АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
19 июня 2018 года
г. Архангельск
Дело № А05-4234/2018
Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 июня 2018 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания 06.06.2018 секретарем судебного заседания Михайловой В.Е., 09.06.2018 – помощником судьи Острых А.А.,
рассмотрев в судебном заседании 06 – 09 июня 2018 года дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилфонд» (ОГРН <***>; место нахождения: 164570, <...>)
к ответчику – министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163004, <...>)
о признании недействительным требования № 203/06-07/1621 от 14.03.2018,
В заседании суда принимали участие представитель заявителя ФИО1 (доверенность от 14.05.2018), представитель ответчика ФИО2 (доверенность от 11.01.2018).
Суд установил следующее:
общество с ограниченной ответственностью «Жилфонд» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – ответчик, министерство) о возврате средств субсидии от № 203/06-07/1621 от 14.03.2018.
В судебном заседании представитель заявителя предъявленные требования поддержал.
Представитель ответчика с требованиями общества не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 05.02.2018 № 38-р министерством проведена плановая камеральная проверка соблюдения обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифа на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2016 - 2017 годы, по результатам которой составлен акт от 06.03.2018 № 203/06-07/10.
В акте министерством сделан вывод о том, что обществом не подтвержден объем услуг водоотведения, предъявленный в расчетах за 2016 и 2017 годы, в связи с применением неутвержденных в установленном порядке нормативов потребления коммунальной услуги водоотведения на территории муниципального образования «Березниковское» муниципального образования «Воноградовский муниципальный район». Указанное, по мнению министерства, повлекло неправомерное получение обществом средств областного бюджета в размере 978 956 руб. 48 коп. (в том числе: за 2016 год – 483 345 руб. 64 коп., за 2017 год – 495 610 руб. 84 коп.).
В связи с выявленным нарушением министерство направило обществу требование от 14.03.2018 № 203/06-07/1621 о возврате в областной бюджет необоснованно полученной субсидии на возмещение недополученных доходов в размере 978 956 руб. 48 коп..
Не согласившись с указанным требованием, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Общество в обоснование предъявленного требования указало, что на территории МО «Березниковское» отсутствует централизованная система холодного и горячего водоснабжения, жители домов, подключенные в централизованной системе водоотведения, самостоятельно обеспечивают жилые помещения индивидуальным водоснабжением. Вместе с тем, услуги водоотведения от многоквартирных домов, подключенных к централизованной системе водоотведения, общество в рассматриваемый период (2016 – 2017 годы) оказывало в полном объеме. В отсутствие установленного министерством норматива водоотведения, общество использовало в расчетах норматив, утвержденный постановлением главы МО «Березниковское» от 05.02.2009 № 12/1 «О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг».
Министерство с требованием общества не согласилось, указав в отзыве на заявление, что примененные обществом нормативы не соответствуют требованиям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, и, соответственно, не могут быть применены в качестве базовой величины для расчета размера субсидии.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению в виду следующего.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как следует из материалов дела, общество в 2016, 2017 годах оказывало услуги по водоотведению на территории муниципального образования «Березниковское» муниципального образования «Виноградовский муниципальный район».
Приложением № 8 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.10.2015 № 55-в/5 (в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12.12.2017 № 72-в/48) утверждены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые обществом на территории муниципального образования «Березниковское» муниципального образования «Виноградовский муниципальный район». На период с 01.01.2016 по 30.06.2016 заявителю по делу были установлены следующие тарифы (не является плательщиком НДС): для прочих потребителей – 109,19 руб./куб.м, для населения – 30 руб./куб.м (разница в тарифах составила 79,19 руб.). На период с 01.07.2016 по 30.06.2017 действовали следующие тарифы: для прочих потребителей – 117,04 руб./куб.м, для населения – 32,13 руб./куб.м (разница в тарифах составила 84,91 руб.), на период с 01.07.2017 по 31.12.2017 для прочих потребителей тариф составлял 121,59 руб./куб.м, для населения – 34,06 руб./куб.м (разница в тарифах составила 87,53 руб.).
Предоставление обществу средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению (далее – субсидии), осуществлялось министерством в 2016 году в соответствии с Порядком предоставления в 2016 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, предусмотренных Приложением № 12 к Областному закону от 18.12.2015 № 375-22-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» (далее – Порядок 2016).
В соответствии с разделом 5 Порядка 2016 между министерством и заявителем заключен договор № 28-В на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению от 26.01.2016.2016 (далее – договор 2016 года).
