АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
16300 0, г. Архангельск, ул. Логинова, 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Дело №
А05-4254/2012
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2012 года
Полный текст решения изготовлен (решение принято) 29 мая 2012 года
Арбитражный суд Архангельской области
в составе судьи Чуровой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании 21-28 мая 2012 года дело по заявлению государственного инспектора Архангельско-Ненецкого отдела Инспекций за радиационно-опасными объектами Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 (местонахождение 164501, <...>)
к открытому акционерному обществу "Центр судоремонта "Звездочка" (ОГРН <***>; местонахождение 164509, <...>)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 28.02.2012;
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 30.11.2011; ФИО3 по доверенности от 23.04.2012; Подольских В.Е. по доверенности от 21.05.2012; ФИО4 по доверенности от 11.01.2012;
установил:
Государственный инспектор Архангельско-Ненецкого отдела Инспекций за радиационно-опасными объектами Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 (далее – государственный инспектор, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к открытому акционерному обществу «Центр судоремонта «Звездочка» (далее – ОАО «ЦС «Звездочка», общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Государственный инспектор на заявленных требованиях настаивает.
Представители общества с заявленными требованиями не согласны по мотивам, изложенным в отзыве.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, административным органом проведена плановая проверка соблюдения обществом условий действия лицензии №СЕ-03-210-2436 от 17.09.2009 (с изменением №1 от 18.10.2012), соответствия объектов использования атомной энергии, их систем и элементов указанным требованиям, в ходе которой выявлены нарушения, отраженные в акте №05.2-19-17-04 от 29.03.2012.
По факту выявленных нарушений государственным инспектором 29.03.2012 возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, материалы проверки с заявлением о привлечении ОАО «ЦС «Звездочка» к административной ответственности направлены в арбитражный суд в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ.
В обоснование заявленного требования административный орган указывает на допущенные обществом нарушения условий действия лицензии №СЕ-03-210-2436, а именно: эксплуатация радиационных источников, не разрешенных в пункте 1.2 области действия лицензии, неосуществление мероприятий по продлению срока службы и ресурса систем и элементов, влияющих на радиационную безопасность гамма-дефектоскопов типа «ДВС-2М».
Общество, возражая против привлечения к административной ответственности, указывает, что эксплуатация радиационных источников, не разрешенных в пункте 1.2 области действия лицензии №СЕ-03-210-2436, осуществляется им на основании лицензии КВ-12-0075 от 08.07.2009, выданной на осуществление деятельности по использованию атомной энергии в оборонных целях, а также отрицает факт нарушений при эксплуатации гамма-дефектоскопов типа «ДВС-2М».
Изучив документы, представленные в материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.
На основании Распоряжения руководителя СЕМТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора от 07.02.2012 №43рп государственным инспектором проведена плановая проверка (инспекция) в отношении ОАО «ЦС «Звездочка».
Результаты проверки оформлены в акте №05.2-19-17-04 от 29.03.2012, где отражено, что обществом эксплуатируются радиационные источники, не разрешенные в пункте 1.2 области действия лицензии, а именно: радиоизотопные облучательные установки для метрологической аттестации приборов радиационного контроля (комплект испытательных стендов КИС-НДР-МБ зав.№В-01, имеющий в своем составе закрытые радионуклидные источники в количестве 6 единиц; установка поверочная дозиметрическая УПД-Интер зав.№01, имеющая в своем составе закрытый радионуклидный источник), оборудование, в котором содержится закрытый радионуклидный источник (перегрузочный контейнер барабанного типа с закрытым радионуклидным источником). Кроме того, установлено, что ОАО «ЦС «Звездочка» не осуществляет мероприятия по продлению срока службы и ресурса систем и элементов, влияющих на радиационную безопасность гамма-дефектоскопов типа «ДВС-2М», а именно: осуществляется эксплуатация гамма-дефектоскопов типа «ДВС-2М» заводские номера 43, 78, 39, 431, 48, 89, 80, 86, 40 при суммарной наработке циклов более 50000 рабочих циклов; осуществляется эксплуатация изделий из обедненного урана – радиационных головок гамма-дефектоскопов типа «ДВС-2М» заводские номера 95, 43, 78, 39, 431, 48, 89, 80, 86, 40 с истекшим сроком службы (свыше 15 лет).
