собственники которых не распоряжались земельными участками в течение трех лет и более с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), образовавшиеся в результате приватизации совхоза «Быстровский».

Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. В представленном суду отзыве, ответчик с иском согласился. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассмотрен без участия представителя ответчика.

В судебном заседании представитель Администрации исковые требования поддержал, пояснив, что рассматриваемое требование о признании права собственности на невостребованные (не используемые более трех лет) земельные участки, подано Администрацией на основании статей 13 Федерального закона РФ от 24.06.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 10 Областного закона Архангельской области от 10.02.2004 №217-28-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Архангельской области» с целью изъятия участков у граждан, которым земельный участок был предоставлен в виде долей при приватизации совхоза. По мнению представителя истца, рассматриваемое требование о признании права собственности на невостребованные земельные участки подлежит рассмотрению в порядке неискового производства. Надлежащим ответчиком является Комитет по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район», а не граждане. В судебном заседании представитель истца указал, что в привлечении к участию в деле иных ответчиков нет необходимости.

Заслушав представителя истца, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указом Президента РФ от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» была произведена приватизация и реорганизация сельскохозяйственных предприятий, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан.

В ходе приватизации совхоза «Быстровский» Пинежского района Архангельской области, принадлежавшие совхозу земли переданы в виде долей в собственность гражданам (бывшим работникам и ветеранам совхоза).

Решением Главы администрации Пинежского района от 19.02.1992 утверждены расчеты дифференцированного среднего земельного пая с учетом среднего показателя оценки качества сельскохозяйственных угодий.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», конференцией трудового коллектива совхоза «Быстровский» 27.02.1992 принято решение о создании на базе совхоза «Быстровский» акционерного общества закрытого типа и установлении коллективно-совместной собственности на землю граждан.

Произведена разработка проекта землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Быстровский» Пинежского района Архангельской области. Из содержания протокола от 16.03.1993 следует, что на заседании комиссии в составе председателя совхоза, сельсовета, комиссии по приватизации земель, Архангельского землеустроительного предприятия института СевзапНИИгипрозем был рассмотрен вопрос по выделению из имущества реорганизованного совхоза «Быстровский» в коллективную-долевую собственность.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.1993 «О регулировании земельных отношений и развитию аграрной реформы в России» Глава администрации Пинежского района постановлением от 18.05.1994 №136 «О выдаче свидетельств на право собственности на землю собственникам земельных долей (паев)» постановил: Комитету по земельным ресурсам и землеустройству подготовить и выдать свидетельства на право собственности на землю собственникам земельных долей (паев) акционерного общества «Быстровское».

Департамент по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Архангельской области, посчитав, что собственники земельных долей в течение трех и более лет с момента приобретения ими прав на земельные доли АО «Быстровское», АО «Пинежское» не распоряжались землей, со ссылкой на пункт 5 статьи 10 Областного закона от 10.02.2004 №217-28-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Архангельской области» вынес распоряжение от 21.10.2008 №908-р, которым предоставил МО «Пинежский муниципальный район» право принятия решений об образовании земельных участков из земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю АО «Быстровское», АО «Пинежское».

Администрацией муниципального образования «Пинежский муниципальный район» вынесено постановление от 15.01.2009 №07-па об образовании земельного участка из земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех лет и более с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), образовавшиеся в результате приватизации совхоза «Быстровский» (АО «Быстровское») из земель сельскохозяйственного назначения (земли бывшего совхоза «Быстровский»).

Объявление о выделе названных земельных долей граждан (как невостребованных) и предложение собственникам и их наследникам заявить о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности опубликованы в газетах «Волна» №4 (1168) за 03.02.2009 и «Пинежье» №5 (8112) от 04.02.2009.

Впоследствии из земельных долей граждан, не заявивших о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, были образованы три земельных участка с кадастровыми номерами №29:14:050303:154, 29:14:050303:155, 29:14:050303:156.

Посчитав, что указанные земли являются невостребованными, Администрация обратилась в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о признании права собственности муниципального образования «Пинежский муниципальный район» на указанные земельные участки. В судебном заседании представитель истца указал, что настаивает на удовлетворении требования к Комитету и, что в привлечении к участию в деле иных ответчиков (кроме Комитета) нет необходимости.

При вынесении решения суд принимает во внимание, что в соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1), и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).

Суд также учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.01.2009 №1-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2, 3 и 4 статьи 13 и абзаца второго пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в связи с жалобой гражданки Л.Г.Погодиной».

В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указывает на то, что Конституция Российской Федерации, закрепляя право частной собственности и раскрывая в статье 35 его конституционное содержание, включающее правомочия иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, выделяет в качестве самостоятельного конституционного права право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (статья 36, часть 1) и, конкретизируя применительно к данному праву предписание статьи 17 (часть 3), устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются ее собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).