Предоставление заявителю субсидии в 2017 году осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 478-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области 2014 – 2020 годы)» (далее – Порядок 2017).
В соответствии с пунктом 5 Порядка 2017 между министерством и заявителем заключен договор на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению от 20.01.2017 № 02-В (далее – договор 2017 года).
Предметом заключенных договоров являлось взаимодействие сторон, направленное на предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению в соответствии с Порядками предоставления субсидий.
На основании расчетов фактической потребности в средствах субсидии, представленных обществом в министерство, министерство перечислило за 2016 год 483 435 руб. 64 коп. субсидии, за 2017 год – 495 610 руб. 84 коп. субсидии.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «б» пункта 1.3 договора 2016 года, подпункту «б» пункта 3.2.1 договора 2017 года для расчета размера субсидии в качестве одной из базовых величин используется фактически реализованный организацией водопроводно-канализационного хозяйства населению и потребителям, приравненным к населению, объем питьевой воды, технической воды, горячей воды и (или) услуг водоотведения, определенный на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии – на основании нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению, установленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Из материалов дела усматривается, что нормативов потребления коммунальной услуги водоотведения на территории муниципального образования «Березниковское» муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» ответчиком, как уполномоченным органом (Положение о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденное постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 № 128-пп), установлено не было.
Вместе с тем, постановлением главы муниципального образования «Березниковское» от 05.02.2009 № 12/1 были утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, в том числе норматив водоотведения для домов с внутренним водопроводом без ванн в объеме 2.43 куб.м. в месяц на 1 человека.
Данный норматив не был отменен, иных нормативов потребления коммунальных услуг водоотведения на территории муниципального образования «Березниковское» установлено не было.
Довод ответчика о невозможности применения норматива на услуги водоотведения по постановлению главы муниципального образования «Березниковское» от 05.02.2009 № 12/1 судом отклоняются, поскольку на момент принятия главой муниципального образования муниципального образования «Березниковское» постановления от 05.02.2009 № 12/1 часть 1 статьи 157 ЖК РФ действовала в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ, устанавливающей право органов местного самоуправления утверждать нормативы потребления коммунальных услуг. Данное постановление в спорный период являлось действующим; доказательств признания его в установленном порядке незаконным, а также доказательств установления министерством, на которое Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ (закон вступил в силу после 13.08.2010) возложены обязанности по утверждению таких нормативов, иных нормативов, ответчиком в материалы дела не представлено.
Поскольку в рассматриваемом случае нормативы на услуги водоотведения уполномоченным органом государственной власти после вступления в силу новой редакции части 1 статьи 157 ЖК РФ не утверждались, а ранее принятые нормативы в установленном порядке недействительными не признаны, ответчик обоснованно применял в расчетах фактической потребности в средствах субсидии объемов оказанных в 2016, 2017 годах услуг населению по водоотведению норматив, установленный постановлением главы муниципального образования «Березниковское» от 05.02.2009 № 12/1.
Кроме того, договоры на 2016 и 2017 годы предусматривают возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению муниципального образования «Березниковское» муниципального образования «Виноградовский муниципальный район». Заключая данные договоры, министерство обладало информацией о том, что нормативы потребления коммунальных услуг водоотведения для жилых и нежилых помещений, расположенных на территории муниципального образования «Березниковское», им не утверждены, но не инициировало установление нормативов потребления коммунальных услуг для данного муниципального образования.
Факт предоставления ответчиком коммунальной услуги населению муниципального образования «Березниковское» муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» в 2016 - 2017 годах в заявленном объеме ответчиком не оспорен. Спора по применению тарифа не имеется. Ответчиком в ходе проверки не установлено несоответствия заявленных обществом в расчетах фактической потребности в средствах субсидии объемов оказанных в 2016, 2017 годах услуг населению по водоотведению данным бухгалтерского учета и первичных учетных документов.
Таким образом, требование министерства о возврате средств субсидии от 14.03.2018 № 203/06-07/1621 не соответствует положениям БК РФ и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, оспариваемее требовании ответчика подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы общества по уплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать недействительным, проверенный на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт – требование о возврате средств субсидии от 14.03.2018 № 203/06-07/1621, принятый министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилфонд».
Обязать министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Жилфонд».
Взыскать с министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилфонд» 3000 рублей расходов по государственной пошлине.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Жилфонд» 3000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной на основании платежного поручения от 10.04.2018 № 136.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Л.В. Шишова