Копия акта 29.03.2012 получена и.о.генерального директора общества, 01.04.2012 - генеральным директором общества.
28.03.2012 государственный инспектор направил обществу уведомление №05.2-133 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (получено 28.03.2012 и.о.директора общества).
29.03.2012 государственным инспектором в отношении ОАО «ЦС «Звездочка», в присутствии и.о.директора, составлен протокол об административном правонарушении №05.2-31-01/2012 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Копия протокола получена обществом 29.03.2012.
Суд не согласен с позицией административного органа о наличии в действиях общества состава указанного нарушения.
Ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
ОАО «ЦС «Звездочка» имеет лицензию №СЕ-03-210-2436 на эксплуатацию комплекса, в котором содержатся радиоактивные вещества, выданную 17.06.2009 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, сроком действия до 30.06.2014.
Согласно указанной лицензии общество имеет право на осуществление деятельности в области использования атомной энергии по видам работ и объектам, отраженным в таблице - пункт 1.2 условий действия лицензии.
Так, ОАО «ЦС «Звездочка» имеет право на эксплуатацию гамма-дефектоскопов, радиационных головок гамма-дефектоскопов из обедненного урана в виде временного хранения, технического обслуживания, ремонта, перезарядки в центральном хранилище изотопов; в виде использования по назначению на нестационарных рабочих местах в цехах, доккамере, пирсе; в виде временного хранения в хранилище; в виде транспортирования на спецтранспорте.
В ходе проверки административный орган установил, что согласно Акту инвентаризации радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения, находящихся в отделе ядерной и радиационной безопасности ОАО «ЦС «Звездочка» от 22.11.2011, и паспортам на закрытые радионуклидные источники общество эксплуатирует радиационные источники, не указанные в пункте 1.2 условий действия лицензии.
Вместе с тем, государственным инспектором не учтено, что помимо лицензии №СЕ-03-210-2436, выданной Ростехнадзором, ОАО «ЦС «Звездочка» имеет лицензию №КВ-12-0075 на осуществление деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, выданную 08.07.2009 Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» сроком действия до 08.07.2012.
Согласно лицензии КВ-12-0075 она распространяется на осуществление деятельности согласно пунктам 21, 24, 25, 26, 27, 28, 30 Приложения к Положению о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.06.2000 №471.
К видам деятельности, подлежащим регулированию лицензией №КВ-12-0075, отнесены: испытания ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей; ремонт ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей; утилизация ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей; работы с радиоактивными материалами (включая отработавшие радиоактивные материалы), используемыми в оборонных целях, при их хранении и транспортировании, а также при их переработке (на объектах использования этих материалов в указанных целях); разработка, изготовление, эксплуатация и утилизация устройств и технических средств обращения с радиоактивными материалами, используемыми в оборонных целях, а также эксплуатация изделий с радиоактивными материалами при их использовании в оборонных целях; переработка радиоактивных отходов, образующихся при использовании радиоактивных материалов в процессе проведения работ по использованию атомной энергии в оборонных целях (на объектах использования этих материалов в указанных целях); строительство комплексов (зданий и сооружений), предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации, ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
Таким образом, ОАО «ЦС «Звездочка» имеет право на осуществление деятельности по использованию радиоактивных веществ и материалов, не отраженных в пункте 1.2 условий действия лицензии №СЕ-03-210-2436, выданной Ростехнадзором, в оборонных целях.
Согласно пункту 2.1.7 условий действия лицензии №КВ-12-0075 ОАО «ЦС «Звездочка» обязано осуществлять лицензионную деятельность в соответствии с материалами, представленными обществом в Государственную Корпорацию по атомной энергии «Росатом» для получения лицензии и обосновывающими возможность и безопасность выполнения работ.