Из приведенных положений Конституции Российской Федерации вытекает обязанность законодателя соблюдать при регулировании земельных отношений, в том числе возникающих в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, баланс частных и публичных интересов, которые затрагиваются реализацией права частной собственности на землю, на основе конституционного принципа пропорциональности (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), с тем чтобы обеспечить охрану законом права частной собственности, как того требует статья 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации, и, исходя из представлений о земле как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации, признающий в качестве основных начал гражданского законодательства, имеющих конституционное значение, равенство участников регулируемых им имущественных и личных неимущественных отношений, неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1 статьи 1), в отношении прав на имущество, находящееся в долевой собственности, предусматривает, что распоряжение таким имуществом осуществляется по соглашению всех ее участников; участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении предусмотренных статьей 250 данного Кодекса правил о преимущественном праве покупки (статья 246); имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними; участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества (пункты 1 и 2 статьи 252).

Согласно статье 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» под земельной долей понимается, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в законную силу Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

При этом в силу статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Аналогичные нормы установлены в пункте 9 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В рассматриваемом случае, из письменных пояснений представителей сторон и материалов дела следует, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами №29:14:050303:154, 29:14:050303:155, 29:14:050303:156 образованы из земельных долей гражданам, ставшими собственниками в результате приватизации совхоза «Быстровский».

С учетом принципа, вытекающего из статьи 9 Конституции Российской Федерации, и исходя из того, что отношения общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения возникли в результате осуществления приватизации сельскохозяйственных угодий, принадлежавших колхозам и совхозам, путем наделения их членов (работников) правом на земельный пай, федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 12 названного Федерального закона, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае, если число участников долевой собственности на этот земельный участок превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных в статьях 12 - 14 данного Федерального закона.

В названных истцом статье 13 Федерального закона Российской Федерации «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 №101-ФЗ, в статье 10 Областного закона от 10.02.2004 №217-28-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Архангельской области» предусмотрена правовая возможность и порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

В том числе в пункте 5 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в пункте 5 статьи 10 Областного закона от 10.02.2004 №217-28-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Архангельской области» законодатель установил, что земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Образование этого земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области либо, в случае принятия уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области решения о предоставлении муниципальному району, городскому округу Архангельской области права принятия решения об образовании земельного участка, соответствующего органа местного самоуправления муниципального района, городского округа Архангельской области.

Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников публикуется в газете «Волна», а также официальном издании соответствующего муниципального района, городского округа Архангельской области.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области или, в случае, установленном данной статьей, орган местного самоуправления муниципального района, городского округа Архангельской области, на территории которого расположен земельный участок, вправе направить в суд заявление о признании права собственности Архангельской области или соответствующего муниципального района, городского округа Архангельской области на указанный земельный участок.

При этом необходимо указать, что признание права как способа защиты гражданских прав прямо предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Признание права в судебном порядке осуществляется в исковом производстве, основной чертой которого является наличие спора о праве.

Поскольку требование органа местного самоуправления о признании за ним права собственности на земельный участок затрагивает имущественные права собственников невостребованных земельных долей, оно может быть заявлено путем предъявления иска к собственникам невостребованных земельных долей в суд по месту нахождения земельного участка и подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства.

Аналогичная правовая позиция изложена в ответе на седьмой вопрос Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2008.

С учетом изложенного, довод ответчика о том, что рассматриваемое требование о признании права собственности на невостребованные земельные участки, ранее предоставленные гражданам, подлежит рассмотрению в порядке неискового производства, суд находит ошибочным.

В связи с изложенным, учитывая, что Комитет по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» не является собственником спорных земельных долей, заявленный администрацией муниципального образования «Пинежский муниципальный район» к ответчику – Комитету по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о признании права собственности муниципального образования «Пинежский муниципальный район» на сформированные земельные участки (кадастровые номера 29:14:050303:154, 29:14:050303:155, 29:14:050303:156) из состава земель сельскохозяйственного назначения, собственники которых не распоряжались земельными участками в течении трех лет и более с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), образовавшиеся в результате приватизации совхоза «Быстровский», не может быть удовлетворен.

Иное означало бы существенное искажение конституционно-правовой природы отношений общей долевой собственности, основанных на балансе индивидуальных и коллективных интересов, чрезмерное, не соответствующее целям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ограничение субъективного права собственности граждан на выделенные им в результате приватизации предприятий агропромышленного комплекса земельных долей и не позволяло бы им реализовать право на судебную защиту, которое, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, носит универсальный характер и как таковое выступает гарантией всех других конституционных прав и свобод.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца. В то же время, истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Дополнительно суд считает необходимым указать на то, что иск о признании права собственности на спорные земельные участки не может быть подан с целью изъятия этих участков у граждан, ими владеющих.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения принудительно могут быть изъяты у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и подлежат доказыванию в суде.

Заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет направляется в суд (с соблюдением правил подведомственности споров) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Статьей 5 Областного закона Архангельской области от 10.02.2004 №217-28-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Архангельской области» определено, что заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его ненадлежащем использовании или неиспользовании в соответствии с целевым назначением в течение трех лет направляется в суд уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области или органом местного самоуправления муниципального района, городского округа Архангельской области, если этот земельный участок предоставлялся органом местного самоуправления муниципального района, городского округа Архангельской области.

Согласно статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 286 Гражданского кодекса Российской Федерации орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Установив указанный порядок, законодатель определил, что при изъятии земельного участка у собственника производится принудительный выкуп, а не конфискация земельного участка.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области.

Судья

С.Н.Никитин