Так, пунктом 6.1.5.2 Пояснительной записки (документы, подтверждающие возможность ОАО «ЦС «Звездочка» обеспечить выполнение требований и условий, установленных Положением о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях) №700/7д-2009, представленной в Государственную Корпорацию по атомной энергии «Росатом» при получении лицензии, отражено, что общество эксплуатирует изделия с радиоактивными материалами, используемыми в оборонных целях, в том числе - стенд КИС-НДР-МБ зав.№В-01, стенд УПД-Интер 2М зав.№01. При этом, в соответствии с формуляром №ЕЕ1.560.000Ф на КИС-НДР-МБ входит контейнер барабанного типа.
Таким образом, нарушение условий действия лицензии №СЕ-03-210-2436, выданной Ростехнадзором, в виде эксплуатации обществом радиационных источников, не поименованных в пункте 1.2 условий действия данной лицензии, может быть допущено ОАО «ЦС «Звездочка» только в том случае, если оно использовало их не в оборонных целях.
Соответствующих доказательств административным органом суду не приведено.
Акт инвентаризации радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения, находящихся в отделе ядерной и радиационной безопасности ОАО «ЦС «Звездочка» от 22.11.2011, и паспорта на закрытые радионуклидные источники, имеющиеся у общества, сами по себе доказательствами использования объектов в целях не связанных с оборонными, не подтверждает.
Протоколы проверки радиационной защиты, представленные государственным инспектором в ходе рассмотрения материалов дела, из которых следует, что замеры проводились с помощью приборов, поверенных, вероятно, с помощью спорных установок, также достоверно не подтверждают факт нарушений со стороны ОАО «ЦС «Звездочка», и, кроме того, не были отражены в протоколе об административном правонарушении в качестве доказательств по делу.
Что касается выявленных в ходе проверки нарушений обществом сроков службы и ресурса систем и элементов, влияющих на радиационную безопасность гамма-дефектоскопов типа «ДВС-2М», выразившихся в эксплуатации гамма – дефектоскопов с заводскими номерами 43, 78, 39, 431, 48, 89, 80, 86, 40 при суммарной наработке циклов более 50000 рабочих циклов и с истекшим сроком службы, суд установил следующее.
Административный орган, обосновывая свою позицию, ссылается на требования пункта 3.27 ГОСТ 23764-79 «Гамма-дефектоскопы. Общие технические условия», и на требования пункта 7.1 ТУ 95 2054-2003 «Детали из обедненного урана».
ГОСТ 23764-79 «Гамма-дефектоскопы. Общие технические условия» введен 01.01.1981 и распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые гамма-дефектоскопы, предназначенные для неразрушающего контроля качества изделий, с использованием источников гамма-излучения.
Разделом 3 ГОСТ23764-79 установлены технические требования к изготовляемым гамма-дефектоскопам.
Согласно пункту 3.27 «эксплуатационный срок службы гамма-дефектоскопов при суммарной наработке не более 5-104 рабочих циклов должен соответствовать указанным в табл.6».
Так, эксплуатационный срок службы переносных и передвижных промышленных гамма-дефектоскопов при суммарной наработке не более 5-104 рабочих циклов составляет не менее 5 лет.
Указанный пункт не содержит вывода, изложенного государственным инспектором о том, что суммарная наработка гамма-дефектоскопов не должна превышать 50000 рабочих циклов.
ТУ 95 2054-2003 «Детали из обедненного урана», разработанные «Высокотехнологическим научно-исследовательским институтом неорганических материалов имени академика А.А.Бочвара» (ОАО «ВНИИНМ»), пунктом 7.3 (раздел 7 «Гарантии изготовителя») которых назначенный срок службы изделий с сохранением химического состава и механических свойств сплава составляет 15 лет со дня ввода в эксплуатацию, распространяются только на продукцию ОАО «Чепецкий механический завод» (письмо ОАО «ВНИИМ» от 19.04.2012 исх. №ф-540/482).
Обоснования применения к спорным гамма-дефектоскопам требований ТУ 95 2054-2003 административным органом суду не приведено.
Как пояснила суду государственный инспектор в судебном заседании 28.05.2012, практически все гамма-дефектоскопы выпускаются названным институтом.
Вместе с тем, на обозрение суда представлено руководство по эксплуатации гамма-дефектоскопа ДВС-2М, из которого следует, что он разработан предприятием п/я М-5957 в 1983 году. В указанном руководстве отсутствует информация об эксплуатационном или ресурсном сроке службы гамма-дефектоскопа и его радиационной головки.
Государственный инспектор не привела суду достаточных доказательств тому факту, что суммарная наработка гамма-дефектоскопов не может превышать 50000 рабочих циклов, а срок службы радиационных головок гамма-дефектоскопов типа «ДВС-2М» составляет 15 лет, сверх которого их эксплуатация недопустима.
Как следует из пункта 2.2.4 Условий действия лицензии №СЕ-03-210-2436 от 17.06.2009, общество обязано обеспечивать контроль технического состояния, обслуживание и ремонт систем и элементов, влияющих на обеспечение безопасности разрешенной деятельности в объеме, необходимом для поддержания их в исправном состоянии; осуществлять мероприятия по продлению их сроков службы и ресурса в соответствии с «Требованиями к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии» (НП-024-2000).
Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии (НП-024-2000) утверждены постановлением Госатомнадзора РФ №16 от 28.12.2000.
Согласно пункту 2.1 НП-024-2000 при достижении объекта использования атомной энергии назначенного (или 30-летнего) срока эксплуатации эксплуатирующая организация должна провести оценку возможности продолжения эксплуатации объекта.
Положениями раздела 5 НП-024-2000 предусмотрено, что эксплуатирующая организация должна в полном объеме выполнить программу подготовки объектов использования атомной энергии к дополнительному сроку эксплуатации. Если для продления срока эксплуатации требуются модернизация и (или) реконструкция его систем и (или) элементов, то они должны быть выполнены в соответствии с проектом модернизации и (или) реконструкции.
После завершения работ по подготовке объектов использования атомной энергии к эксплуатации в течение дополнительного срока, испытаний и опробований эксплуатирующая организация должна составить и утвердить акт приемки.
Таким образом, требования НП-024-2000, соблюдение которых обществу прямо предписано Условиями действия лицензии, предусматривают возможность продолжения эксплуатации объекта использования атомной энергии по истечении назначенного срока их эксплуатации.
Общество представило на обозрение суду (в материалы дела представлена неполная копия) экспертное заключение по результатам экспертизы документов, обосновывающих остаточный ресурс элемента или группы элементов, важных для безопасности объекта использования атомной энергии – радиационный источник «Комплекс, в котором содержатся радиоактивные вещества» ФГУП «МП «Звездочка», с целью продления срока эксплуатации, утвержденное генеральным директором ООО «РЭСцентр» 01.12.2005, согласно которому, исходя из представленных эксперту документов, эксплуатация гамма-дефектоскопов ДВС-2М с ресурсом более 50000 циклов возможна после капитального ремонта с заменой элементов радиационной головки.
Актами технического освидетельствования гамма-дефектоскопов установлено, что назначенных срок их эксплуатации не превышен, они пригодны для эксплуатации в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
Выводов о допущенных обществом нарушениях при определении возможности эксплуатации гамма-дефектоскопов сверх 50000 рабочих циклов, а радиационных головок гамма-дефектоскопов - сверх 15 лет, протокол об административном правонарушении и материалы инспекции не содержат.
В соответствии с положениями части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на административный орган.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В ходе рассмотрения настоящего дела государственным инспектором не представлено достаточных доказательств факта совершения обществом вменяемого правонарушения.
Исходя из документов, представленных в материалы дела, суд не находит оснований для привлечения ОАО «ЦС «Звездочка» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд Архангельской области, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать государственному инспектору Архангельско-Ненецкого отдела Инспекций за радиационно-опасными объектами Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 в удовлетворении заявления о привлечении открытого акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья А.А.Чурова